Принципы акмеизма можно сравнить с иератической лестницей: каждая следующая ступень использует предыдущую на новом этапе актуализации смыслового
ядра / первообраза слова.
Первая ступень. Природа слова.
Слово имеет онтологический статус. То есть слово связано с бытием как образ
с первообразом. Фонетика, морфология, этимология, грамматика – оболочки,
формирующие передачу первообраза в мир. Бытие раскрывается через слово.
Но слово пребывает в «свернутом» виде, пока не актуализируется поэтом. Поэзия есть поступок по актуализации бытия.
Вторая ступень. Знакомство слов.
Слово актуализирует свои смыслы в общении с другим словом / словами. Соседство
слов актуализирует каждое из слов. Возникают силовые парадигмы слов – бытие в
слове актуализируется и в слове актуализируются все его смыслы. Возникает семантическое гнездо слова – его начинают окружать оболочки смыслов. Можно говорить о
валентности слова. Слово притягивает к себе смыслы другого слова. Возникают пучки
смыслов – пересечения силовых линий значений слов.
Третья ступень. Стихотворение как малая модель бытия.
Стихотворение есть совокупность актуализаций всех используемых поэтом
слов. Все отсылы к другим словам, совокупности слов – есть актуализация «актуализаций бытия» в других текстах мировой культуры. Упоминательная клавиатура – это как раз механизм актуализации. Отсюда акмеистическая работа с подтекстами и всеми видами цитатности: от прямых цитат до аллюзий.
Важно, что акмеизм включает автоцитатность как форму актуализация бытия
наравне с отсылками к другим текстам внутри других эпох и культур.
Так возникает образ мировой культуры и «тоска» по ней – это интенция, требующая актуализации мировой культуры.
Стихотворение – это модель космоса как гармонизированной модели бытия.
Как бытие не может быть прочитано одним способом, так и стихотворение акмеиста всегда раскрывает свои актуализируемые смыслы в зависимости от механизма их вычленения и анализа.
Четвертая ступень. Книга стихов как большая модель бытия.
Стихи складываются в книгу – но если отдельное стихотворение есть актуализация законченной формы бытия внутри определенной смысловой системы координат, то книга стихов – есть актуализация модели бытия внутри историко-культурной системы смыслов; то есть книга стихов – открытая модель бытия, выводящая
за границы конкретного стихотворения в мир множественности смыслов и разных
способов актуализации смыслов. Книга – самая сложная форма актуализации бытия – в наибольшей степени приближена к бытию в его сложной структуре взаимодействий различных сегментов
бытия. Знакомятся уже не только значения отдельных слов, но и смыслы стихотворений, создавая силовые линии значений / смыслов уже на новом, более высоком иератичном уровне.
"Осип Мандельштам и XXI век
Материалы международного симпозиума.
Москва. 1–3 ноября 2016 г"
https://publications.hse.ru/mirror/pubs/share/direct/210211541?ysclid=lramzh1efv188886149
Спасибо, Барбара. Несколько неожиданное восприятие. но тем и интересное.
Комментарий удален
Спасибо, Игорь, за комментарий. Только сейчас его заметил. Онтологический статут на то и онтологический, что не зависит ни от каких антропогенных факторов. Включая деление времени на эпохи теми или иными учеными и не очень учеными людьми.
Комментарий удален
Термины - это римские божки, охранявшие границы. В науке, чтобы смерь терминов не приводила к разночтению, как раз договариваются. что значит область определения. где область значений и как работают функциональные взаимосвязи. Я под онтологическим статусом слова подразумеваю такой статус. который не принадлежит человеку. Я исхожу из того, что язык не является продуктом жизнедеятельности человека и был ему дан изначально. И поэзия как раз дает возможность обнажить эту природу слова неантропоморфную. Как это происходит - сложный многоступенчатый процесс. И столь же сложный процесс - обратное считывание в слове его уровней. Но это опять же отдельный долгий разговор. С уважением, Ваш АЗ.
Комментарий удален
Ну у меня первое образование - математика. Спецшкола, всесоюзная заочная физико-математическая школа для одаренных детей, мех-мат Киевского университета (правда, я ушел с третьего курса). Так что математика меня приучила к логической и корректной на каждом этапе преобразований мысли А потом научную выучку я получал уже в аспирантуре Литинститута, когда моим научным руководителем была Мариэтта Чудакова - крупный серьезный учёный. Так что сам люблю точность. Но все-таки логика филологического исследования не всегда укладывается в логику математическую, а математический объект и текстовой объект не всегда описываются одними и теми же способами. Под ученым я понимаю человека, прошедшего профессиональную подготовку в определенной специальности. То есть владение алгоритмами, методами, умение мыслить объективно, выбор научной истины, а не желание доказать свою состоятельность ( что часто и есть цель псевдоученого). ваше мнение мне интересно, потому что Вы способны к диалогу и у Вас есть своя аксиология.
Комментарий удален
Александр, здравствуйте.
"Природа слова" - "Знакомство слов" - "Стихотворение как малая модель бытия" - "Книга стихов как большая модель бытия". Четвёртая "ступень" здесь отменяет всю тонику (если можно так сказать) рассуждений. Прилагательное "малая" (модель) тоже отменяет что-то важное. Поделилась восприятием.