Что мы делаем в той стране, где лёд?

Дата: 13-10-2022 | 20:11:45

Что мы делаем в той стране, где лёд?

Что мы делаем в той стране, где влёт

бьют своих и чужих кромсают.

О любви ничего не знают.

 

Что мы делаем в той стране где мор?

И когда из избы выметают сор,

вместе с ним избу выметают,

о любви ничего не знают.

 

В той стране времён неисчислим хор,

в мире том глубина превыше гор,

мертвецы живых принимают,

ничего о смерти не знают.

 

А у нас всегда благодать да тишь,

если мыслишь, молчишь, словно крот и мышь,

а всплакнешь, в нору тебя запирают,

и о выходе ничего не знают.

 




Александр Закуренко, 2022

Сертификат Поэзия.ру: серия 906 № 170529 от 13.10.2022

0 | 40 | 1106 | 19.04.2024. 19:55:27

Произведение оценили (+): ["Ирина Бараль", "Алексей Борычев", "Вячеслав Куприянов", "Алёна Алексеева", "Игнат Колесник", "Владимир Мялин"]

Произведение оценили (-): ["Нина Пьянкова", "Владимир Прокопенко", "Вера Никольская", "Александр Владимирович Флоря", "Владимир Шутов", "Борис Лазарев", "Нина Есипенко (Флейта Бутугычаг) °", "Сергей Ткаченко (Amis)"]


"О любви ничего не знают..." Вот она беда, Александр! 
И я не шучу, мне не до шуток.

Да, Владимир. Тут не до шуток. Без любви ничего не созидается.

Борис, а откуда Вы знаете, о какой любви я говорю? Вам лично ап. Павел нашептал, что не о той? 

Борис, снова спрошу  - а Вы уверены, что я не читал Новый Завет? И конкретно послания ап. Павла? 

Пишу, как человек, которого удивляет страное желание читателя говорить не о произведении, а об авторе. И считать себя информированнее автора в том, что тот хотел сказать. Мне всегда это казалось дурным тоном. Что касается моего рейтинга, то удивлю Вас, мне совершенно безразлично, подняли Вы его или опустили. Да и сам рейтинг мне тоже безразличен.

Александр, почему Вы решили, что в этой стране никто, кроме Вас, о любви и смерти ничего не знает? А стихи сработаны хорошо.

А я так не решил. Если бы решил, то не писал бы стихов. И это не о всех в  стране. В первой строфе говорится, кто не знает, с моей точки зрения, любви.

Остаётся только узнать, кто эти избранные МЫ, которые не знают что они делают этой ужасной стране, где мор, но знают о любви и смерти всё.

Мне кажется, что вы пишете не о моем стихотворении, а о каком-то своем тексте. В моем нет ни слова об избранности. И нет ни слова  о тех, кто всё знает. И, кстати, нет указания на то, какую страну я имею в виду. Но поскольку я получил уже 8 минусов, то очень рад. Это значит, что поставившие минусы узнали и страну,  и себя..

Александр, например, когда человек говорит другому - ты в этом вопросе ничего не понимаешь, то  подразумевается, что он то сам понимает (избранность). Вы пишете, что не указана страна, но это же просто лукавство. И уж извините, но если так тошно, то действительно непонятно - что вы  (мы) делаете в той стране...

Владимир, возможно, Вам кажется, что я сказал, что Вы чего-то не понимаете. Но я все-таки, правды ради, такого не говорил. Я лишь уточнил, где Вы или другие критики увидели в тексте то, что приписали тексту. А мой посыл весьма прост: стихотворение - это сложно устроенна картина мира, многослойная, возможно,  с несколькими сюжетами, и без однозначной интерпретации. И страну, и нас можно понимать по-разному, в силу того, насколько Вы захотите углубиться в текст. Для кого-то  - это наша страна (и мы - это население нашей страны), для кого-то - чужая страна, и мы, те, кто пришел в чужую страну. Для кого-то страна - образ амбивалетный. Я отнюдь не собираюсь расшифровывать поэтический язык публицистическим наречием. А по поводу тошно, так это кому тошно? И почему тошно? Вам тошно? Так Вы и пишите о своей тошноте. Разве, скажем, видеть недостатки в своей стране - повод из нее уезжать? И разве любовь к своей стране освобождает нас от работы совести и взятия на себя ответственности за все не только хорошее, но  и плохое, что делает наша страна? Или мы должны писать только оды начальству и восторгаться нашим величием? Может, если человеку тошно - это просто у  него совесть есть?

