Дата: 13-05-2020 | 03:45:13
Из сборника «Rhymes for My Rags» 1956
Собратья по перу, сейчас
Надеетесь, настанет срок:
Читать запоем будут вас,
Лишь огласят ваш некролог.
Увы, забвение вас ждёт,
Хоть издано немало книг,
Сквозит вальяжности налёт -
Но ты не так уж и велик.
Ну что ж, властители умов!
К чему высокопарный слог,
Когда мы прах внутри гробов,
Какой от мертвечины прок?
Осмысли вы сейчас и здесь,
Что недалёк забвенья миг,
Как шарик лопнет ваша спесь ...
Ты мал, хоть думал, что велик.
Глупцам гордыня застит свет,
Влекут вас деньги, власть, почёт,
Имён поблекших ваших след
С презреньем скоро смерть сотрёт.
Вам, Жалким Смертным, суждена
Дорога в сумрачный тупик;
Оценит время всех сполна,
Ты мал, хоть думал, что велик –
Ты ноль, хоть думал, что велик.
Importance
Respected brothers of the Pen
Who deem your writing will be read
By legions of the living when
Your name is numbered with the dead -
Could you foresee how soon forgot
You'll be in spite of printer's ink,
How you would realize you're not
So damned important as you think.
And so, oh mighty potentate!
Of what avail your lofty line
When to the bone-corral they crate
Your carrion as they do mine?
Could you but know how sadly soon
Into oblivion you'll sink,
Your pride will be a pricked balloon. . . .
Poor Prince! You're smaller than you think.
Besotted fools of pride and place,
Of pomp and power, of wealth and fame,
Disdainful death will fast efface
The pallid record of your name!
Take heed, ye Arrogant of Earth!
E'er to obscurity you shrink,
Time takes the measure of your worth,
And you are smaller than you think -
Aye, vastly smaller than you think.
Нина Пьянкова, поэтический перевод, 2020
Сертификат Поэзия.ру: серия 1457 № 153592 от 13.05.2020
3 | 18 | 694 | 30.11.2024. 13:46:12
Произведение оценили (+): ["Людмила Станева", "Аркадий Шляпинтох", "Валентин Литвинов"]
Произведение оценили (-): []
Тема: Re: Re: Роберт Сервис. Значимость Нина Пьянкова
Автор Нина Пьянкова
Дата: 13-05-2020 | 06:38:28
Спасибо, Валентин,
согласна с Вами, что надёжнее книг пока ничего нет, но всё в мире стремительно меняется на наших глазах. А стихотворение Р. Сервиса очень мудрое, развеличивающее гордыню, которая по-прежнему правит миром.
Тема: Re: Роберт Сервис. Значимость Нина Пьянкова
Автор Александр Лукьянов
Дата: 13-05-2020 | 14:13:54
Глупцам гордыня застит свет,
Влекут вас деньги, власть, почёт,
Это всё верно, но и сам Сервис не был бедняком. На своих бесконечных стихах (типа баллад Киплинга) он заработал миллионы.
А перевод хороший, как всегда.
"Service eventually earned in excess of $100,000 for Songs of a Sourdough alone" (equal to about $2.7 million today after inflation).
Так что все англосаксы хотят стать богатыми, и не только англосаксы :)
Тема: Re: Re: Роберт Сервис. Значимость Нина Пьянкова
Автор Нина Пьянкова
Дата: 13-05-2020 | 17:25:20
Александр Викторович,
как говорится, победителей не судят. Сам Р. Сервис изначально пытался обеспечить себя, работая банковским клерком в одном из отделений канадского банка в Доусоне, и ему это удавалось. Но будучи, в хорошем смысле слова, авантюристом, Сервис был также очень фартовым. Большие деньги пришли к нему, откуда он меньше всего ждал, благодаря творчеству.
Этот стишок из предпоследнего сборника, вышедшего за два года до ухода Сервиса. В нём (стихотворении) Сервис по-своему талантливо напомнил нам известную ещё с античных времён истину: ничего не важно, memento mori.
