Мамврийский дуб упал, ну что ж, понятно... (Рекомендованное)

Дата: 10-04-2022 | 11:36:19

Мамврийский дуб упал, ну что ж, понятно,
Сухое дерево… Когда-то Авраам
Среди дубравы пышной отдыхая,
Увидел Путников Троих – и предложил
Им отдохнуть под этим дубом в тени.
И что же дальше? Знает и ребёнок,
Что было дальше. А тысячелетья
Спустя стоял он, кряжистый, в подпорках
И хомутах, а года три назад
Упал, сухой и лёгкий – как тростина
На рыжий мох, что выпалило солнце,
Пустой, как бочка старая – труха
Его покрыла облаком кисейным…

Так падают дома, когда их сносят.
Враскачку, медленно плывёт шар-баба,
Блестя на солнце, словно спутник круглый,
И упираясь в стену, наконец,
Тихонько извлекает тучи пыли
Из штукатурки, обнажив на миг
Кирпич обвальный, вниз летящий тяжко
Шипучим каменистым водопадом.

Так падает оплошная ракета –
Скосившись, скособочась что-то набок
При старте неудачном. Люди смотрят,
Глазам не веря: страх во взглядах их
Мешается с восторгом непонятным…

Так падает, быть может, генерал,
Сражённый пулей иль шальным осколком,
Сидящий в ставке, далеко от боя.
Солдат, несущий знамя, уцелел
Под свистом пуль свинцовых и стальных,
Среди разрывов бомб, снарядов: зубы
Белеют на лице черно-сожжённом.
А генерал, главой упав на руки,
Сидит над картой в глаженом мундире,
И по Карпатам серым струйка крови
Течёт и в море Черное впадает.

Мамврийский дуб, твой маленький росток
Уже разросся кроною зелёной.
Он листьями дрожит на ветерке
И, как ребёнок, смотрит на отца
Хмельного, в позе неудобной, странной,
Раскинувшего члены в сне тяжёлом,
Так на тебя он смотрит, дуб Мамврийский, –
Днесь Царствия Небесного прохлада.

2021




Владимир Мялин, 2022

Сертификат Поэзия.ру: серия 1319 № 166891 от 10.04.2022

Рекомендованное | 2 | 19 | 244 | 25.05.2022. 15:41:41

Достойные стихи.

Владимир, с огромным интересом прочитала!

Не так часто встретишь сегодня нерифмованные стихи, чтобы они являлись поэзией. И у Вас пример более чем достойный, прав Ваш тёзка.
Несколько замечаний.
 Во второй строке нарушен размер.
В тени.

Скосившись, скособочась что-то набок..

Может быть это "что-то" убрать совсем?
Скосившись и скособочась - в принципе одно и то же.
 Можно поискать варианты (это просто примеры):

Рванувшись вверх и вдруг скосившись набок...

 Рванув (взревев) и - скособочась тут же набок...

 Возможно, это вкусовое. Но архаичное "глава" (генерала) здесь выпадает. Я бы поменяла на сниженное: башкой упав на руки.
А вот по контрасту к приземленности (предполагаемой мною) этой строфы в последней строфе старославянизмы работают.

 Это исключительно моё мнение - не в надежде на  некую безупречность, которая, возможно, недостижима, но на то, что Вы вернетесь к тексту позднее и прочитаете его свежим взглядом.
Всегда рада встрече с Вашей поэзией!

ps. Недели через две после падения ветхозаветного гиганта я стояла подле него. Росточек появился, видимо, позднее...

Дорогая Ольга, мне очень приятно слышать Вашу похвалу. Мало кто пишет сейчас на религиозную тему... Наверное потому, что её приходится смешивать, чаще всего,  с лирикой,  иначе получится не стихотворение, а претензия на что-то очень уж высокое... И недостижимое средствами обычного художника.  И - "стихи, прости Господи, должны быть глуповаты...")
Что касается моего небрежного "что-то", то я готов с долей сожаления поменять его на "как-то"... Тут, мне кажется, оно играет свою роль -  создаёт оттенок удивления на грани испуга. Впрочем, я посмотрю ещё и подумаю над всеми Вашими предложениями.
С уважением, В. 

Я читал, что росток уже превратиля в куст, маленькое деревце. Публикация далеко не свежая, так что, думаю, это теперь уже полноценный шумливый молодой дубок)

Символично. Вот бы увидеть... Только, наверное, уже невозможно. И так была милость незаслуженная, а там  вскоре - пандемия, невиданная доселе пустота на святом месте... 

"Скосившись всей былою статью набок"

Владимир, спасибо! Позволил себе после того, как прочёл, что проще всего заменить "что-то" на "как-то", о чём и сам в первый момент подумал.
:о)

Да, "как-то" точнее, я понимаю, о чём Вы: "как-то" - "странно", но покрутите еще строфу...
Мало кто пишет достойно, а так, Вы правы, смешивают с чем ни попадя.
 Вычурность, пафос, зарифмованная очевидность. Или панибратство с Богом, профанация. Нередко кощунство.
 А еще вот мода - перекладывать Псалмы в стихи. Типа подражания. Тут и слова не в исконном значении, ведь мало в словаре посмотреть, нужно ту идиоматику понимать. Словарная статья, касающаяся одного слова, - холостое знание. А на выходе - извращение смысла первоначального текста, рифмованное начётничество и введение читателя в заблуждение.
 
Игорю Лавленцеву было дано, он самым воздухом ветхозаветным дышал.
 Помните такого? Он когда-то здесь был членом редколлегии - тамбовский поэт, инвалид-колясочник. Удивительный поэт и человек.
 С лирикой (и драмой) смешивала Елена Шварц. Иногда - мороз по коже от ее поэзии.

