Автор: Регина Соболева
Дата: 27-02-2024 | 13:02:13
В последнее десятилетие приобрела актуальность проблема воспитания школьников с помощью отечественного кинематографа, преимущественно советского. В этой связи мы обратимся к некоторым аспектам творчества талантливого и до сих пор любимого многими зрителями режиссера Ю. Чулюкина.
Созданные им фильмы весьма разнообразны, в его творчестве трудно проследить единую линию. Но два фильма, снятые в начале его пути, — «Неподдающиеся» (1959) и «Девчата» (1961) — и два фильма, появившиеся незадолго до его гибели, — «Не хочу быть взрослым» (1983) и «Как стать счастливым» (1986) — образуют некий пунктир: тетралогию, сильно рассредоточенную во времени. Все они посвящены теме воспитания человека. Причем она рассматривается с разных точек зрения, разрабатывается в разных аспектах.
Нельзя сказать, что эта своеобразная тетралогия обладает стилистическим единством. Фильмы, относящиеся к полярным эпохам — «оттепели» и позднего «застоя», — очень различны по интонации. Но всё же связь между ними есть.
Первые два фильма пронизаны светлым энтузиазмом, безграничным оптимизмом и верой в человека. Сюжет «Неподдающихся» полностью опровергает название фильма. Здесь проходят перевоспитание два обаятельных шалопая — Толя Грачкин и Витя Громобоев. Этих недисциплинированных парней, которых сбивает с пути забулдыга Клячкин (начинающий Ю. Никулин), считают неисправимыми и собираются увольнять с завода, где разворачивается движение коммунистических бригад. Но за них заступается Надя Берестова (Н. Румянцева) — не активистка, но девушка с активной жизненной позицией, — и ей поручают взять над ними шефство. Действуя поначалу традиционными, т. е. казёнными, методами, Надя терпит поражение. Потом она по совету подруг прибегает к весьма кощунственному розыгрышу: делает вид, что влюблена в обоих.
(В следующем шедевре Чулюкина — «Девчатах» — эта ситуация инвертируется. Жертвой подобного розыгрыша становится уже героиня той же Румянцевой — в отместку за то, что пыталась перевоспитать Илью Ковригина. Не отстающего, а, наоборот, передовика, зазнавшегося на этом основании. Заметим, что поступки, кощунственные в обычной жизни, в комедиях судятся гораздо менее строго и довольно легко прощаются, воспринимаясь именно как розыгрыши, а не подлости. Это происходит не в последнюю очередь потому, что они играют композиционную роль, являются источником коллизии, двигателями сюжета. Попросту говоря, без них не было бы самих комедий.)
В «Неподдающихся» происходит взаимное перевоспитание героев. Надя открывает замечательные душевные качества своих подопечных, они же становятся сознательными (хотя не без своеобразия: Грачкин прыгает с моста, но «в положительном смысле»: чтобы показать, что он не трус, — за что оба друга попадают в милицию). А фраза, которую Надя в отчаянии бросает дирекции завода, пытаясь убедить начальство, что Грачкин и Громобоев — хорошие ребята, и нельзя увольнять их за мелкое хулиганство (тот самый прыжок с моста): «Какие же вы все неподдающиеся!», раскрывает расширенный смысл заглавия: в этой ситуации непогрешимых нет, все должны перевоспитаться, пересмотреть свои взгляды. И «безупречные» товарищи Грачкина и Громобоева, т. е. хорошие работники, и начальники должны отказаться от формально-высокомерного отношения к человеку, не похожему на них. Грачкин и Громобоев благополучно перековываются, становятся рационализаторами, осознают необходимость учения, перестают скандалить, «выражаться», пить, а в конце бросают курить, вовлекая в этот акт подвернувшегося им Клячкина. Последняя юмористическая нотка вносит в фильм иллюзию, что, возможно, и Клячкина можно перевоспитать, если найти к нему подход.
«Неподдающиеся» — фильм о сопротивлении человеческого материала идеологическим стандартам. У вольнолюбивых, жизнерадостных и стихийно-талантливых ребят вызывает протест не трудовая дисциплина как таковая. Они протестуют против казенщины, формализма. Достаётся в этом фильме и убогой инфраструктуре досуга, которая никак не вдохновляет молодых людей на разумное и культурное препровождение свободного времени (в фильмах 1950-70-х гг. часто высмеивались нуднейшие лекции общества «Знание», есть такая сцена и в «Неподдающихся»). Однако всё это преподносится в фильме с мягким юмором, как преходящие недостатки. У людей есть главное — созидательный труд и вера в светлое будущее. Это придаёт их жизни смысл и ценность, отчего они довольно легко мирятся с бытовой неустроенностью и проч. неприятными реалиями своего времени.
