Автор: Слава Баширов
Дата: 24-06-2022 | 12:53:59
в окне торчит горчичная луна
всё самое больное отболело
но снова, как блудливая жена
жизнь обманула и пошла налево
ночь мёртвая, а боль ещё жива
ещё недавно был силён и зол
повелевал дождями и ветрами
он ждёт, когда подействует укол
таращится луна в оконной раме
на то, как пациент и слаб, и гол
он бредит, и на жёлтое пятно
глядит, как вспыхнуло и полыхнуло
огромное и жуткое вздохнуло
и глухо громыхнуло, и тряхнуло
и распахнуло в черноту окно
там парусину разрывает гром
деревья сотрясаются от гнева
дрожь пробегает по отрепью крон
и он летит сквозь бурю, напролом
в растреснутое молниями небо
Слава Баширов, 2022
Сертификат Поэзия.ру: серия 1454 № 168290 от 24.06.2022
Рекомендованное | 5 | 28 | 864 | 26.04.2024. 04:18:27
Произведение оценили (+): ["Семён Эпштейн", "Сергей Погодаев", "Ольга Пахомова-Скрипалёва ", "Алёна Алексеева", "Ирина Бараль", "Владимир Мялин"]
Произведение оценили (-): ["Вера Тугова"]
Тема: Re: Re: "в окне торчит горчичная луна..." Слава Баширов
Автор Слава Баширов
Дата: 24-06-2022 | 14:09:28
Спасибо, дорогой Владимир!
Очень рад Вашей оценке!
Тема: Re: "в окне торчит горчичная луна..." Слава Баширов
Автор Алёна Алексеева
Дата: 24-06-2022 | 14:09:26
потрясающее
Тема: Re: Re: "в окне торчит горчичная луна..." Слава Баширов
Автор Слава Баширов
Дата: 24-06-2022 | 14:11:29
Спасибо, дорогая Алёна!
Нам приятно... ))
Тема: Re: "в окне торчит горчичная луна..." Слава Баширов
Автор Ольга Пахомова-Скрипалёва
Дата: 24-06-2022 | 16:11:55
Здорово написано, Вячеслав!
Читаю, а фоном у меня звучит пастернаковское: "О Господи, как совершенны, дела Твои, - думал больной..." (по памяти).
Два образа встречи со смертью...
Вот только смутило выражение "растреснутое молниями небо". Слово "растреснутое" не должно иметь дополнений (молниями), оно самодостаточно (аналог "растрескавшееся, треснутое"). Глагол "треснуло", или "растрескалось", имеет действительный залог (соотв. и причастие), а не страдательный, поэтому и возникает диссонанс.
Расколотое, может быть?
Тема: Re: Re: "в окне торчит горчичная луна..." Слава Баширов
Автор Сергей Ткаченко (Amis)
Дата: 24-06-2022 | 16:41:00
Ольга, извините, если вмешиваюсь некстати, но мне неоднократно при сильной и близкой грозе сначала доводилось слышать сухой треск, сопровождавший сверкнувшую молнию, а затем уже грохот грома.
Может быть, Слава говорит об этом?
Тема: Re: Re: Re: "в окне торчит горчичная луна..." Слава Баширов
Автор Ольга Пахомова-Скрипалёва
Дата: 24-06-2022 | 17:10:06
Сергей, я вполне доверяю и автору, и Вам, и себе - мне довелось слышать грозу в горах: ...гроза в горах - кому возмездие? И треск раскатистый и злой (писала я в неполные 20 лет) - в зрительных/ слуховых ощущениях, но не будем смешивать зеленое и горячее.
Возможно, я не очень четко выразила свою мысль (чуть подкорректировала 1-й комментарий), но говорила я исключительно об аспекте употребления слов в русском языке. Действительный залог причастия выражает (как один из случаев) состояние объекта. Растреснутое (треснутое, растрескавшееся) небо - объект в определенном состоянии (ср.: треснутое зеркало, а если "от времени", то это уже обстоятельство, а не дополнение). Страдательное причастие расколотое делает небо субъектом (действия молний).