Александр, я совсем не призываю петь оды начальству, к которому у меня самого немало претензий, но всё-таки когда Вы пишете - ...в той стране, где мор  (эпидемия), то возникает, естественно, вопрос - только в той стране?  Вы прекрасно понимаете, о чём я. Мы поняли  мою позицию, а я Вашу. Напомню только об известном
письме Пушкина Чаадаеву...

Письмо Пушкина стало ответом на 1-ое философическое письмо Чаадаева. Чаадаев - герой Отечественной войны, патриот, русский гражданин, которым Пушкин восхищался.  И при том именно он сказал самые горькие слова о будущем России. А Пушкин, кстати, свое письмо не отослал -  у него были понятия о чести и спорить с человеком, запертом под домашний арест - он считал невозможным. Мне кажется, к сожалению, что сейчас многие бы поставили Чаадаеву отрицательные оценки и порадовались бы, что его объявили сумасшедшим. Он ведь своей страной не восторгался. Что касается вопроса - о какой стране речь, ну все-таки задайте этот вопрос тексту. Есть ли там указание на страну. А если нет, то, возможно, автор сознательно так написал, чтобы возник вопрос, и чтобы читатель, подумав, ответил сам себе -  только ли о той стране речь...

Александр, у меня тоже к этому тексту много вопросов.

Я, вообще, не люблю разгадывать стихи как ребусы-кроссворды.

Если автор решился что-то покритиковать и воззвать к совести читателя, то, наверное, лучше высказаться определённо, а не играть в "кошки-мышки" с читателем.

Гражданская позиция и гражданская лирика требуют мужества. От человека и от автора.

Вера, при всем уважении к Вам. При чем здесь ребусы? Вы можете объяснить Дуинские элегии или Стихи о Неизвестном солдате или Целана? Почему гражданская лирика должна быть плоской  и однозначной? Это что - закон такой мировой? И я если и взываю, то лишь к своей совести. За чужие  я не ответчик. И большое спасибо за наставление о гражданском мужестве. Я совсем не знал, что у нас в стране оно требует большой смелости. Вот в первый раз услышал от Вас. Если же у Вас есть вопросы к тексту - вот тексту и задавайте. Я много раз писал, что не собираюсь упрощать задачу читателю - если читатель хочет понять художественное произведение - пусть подумает. Если ему нужно краткое содержание произведения - то это не ко мне. Я в школе за краткие содержания ставлю ученикам двойки.

Александр, тоже при всём уважении к Вам.

Я же написала:

"Если автор решился что-то покритиковать и воззвать к совести читателя, то, наверное, лучше высказаться определённо, а не играть в "кошки-мышки" с читателем."

Задача гражданской лирики - задача воздействия на психику и на сознание человека для формирования его жизненной позиции. Поэтому лучше говорить определённо, определённость более результативна для решения этой задачи. Гражданская лирика может быть разной, совсем не плоской и однозначной, но опять же, на мой взгляд,  для достижения более быстрого результата на гражданскую тему лучше говорить не языком Мандельштама, а языком Талькова. В данном случае я говорю не о литературе, а о жизни.


Игорь Тальков


 Когда-нибудь,
когда устанет зло
Насиловать тебя,
едва живую,
И на твоё иссохшее чело
Господь слезу
уронит дождевую,
Ты выпрямишь
свой перебитый стан,
Как прежде,
ощутишь себя мессией
И расцветешь
на зависть всем врагам,
Несчастная
Великая Россия.


Кстати, гражданская позиция действительно требует мужества. За эту позицию убивают, как убили Игоря Талькова. Но убивают и в других странах тоже.

Я предпочитаю язык Мандельштама. Кстати, напомню, что его тоже убили. Что касается гражданской позиции - то, увы, всегда проще призывать к мужеству других, чем проявлять его самому. Давайте Вы будете свое мужество проявлять, -  а я со своим сам сумею отношения выяснить.                                                                                 Кстати,  а почему (в Вашей логике и логике критиков моего стихотворения) - Тальков не проявил гражданского мужества  и не назвал  - какое такое зло мучит Россию? Почему скрыл имена тех, кто несет это зло, пароли, явки? Как-то абстрактно - зло и без никаких разъяснений. Непонятно. 