Конечно, «Неподдающиеся» — это заочный и косвенный ответ Достоевскому, у которого «подпольный человек» (если это человек) изъявляет гаденькое удовольствие от мысли, что светлое будущее не наступит никогда, потому что люди при самых лучших социальных условиях останутся низменными и злыми существами. У Чулюкина даже не в самых лучших социальных условиях люди уже достаточно хороши и стремятся стать лучше. И светлое у него — уже настоящее.
(По зловещей иронии судьбы в фильме «Как стать счастливым» Чулюкин заглянул в «светлое будущее», до которого он не дожил, — в 1990 г. Создаётся впечатление, будто он сам думал, что Н. Хрущёв со сроком наступления коммунизма ошибся только на 10 лет... Когда мы смотрим фильм сейчас, это, конечно, производит весьма саркастический эффект.)
Комедия «Девчата» заслуживает отдельного подробного обсуждения, и мы ограничимся лишь некоторыми деталями. Во-первых, здесь, как было сказано, перевоспитываются не (условно говоря) «плохие», а безусловно хорошие люди, передовики труда, уверовавшие в свою непогрешимость. (Чрезмерно развитая добродетель, превратившаяся в порок, — один из типичных признаков жанра комедии). Перевоспитывает их такая же маленькая смешная девчонка — Тося Кислицына, тоже сыгранная Н. Румянцевой. В одних она пробуждает человеческое достоинство, других заставляет его уважать.
Во-вторых, Чулюкин развивает мысль, только намеченную в «Неподдающихся»: общество строит коммунизм, а люди пока еще отстают. Люди готовы к коммунистическому труду, но не готовы по-коммунистически относиться друг к другу. В «Неподдающихся» передовики производства не по-товарищески высокомерны по отношению к «несознательным» и «отстающим» Грачкину и Громобоеву, считают их досадной помехой и не видят в них личностей. В «Девчатах», напротив, слишком много несовершенного человеческого начала, но несовершенство, небезупречность как раз и придаёт героям обаяние. Они, правда, меняются к лучшему в процессе такого же, как в первом фильме, взаимного перевоспитания, но отнюдь не стремятся к совершенству. Напомним, что как раз во время съемок фильма — в октябре 1961 г. — прошел XXII съезд КПСС, поставивший целью построение в СССР коммунизма к 1980 г. и воспитание гармонически развитого (фактически совершенного) человека. В этом смысле фильм Чулюкина идет вразрез с генеральной линией партии. Но гораздо определеннее эта тема была заявлена 20 лет спустя в фильме с характерным названием «Не хочу быть взрослым» (1983), что следует понимать как «Не хочу быть совершенным».
Герои «Неподдающихся» и «Девчат» искренне верили в коммунизм, но 1980 г. прошел, а коммунизм построен не был. Тогда эта общественная формация называлась «развитым социализмом», а позже стал употребляться штамп «эпоха застоя». Романтику победило мещанство. Для комедий того времени был характерен казённый, официозный оптимизм, который нам не хочется приписывать Чулюкину. Ему свойственно жизнерадостное мироощущение, но его последние комедии гораздо менее солнечны, особенно вторая.
Меняется даже синтаксис их названий. Ранние комедии названы словами-номинативами, в той или иной степени отражающими тему воспитания «взрослых детей». (В слове «неподдающиеся» данный смысл только подразумевается, но в слове «девчата» этот оксюморон выражен лингвистически, поскольку девчата — не девочки, не настоящие дети, а суффикс -ат-, напротив, имеет семантику «дети, детёныши».) Герои ранних комедий были ребячливы, но не инфантильны, зато тема инфантилизма стала по-настоящему острой в 1980-е гг.
Чулюкинские фильмы 1980-х гг. называются полными предложениями, сходными по грамматическому строению: «Не хочу быть взрослым» (1983) и «Как стать счастливым» (1986), т. е. такими конструкциями, которые выражают определенную проблему. Заметим, что контекстуально обороты «быть взрослым» и «стать счастливым» почти синонимичны. Они означают одно и то же: реализовать свои способности.
