Йейтс Уильям Батлер На мотив Ронсара

Дата: 19-05-2021 | 09:53:29

Представь, что ты стара, и сонной лени

Взор полон твой, к сей книге обращён,

Мерцают угли, ты прочтёшь, как он

Был нежен, но в глуби темнели тени.

 

Была ли всеми искренне любима

В дни юных и безоблачных утех,

Но зыбкую печаль один из всех

Любил в тебе и душу пилигрима.

 

И сгорбившись, пригревшись у камина,

Ты шепчешь, что Амур, увы, далёк,

Что к звёздам он когда-то, легконог,

Унёсся через горные вершины.



William Batler Yeats


When you are old and grey and full of sleep,

And nodding by the fire, take down this book,

And slowly read, and dream of the soft look

Your eyes had once, and of their shadows deep;

 

How many loved your moments of glad grace,

And loved your beauty with love false or true,

But one man loved the pilgrim soul in you,

And loved the sorrows of your changing face;

 

And bending down beside the glowing bars,

Murmur, a little sadly, how Love fled

And paced upon the mountains overhead

And hid his face amid a crowd of stars.





Корди Наталия, поэтический перевод, 2021

Сертификат Поэзия.ру: серия 1194 № 161633 от 19.05.2021

3 | 11 | 857 | 25.04.2024. 04:58:03

Произведение оценили (+): ["Ирина Бараль", "Владимир Корман", "Бройер Галина"]

Произведение оценили (-): []


приятный стих и перевод. Но здесь надо учесть, что не только это стихотворение написано на мотив ронсаровского сонета к Елене

Quand vous serez bien vieille, au soir à la chandelle,

но и то, что он обращён к Мод Гонн, ирландской революционерке, в которую Йейтс был очень влюблён в юности. Потому здесь Love это не Амур, а Любовь Йейтса и Мод, которую поэт изображает блуждающей по горам и летящей к недостижимым звездам, потому что она потеряна навсегда. Мод вышла замуж за другого человека.

У Ронсара, кстати, тоже нет никакого Амура. Он пишет о любви просто, Regrettant mon amour et vostre fier desdain - жалея о моей любви, которую так гордо презрели. Просто любовь  у англичан мужского рода. Как корабль - женского. 

Спасибо, Александр Викторович! Вот мои соображения на тему любви. В том и дело, что во всех переводах это просто любовь. Это может восприниматься, как ее любовь . А это о его отвергнутой любви она сожалеет. И поэтому у меня Амур мужского рода. Прочитала статью Кружкова, в которой он пишет о сложностях перевода этого стихотворения и решила сразу же, что это будет Амур.  

Как хотите, Наталия. Но никакого Амура ни один исследователь не упоминает. Речь идёт просто о любви. Вы очень упрямый человек, из-за этого у Вас есть принципиальные ошибки. Больше читайте английских поэтов и критику. Амур и так мужского рода:_)) не только у Вас, в всех. Вы мало знаете, что употребление слова Love с большой буквы не всегда говорит о том, что поэт имеет в виду Купидона или Эрота. С большой буквы пишутся многие слова в английской поэзии. Да и Мод Гонн не могла никакого Амура:) употребить в своих предполагаемых словах. В первоначальном варианте этого стихотворения слова несколько другие, между прочим.

And bending down beside the glowing bars

Murmur, a little sad, From us fled Love.

He paced upon the mountains far above,

And hid his face amid a crowd of stars.

То есть героина шептала: От нас улетела Любовь. Покинула их. Не Амур, как мифологическое существо, голенький мальчик с луком и стрелами, а именно Любовь, человеческая, с большой буквы. Переводить ещё не означает знать суть стихотворений, историю создания, стили, мировоззрение, эпохи, аллюзии  и т.д.. Верные переводы должны всё это учитывать. А не только СВОЁ мнение.:))



Цитирую Григория Кружкова:

“Love” с большой буквы по-английски означает “Амур”. При этом слове у нас возникает один из двух образов: либо пухлый малыш с луком и стрелами, резвящийся у ног своей матери Венеры, либо прекрасный юноша, прилетавший к Психее под покровом ночи: любовь Амура и Психеи запечатлена в бесчисленных картинах и скульптурах от античности до конца XIX века. Но употребить слово “Амур” в этом стихотворении по-русски невозможно: оно сразу приобретает какой-то жеманный и искусственный оттенок, которого в оригинале нет. Все дело в том, что “Love” по-английски далеко не то, что “Cupid” (Купидон). Смысл этого слова колеблется между “любовью” и “Амуром” и часто означает скорее некое олицетворение любви, чем античного божка с крылышками.

