Случай в ЛИТО им. Латунского

Дата: 08-12-2022 | 17:58:34

Литературным критикам посвящается. Но не только.


Раньше контингент был погуще и помоложе. Теперь у юнцов другие интересы.  Осип Осипович снисходительно оглядел завсегдатаев.

Он много лет возглавлял  унаследованное ЛИТО имени своего отца.

Когда упокоюсь,  все будут думать, что это в честь  меня  — то ли с грустью, то ли с потаённой надеждой пронеслось в голове.

Латунский-младший  был потомственным литературным критиком.

Его жена умерла несколько лет назад. У них не было детей, поэтому управленческую эстафету передавать было некому.


ЛИТО скрашивало одиночество.

Разбирали опусы Нины Борисовны. Привычно вычурно-пафосные. Пока она с придыханием декламировала, наш местный небожитель с любопытством подглядывал за новенькой —  привлекательной молодой брюнеткой с чёртиками в глазах. Скинуть бы лет 30 и приударить за красотой…

Перешли к обсуждению.  На этот раз  он не свирепствовал, лишь  слегка пожурил за перебор с глагольными рифмами и за архаичные «иль», которые авторша обильно, как сеятель зёрна, расбросала по тексту.

— Да, вот ещё, что это за рифма такая у Вас некузявая —«конец - наконец», да к тому же —  в заключительном аккорде?

Нина Борисовна засмущалась и пообещала переделать.


—  А Вы не хотите  почитать из своего? — спросил вечный председатель  неофитку.

— Хочу не из своего. Недавно обнаружила в семейном архиве тетрадь со стихами бабушки. Ее звали  Маргарита Николаевна. Было бы интересно узнать Ваше мнение.

 — Как к Вам  можно обращаться?

— Я  тоже Маргарита.

— Прошу!

— Стихотворение называется  «Любовь».    

— Очень необычно - ехидно буркнул Латунский.


Голос у тоже-Маргариты был довольно низкий,  но со срывами.


Любовь — это сон в сновиденьи…/Любовь — это тайна струны…/Любовь — это небо в виденьи…/Любовь — это сказка луны…*

Оставшиеся восемь строчек были в том же духе.

 Осип Осипович разочаровано вздохнул и сделал пару заметок в блокноте синим карандашом.

Испытание продолжалось.

Земное сердце стынет вновь,/Но стужу я встречаю грудью./Храню я к людям на безлюдьи/Неразделенную любовь…**


Пока внучка горе-поэтесски  дочитывала второй стишок, верховный арбитр рифм и просодий всё больше раздражался.

Перешли к третьему.

Девочка мальчику розу дарит,/Первую розу с куста./Девочку мальчик целует в уста,/Первым лобзаньем дарит…***

Слава Богу, и этот стишок оказался не длинным.

— Достаточно, я  в общем всё понял про Вашу бабушку.

Маргарита резко прищурилась.

— Позвольте, я перед осуждением, ой, обсуждением, прочту одно стихотворение Цветаевой.

— Ладно, валяйте.


— Индийские ароматы

…мне говорят - ищи в садах Мандора,

в травинке, в лотосе, в ползущем муравье,

в таинственных  мандаловых узорах,

в небесной лучезарной синеве,

в чирикающей  юркой коноплянке,

и даже в этой глупой обезьянке…


хоть намекни,  ты где  на самом деле,

и как тебя мне ощутить в себе,

чего уж там, в несовершенном теле,

а может, лишь прочувствовать в мольбе,

и возлюбить, но не обожествляя,

без трепета и всяческих затей…

так женщина божественно-простая

своих лелеет маленьких детей.


Латунский приободрился. Наконец, его уши щекотнуло что-то настоящее.


— Ну хорошо, спасибо.  Если передадите тексты, мне будет сподручнее комментировать. Ваша бабушка, конечно, большой молодец. Тянулась к прекрасному. Но, видите ли, это все годится исключительно для  альбомов экзальтированных барышень. Только не обижайтесь. Вы же хотели услышать правду?

В первом стихотворении  12 раз повторяется  слово «любовь». Зачем? Рифма «сноведеньи - виденьи», думаю, мало кого очарует. «Любовь — это девственность голая» —насмешили! «Любовь — это слезка веселая»…Ну-ну! Вам самой-то нравится этот  текст?

 И какая затертая рифма «вновь - любовь» в следующем стихе. Литгерой «стужу встречает грудью»? А  почему не спиной? Ха-ха!