Спасибо!
Тема: Re: Роберт Сервис. Значимость Нина Пьянкова
Автор Аркадий Шляпинтох
Дата: 14-05-2020 | 00:39:09
Здравствуйте Нина!
Построение фразы: ''Когда в утробе мы гробов,'' показалось как-то не очень. (Мнение субъективно.) Правда, пока не вижу своих вариантов, да и времени нет задумываться. Занят. Но заглянув на ленту обсуждений и увидев тот поток мерзости (зачёркнуто) ''критики'', решил отозваться. Хороший перевод. Хороший!
Главное – необыкновенно актуальный. Словно Р. Сервис. Заглянул в будущее и угодил на ПРУ. Бывают же совпадения. Поэту - поэтово…
А ещё замечание Вашего неизменного ''поклонника'' о переводах, написанных на коленке, вызвало искренний восторг. И воспоминания.
Во времена, когда ваш (и не только ваш) ''поклонник'' только… был совсем маленьким, я уже заканчивал школу. И многие, готовясь к экзаменам, делали ''шпоры''. Делать ''шпоры'' – замечательный способ готовится к экзамену. Делающий невольно повторяет материал. труженик (Тот, кто одалживал ''шпоры'' – сачок)))
Сколько фантазии и изобретательности прилагали ученики, чтобы спрятать ''шпору''. А кроме того, если профессор по студенческой градации гад – добавлялся ещё фактор азарта. Даже если ''шпора'' не нужна – обмануть гада. Мальчики часто завидовали девушкам. У девушек больше мест для ''шпор'')))
Теперь к теме. Врать не буду. Или видел сам, или кто-то рассказывал – не помню.
Девушка написала шпору на ноге выше коленки. И нужно ей просто, когда препод отойдёт, передвинуть краешек юбчонки и списывать. И девушке хорошо, и мальчикам-одноклассникам приятно. Так вот – заработалась девушка. Даже язычок от усердия высунула. А препод … такой-сякой, обойдя аудиторию, подкрался со спины, и наблюдает, как обнажается материал. Юбочка всё выше, девушка торопится, пока не видит препода. А он возьми тут, да и спроси, таким гаденько-насмешливым голоском:
- А что у Вас выше, голубушка???
Мне кажется, ваш верный ''поклонник'', мусоля фразу о том, что перевод делался ''на коленке'', пытается подтолкнуть Вас к признанию, где ещё делаются переводы. Извращение какое-то. (Забыл, как называется неудержимое желание подсматривать, чтобы возбудиться.)Перечислять имена тех, кого он походя зацепил, не стану. Это всё ещё на ленте. Ощущение гадкое, хоть и смешно.
Спасибо за удовольствие от перевода.
Извините, короче сказать не получилось. На тему ''развеличивания''
нарисовался стишок, но это в другой раз))
Тема: Re: Re: Роберт Сервис. Значимость Нина Пьянкова
Автор Валентин Литвинов
Дата: 14-05-2020 | 02:46:55
Аркадий, это называется - вуайеризм.
Тема: Re: Re: Re: Роберт Сервис. Значимость Нина Пьянкова
Автор Аркадий Шляпинтох
Дата: 14-05-2020 | 04:03:16
Спасибо, Валентин! )) Неприятное какое-то словцо. А уж действо… Обычно
люди перерастают эту стадию развития. А вот если это остаётся на всю жизнь –
беда. Без помощи специалиста не обойтись.
Тема: Re: Re: Роберт Сервис. Значимость Нина Пьянкова
Автор Нина Пьянкова
Дата: 14-05-2020 | 04:01:36
Аркадий, здравствуйте,
я с этой строчкой тоже долго
билась, здесь небольшая инверсия. В первоначальном варианте было: когда под крышками гробов, но в этом
случае предложение безличное, а здесь автор использует местоимение mine, т.е. причисляет и себя ко всем остальным,
поэтому необходимо сохранить мы.
Был ещё один вариант – когда во чреве мы
гробов …?
