Холодает, холодает (Рекомендованное)

Дата: 24-10-2022 | 12:18:35

"От звезды и до звезды
тридцать тысяч лет езды..."
                          Н. Асеев

Холодает, холодает,
будет долгая зима,
и душа оголодает,
и сойдёт она с ума.

Позабудет все названья,
человечьи все слова,
и с метелью подвыванья
запоёт она сперва.

А потом с вороной старой
выучит скороговор:

тары-бары-растабары,
кто ты, ворон или вор?
я не вор, я ворон, ворон!
что ж ты, ворон, безбород?
я летал за сини горы,
там, ить, бреется народ!..
будешь, ворон, брадобреем,
не позорься, брат, смотри,
брадобреи всех храбрее -
по щетинам косари!

Холодает, снег ложится,
снег лежит, белеет тьма,
где бы радостью разжиться,
опустели закрома.

По реке как  будто цокот,
звон и шорох за стеной, -
вдруг ударил в стёкла окон
выстрел пушки ледяной.

Смотрят звёзды, черноваты,
смотрит небо, наклонясь,
словно и не виноваты,
говорят: что грустный, князь?

Все давно в заплатах латы,
все промёрзли витражи,
на господнюю зарплату
в одиночку не прожить..

Не индусская защита,
не с ферзём на посошок -
как разжать тебя, зашитый
в грудь, мерцательный снежок?

Неподъёмный, незнакомый,
не снежок, а снеговик,
комом, комом, - прямо в кому
снежный мчится маховик!

С кем бы в люди поиграть бы 
до соломенной звезды?
от усадьбы до усадьбы
сорок тысяч вёрст езды.




Владимир Старшов, 2022

Сертификат Поэзия.ру: серия 3533 № 170739 от 24.10.2022

Рекомендованное | 6 | 17 | 660 | 26.04.2024. 13:21:09

Произведение оценили (+): ["Наташа Корн", "Лев Бондаревский", "Сергей Погодаев", "Николай Горячев", "Владимир Мялин"]

Произведение оценили (-): []


Здравствуйте, Владимир! Вот, о чем мы говорили... 
Народное зерно). Что скажешь, когда душа поёт?)
Ве-ли-ко-леп-но!

Владимир, я рад, что Вам понравилось это стихотворение! Мне Ваше мнение всегда интересно и дорого.

     Да, Владимир! Есть в повторах и эмоциональном нагнетании Вашего творения нечто подлинно-народное, истинно-русское! А вот рыба нототения в даннный сказ заплыла пожалуй лишь для рифмы. Или перевелись родные налимы в реке-то?

Сергей, большое спасибо за отзыв! О родных рыбах
в следующий раз не забуду. Позову в стихи щук, налимов, карасей и, может быть, даже осетра.

А Вы пожертвуйте этой строфой, Владимир, бо не ключевая, тем более что есть такой детский стишок-скороговорка у одного хорошего поэта - о тени нототении. )
 А вещь хорошая, немного затянула она Вас, а Вы её. )

Ольга, с этими нототениями была у меня какая-то своя ассоциация - и ноты, и тени, и плавали они среди деревьев в тающем весеннем лесу, и прочее... То есть, они мне не чужие, нототении-то эти, но давайте поищем компромисс.  И запустим щук, я и Сергею обещал. Решено, запустим в строфу нашенских щук
и поглядим, что будет...
 

Владимир, доброго дня! Случается, что нам приходят в голову ассоциации, которые уже кого-то посещали и были воплощены. ) Поскольку лежат на поверхности.

* * *

На дне растут растения,

На дне лежит песок.

Плыла тень нототении

По дну наискосок.

Навстречу - тень дельфиняя,

Откуда ни возьмись!

Их тени как две линии

На дне пересеклись.

Качаются растения,

Колышется вода...

Лишь тень от нототении

Исчезла навсегда.

 

Виталий Калашников ("Логопедические липучки")

 

 Вы изменили строфу. Что ж, неплохо. Обыграно "хладнокровная".

 Но когда я предлагала Вам пожертвовать строфой, имела в виду, что она добавляет к целому (гармоничному) незначительные детали.