Герой первого из этих фильмов — «Не хочу быть взрослым» — этого делать не хочет. Сам фильм — это, так сказать, «Подкидыш» 80-х годов, данная параллель довольно прозрачна. Главный герой — шестилетний вундеркинд Павлик Орлов, которого родители воспитывают в соответствии с «Моральным кодексом строителя коммунизма» именно тогда, когда общество стало относиться к нему (кодексу) скептически или даже цинично. Папа и мама заботятся о его физическом и интеллектуальном совершенстве. Павлик, демонстрируя завидную самостоятельность, уходит от бабушки, у которой он гостит в подмосковной деревне, сам добирается до Москвы, даже попадает на телевидение и по недоразумению становится участником телепрограммы, где поражает всех своими дарованиями.
В этом фильме для нас интересны два момента. Во-первых, таланты Павлика действительно впечатляют и не вызывают сомнения почти до конца фильма. Но когда он начинает наизусть читать по-английски монолог Гамлета, это вызывает умиление почти у всех слушающих, кроме одного, который про себя отмечает ужасное произношение мальчика. Похоже, что Чулюкин скептически относится к вундеркиндам, а «гармоничное и всестороннее» воспитание считает поверхностным и в глазах специалистов нисколько не выдающимся. И дело даже не в произношении, которое не так уж трудно исправить. Слово «вундеркинд» означает «чудо-ребенок». Но чудес не бывает. Моцарт не в 5 лет написал «Волшебную флейту», а Лермонтов не в 10 — «Героя нашего времени». До подлинного искусства и мастерства необходимо духовно созреть, а без этого любые внешние успехи — ничто. Даже при безупречном произношении Павлик не смог бы поразить слушателей гениальным исполнением великого монолога. Его чтение — профанация и английского языка, и Шекспира. Всего этого не понимают инфантильные родители Павлика. Дети — они, а вовсе не их сын. Результат воспитания оказался амбивалентным: с одной стороны, ребенок приобрел весьма полезные навыки и жизненную закалку, с другой — он теряет нормальное детство, естественное течение которого оказывает не меньшее влияние на формирующегося человека.
Во-вторых, Павлик проявляет немалую зрелость, заявляя, что не хочет быть взрослым (отметим этот остроумный парадокс). Культ «гармонического воспитания» отнимает у ребенка детство. Нужно, чтобы он не стремился к недостижимому и непонятному для него совершенству, а нормально развивался и накапливал душевный опыт. Чулюкин явно отдает предпочтение воспитанию перед образованием, т. е. накоплением знаний. (Заметим, что и главная героиня «Девчат» Тося Кислицына не очень охотно учится, но очень успешно развивается нравственно.)
Затем Чулюкин снимает эксцентрическую комедию с элементом фантастики «Как стать счастливым», на наш взгляд, недооцененную. Ее проблематику мы находим очень интересной. Заметим также, что в названии фильма нет вопросительного знака. Это не вопрос, а инструкция: как стать счастливым. Но так ли это?
Фабула картины состоит в следующем. В 1980 г. бездарный фоторепортер, но славный парень и клинический инфантил Гоша (Н. Караченцов) знакомится с загадочным старичком (Л. Дуров), приехавшим из Лесогорска в Москву — показать в Академии Наук свой аппарат для измерения способностей по биотокам. Гоша понимает, что он плохой газетный работник, но у него есть заветное дело: он пишет роман. Старичок тестирует Гошу и объявляет, что у него почти нет способностей к журналистике и литературе, зато он может стать великим клоуном — как Юрий Никулин или даже лучше.
Прошло 10 лет. Гоша не стал клоуном, он безуспешно пишет свою эпопею, зато исполняет обязанности редактора отдела в газете. На этом посту он тоже не добился ничего выдающегося и даже оказался под угрозой разжалования. Спасти его может только настоящая сенсация, — и это чудо происходит. Его подчиненный Слава обнаруживает необъяснимый взрыв талантов: появляются выдающиеся личности мирового уровня — пианист, балерина, боксер, парикмахерша, покорившая Париж, и др., причем все они родом из Лесогорска. Выясняется, что они были учениками того самого старичка — преподавателя физики, — и он их всех протестировал. Гоша в отчаянии сжигает свой роман и едет в Лесогорск, чтобы показать старику своего сына-оболтуса Вовика Впрочем, Вовик явно умнее папы: родители пытаются делать из него вундеркинда, как из Павлика Орлова, и он тоже не хочет быть взрослым (кстати, обоих играет один мальчик — Кирилл Головко-Серский). Однако они опоздали: изобретатель умер, а до этого разобрал свой аппарат.