Вы меня опять порадовали своей историей из студенческой жизни, мы с вами практически в одно время получали образование, поэтому всё узнаваемо. Люблю Вашу прозу. Если говорить о пресловутой коленке, я в очередной раз посмеялась. У нас по воскресениям на первом канале ТВ показывают программу про животных видели видео, и в каждом выпуске обязательно присутствуют попугаи, например, один жако из Германии говорит на трёх языках и знает больше двухсот фраз. Поэтому есть куда расти ;) Если серьёзно, я всегда стараюсь понять, что движет поступками человека, не осуждать его, внутренне сочувствовать, хотя внешне даю волю эмоциям. Если бы не вмешательство добровольных защитниц филологов, когда меня пригвоздили к позорному столбу за негуманное отношение к оным (филологам), я бы, наверное, ещё долго продолжала быть терпилой. А теперь я благодарна им за вмешательство, потому что смогла прекратить токсичное общение. Я понимаю, что любой человек нуждается в общении любой ценой, даже идя на провокацию, но я также понимаю – не за мой счёт. Я когда-то давно записала своё наблюдение, сейчас я с Вами им поделюсь в ответ на Вашу историю. Хотя понимаю, что может последовать реакция. Но мне уже всё равно, главное – моя почта, как граница, на замке ;)
Боль
"Не подходи к
их душам,
Сгоришь даже Ты, нетленный."(С) Б. С.
Боль похожа на доисторическую зубастую ненасытную рептилию,
которая боится солнечного света и прячется в глубоких мутных водах человеческой
души. И чем сильнее и мудрее человек, тем глубже у него душа, тем
многоголовее гидра-боль, тем труднее ему побороть монстра.
А окружающие смотрят на человека и думают:
«Какой молодец, прошёл через столько испытаний и не сломался». Слабые люди
обычно начинают топить боль в вине, на какое-то время боль захлёбывается.
У сильного боль разрастается,
перехватывает дыхание, лишает сна, и ничто не помогает справиться с ней, пока
вдруг спонтанно, помимо его собственной воли, не начинает работать мудрый закон
природы «Клин клином вышибают». Чтобы заглушить боль - избавиться от неё
невозможно, - нужна другая боль: приходящая, отвлекающая, работающая по
принципу анестезии, как горчичник.
И вот донор найден, он не понимает, за что его
побивают камнями и начинает защищаться, бросая камни в ответ, иногда
промахиваясь, но чаще попадая в цель. Правда, эти ответные удары для
толстокожей рептилии как укусы комара, но на какое-то время отвлекают её от
души человека.
Но постепенно донор почему-то проникается
сочувствием и жалостью к человеку, живущему с чудовищем в душе, и перестаёт
наносить удары. И тогда возникает необходимость в поиске нового донора; а
старый остаётся с чувством вины, что не смог хотя бы чуточку помочь.
Тема: Re: Re: Re: Роберт Сервис. Значимость Нина Пьянкова
Автор Аркадий Шляпинтох
Дата: 14-05-2020 | 05:26:21
''когда во чреве мы гробов …?''
Нина, У меня крутился этот вариант, но на м.в. – это не лучше первого
М.б ''Когда мы в темноте гробов?'' Это не важно. Решение имеет свойство приходить в самое неподходящее время. Записываешь перевод ''на коленке'', а тут бац, и решение. ))
Ещё чуть-чуть о коленке.
На рыбалке я этой самой коленкой пользовался много лет. Любой клочок бумаги, коленка и готово. Это ерунда. А Вы знаете, как хорошо думается, когда ведёшь машину? А если дорога долгая – полный балдёж! Теперь в каждом телефоне диктофон. А раньше… Я сделал себе планшет, который крепился между сидениями. Мыслишка посетила – записал. Чем больше скорость, тем отчётливее мысля. Ближе к Создателю, что ли? Но самое смешное – это глаза водителей траков. Они сидят высоко… Обходишь трак на 90 милях в час (дороги позволяют, полиция не всегда рядом), а водитель трака смотрит на тебя сверху широко раскрытыми глазами вразлёт, мол, что это за придурок, или кажется? Потом ещё несколько раз подъедет, чтобы убедиться в увиденном. Посигналит, покрутит пальцем у виска и держится подальше.
