Автор: Ася Сапир
Дата: 15-12-2018 | 23:02:25
Он не был детской памяти ошибкою,
тот клоун, что жонглировал улыбками.
С магическою клоунской ухваткою
он зрителю улыбки слал охапками...
И в цирке - от манежа и до купола -
ни одного смотрящего насупленно.
Он для меня - главнее шпрехшталмейстера:
ни спеси корифейской, ни житейского.
Отмечен был особою харизмою,
что выявлялось с каждою репризою
Он заполнял своей улыбкой паузы,
чтоб вызрели в грядущем счастья завязи.
И зритель чтил искусство клоунадное:
жонглёр и шут - один. А больше - надо ли?
ДК-8
Ася Сапир, 2018
Сертификат Поэзия.ру: серия 1153 № 139465 от 15.12.2018
2 | 25 | 1174 | 17.11.2024. 15:47:38
Произведение оценили (+): ["Ольга Денисенко-Ткач", "Аркадий Шляпинтох"]
Произведение оценили (-): []
Здравствуйте, Ася Михайловна.
Очень тепло и раздумчиво о Клоуне. Цирк всегда волшебство. И клоун неотъемлемая, если не главная, часть этого волшебства.
Я часто обращаюсь к образу клоуна. Возможно потому, что дети мне время от времени задают вопрос: ''Папа, Ты клоун?'' Но чаще это звучит, как утверждение.
Вот одна из давних зарисовок:
Мой клоун, то смешной, то грустный…
Привычно рукоплещет зал.
Ты хрупок, словно лист капустный,
ты беспощадней, чем кинжал.
Тебе дано воображеньем
связать разорванную нить.
Почти невидимым движеньем
напомнить и помочь забыть.
В тебе живут неразделимы
улыбка ''Да'' и слёзы ''Нет''.
Под вечной маской пантомимы
ты на арене в дни побед.
Когда же набухают дали
тяжёлым, грозовым свинцом,
ты рядом с нами в дни печали,
открыт душою и лицом.
2014.
По-своему, но хорошо.
У меня этот клоун не первый, есть, например, "Клоун пел..."
А ещё есть небольшая коллекция клоунов. Первым в ней был Чарли Чаплин, которого я весь перелёт из России в США держала на руках.
Приглашаю вас с Розой в гости в летнее время. Мэйн
стоит экскурсии. Остановитесь у меня.
А.М.
Что касается моего нового стихотворения о клоуне, то дело не в том, что оно "раздумчивое",
а в том, что мне удалось совместить мнение ребёнка, заворожённого клоуном, с мнением
взрослого человека, который сохранил свою детскую любовь.
Фигурально выражаясь, я человек "оцИрковлённый" (по аналогии со словом "оцерковлённый").
Я жила лет 12-13 в ста метрах от цирка. Через дом от меня жила моя детская приятельница, чья тётя - тётя Стеша - была билетёром в цирке. Она часто давала мне контрамарку на галёрку.
А в последней четверти третьего класса к нам пришла новенькая. Мы подружились - её подкупило моё чувство к цирку. Она пригласила меня домой, и, если раньше я поражалась
тому, что она выполняет - и как! - все домашние задания, то теперь я поразилась тому, что она умеет то, о чём я понятия не имела. Она делала всё по дому (они жили в съёмной комнате, как все цирковые). Её родители были - вы, наверное уже догадались - жонглёрами, часто выступали в клоунском одеянии. Она была членом семейной команды: подавала мячи, точно зная секунду, когда это надо сделать, ловила падавшие, подыгрывала родителям по ходу дела, умела жонглировать, как взрослая, опытная артистка. От неё я впервые услышала о шпрехшталмейстере, его наименование звучало всегда с оттенком некоторой робости - от него многое зависело в судьбе любого циркового; об "униформе" как бригаде, о цирковом оркестре, о манеже, арене, о роли клоунов - заполнять паузу и пр. Наша дружба длилась не долго - цирк должен был уехать на гастроли. И уехал - на Юг страны, туда, где уже началась Великая Отечественная. Моё детство кончилось.