 Дело даже не в снах, которые заплывают в "темень", а в строчке "дни навеки сочтены". "Дни сочтены" - устойчивое словосочетание, когда говорят о том, кому осталось жить немного. Но "дни навеки (навсегда) сочтены"? Впрочем, такое тоже встречается часто. Можно назвать это моими личными ассоциациями (связанными со стремлением не только плыть по звукам, а осмысливать прочитанное) и, в свою очередь, ими легко можно пожертвовать. )

Добрый день, Ольга! Ещё несколько слов по поводу теперь уже "щучьей" строфы. О заплывающих в темень
наших снах думаю, что они, наверно, вольны плавать
как угодно, может, они и не совсем наши. О словах "дни
навеки сочтены" - конечно, устойчивое словосочетание
в части "дни сочтены". Но прибавление слова "навеки"
переводит всё в полную безнадёжность. Ещё раз, как будто впервые, понимаешь, что именно навеки вычислены наши сроки, вечность тому назад и на вечность
вперёд, и это неотменимо. И я думаю, что этими простыми словами высказана простая безжалостная
истина. Давайте так решим: пусть строфа побудет, а там
видно будет.


Нет, Владимир,  я вовсе не настаиваю ни на чем, тем более, что, возможно, мало кто обратит на это внимание (плывя по заговорно-рефренному ритму стихотворения), я просто поясню свое замечание.
 "Дни сочтены" - это не сосчитаны (раз и навсегда, навеки и пр.), а дни, которых осталось мало, буквально осталось мало жить кому-то, о ком говорят "его дни сочтены". 
Тут нюанс, на мой взгляд, важный.  Когда речь идет об устойчивых словосочетаниях, то они соответственно и читаются так - в своем идиоматическом значении. И возникает при внимательном прочтении некий алогизм - дней осталось мало, но навеки мало - вот буквально. )

Ольга, спасибо! Всегда рад получить от Вас комментарий и совет. А разногласия живые - это очень хорошо для нас и наших слов. Автор, как известно, "птица нежная, бойцовая". Иногда ему чудится в его строке бог весть что. И звук, и знак слова у нас своенравничают. Мне вот в этой строфе  
и "темень" жаль терять - аукается словом "темя", а в темя тычутся своими холодными хищными носами
щуки - они же сны...  В слове "навеки" - веки закрыты, тяжесть на них... и прочее. Но по серьёзному счёту язык без насмешки нам позволяет,
наверно, только то, на что мы имеем право. И правильно делает, и мы должны ему помогать, друг
другу помогать. Умное дружеское внимание всегда во благо, спасибо!



Мне думается, Владимир, чем зрелее автор, тем он беспощаднее к своему творчеству, благоговейное удивление перед чудом рождающихся невесть откуда строк уступает место трезвой работе, самоцензуре (в творческом, а не идейном смысле слова).
Это не означает, что автор должен угодить всем. Или все время держать в голове, что его поймут неправильно. Ни в коем случае я не имела этого в виду. Но можно и нужно сокращать текст, убирая тривиальности, отжимая воду (сверяя себя с колоссальным на сегодняшний день поэтически наследием и понимая, что это уже было, было, было, пето-перепето), можно менять местами строфы, выстраивая композицию. Поскольку, и Вы это знаете, когда что называется идет поток, образы-мысли толпятся, только успевай записывать. Это я уже не как читатель говорю. А потом начинается, возможно, самое интересное - как у скульптора, с отсечением лишнего.

 Это только у версификатора бывает гладенько, потому что он работает по шаблонным заготовкам - от умозрительной идеи.

Вообще подлинная поэзия - это гармония между что и как (упрощенно говоря). Любой перекос в ту или иную сторону (неважно - как, главное - что! или не важно - что, главное - как!) - свидетельствует о некой заданности.

 

К слову, ломать идиомы - это большое искусство. Когда они приобретают дополнительный смысл, когда всем известное словосочетание усиливается каким-то эпитетом и возникает смысловой парадокс. Не буду называть здесь авторов-современников (их мало), которым удается это блестяще. Но это прием.