Александр, я уже пожалела , что влезла в дискуссию. Вы как-то очень болезненно реагируете.

Прошу прощения, если чем-то обидела Вас.

Если говорить о собственном мужестве, я стараюсь не только его декларировать.

Да что Вы, Вера. Все прекрасно. Болезненно  я реагирую, когда мне дают советы или рассказывают, что мне делать и как жить. А если критикуют стихи - то это за милую душу. Лишь бы по делу и вчитавшись. За хорошую критику я бы даже был благодарен. Но обычно хорошая критика - это время  и труд серьезного вчитывания. Поэтому проще сказать, что человек увидел в тексте своего, чем постараться увидеть сам текст. В любом случае и Вы простите, если мои ответы Вас задевают. 

Александр, литературный  критик я никудышний. Моя профессия - программист.

По поводу гражданской лирики и её задачи воздействия на читателя высказала своё личное мнение, которое возникло спонтанно. А хорошо бы почитать на эту тему труды специалистов.

Вы правы в том плане, что автор имеет право на свой авторский язык и на свой авторский взгляд на любые события. А читатель имеет право воспринимать или не воспринимать этот авторский посыл.

При этом каждый автор желает, чтобы у его произведений было как можно больше читателей, а ещё - как можно больше единомышленников.

Вот, как мне кажется, образцы гражданской лирики:                                                 
                                                                                                                                                        Писатель, — если только он
Волна, а океан — Россия,
Не может быть не возмущён,
Когда возмущена стихия.
Писатель, если только он
Есть нерв великого народа,
Не может быть не поражён,
Когда поражена свобода

У Якова Полонского! Но и у А.Толстого - "Порядка только нет..."

Спасибо, Вячеслав. Да. конечно же.  У Полонского. А у Толстого та самая история государства российского...

И за это восьмистишие спасибо.

Это Яков Полонский. Какие замечательные стихи писали раньше в альбомы знакомым...

Или у Соловьева:

...
О Русь! в предвиденье высоком
Ты мыслью гордой занята;
Каким ты хочешь быть Востоком:
Востоком Ксеркса иль Христа?

Александр, Вам тоже спасибо.

Знакомите с высокими образцами поэзии. Благодаря Вам я залезаю в энциклопедии и словари и начинаю пополнять своё образование.

Не за что, Вера...  Вообще сложная это тема - гражданская лирика... Был такой афинский учитель - слабенький  и хромой. Звали его Тиртей. И его афиняне послали на помощь Спарте в одной из войн спартанцев против бывшей колонии Мессении. Спартанцы даже обиделись вначале. Но Тиртей так вдохновил их своими элегиями, что войну они выиграли. Вот пример настоящей гражданской лирики...

Да, Александр, гражданская лирика - особая тема. Чтобы зажечь людей, причём зажечь идеей не личной, надо уметь эту идею превратить в личную и очень значимую для отдельного индивидуума, которая объединяет его с другими людьми и превращает их из инертной массы в общую решающую силу.

При этом говорить гражданскими стихами надо мощно и на доступном языке. 

Доступный язык - это плохая позия, Вера. Или иллюзия читателя, считающего, что ему все понятно... Вообще поэзия  и доступность совмещаются чрезвычайно редко - вот попса доступна, но она, очевидно, не музыка.

Александр, зачем же сразу о попсе говорить?

Много замечательной поэзии в мире написано доступным языком. Список поэтов можно начать с Александра Сергеевича. И продолжить современными авторами.

Усложнение языка, тем более в гражданской лирике, не есть достоинство данного вида поэзии.

Боюсь, что Вы ошибаетесь с Александром Сергеевичем - я, увы, сталкиваюсь как раз с тем постоянно - что его стихи, казалось бы, простые, - не понимают. Вообще простота формы часто лишь создает иллюзию простоты содержания.

Александр, очень интересный разговор, особенно об А.С., только у нас на Урале уже поздно - скоро 1 час ночи, а мне завтра рано вставать.

Вообще, тема гражданской лирики актуальна особенно сейчас. Говорить на гражданскую тему можно, конечно, по-разному. Но как быстро достучаться до читателя?

Измерил время землемерной цепью
И сквозь него прошел, как сквозь Урал.

Спокойной ночи, Вера, продолжим после восхода Солнца..