Автор: Светлана Ефимова
Дата: 17-11-2023 | 18:59:20
Яшку гонят отовсюду, всем мешается «немой».
Бабка Нюра даст конфетку, говорит: «Иди домой»,
подтолкнёт тихонько в спину, не обидно и не больно –
и пойдёт он топотаться по своей «первопрестольной»,
побредет наивный Яшка от калитки до калитки,
от двора к двору – ни пользы в этом нет и нет убытка
никому. Живут сельчане – каждый долюшкой своей:
кто, как сыр в топленом масле, кто без шума, без затей,
у кого сыночек сгинул, у кого идет гульба…
поле белое в ромашках – топай дальше, голытьба.
Деда Ваня – тот жалеет – чай нальёт, накормит щами,
а потом, как все, спровадит: «Не мешайся под ногами».
«Что с тебя возьмёшь, немого, ты ни «бе» ни «ме», умишком
Бог обидел, – есть соседи (что за люди!), те не слишком
добросердны. – Да не стой тут! Выпучил свои глазищи!».
Он идёт от дома к дому и молчит – как птицей свищет.
А когда, пристав, бедовый вечер клонится к подушке,
Яшка тащится на берег к светлой каменной церквушке.
Там, где сирая побелка бок церквушки не калечит,
он привалится спиною и нелепо звуки шепчет
ЗаИльюИванаПавлазаСергеяАлександра
заВолодюКонстантиназаНикитузаПетра
ЮруВиктораАндрея
АнатолияЛексея –
го-во-рит!
мыча и плача, завывая и бубня –
речка слышит, ветер носит: За.а.а.те-бя!
Светлана Ефимова, 2023
Сертификат Поэзия.ру: серия 1516 № 178434 от 17.11.2023
Избранное | Рекомендованное | 23 | 23 | 1189 | 21.12.2024. 15:57:16
Произведение оценили (+): ["Магарита Белая", "Сергей Лисицын", "Вяч. Маринин", "Ирина Бодич", "Ашот Наданян", "Александр Марусев", "Сергей Кузнечихин", "Игнат Колесник", "Наташа Корн", "Бройер Галина", "Анатолий Мельник", "Корди Наталия", "Александр Владимирович Флоря", "Марк Шехтман", "Надежда Буранова", "Ирина Бараль", "Валентин Литвинов", "Екатерина Камаева", "Виктор Брюховецкий", "Сергей Ткаченко (Amis)", "Нина Есипенко (Флейта Бутугычаг) °", "Виктор Гаврилин"]
Произведение оценили (-): []
Спасибо, Сергей, в том числе и за замечание. Я пороюсь в словарях, уточню...мне кажется, отрицательная частица ни в сочетании с нет может быть и одиночной.
Может. Если бы было "нет ни грамма пользы". :о)
Светлана, если меня спросят, что такое русская идея или вообще поинтересуются, кто такие русские, отправлю вопрошающего на Вашу страничку. В этих стихах все ответы.
Владимир, это как по Достоевскому -- "воплощенная в патриотическую форму концепция всеобщей нравственности"?
Просто г-н Белозерский думает, что русские люди немые дурачки. А соседи у них всегда злые.
Не хотелось бы, чтобы Владимир так думал. Человек, умудренный временем, должен понимать, что::: люди одинаковы - разнятся обстоятельства их жизни.
Марк, я, признаюсь, с опасением ждала реакцию нашего сообщества, поскольку не первый раз здесь появляются стихи - победители разных конкурсов, в том числе и мои, которые встречаются довольно прохладно. Было бы обидно, если это стихотворение постигла бы такая же участь...
Спасибо Вам за высокую оценку и добрые слова!
Спасибо!
Спасибо, Светлана, читала Ваше ст-ие неоднократно. Впечатление остаётся, но не всегда, скажу так, полновесное. Безусловно, текст и высоконравственный , и психологический, но, кажется, есть в нём какая-то нарочитость, заданность, установка на то, что нужно, ожидаемо, слишком чёткое деление на чёрное и белое, а ведь в жизни, да и в искусстве так не бывает. Настоящей поэзии обычно свойственна двойственность, недосказанность, она избегает прямолинейности. Так часто упоминаемый на этом сайте Рильке даже на могиле своей завещал написать слова об этой двойственности как о важном свойстве своей поэзии. У Вас же я вижу тенденциозную однозначность, даже заранее запланированную в расчёте на публику.
Идеализация блаженных, отверженных, юродивых издавна существовала на Руси.
Считалось, что их устами гласят правда и истина, данные свыше. Использовали сюжеты с подобными героями и поэты, и художники, и музыканты.