Тема: Re: Re: Re: Re: "в окне торчит горчичная луна..." Слава Баширов
Автор Сергей Ткаченко (Amis)
Дата: 24-06-2022 | 17:16:05
Ольга, нам осталось услышать мнение автора. :о)
Тема: Re: Re: Re: Re: "в окне торчит горчичная луна..." Слава Баширов
Автор Слава Баширов
Дата: 24-06-2022 | 17:30:07
Ну да, я согласен, есть тут некоторая грамматическая / авторская вольность. Вначале и было расколотое. Но... иногда, наверное, можно себе позволить даже и произвол...)) Если бы не в финальной строчке, может быть, и не решился бы.
Тема: Re: Re: Re: Re: Re: "в окне торчит горчичная луна..." Слава Баширов
Автор Ольга Пахомова-Скрипалёва
Дата: 24-06-2022 | 17:43:42
Мы одновременно написали комментарии, см. ниже.
Не императивно, но доброжелательно.
Тема: Re: Re: Re: "в окне торчит горчичная луна..." Слава Баширов
Автор Слава Баширов
Дата: 24-06-2022 | 17:21:33
Сергей, спасибо!
Да, именно сухой треск!
Тема: Re: Re: "в окне торчит горчичная луна..." Слава Баширов
Автор Слава Баширов
Дата: 24-06-2022 | 17:19:57
Ольга, спасибо огромное! Пастернаковское - до дрожи! Просто и рядом постоять приятно... )) Насчёт растреснутого / расколотого, да, некоторая смелость словоупотребления и меня слегка смущала, но победила, как часто бывает, звуковая стихия, в слове растреснутое отчётливо слышится этот треск далёких молний. Ну, и трещины молний...
Тема: Re: Re: Re: "в окне торчит горчичная луна..." Слава Баширов
Автор Ольга Пахомова-Скрипалёва
Дата: 24-06-2022 | 17:41:26
Дорогой Вячеслав, это смелость нарушения нормы, можно оставить "растреснутое" - слово вполне легитимное, но его сочетание с молниями некорректно. Не знаю, насколько мне удалось донести свою мысль, но хотелось бы, чтобы Вы еще вернулись к этому моменту.
Можно ведь и распоротое, и распаханное, и расплёсканное, и исхлестанное - и все это будут страдательные причастия, которые с существительным в качестве дополнения молниями очень сочетаются. А можно поискать в другом направлении (оч. приблизительные примеры только для иллюстрации моей мысли):
...напролом,
опрометью (в призывное) растреснутое небо.
Тема: Re: Re: Re: Re: "в окне торчит горчичная луна..." Слава Баширов
Автор Слава Баширов
Дата: 24-06-2022 | 17:49:27
Спасибо, дорогая Ольга!
Обязательно вернусь, через некоторое время, подумаю...
Тема: Re: Re: Re: Re: "в окне торчит горчичная луна..." Слава Баширов
Автор Сергей Ткаченко (Amis)
Дата: 24-06-2022 | 18:08:19
Ольга, так в том и дело, что небо после молнии остаётся таким же, как и было до. Молния небо не рвёт, она заставляет небо трещать. Множество молний в разных местах пытаются разорвать небо, оно трещит, но держится. Хотя треск там, сям - происходит. У меня от этого словоупотребления именно такое ощущение возникает. И я с ним согласен. :о)
Тема: Re: Re: Re: Re: Re: "в окне торчит горчичная луна..." Слава Баширов
Автор Ольга Пахомова-Скрипалёва
Дата: 24-06-2022 | 20:10:01
Сергей, мы говорим о разных вещах - Вы о метафорике, я о грамматике. Перечитайте еще раз мои комментарии.
Кроме того, слово "растреснутое" у Вячеслава - относится не к треску (хотя звуковой эффект совпадает), корень слова не "треск" (от трещать, издавать треск), а "трес" (от треснуть, ломаться), хотя это родственные слова.
В данном случае небо трескается, а молнии - как трещины.
В общем после рабочего дня у меня голова трещит (но не покрывается трещинами!), я неважно соображаю. Вперед - на воздух!
ps. выпад (не Ваш, Сергей, ниже) засчитан. Но - пальцем в небо. Я работала в редакции русского языка издательства "Русское слово - учебник". Замечательные были учебники, еще до идеи введения единого ФГОСа, делали мы и электронные учебники (это 2013-й год, т.е. не так давно), которыми и сейчас пользуются (под ред. д-ра филол. наук М.В. Панова). И в них корни обозначены очень корректно (как я и описала выше). )
Тема: Re: "в окне торчит горчичная луна..." Слава Баширов
Автор Александр Владимирович Флоря
Дата: 24-06-2022 | 23:50:37
Тема: Re: Re: "в окне торчит горчичная луна..." Слава Баширов
Автор Слава Баширов
Дата: 25-06-2022 | 00:27:13
Спасибо огромное, Александр, за добрые слова про мой стишок!