Ольга, всецело принимаю мысль о жестокости поэзии во всех её ипостасях, о её безжалостности 
к создающему в ней свою какую-нибудь страницу. Но не бросаем же. Только бы она нас не оставила. Да и не самый плохой способ жизни, бывают и маленькие праздники бытия. Всегда поэзию в себе понимал как способ жизни. Сам не терплю ни ауканий, ни плоскостопия, ни водянистости, и т.п. Иногда
кажется, что уже есть что сказать, и надо только суметь. И странное приходит чувство: а не самое ли
стариковское это поприще - настоящая поэзия? Сверхзадача осталась такая - успеть свой скромный грош в русскую копилку бросить. Здоровья всем нам и мужества.





  

Вы меня не совсем поняли, Владимир. Я говорю не о беспощадности поэзии, а о беспощадности поэта к самому себе, которая - у сильного автора - с возрастом и культурным багажом только крепнет. Ну не беспощадность - требовательность, ответственность за слово.
 Согласна, что стихотворчество как досуг - лучшее занятие, чем что-то менее конструктивное (это эвфемизм). Главное, чтобы это оставалось личным делом автора. Поскольку в "праздник жизни" для пишущего вовлекаются (подчас против воли) сначала близкие, потом... ) И, поверьте - это пытка. Хороший человек, обидеть жалко etc. Это шутка, в которой ее только доля...
 Отнюдь не стариковское поприще - настоящая поэзия. Если дар есть, то он проявляется очень рано. Не беря в расчет гениев и опуская период становления, можно сказать, что самый творческий возраст - это молодость плюс зрелость (в условных границах). Это касается поэзии.

Далее идут кризисы - жизненные, творческие, много всяких потрясений, на которые поэт, если он всамделишный, реагирует довольно сильно - уничтожает наследие, например, может вовсе отказаться от писательства.. Это, конечно, обобщение. Но и травлю, зависть, некие социальные препоны для тех, кто хочет остаться самим собой, а не встроиться в поэтическую номенклатуру, скидывать со счетов нельзя.
 Тарковский начал публиковаться довольно поздно, это не значит, что и писать он начал поздно.

"Сверхзадача осталась такая - успеть свой скромный грош в русскую копилку бросить..."

 Мне вот жаль, если такая сверхзадача.

 Тут стоит лошадь поставить впереди телеги. Это поэзия (сам образ жизни, о котором Вы пишете) обогащает пишущего,  а уже потом время расставляет все по местам - годно его наследие для современников-потомков или нет, обогащает ли оно культуру. 

 И почему только в русскую копилку? А не в мировую культуру? И почему "грош"? Чтобы имя в одной из "братских могил" сохранилось?

 Поэт - как птица, поет самозабвенно... Нет у нее никакой сверхзадачи, поет, потому что не может не петь... (Это метафора, если что... :))

Дорогая Ольга! Мне, ей богу, грустно, что рассердил Вас. Конечно, дело не в нототениях и не в строфе, из которой они уплыли. Нототении уплыли, строфу я убрал, поскольку Вы правы - необязательная. Но грусть осталась. Думаю, что и у Вас есть сожаление о недопонятости. Виноват в таком развитии разговора я сам, и вот мужественно это признаю.
Был искренним, самим собой, но вы меня как будто
за какого-то другого человека приняли. Как происходят такие искажения? Да как-то вот так. Вы, Ольга, очень убедительны во всём, что имеет то или иное отношение к поэзии. Это Ваша судьба, плюс дар полемиста - я Вам не соперник в споре. Позвольте, я, всё-таки, проясню себя чуть-чуть. Поверьте, никогда не "увлекался поэзией", и выражения этого не переношу. К семидесяти годам
собрал весь божий багаж "поэта по жизни". Простая
моя жизнь, как водится, меня за это невзлюбила, и выдала ещё и от себя. Все наши подпрыгиванья, взлёты, озарения и падения никому не интересны, у
всех свои заботы и горести. Уважаемая Ольга, я только хочу сказать, что честно сдавал все "экзамены
на поэта" по судьбе, готов предстать. Я не отказываюсь от мысли, что и в старости ещё можно
побыть в этой крылатой шкуре. Задача и мерка всегда высокие, о соответствии судить не нам, согласен, забираю свой грош назад. Но Вы мне мой
нормальный облик верните, если можно. Получается,
что зря не давал своей душе поблажек с юности, не
прочитывается это. Вырисовывается какой-то лютый
графоман-пенсионер Шариков, абсолютно без культурного багажа, на досуге ошалевший - он,
оказывается, "поэт". Жуткая картина, жутчайшая.
Ольга, мне кажется, дело не в рифмах и размерах, и
не в прописях о жизни настоящего поэта. Вы, может
быть, огорчены какой-то моей неловкой, грубой 
мыслью. Вы человек высокой горькой русской мысли, чем я мог Вас огорчить? Не обольщаюсь.
Но ещё раз говорю Вам о сердечном уважении. Если
позволите, давайте вместе думать о России, даже если мы думаем по-разному. На посошок ещё одну
нелепую предлагаю строчку: сочтёмся судьбами... и пусть нам общим "памятником" будет окрепнувший в боях славяномонголизм." Не судите строго. Где бы
достать нам смиренья без смирительной рубашки.
Пожалуйста, попробуем завершить этот разговор, для продолженья какого-нибудь другого, доброго.