Создатели фильма (Чулюкин и его соавтор сценария Г. Кушниренко) поднимают отнюдь не типичную для советского искусства и мировоззрения тему судьбы, закамуфлированной эвфемизмами советской риторики. Предопределение — тема не самая оптимистическая, тем более для оптимиста Чулюкина, и видно, что он пребывает в неуверенности, пытаясь ее решить. Объективно в фильме поставлен очень серьёзный вопрос: действительно ли счастье человека — в его соответствии своему призванию?
Авторы ставят острый вопрос, но дают на него компромиссный ответ. На примере Гоши тезис «Счастье — это соответствие призванию» как будто доказывается «от противного». Гоша не внял совету «доброго волшебника», впустую растратил 10 лет, занимаясь не своим делом. Он сам чуть ли не проклинает себя, что не послушал старика, давшего ему «в руки жар-птицу». На самом деле это доказывает только то, что Гоша глуп и инфантилен. Фильм неубедителен логически: жизнь не обязательно даёт человеку то, чего ему хочется, — чаще не даёт, но он может сделать чужое своим, неинтересное — интересным и даже любимым, если прилагает должные усилия. А интересное можно найти почти в любой профессии. Гоша мог освоить нелюбимую профессию журналиста или развить скромные писательские способности, если бы ставил менее амбициозные цели и не замахивался сразу на эпопею. Фильм не убеждает и художественно. Гоша символически осуществляет своё призвание в воображении — как бы становится великим клоуном. То, что мы видим, производит весьма жалкое впечатление. Ради такого результата вряд ли следовало радикально менять свою жизнь.
В фильме есть еще один момент, свидетельствующий против данного тезиса. Жена Гоши — Зоя (М. Дюжева), фармацевт по профессии, увлекается скульптурой по дереву (Гоша считает ее хобби несерьёзным, в отличие от своего писательства). Через 10 лет она победила на престижном конкурсе. Тогда Гоша задал ей иронический вопрос: «Заяц, а ты, случайно, не из Лесогорска?». Но вопрос оказался отнюдь не праздным. «Лесогорск», т. е. старик-волшебник, парадоксальным образом имеет к этой ситуации отношение, однако он абсолютно ни при чем. Связано это с довольно нелепым эпизодом. Старик пришел к Гоше попрощаться, но не застал его. Зоя, успокоив грудного сына Вовика, незаметно заснула сама. Старик по собственной воле протестировал спящих (!) Зою и Вовика, записал результат на листке бумаги, вложил его в деревянную скульптурку и стал ждать хозяина. Листок с результатами был случайно обнаружен Зоей через 10 лет, причем оказалось, что юный оболтус Вовик, обожающий стреляться из трубочки, сжевал ту его часть, в которой была предсказана его собственная судьба! Таким образом, Зоя узнала результат тестирования, подтверждающий у нее высокие способности к скульптуре, уже после того, как добилась успеха. Старик вообще никак не повлиял на ее судьбу, она сама чувствовала своё призвание и следовала ему. Но ведь у Гоши, в отличие от нее, не было ни малейшего влечения к профессии клоуна!
В pendant к линии Гоши в фильме идет история «хорошей девочки Лиды». А чем же она хороша? Она — идеальная, уникальная домохозяйка с индексом 100%. Лида тоже некоторое время жила в Лесогорске и училась в классе «доброго волшебника». Ее родители — инженеры-энергетики, а бабушка (Т. Пельтцер) — даже профессор. Когда бабушка узнала о результате тестирования, она обозвала старика «полоумным» и забрала Лиду из этой школы. В 1990 г. Лида безуспешно учится (привет Тосе Кислицыной!) в московском техническом институте, зато прекрасно вяжет и демонстрирует чудеса кулинарного искусства (еще один привет Тосе Кислицыной!). Лида свои дарования приписывает бабушке, потому что комплексует перед женихом Славой (открывателем «лесогорского феномена», журналистом), который предпочитает домохозяйке жену с высшим образованием. Слава это говорит по наущению Лидиной бабушки-профессорши, пытающейся перевоспитать неподдающуюся внучку. Из-за этого «заговора» в сюжете возникает ряд недоразумений, для разрешения которых Лиде приходится признаться, что она тоже училась в Лесогорске у этого старика, что у нее нет способностей ни к чему, кроме домашнего труда, но зато эти последние — феноменальны. Заодно Лида сознаётся в ужасном преступлении: что все кулинарные шедевры, восхитившие Славу, приготовила она, а не бабушка. Она предвкушает, что разочарованный Слава ее тут же бросит. Но он успокаивает ее, что ему это известно, и молодые обретают счастье.