Маститый критик раззадорился. Естественный порыв  обаять молодайку  схлестнулся с хищным азартом критика, который взял верх.


— В стишке про цветы вообще чёрти чё. «Девочка мальчику розу дарит»? Это пацаны девочкам лютики преподносят! И с чем у Вас, простите, у Вашей бабушки, рифмуется «дарит»? С «дарит»!!! Это даже не ботинок с полуботинком, а ботинок и ботинок. Еще одна  глагольная рифма «целовать-срывать». Не многовато-ли для  такого коротенького текста. Это  же моветон! Зачем дважды использовать «уста»? Неужели синонимов нет - губы там или рот…

Он сделал эффектную  паузу.

— А вот стихотворение Марины Ивановны  просто восхитительное. Спасибо Вам за него!  Сразу видно  руку гения! Как колоритно переданы индийские ароматы. И это при том, что, как нам известно, в Индии Цветаева никогда не  бывала.  В тексте нет ни одного случайного слова. Всё очень концентрировано. И одновременно прозрачно. И как убедительно показан подсознательный процесс  поиска Бога, который окружает нас повсюду, но, главное, его нужно найти  у себя в душе. А заканчивается  этот шедевр всепоглощающей материнской любовью!


— Я перепутала тетради — вдруг резко перебила  его Маргарита. Ее глаза стали  ледяными — первые три текста не бабушкины. Про любовь,  это Ягенийигорьсеверянин, он же — Лотарёв.  Про стынущую грудь —  Александр Блок. Этот стих вроде даже в школьной программе изучают. А про розы —  Цветаева. Ну а тот, гениальный, который Вас привел в дикий восторг,  он как раз из-под пера моей бабули…


От неслыханной наглости этой  длинноногой  твари у Латунского затряслись обвислые щёки с синеватыми  прожилками.  Заныло сердце. А потом как иголка пронзила.

— Злая ведьма ты — успел выдохнуть он и вывалился из кресла, как из гнезда, на истоптанную ковровую дорожку…


Поминки проходили на  квартире мэтра.  

Нине Борисовне пришлось подниматься на восьмой этаж пешком из-за сломанного лифта. К двери  84-й квартиры была прилажена старомодная латунная  табличка с фамилий  теперь уже, увы, усопшего хозяина.

Гостей, ветхих как завет, было  наперечёт. За столом немногословили. Закуски показались  скромными. Пили водку из старинных лафитничков  на толстых коротких ножках.  После третьей рюмашки Нина Борисовна всплакнула и вдруг впомнила и Маргариту, и ее бабушку, которая посещала ЛИТО много лет назад и подвергалась  жесточайшим насмешкам Латунских. Только рассказывать про это никому не стала.

Она не знала, что в этот самый миг, всего в нескольких  кварталах, по Большой Садовой неспешно совершала променад стройная женщина с вороной гривой в легком весеннем пальтеце. В руках она несла отвратительные, тревожные жёлтые цветы.

— Неужели я очаровательная дрянь —  громко обратилась Маргарита к проходившему мимо пузатому мужичку с припухшим  лицом. — Кстати,  как Ваша фамилия?

— Двубратский - опешил тот. А Вам зачем?

— Да так, крепкого здоровья Вам, милейший.

Толстячок,  пугливо озираясь, перешел на бег трусцой. А ведь у него давление.


Маргарита тонкими с остро отточенными ногтями пальцами выудила из кармана пальто смятый список с  несколькими фамилиями — Хустов, Двубратский, Квант, Бескудников, Латунский.

Последняя была помечена  жирным крестом…


——————————————

* Любовь — это сон в сновиденьи…/Любовь — это тайна струны…/Любовь — это небо в виденьи…/Любовь — это сказка луны…/Любовь — это чувственных строк душа…/Любовь — это дева вне форм…/Любовь — это музыка ландыша…/Любовь — это вихрь! это шторм!/Любовь — это девственность голая…/Любовь — это радуга снов…/Любовь — это слезка веселая…/Любовь — это песня без слов!..

**Земное сердце стынет вновь,/Но стужу я встречаю грудью./Храню я к людям на безлюдьи/Неразделенную любовь./Но за любовью – зреет гнев,/Растет презренье и желанье/Читать в глазах мужей и дев/Печать забвенья, иль избранья./Пускай зовут: Забудь, поэт!/Вернись в красивые уюты!/Нет! Лучше сгинуть в стуже лютой!/Уюта – нет. Покоя – нет.