С уважением Владимир Старшов


Перечитала свой ответ Вам, Владимир, и не нашла там ничего, что могло бы вызвать такую реакцию. В свою очередь прошу прощения, если Вас чем-то задела, намерения такого не было, но м.б., я  не правильно расставила акценты.

Вы меня ничем не рассердили. Разве наш разговор не обмен мнениями и уточнение позиций?

О мучителях своими стихами - это не о Вас. Как пример всего лишь! Если писательство - сердечное свойство, попытка постичь какие-то истины с помощью поэзии, тогда и поделиться с читателем своим открытием вполне естественно. Лишь бы отклик был искренним. Заинтересованный (в совершенствовании текста) взгляд со стороны полезен, гораздо хуже безответственное дружеское восхваление или поддержка того свойства, о котором я говорила выше, - обидеть жалко, или по еще каким, далеким от текста мотивам.

Но даже если стихи и "надиктованы" свыше, с ними нельзя срастаться, их можно терять и переделывать. Тут кредо, выраженное в одном из стихотворений Пастернака, мне близко ("но пораженья от победы ты сам не должен отличать").

Ваш нормальный облик я у Вас не отнимала, Боже упаси. ) Частное мнение - не истина в последней инстанции. Если я с Вами говорила, стало быть, доверяю Вам, а тратить силы на уточнения можно только тогда, когда есть надежда на понимание.

Ярлыков вешать ни на кого нельзя, в том числе и на себя (Шариков). Знаете такое выражение: самоуничижение паче гордости?

 Что касается возраста. При всех тенденциях (статистических и исследовательских) существуют исключения. И дар может открыться поздно (если это дар), он просто лежал под спудом житейских обстоятельств, но чаще всякая житейщина отрубает возможность писать на склоне лет.  В моем понимании, та "самозабвенность" (безоглядность), о которой я писала выше, в зрелом возрасте уступает место попыткам реализации, которые отчасти здорово корректируют талант. А еще груз лет и невесть откуда взявшаяся философия... ) Я говорила о свежести и непосредственности восприятия, свойственных определенному возрасту... И опять же я не экстраполирую это на всех подряд.

 

 О России я думаю и люблю свой народ и культуру, глаза на страшные страницы ее истории не закрываю. Я из семьи фронтовиков, с самого основания хожу с "Бессмертным полком". Из первых уст знаю, что война - это не только подвиг, но и... Впрочем, все сказано такими свидетелями, как, например, Гроссман в "Жизни и судьбе"...


 Со взаимным уважением.

По поводу "сочтенных дней":
Как знать? дни наши сочтены не нами;
Цвел юноша вечор, а нынче умер,
И вот его четыре старика
Несут на сгорбленных плечах в могилу.
Барон здоров. Бог даст — лет десять, двадцать
И двадцать пять и тридцать проживет он.
Пушкин. естественно, "Скупой рыцарь".
Так что Ваше понимание этого оборота вполне законно.

Благодарю, Александр Владимирович! Ценю Ваше внимание! Стихотворчество наше необъятно, и разговор о нём продолжается. И нам повезло, что в наших рядах здесь и Вы, и Ольга, - ваш  опыт нужен
сейчас как никогда.

Сергей, большое спасибо за отзыв! О родных рыбах
в следующий раз не забуду. Позову в стихи щук, налимов, карасей и, может быть, даже осетра.