Как мы сказали, поставив острый вопрос, авторы дают на него компромиссный ответ. Гоша и Лида (скорее, её бабушка) стали жертвами предрассудков, ложных представлений о престижности. Что же, в конце концов, преодоление предрассудков, пережитков — типичная чулюкинская тема, и в этом режиссер верен себе. И всё же проблема гораздо глубже: коррелируют ли способности человека с его желаниями?
Авторы фильма дают облегченный ответ на этот вопрос. Лида не хочет быть энергетиком, но жаждет быть домохозяйкой. Бывает. А если бы не жаждала? Гоша был бы счастлив стать клоуном, его просто дезориентировали социальные предрассудки. Допустим. А если бы у Гоши оказались феноменальные математические способности, но он хотел бы стать актером, а математика нисколько не привлекала бы его? Счастье ли это — последовать своим способностям вопреки собственной воле?
Концепция фильма, на первый взгляд, выражена недвусмысленно: люди, последовавшие рекомендациям «гениального изобретателя», достигли успеха, а герои, попытавшиеся ему сопротивляться, потерпели или едва не потерпели поражение. Иными словами, против судьбы (предопределения) ничего сделать нельзя. Но, видимо, такой итог не удовлетворял Чулюкина, герои которого обычно не плывут по течению, борются с обстоятельствами, проявляют свободную волю. И он даёт определённую надежду в лице ребёнка, изжевавшего лист с предсказанием его судьбы. Чулюкин подводит нас к мысли, что подлинно чувствительный и тонкий прибор — сам человек.
В начале «перестройки» актуальность приобрели два вопроса: опыт педагогов-новаторов и компетентность управленческого аппарата — соответствуют ли руководящие работники уровню своих способностей, своё ли место они занимают. Для фильма Чулюкина более важен второй из них, но проблема распространяется на всех людей вообще. И «Как стать счастливым» вписывается в целый ряд «перестроечных» фильмов и спектаклей, в которых появляется ученый (изобретатель, психолог, социолог), который в той или иной форме пытается определить уровень способностей чиновников и встречает сопротивление бюрократов.
В тот же период появилась сатирическая пьеса белорусского писателя Н. Матуковского «Мудромер», экранизированная в 1988 г. В. Пономаревым. Ее герой — такой же гений — самоучка Николай Мурашко изобретает прибор, который он, видимо, от избытка интеллекта, назвал «дуромером», а бюрократы из «министерства внедрения» переименовали в «мудромер». Это еще более примитивный прибор, чем у лесогорского чародея: он диагностирует не характер способностей, а только уровень ума (IQ). К счастью для человечества, прибор был не внедрен, а утоплен самим автором в болоте. Человеческая личность осталась не поддающейся измерению. И, возможно, настоящий ответ на вопрос «Как стать счастливым» (который, повторяем, не оформлен в заглавии как вопрос), состоит в следующем: изжевать и выплюнуть рецепт «счастья», даже не читая его, как это сделал Вовик, и следовать собственным наклонностям, как это сделала его мама.
Таким образом, Чулюкин, на наш взгляд, пришел к весьма радикальной переоценке «взрослых детей», которые деградируют до инфантилов. В первых фильмах «взрослые дети» милы и обаятельны. Примечателен диалог, завершающий «Девчат», когда Тося и Илья сидят на «Камчатке» и целуются, причем Тося делает открытие, что носы людям, оказывается, при этом не мешают. Тося: Сидим прямо как взрослые. Илья: А мы и есть взрослые. В самом деле: они часто ведут себя как неразумные, наивные и капризные дети, но проявляют и душевную зрелость и умеют по-настоящему работать. В поздних комедиях показаны родители, для которых дети становятся игрушками (причем если супруги Орловы еще достигли некоторых успехов в воспитании Павлика вундеркиндом, то родители Вовика потерпели фиаско). Апофеозом инфантилизма и безответственности становится поведение Гоши, который ничего не умеет делать по-настоящему, бездарен и в профессии, и в хобби. Кроме того, Гоша — человек без стержня: он бросается из крайности в крайность, легко увлекается и так же легко меняет свои взгляды: сначала безоговорочно доверяется старому «волшебнику», затем разочаровывается, когда получает от старика неприятный для него диагноз способностей, затем, через 10 лет, мгновенно преисполняется фанатической веры, но абсолютно не умеет критически, взвешенно оценить открытие старца. Что, кстати, было бы полезно сделать с учениками и студентами при обсуждении фильма «Как стать счастливым».