Итак, переводить “Love” как “Амур” вовсе не обязательно. Допустим, мы переводим его как “Любовь” с большой буквы. Что дальше? Любовь, которая проходит по вершинам гор и скрывается среди звезд, — в оригинале это получается (из-за того, что по-английски у нее есть антропоморфный двойник), а по-русски — никак. Нужна замена, но какая? Спросим себя: в чем смысл этого образа? В том, что любовь возвращается в свою небесную отчизну. Не так ли герои греческих мифов возносились на небо и превращались в бессмертные звезды? В последней строфе старушка засыпает, глядя на догорающий в очаге жар. Не естественно ли ей представить любовь, как искру, улетающую с земли, чтобы затеряться среди сонма звезд?" (конец цитаты)

Вовсе не обязательно не означает, что невозможно. Кружков делится своим опытом перевода этого стихотворения и объясняет, почему ему не удалось перевести образ "shadows deep" , почему “moments of glad grace” опущено, а "sorrows of your changing face" превратилось в его переводе в тоску.

Я тоже поделилась своим опытом перевода. Амур в моём переводе не "божок с крылышками". Он легконог, а не легкокрыл. Тем более, что у Йейтса он "paced upon the mountains".

И трудность как раз заключалась в том, чтобы избежать этой крылатости. Никакого "жеманного и искусственного оттенка" я не усматриваю в своём переводе.

В любом случае, пусть останется такой опыт . Я никогда не повторяюсь. Это, Александр Викторович, своё видение. И я изучаю материал перед переводом. И о любви Йетса всё прочитала, и о том, что от Ронсара осталось только две строчки - тоже.

Благодарю Вас! 

- до чего супротивны эти переводчики, Александр себе здоровье сберёг отказавшись от редакторства... :о)))bg

Наталия, что читать у Кружкова про Амура. Насчёт “Love” - Эрот, Амур. Это в словарях написано:). Дело не в этом, а в контексте. Если речь идёт о божке, вместе с его характеристиками, то и переводят как Амур, или Эрот.

Пример сонет 8 Сидни

In truth, oh Love, with what a boyish kind
Thou doest proceed in thy most serious ways:

Здесь мальчишеский вид , значит, речь идёт об Эроте, Амуре, как божке. Амур - это французский вариант  древнегреческого Эрота.

Или

13
Phoebus was judge between Jove, Mars, and Love,

а вот здесь как переводить?

So dull am, that I cannot look into
The ground of this fierce Love and lovely hate:


можно : яростный Эрот и милая ненависть,

можно яростная любовь и прекрасная ненависть

второе естественней звучит по смыслу и противопоставлению любви и ненависти. Как в пословице: От любви до ненависти - один шаг.

Всё надо учитывать не по своему мнению, а сообразуясь с со смысловыми и языковыми нормами, с правильным употреблением слов, мифологических персонажей, каких-то реалий, свойственных каждому времени, каждой эпохе, каждому литературному или философскому взгляду. Надо тщательно изучать контекст.

Внизу была "яростная" шутка, Александр Викторович. Я думаю, тема буквальности здесь поднималась много раз. 

А можно яростная любовь и пылкая ярость) . 

lovely - не имеет значения пылкая. hate - не имеет значения ярость. Можно всё, только надо именно переводить, а не свои идеи втискивать в перевод.:) Это путь тупиковый.

Наташа, имея опыт перевода ронсаровского Сонета к Елене, могу сказать, что стихотворение Йейтса перевести во много раз сложней. И я поздравляю тебя с удачей, а последняя строфа получилась особенно выразительной, что и ставит твой перевод в ряд лучших известных переводов этого стихотворения. 

Спасибо, Ира! Мне хотелось перевести это стихотворение. Сухарев говорил, что на семинаре Эльга Львовна Линецкая разбирала его. К сожалению, записок об этом у Сергея Леонидовича нет. Есть только фотография, которую он мне прислал. 
Переводов много и мне все нравятся. В каждом есть изюминка.