*** Девочка мальчику розу дарит,/Первую розу с куста./Девочку мальчик целует в уста,/Первым лобзаньем дарит./Солнышко скрылось, аллея пуста/Стыдно в уста целовать!/Девочка, надо ли было срывать/Первую розу с куста?





Александр Шведов, 2022

Сертификат Поэзия.ру: серия 924 № 171718 от 08.12.2022

5 | 23 | 800 | 24.04.2024. 00:43:29

Произведение оценили (+): ["Александр Куликов ", "Ирина Бараль", "Светлана Ефимова", "Некто Никто"]

Произведение оценили (-): []


Александр, очень понравился рассказ. Маргарита со своим списком напомнила Арью Старк из "Игры престолов", хотя, может, эта ассоциация и не уместна. 

Дмитрий, да просто шикарный рассказ получился! Одним махом написался. 

Что касается «Игры престолов», я ее так и не посмотрел. Теперь уж вряд ли сподоблюсь.
Спасибо!

Годный рассказик, Александр). А идейку про "альбомную поэзию" в качестве критического замечания Вы у Латунского слямзили?) Недавно слышала из Ваших уст. Вернее, очи мои видели где-то в комментариях.. 

Представьте, как-то давно была на литературном вечере в российском культурном центре в Будапеште, посвященном Есенину. Со скрипичным концертом.
Присутствовало очень много дам с прычосками и в жабо. После концерта началось обсуждение личной жизни Есенина. Коллективный дамский гнев пал на Айседору Дункан - мол, это она погубила нашего поэта. Развратница. И, вообще, не любил он ее. Ох и страсти кипели))
Больше я на таких вечерах не бывала). 


Маша, привет. Все мы иногда бываем и Латунскими, и Маргаритами:) Что касается твоей истории про Есенина, мне сразу другая припомнилась - из «Заповедника» Довлатова, когда он, ведя рассказ про Пушкина, вспоминает его няню Арину Родионовну и говорит, что Поэт то и дело обращался к няне в стихах. Дальше цитата; «Всем известны такие, например, задушевные строки…

Ты еще жива, моя старушка,
Жив и я, привет тебе, привет!
Пусть струится над твоей избушкой…

Я обмер. Сейчас кто-нибудь выкрикнет:

«Безумец и невежда! Это же Есенин – „Письмо к матери“…»

Я продолжал декламировать, лихорадочно соображая: «Да, товарищи, вы совершенно правы. Конечно же это Есенин. И действительно – „Письмо к матери“. Но как близка, заметьте, интонация Пушкина лирике Сергея Есенина! Как органично реализуются в поэтике Есенина…» И так далее.

Я продолжал декламировать. Где-то в конце угрожающе сиял финский нож… «Тра-та-тита-там в кабацкой драке, тра-та-там под сердце финский нож…» В сантиметре от этого грозно поблескивающего лезвия мне удалось затормозить. В наступившей тишине я ждал бури. Все молчали. Лица были взволнованны и строги. Лишь один пожилой турист со значением выговорил:

– Да, были люди… 

Неужели Вы когда-то были "Маргаритой", Александр?) Конечно, мальчик, любящий АББУ, может показаться немного softy, но не настолько же)).
Прикольная история). Мы всегда ожидаем больше, чем мир нам может дать..
А мне вспомнилась, как одноклассник декламировал на уроке "Письмо к женщине" и при этом смотрел в упор на меня. А меня мещанская стыдливость снедала: вдруг подумают, что у нас что-то было)

Я привел в пример Латунского и Маргариту исключительно в контексте сюжетной линии рассказа про ЛИТО, а не гендерной принадлежности:)


Ну тогда совсем другое дело)

Кстати, а ты, Маш, как считаешь - Маргарита из рассказа и в правду - очаровательная дрянь?

Как раз думала о Вас, Александр)). Хотела сделать Вам одно предложение.. Мне нравится Ваша проза, к тому же, у Вас недурное чувство юмора (а на Пру сейчас с этим очень негусто). Плюс, похоже, Вам сил девать некуда (вспомнилась милейшая полемика на страничке у нового автора).
Не хотите ли посочинять со мной абсурдно-сюровскую сказочку-сериальчик? То есть не вместе одну, а каждый - свою серию. Мне крайне необходимо закончить его.. Это не вполне литературная работа, скорее...ммм.. волошебная). Хочу и Алене предложить подключиться, но не знаю, пишет ли она прозу..
Если не хотите, не проблема, сама справлюсь). Но было бы более энергетично.