 По поводу "глуповатой поэзии" - сказано было в контексте письма конкретному человеку, вне контекста - это не формула. )
Это так же, как все помнят только первую половину пословиц. 

Панибратство с Богом, кощунство, усложнённость и проч., думается, происходит от недостатка вкуса и дилетантства... Даже  поэты порой этим грешат. Век не предоставляет достойных образцов, а прошлые почитаются зачастую реликтовыми...  Псалмы - коренная, исконная поэзия: как ни дыши над ними - всё будет плохой перевод. Пушкин, конечно не завершил известную фразу, но мысль его, как всегда быстрая, уже соскользнула с его языка - и отдаётся по сию пору в ушах поэтов. Скованность, вящая серьёзность,  холодность ума, недостаток простосердечия, детскости восприятия... и проч.    Понятно тоже, что фраза из текста письма должна быть прочувствована читателем - и объединена  со всем творчеством поэта. Так и случается, если читатель любящий: и видящий дальше своего носа)


Да, это и провалы вкуса, и невежество, а еще и богоборчество... И одаренность играет второстепенную роль по отношению к посылу (целенаправленно оскорбительному, например). В этом веке достойных образцов нет. А в прошлом были. Пастернак (великолепный цикл из Д.Ж.), Бродский -  одно "Сретение" чего стоит. Солодовников.
 Псалмы - поэзия глубинная и прекрасная.
Несколько лет назад мы с одним священником выпускали книгу Иоанна Рутенина, в которую вошла часть его псалмов. Это действительно псалмы, не рифмованное подражание и пр. И я их назвала новозаветными. Это диво, конечно, еще не все расшифрованы (остались рукописи)... Откровение.

А Игорь Лавленцев писал проникновенные вещи. Он - поэт подлинный, имеющий санкцию на высокое толкование  (его "Ной" - одна из вершин в этом жанре). И ему - хоть это и подражания - удалось выразить семантически и интонационно состояние псалмпевца. Вот "оборонительный" Псалом:

Господь мой – светильник в юдоли земной,
Спаситель мой присно и ныне.
Кого убоюсь за незримой стеной
Его неприступной твердыни?
.............................................
Ничтожно предстанут очам высоты
злодейские тьмы и оравы;
и жертвой Господней поверх немоты
прольется рыдание славы.
https://poezia.ru/works/20640

  И тут недавно читаю  некое велеречие на этот Псалом с полным непониманием ветхозаветных реалий и искажением смысла и задаюсь вопросом: зачем?

Так же и с Пушкинской фразой, слизали поверхностный смысл, а в суть не вошли. Вот и вставляют ее к месту и не к месту...

Спасибо, почитал стихи  новых для меня поэтов.
Пастернак для меня - разный....
Бродский нередко холодноват,  по крайней мере, для меня.
Художник всегда приходит к Богу; богоборцы вряд ли смогут  сделать в искусстве что-нибудь значительное.

 Пастернак разный ( в нем как-будто не один человек, не один поэт) и Бродский разный. Это и хорошо.
 Однообразие у томительно и известно кому свойственно. Но я имела в виду исключительно цикл из Живаго и "Сретение" Бродского. В последнем стихотворении (прошу прощения за сравнение) апостольская отстраненность - только факт. Бесстрастность изложения, взгляд из холодного космоса. Так и должно создавать произведения, посягая на эти темы, этому веришь больше, чем густо-красной краске Гибсона.
 С последним тезисом Вашим соглашусь.
 Рада пониманию!

"Бесстрастность изложения, взгляд из холодного космоса. Так и должно создавать произведения, посягая на эти темы" - Ольга, простите за вмешательство (если сможете), но "взгляд из холодного космоса", нмв, должен быть не при создании посягательства, а перед принятием решения о его публикации. Причём, не имеет особого значения, на какую именно тему посягательствующий осмелился попосягать. Хоть на пейзажную лирику.
А при сочинении - наоборот: пылать, полыхать, вдохноветь и т.п.
И.Губерман об этом в своё время весьма исчерпывающе высказался.

Примите уверения, а такоже и проч...
:о)

Сергей, принимаю.
  Хорошее словечко - вдохноветь.
 Акт публикации иных посягателей на темы, о которых я говорила, - всегда демонстрация. 
 А я говорила о конкретном стихотворении Бродского.  И процитированная Вами фраза относилась именно к нему. Бродский транслировал. Из некого источника. 
А демонстрация всегда исходит  из самости, из противопоставления, из попытки ниспровергнуть или доказать. в отличие от "уверенности в невидимом".

Ольга, спасибо за пояснение. Меня смутило "так и должно создавать", как будто бесстрастность именно к процессу создания относилась. :о)

Добрый день, Владимир.
Большой испанский автор Алехандро Касона - наверное, более символист, чем всё прочее, создал когда-то замечательное произведение, путешествующее по сценам..
Деревья умирают стоя..
Я всегда более любил те, которые склоняются к земле.
И всё равно живут. Такое было в Михайловском сквере - с тех времён, когда в нём можно было, не думая o газонах, запросто общаться с прошлым...
Теперь дерева нет. Его прикончили заживо. И в сквер заходить не хочется..
По мне всё это не библейство. Сама жизнь, не нуждающаяся в присутствии и приходе.
Спасибо.

Доброго здоровья, Владислав!
В моей жизни было два таких дерева. Тополь вековой стоял в палисаднике моей бабки. Под ним я "копал жуков", выискивал в толстой коре усатых "дровосеков"... Домик сломали вместе со всей улицей; от дерева остался было низкий широкий спил, потом и он исчез. Под другим тополем мы с другом в детстве играли - и его спилили. И это не просто символы. Это, может быть, наша проходящая жизнь уступает место новому поколению. Спасибо!