Главное. Спасибо за прекрасный рассказ-наблюдение. Очень точный
психологический анализ человеческих отношений. Сложно разучиться прощать обидчика.
А обидчику, он, в общем-то, неплохой человек, необходимо
кормить свою рептилию. (Чем больше голов у гидры – тем больше необходимо иметь
доноров) И даже когда жертва перестаёт трепыхаться, он будет возвращаться,
чтобы убедиться, выпил ли сок до последней капли. С приходом новых технологий всё
сложнее отгородиться от подобного насилия. Беда.
Тема: Re: Re: Re: Re: Роберт Сервис. Значимость Нина Пьянкова
Автор Нина Пьянкова
Дата: 14-05-2020 | 05:50:27
Аркадий, спасибо,
может быть, когда мы в тесноте гробов? Потому что слово corral - это загон, у Сервиса загон для костей. Подумаю.
Вы правы, чтобы что-то нонять даже с лингвистических позиций, точнее, почувствовать, необходимо иногда увидеть, услышать и почуять мир за рамками словарей и монитора. Вы, как человек наблюдательный, очень хорошо увидели эти глаза вразлёт, их можно увидеть только в динамике, и для этого не обязательно ехать на машине. Статическое восприятие обедняет наше воображение.
Согласна, что современные технологии иногда делают нас более уязвимыми, но также дают инструмент для защиты. Раз у нас с Вами сегодня время мемуаров, поделюсь с Вами очень давним стишком на эту тему.
Мысли об интернете
Благо - интернет?
А, может, зло?
Не ищите точного
Ответа.
Это уж кому как
Повезло
С новою игрушкою
Планеты.
Для вменяемых он
Инструмент,
Клон для иллюзорного
Общенья.
А для психов он в любой
Момент -
Полигон для шоу
Извращенья.
Интернет сам по себе
Ничто,
Ноль и виртуальная
Пустышка.
Всё зависит от того лишь,
Кто...
Вносит содержимое
В кубышку.
Тема: Re: Re: Re: Роберт Сервис. Значимость Нина Пьянкова
Автор Аркадий Шляпинтох
Дата: 14-05-2020 | 05:59:41
Нина, ради бога, извините. Обалденная статистика:
У Вас и меня на восемнадцать лет общего стажа на ПРУ на двоих написано 757-мь комментариев.
У молодого человека, разговаривающего с самим собой, (диагноз?) за шесть лет на одного
1355-ть! (Комментарии авторам покинувшим сайт учесть не представляется возможным.)))
Работоспособность зашкаливает. Хорошо ещё он стихов не пишет. ))))
Хорошего времени суток, Нина. И настроения. А я попёрся на вечернюю рыбалку.
Надеюсь рыба не соблюдает карантин.
Тема: Re: Re: Re: Re: Роберт Сервис. Значимость Нина Пьянкова
Автор Нина Пьянкова
Дата: 14-05-2020 | 06:32:17
Аркадий,
спасибо за волшебный пендель, похоже, вариант нашёлся.
Надеюсь, что вернётесь с богатым уловом :)
Тема: Re: Re: Re: Re: Re: Роберт Сервис. Значимость Нина Пьянкова
Автор Аркадий Шляпинтох
Дата: 14-05-2020 | 07:58:54
Нина, ''ведь'' – опять обезличено. М.б. ''Нам''?
К Вашим мыслям об интернете:
Можно прочитать тысячи книг, не понимая, не чувствуя их. И тогда ты наполнишь себя непониманием, которое принимаешь за знания))
- Принять забвение как дань
тому, что жил и вдруг зачах?
Нет! Прежде чем уйти за грань
Одушевлю грядущий прах.