Концовка напоминает фильм « Высоцкий. Спасибо, что живой», где умирающий поэт почти в бессознании молится за своих близких и друзей, перечисляя их имена: мама, отец… Лида, Володя, Татьяна…» Длинный , длинный список… « Пусть всем им будет хорошо…».И поэту бесконечно веришь. Перед лицом смерти не слукавишь. Ваша же концовка показалась мне какой-то намеренно показательной, слащаво- сентиментальной, будто из сусального золота. Масло масляное в этих бесконечных повторах, переизбыток внешней изобразительности за счёт глубины и естественности чувств. Это только моё мнение. Хотя можно понять и так, что немой имитирует облики окружающих людей, их слова и поведение, а в бессознательности его проявляется общечеловеческая гуманная суть – та же хорошая тенденциозность.
Недостаточно, нмв, глубины и тонкости в зарисовках человеческого бытия, говорящих деталей, хотя очень понравилась фраза: « Он идёт от дома к дому и молчит, как птицей свищет». На мой взгляд, это ценная находка: одной фразой сказать многое: и привычность немого к такому «общению», и его незлобивость, бескорыстие и какой-то свой, особый,» птичий» внутренний мир, который помогает ему жить и быть в каком-то смысле даже нужным своим «соплеменникам», которые, вероятно, и не осознают этого. Не будь его- мир сузится, оскудеет, погрязнет в невежестве и равнодушии.
Хорошо, хоть и кратко, по- моему ,прописана, церковь в колорите заброшенности и запустения, что оттеняет и жизнь самого Яшки. Он тоже, как эта одинокая церковь, существует на отшибе человеческого бытия.
Что касается речи, то меня смутила первая фраза, точнее её вторая часть: « всем мешается немой». Как-то это не по-русски. « Всем мешает немой» или даже « всюду мешается немой»- ещё куда ни шло. А, может, так: « досаждает всем немой»? Конечно, насчёт « всем мешается» Вы можете возразить, что это разговорный или даже просторечный оборот, но, во- первых, я такого выражения никогда не слышала, и в словарях подобного нет, а, во- вторых, всё-таки это речь автора , а не «сильно грамотных» персонажей.
Не обижайтесь. Как я поняла , у Вас есть подробный анализ этого текста, выполненный редакторами или прочими мастерами от литературы. Им виднее. А мои впечатления- просто мнение рядового читателя, взгляд со стороны. Нмв, это всё-таки лучше, чем ничем не подкреплённые плюсы и минусы.
Успехов Вам и новых достойных текстов!
Спасибо, Вера, за объемную и вдумчивую рецензию.
Мой Яшка практически блаженный, а оценивать поступки(в т.ч. искренность, адекватность) блаженного с точки зрения "нормального" человека -- дело неблагодарное, мы его не поймём никогда.
Фраза « Он идёт от дома к дому и молчит, как птицей свищет» также оценена кураторами конкурса, видимо, в ней что-то есть, что заставляет задуматься, не мне судить. Мне приятно, что вы обратили на неё внимание.
Вопросов по "мешается-мешает" даже не возникало, пороюсь в словарях, подумаю. Возможно, это идиоматическое выражение употребляется только в нашей местности, но... всё знать нельзя, ведь так?
Еще раз благодарю вас за развернутый комментарий, особенно за добрые пожелания.
И Вам новых находок на творческом пути!
Я бы и не стал вмешиваться в оценку стихотворения уважаемой Светланы Ефимовой, если бы не прочитал случайно рецензию некоего Шехтмана. Оный критик пишет, что, мол, «я вижу в рецензии Туговой желание побольнее и поглубже ранить автора стихотворения, отказать ему в умении вообще писать стихи - и, не находя в тексте достаточных для этого оснований, абсолютно голословно указывать на не существующие недостатки». Это, вообще говоря, очень сходно с передовицами времен советской еще «Правды», когда всех, кто был не согласен с линией Партии, которую нынче, судя по всему, представляет г-н Шехтман, гнобили почем зря.
Итак, что именно написала Светлана Ефимова? Мы видим стихотворение в сентиментальном ключе, очень милое, но не лишенное упущений или, скажем, сугубо авторского своеволия над русской речью. Термин г-н Шехтмана про голословность Туговой, особенно насчет указания на «несуществующие недостатки», нелеп уже потому, что недостатки определенно есть. Так, фраза «всем мешается» по правилам грамматики должна бы выглядеть так: «всем мешает». Другое дело, что в стихотворении, ориентированном на «новую искренность» речевые сбои – вещь нормальная. То есть, некоторая доля речевых недочетов, присутствующих в тексте, в рамках жанра вполне допустима. Но г-н Шехтман не анализирует жанр, это его не интересует. Он обрушивается на другого критика, в данном случае – Веру Тугову. А с чего бы это?
