Классика не кусается

Дата: 25-03-2020 | 01:18:26

Классика не кусается


Попал на «Ретро» на финал фильма-оперы «Евгений Онегин». Слушаю, смотрю и вдруг начинаю осознавать, почему нам так уютно в поле классики. Классика не кусается. В общем и целом она принята и понята, вошла не то, что в плоть и кровь, но и в самые гены. То, что раньше поражало и потрясало — «Слезинка ребенка», «А был ли мальчик», «Тварь я дрожащая или право имею», «Прозевала», «А я другому отдана» и пр. — давным-давно усвоено и освоено, за исключением каких-то нюансов, о которых нам сообщают деятели культуры.


Другое дело — современная литература. Она раздражает, угнетает, отрезвляет, выбрасывает из теплой и обжитой классической квартирки на улицу повседневности, заставляет задуматься о том, о чем думать не хочется. Как правило, написаны современные опусы плоховато - по сравнению-то с классическими образцами мировой литературы. Ну, что из современного можно соотнести с тем же "Евгением Онегиным"? Или нам кажется, что плоховато (насчет кино - не кажется, а есть), и это служит нам предлогом, чтобы унижать, презирать и отвергать текущую литературу.


Возможно, я не прав, особенно если учесть, что практически не знаю - за редким и, в основном, разочаровывающим исключением - современной литературы, а зарубежной не знаю вовсе. Я сейчас вообще ничего не читаю и не испытываю ни желания, ни потребности. Чукча не читатель, чукча писатель.


25 марта 2020

Юрий Иосифович, по-моему, эта тема - для ЛС.
Буквально вчера перечитал "Ёлтышевых" Р. Сенчина. Кто знает, может, они станут классикой. По крайней мере, это немногое, что, наверное, останется от нулевых годов.
Если мне не изменяет память, я Вам говорил, что сейчас только очень бессовестные люди могут требовать от искусства, чтобы оно было психологически комфортным. Мы не имеем права на то, чтобы нам было хорошо и "покойно", как выражались русские классики. "Ёлтышевы", "Санькя", "День опричника", "Ненастье" - самая подходящая для нас литература.
Классика "не кусается" потому, что мы ее воспринимаем как прошлое. Но тезис очень спорный. Когда прошлое - со старухами-процентщицами, купцами-самодурами, с галереей гоголевских и салтыковских монстров и проч. - возвращается, да еще в более безобразном виде, классика еще как кусается. Разве что она гораздо лучше написана.

Александр Владимирович, спасибо за отклик. Я ведь не настаиваю на своих "тезисах" и оговариваюсь, что современной литературы почти не знаю. Последнее, что прочел: "Обитель" Прилепина, читал о "Белом "Тигре", "Кысь"... Тема дискуссионная. Вы отозвались, может быть, еще кто-нибудь ответит.

Я говорю не о литературном качестве: книги очень разные. Я имею в виду тяжелые, даже депрессивные порою книги о современности. Других мы не заслуживаем. Есть еще "Свечка" В. Залотухи, но это на любителя. Даже не совсем так. Не на любителя, а не каждый выдержит.

Я понял.

Юрий Иосифович, я скажу даже больше, что не следовало бы говорить филологу, но это моё мнение как человека. Я думаю, мы недостойны даже наслаждаться хорошей художественной литературой - чтобы почувствовали разницу с советской. Та литература была для нас (не для меня, впрочем) недостаточно хороша - так получите нынешнюю, чтобы осознать масштаб потери.

Некому осознавать, Александр Владимирович. Поколение next в массе своей книг не читает и о советской литературе не имеет представления.

Нам нужно осознать масштаб потери, нам! Тем, кто сдал или позволил сдать Советскую Цивилизацию.

Да. Но сейчас не до этого.