Но... Б.П. для меня, и ранний и поздний,
с первой юношеской влюблённости - поэт самый любимый.
"Кончаясь в больничной постели,
Я чувствую рук Твоих жар.
Ты держишь меня, как изделье,
И прячешь, как перстень, в футляр"
Тема: Re: Re: Re: "в окне торчит горчичная луна..." Слава Баширов
Автор Александр Владимирович Флоря
Дата: 25-06-2022 | 00:36:58
Тема: Re: Re: Re: Re: "в окне торчит горчичная луна..." Слава Баширов
Автор Слава Баширов
Дата: 25-06-2022 | 02:19:36
Спасибо! Но стихи порой нравятся (мне, по крайней мере) не только аналитически / понятийно, но и сквозь / сверх понимания, не смыслами, но их просвечиваниями в музыкальной ткани, не речью, но бормотанием, есть же ещё и метафизическая глубина необъяснимого. Иногда и самая немудрящая песенка трогает, а чем, и не поймёшь. Извините, что сумбурно, лучше не умею… Вы - филолог, учёный, Вам, наверное, хочется дойти до самой сути. А не учёному соседу - до самой, возможно, мути…)) Есть стихи (того же Пастернака), которые до конца не понимаю, но люблю безмерно.
Тема: Re: Re: Re: "в окне торчит горчичная луна..." Слава Баширов
Автор Ольга Пахомова-Скрипалёва
Дата: 25-06-2022 | 00:49:13
Мне сладко при свете неярком,
Чуть падающем на кровать,
Себя и свой жребий подарком
Бесценным Твоим сознавать...
Это как пароль.
А отзыв выше...)
Тема: Re: Re: Re: Re: "в окне торчит горчичная луна..." Слава Баширов
Автор Слава Баширов
Дата: 25-06-2022 | 00:58:05
Да!
Тема: Re: "в окне торчит горчичная луна..." Слава Баширов
Автор Сергей Погодаев
Дата: 26-06-2022 | 04:04:56
Не будучи человеком учёным, спрошу: а может быть небо "растресканное" - по-моему, такого варианта не было. Если бы я встретил фразу: "растресканное камнями стекло" - я бы счёл её разговорно-приемлемой.
Тема: Re: Re: "в окне торчит горчичная луна..." Слава Баширов
Автор Слава Баширов
Дата: 26-06-2022 | 09:55:10
Спасибо, Сергей!
Я подумаю, потом... сейчас смотреть на этот стишок не могу, слегка им отравлен... ((
Тема: Re: Re: "в окне торчит горчичная луна..." Слава Баширов
Автор Слава Баширов
Дата: 15-07-2022 | 09:00:51
Вот, вернулся, и принял Ваше, Сергей, предложение, и даже в стишке исправил. А потом ещё раз вернулся... к прежнему. Растресканное - от глагола совершенного вида - то, что уже растрескалось. А растреснутое - это сейчас совершающееся, что, по крайней мере, в этом контексте, экспрессивнее. Нет, всё! Пусть неправильно, but let it be...))
Тема: Re: Re: Re: "в окне торчит горчичная луна..." Слава Баширов
Автор Сергей Погодаев
Дата: 15-07-2022 | 17:35:11
Что ж, - это, несомненно, поступок!
Тема: Re: "в окне торчит горчичная луна..." Слава Баширов
Автор Владимир Шутов
Дата: 15-07-2022 | 12:08:11
Замечательное стихотворение!
Тема: Re: Re: "в окне торчит горчичная луна..." Слава Баширов
Автор Слава Баширов
Дата: 15-07-2022 | 15:44:07
Спасибо большое, Владимир!
Тема: Re: "в окне торчит горчичная луна..." Слава Баширов
Автор Владимир Мялин
Дата: 24-06-2022 | 13:32:04
Ве-ли-ко-лепно!