Всех оплюю…
Потуг итог –
дежурный краткий некролог…
Рыбалка - пустая затея. Вынырнул единственный карась в маске и махнул плавником,
мол, проваливай! Болеем мы тут. Сам-то пробовал червей в маске заглатывать? Вот
тож… ))
Тема: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Роберт Сервис. Значимость Нина Пьянкова
Автор Нина Пьянкова
Дата: 14-05-2020 | 08:30:06
Аркадий,
не совсем обезличенно, потому что есть связь с первой строчкой катрена, хотя исчезает сопричастность автора, переданная через единственное притяжательное местоимение, смысл не меняется, потому что он обобщающий.
Ох уж эти литературные сайты, никто за словом в карман не лезет ;) Стараюсь обходить острые углы, но не всегда получается. Потом самоедством занимаюсь, что хорошего человека могла невзначай обидеть. А вы, мальчики, чувствуете себя как рыба в воде - без масок ;) в таких словесных баталиях.
Тема: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Роберт Сервис. Значимость Нина Пьянкова
Автор Нина Пьянкова
Дата: 14-05-2020 | 08:39:41
Аркадий,
пожалуй, этим постом я поставлю точку на сегодня. Когда я слышу, что я чего-то не умею, я счастлива, потому что уметь всё (думать, что всё умеешь) - это тупик. Пока ты чего-то не умеешь, у тебя есть движение, цель к которой можно идти. У Михаила Анищенко есть потрясающее стихотворение
"Худо,
Ване..."
Михаил Анищенко-Шелехметский
Худо Ване, одиноко.
Он не бреется, не спит.
Над потёртой книгой Блока,
Как над пропастью стоит.
От раздумий тает парень.
Есть в стихах и тьма, и свет,
Бог и дьявол, лёд, и пламень,
А чего-то всё же нет.
Прочитав пятьсот поэтов,
Он в тетрадке пишет стих:
«У поэзии секретов
Больше нету никаких!»
Под луною плачет Ваня,
Молча мечется в ночи,
С головой уходит в плавни,
Гусем раненым кричит.
От мостков уводит лодку,
Возвращается седой,
Достаёт из шкафа водку,
Вместе с завтрашней бедой.
Головой трясёт повинной,
От беды на волосок...
Дед уже для домовины
Приготовил пять досок.
Ваня падает, как камень,
В разлитой по койке бред.
«Есть в стихах и лёд, и пламень,
А чего-то всё же нет».
И однажды, до рассвета,
Ваня вскрикнул и затих.
«У поэзии секретов
Тема: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Роберт Сервис. Значимость Нина Пьянкова
Автор Нина Пьянкова
Дата: 14-05-2020 | 18:55:00
Аркадий,
взяла Ваш вариант, спасибо!
Тема: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Роберт Сервис. Значимость Нина Пьянкова
Автор Аркадий Шляпинтох
Дата: 14-05-2020 | 19:09:27
Спасибо, Нина! Анищенко - замечательный! Пригодился вариант – хорошо. А то я всё думаю, думаю… Прям профессором стал. А я этого не хочу! Профессор – это звучит грустно)))
Вариантов на наш век хватит. Что-то мне подсказывает, к этому переводу ещё
вернётесь.
Тема: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Роберт Сервис. Значимость Нина Пьянкова
Автор Нина Пьянкова
Дата: 14-05-2020 | 19:16:55
Аркадий,
ещё больше я Вам благодарна за то, что не прошли мимо пошловато-глумливого троллинга, длившегося несколько недель. Поступок мужчины. Я думала, что меня это не задевает, но после общения с Вами поняла, что больше не допущу этого. В конце концов есть модератор.
Тема: Re: Роберт Сервис. Значимость Нина Пьянкова
Автор Валентин Литвинов
Дата: 13-05-2020 | 04:46:52
Справедливо! И честно! Но , как говорил когда-то Вацлав Потоцкий , бумага , пожалуй, подолговечнее могильного мрамора и гранита будет...
Спасибо, Нина, за прекрасный перевод!