Касательно Вашего вопроса.. Он подтвердил правильность того, над чем я сейчас работаю: показать миру, что Алистер Кроули не был "дрянью", каким его малюют обыватели. Как же я люблю такие знаки))
Была ли дрянью Маргарита из Вашего рассказа... У нее, похоже, отменное чувство юмора, а таким людям я могу простить почти все)). Так что, для меня неважно, была ли она дрянью. К тому же, чтоб узнать человека, надо с ним пуд соли съесть, как говаривала моя любимая бабушка).

Маша, пытаюсь разобраться!

“Как раз думала о Вас, Александр)). Хотела сделать Вам одно предложение.”

Я согласен! Но ведь нам придется сперва обоим развестись:)


«Не хотите ли посочинять со мной абсурдно-сюровскую сказочку-сериальчик?»

Я  не догнал. Сериальчик для кино или телевидения? У тебя уже есть контракт с Голливудом?

Или речь о чем-то другом?

Погодите на все соглашаться, кто знает, что из этого может выйти)). Сериальчик-то непростой)
Да, контракт имеется, но не с Голливудом. Неужели Вы хотели бы принять участие в пиндосском проекте?) Вы же патриот, Александр, по моим наблюдениям).
В общем, я сама не знаю, с кем контракт, но написанное впоследствии начинает воплощаться в реале, причем самым неожиданным и оригинальным образом. Телевизор не потребуется.))
Вы можете отказаться, но если писать не захотите, персонажем я Вас по-любасу возьму.)
Загляните на мою страничку. Там пара серий опубликована:
Вот ссылочка для наводки:
Там есть еще - все, что касается улиц Гороховой и Пржевальского. Все персонажи реальные, ни одного фантазийного. Некоторые живы-здоровы, некоторые кончили трагически.. 

Маша, заглянул, почитал. История получается у тебя с близко  знакомыми  тебе питерскими запахами и ароматам. Я вряд ли тут мог бы быть сильно полезен. 

У меня был другой ореол обитания. Хотя, конечно, могли быть и пересечения:)))

Вот, вспомнился случай:


Сон мне снится — вот те на:
Гроб среди квартиры,
На мои похорона
Съехались вампиры, -

Стали речи говорить -
Все про долголетие, -
Кровь сосать решили погодить:
Вкусное — на третие…

О, как жаль, Александр. Уже второй от ворот поворот сегодня(((  Алена тоже отказалась.. Это явно не мой день...
Ну что же. У Вас был шанс иметь возможность держать ситуацию под контролем, но Вы им не воспользовались.. Теперь все в моих руках. Или, как говаривает Влад, в "наших шаловливых ручках"))

Стишок я бы так исправила:

Кровь сосать повременили:
Вкусное - на третие.

А Вы за сбой ритма мне когда-то пеняли))

Дык, это же классика от Высоцкого. Была у него такая песенка популярная -  «Мои похороны». А я фрагмент привел.  

Вот видите. Это подтверждает одну из идей Вашего рассказа. Классик - это не значит идеально)
Высоцкого я уже не слушала (не мое поколение), а потом уехала.. Передайте ему мою поправочку).

Как окочурюсь, так сразу и передам…

Саша, привет! Так это и не критик - это флюгер, причем своекорыстный. Корысть его в том, чтобы его принимали всерьез в воображаемом образе - этой иллюзией он и жив - был )

А его папаша что, лучше был?

Кстати, а как ты бы прокомментировала приведенные в рассказе стихи?

Не лучше, но начал раньше. Если тебе интересно, прокомментирую позже.

Доброе утро, Александр.
Хороший сюжет. Единственное - сразу думается: а могла Маргарита (та самая) писать стихи и скрывать это от Мастера?

Александр, у меня к Вам просьба. Не могли бы Вы сделать мне новогодний подарок? :) На странице "Фейри" висит ваша с Александром Лукьяновым перепалка. Не могли бы Вы убрать комментарии нелицеприятные? А когда он появится на сайте - я его попрошу убрать комментарии, адресованные Вам. Я была бы очень благодарна.

Ольга, нет проблем!
С наступающим!