Использование фильмов Чулюкина в средней школе и в педагогических вузах может быть весьма полезным. По этим фильмам можно проводить дискуссии, писать эссе. Для обсуждения могут быть предложены вопросы: «Каковы причины первых воспитательных неудач Нади Берестовой в фильме “Неподдающиеся”, и почему она добилась успеха?», «Согласны ли вы с тем, что человеческая природа неисправима? (Существуют ли “неподдающиеся” люди?)», «Оцените благотворное влияние Тоси Кислицыной на окружающих в фильме “Девчата”», «Какое перевоспитание проходят герои фильма “Девчата”?», «Что такое воспитание “гармоничной личности”? Достижимо ли оно?», «Необходимо ли диагностирование способностей человека? Если да, то в каких пределах и с какими дополнительными условиями?» и мн др. Можно также писать сочинение «Ваше представление о счастье» — как в «Доживём до понедельника». А чтобы это не превратилось в бездушный формализм, должен быть воспитан сам педагог — в том числе на советском кинематографе.
_______________
Впервые:
Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры [Электронный ресурс]: материалы Всероссийской научно-методической конференции; Оренбург. гос. ун-т. – Электрон. дан. – Оренбург: ОГУ, 2021. ISBN: 978-5-7410-2433-1. — С. 3534-3542.
Регина Соболева, 2024
Сертификат Поэзия.ру: серия 3988 № 180985 от 27.02.2024
4 | 3 | 273 | 26.11.2024. 17:16:48
Произведение оценили (+): ["Игорь Белавин Песни", "Александр Питиримов", "Светлана Ефимова", "Екатерина Камаева"]
Произведение оценили (-): []
Тема: Re: Re: Александр Флоря. Педагогическая тетралогия Юрия Чулюкина Регина Соболева
Автор Александр Владимирович Флоря
Дата: 29-02-2024 | 18:09:43
Тема: Re: Александр Флоря. Педагогическая тетралогия Юрия Чулюкина Регина Соболева
Автор Игорь Белавин Песни
Дата: 03-03-2024 | 18:20:38
Думаю, тема интересная, масштабная, недостаточно изученная. В сущности, речь идет о том, почему фильм "Девчата" не стал букварем счастья для последующих поколений советских людей, а напротив - остался неким символом канувшего в небытие "золотого века" постсталинского СССР. Попытка развенчать советскую эпоху - это, на мой взгляд, такая же глупость, как и возведение этой эпохи в абсолют. Мне лично очень импонируют заметки А.В.Флори по поводу кинематографа, эту эпоху выражавшего. В той мере, чтобы зафиксировать ее в нужном масштабе.
Ваш И.Б.
Тема: Re: Александр Флоря. Педагогическая тетралогия Юрия Чулюкина Регина Соболева
Автор Регина Соболева
Дата: 29-02-2024 | 17:11:25
Не могу оставить оценку, так как выложила этот материал. Но могу оставить комментарий. Так вышло, что все четыре фильма Чулюкина я смотрела и в детстве и в относительно сознательном возрасте. В детстве они мне понравились сильно, хотя почти ничего не поняла. Когда подросла, понимать стала гораздо больше, но герои стали нравиться намного меньше. Инфантильные, эгоистичные, упрямые люди. Но уверена, если пересмотрю фильмы в третий раз, герои уже не будут вызывать таких ярких эмоций. Потому что с возрастом начинаешь обращать внимание на другое. Немного возвращаешься в детство - просто и искренне радуешься искреннему веселому умному фильму об обычных в сущности людях. Эти фильмы не показали мне, что такое "воспитание личности", они просто научили меня не осуждать. Может, и в этом тоже есть своя педагогия. Спасибо за эссе. И правда, теперь хочется пересмотреть эти отличные фильмы Юрия Чулюкина.