Следующее спорное место – «и пойдёт он топотаться». В русском языке есть слово «топтаться» (на одном месте). ТОПОТА́ТЬСЯ, -почу́сь, -по́чешься; несов. Прост. То же, что топтаться (в 1 и 2 знач.). Девушки заводят хороводы, парни топочутся около них, наигрывая на гармониках и подпевая. Гл. Успенский, На бегу. Мало понятно, почему такое слово в стихотворении Ефимовой приобретает смысл «топотаться по своей «первопрестольной»», то есть, в данном контексте – гулять по улице. Полагаю, это авторское умозрение, которого г-н Шехтман, видимо, желая показать собственную образованность, просто не заметил.
Упаси меня Бог ставить негативные оценки жанру! Но в любом жанре есть свои законы. В жанре сентиментальной бытовой зарисовки главное – композиция. Если уж сказано «кто, как сыр в топленом масле» (катается), то этому факту в бинарной композиции имеется противопоставление, прослеживаемое по всей системной развертке. Однако фраза «поле белое в ромашках – топай дальше, голытьба» относится ко всем персонажам стихотворения (ну так оно выходит по тексту), и как бы о сельчанах, катающихся в масле, пусть бы не сливочном, а топленом, сказано походя, будто и им, родимым, пора в ромашковое поле. Как это все понимает г-н Шехтман, одному Шехтману известно. Еще раз скажу, что я не собираюсь «ругать» стихотворение как таковое. Оно – в жанре, и этого достаточно, но г-н Шехтман именно «ругает» альтернативное мнение, даже не вдумываясь, почему таковое возникло в связи с данным роизведением.
Я не хочу и не стану разбирать здесь рецензию Веры Туговой. Это не публикация г-на Белинского в рейтинговом журнале его времени. Это обычная рецензия-комментарий, каких тут пруд-пруди на Инет=сайтах. Вероятно, в этой рецензии есть свои недостатки. Есть недостатки и в стихотворении Светланы Ефимовой. Меня очень настораживает попытка одного из участников сайта «Поэзия. ру» снахальничать над менее опытной в критическом смысле особой. Ну так за милую даму, я полагаю, здесь есть еще кому заступится, кроме меня, многогрешного! А комменты – да, пусть себе живут и процветают. Ваш И.Б,
Я помню Марка Шехтмана ярким автором стихов. Именно по этой причине мне непонятно и по-испански неловко за данные замечания (по поводу Туговой). Пусть даже Вера в чем-то неправа. Ну, может, кто-то способен кинуть камень в меня, хотя и живет в стеклянном доме? В меня кидалось столько камней. что, пожалуй, я даже стал и невосприимчив ко всякого рода ранам. Чего не знаю о других. Можно, если кому невтерпеж, проверить на практике. Мест, где проверка может состояться, ох как не мало.
Здравствуйте, Марк!
Что касается лично меня, то надо сильно постараться, чтобы ранить человека, давно выработавшего иммунитет для общения с разными людьми). В подобном случае, наверное, просто я скажу Спасибо и отойду в сторону...
Безусловно, мне важно внимание всех читателей, оценивших эти (и другие) стихи, думаю, они понимают и принимают этот факт, и, что-то мне подсказывает, не сильно огорчились, что один из авторов сайта, мягко говоря, нивелировал их "лайки" под данным текстом.
На любой цветок найдётся тот, кто захочет поставить его в вазу и любоваться им, и тот, кто не сможет пройти мимо, не наступив...
Благодарю Вас, Марк, за поддержку!
С уважением,
Светлана.
...Яшку всюду привечают, не пуская за калитку
в смысле - все от дому гонят, хоть сперва дают конфету
он такой убогий с детства, от немого нет убытка
он ведь денег он не попросит,
языка у Яшки нету...
Ну всё, пошла писать губерния...
Иван Михайлович, я Вас почти люблю)))
умеете разрядить обстановку
- именно это, Свет, зачастую и бывает моей единственной целью... :о)
Тема: Re: Немой Светлана Ефимова
Автор Сергей Ткаченко (Amis)
Дата: 18-11-2023 | 07:54:58
Душевно.
"ни пользы в этом нет и нет убытка" - несущественное замечание: "ни" в одиночку не употребляется. Что, если "ни пользы в этом нету, ни убытка " - ?