НИчего больше об этой семье и о своей подруге я не знаю.
А след общения с ней остался.
Вот так-то, Аркадий.
А.М.
Тема: Re: Re: Re: Клоунов много не бывает Ася Сапир
Автор Аркадий Шляпинтох
Дата: 16-12-2018 | 23:31:01
Спасибо за
приглашение, Ася Михайловна. С радостью воспользуемся, если получится.
Тема: Re: Re: Re: Клоунов много не бывает Ася Сапир
Автор Аркадий Шляпинтох
Дата: 18-12-2018 | 16:26:54
Ася Михайловна, Вы сделали дополнение к первоначальному комментарию. Только
сейчас заметил. Спасибо за историю.
конечно, эти стихи не для маленьких детей, но для 12-13 летних, любознательных, начинающих мыслить самостоятельно - в самый раз.
и потом, это же какое умопомрачительно звучное и интригующее слово - шпрехшталмейстер (целый ребус, особенно для "немцев" интересное, - шпрехен-мастер?). притом, что нынешним детям "залезть в интернет", посмотреть разные значения - плевое дело. и если стихи их к этому "побудят" - что может быть лучше?
и все же, Ася Михайловна, жаль, что не вписалась Фонтанка (на которой стоит Питерский цирк).
а так - очень интересно, спасибо.
Ой спасибо, Алёна, за Фонтанку - я очень хотела, чтобы цирк Петербурга был упомянут. Посмотрю, что можно сделать. Shprechen - говорить. Возможно, немецкое слово написано мной неверно, я забыла немецкий.
А.М.
Тема: Re: Re: Re: Re: Клоунов много не бывает Ася Сапир
Автор Алёна Алексеева
Дата: 18-12-2018 | 21:42:43
все верно, Ася Михайловна: Шпрехшталме́йстер (нем. Sprechstallmeister).
и я почти угадала, буквальный перевод: «говорящий хозяин конюшен» :)
Тема: Re: Re: Re: Re: Re: Клоунов много не бывает Ася Сапир
Автор Ася Сапир
Дата: 18-12-2018 | 23:26:34
Алёна,
не правда ли, дивное, многоговорящее слово.
Кстати, когда старый цирк в Свердловске сгорел, построили новый. Этот новый с куполом в 50 метров в 2000-х тысячных годах, спустя много лет после окончания строительства, был признан очень интересным в архитектурном отношении. Но я, побывав в нём, не почувствовала того тепла и уюта, какой был в деревянном старом цирке. Вблизи нового построили и гостиницу для цирковых артистов, до этого не было. Но цирковые жаловались, что она выстроена слишком близко от местонахождения зверей и мешает отдыхать.
В Свердловском цирке гастролировали самые известные артисты разных направлений. Гастролировал и Карандаш со своей собачкой, и Кухлачёв со своими кошками. У меня есть статуэтки Кухлачёва и Олега Попова ("солнечного клоуна").
Вот сколько воспоминаний вызвала полемика.
Всех благодарю.
А.М.
Тема: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Клоунов много не бывает Ася Сапир
Автор Алёна Алексеева
Дата: 20-12-2018 | 15:57:52
Ася Михайловна,
хороший и звучный вариант строки с завязями счастья. но и первый вариант, кмк, по-своему хорош.
Тема: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Клоунов много не бывает Ася Сапир
Автор Ася Сапир
Дата: 20-12-2018 | 16:20:26
Я отшлифовала и некоторые другие строки.
Но, думаю, пока работа завершена.
Спасибо за оценку, Алёна.
А.М.
Добрый день.
Надеюсь на понимание и благоразумие.
В этой строке:
С жонглёрскою сноровкой и ухваткою - на мой взгляд, стоит внести поправки.
Например так: с жонглёрскою сноровкою и хваткою. Не встречал я слова "ухватка" и суть его мне не понятна. Может кто знает, тогда поправьте меня.
Пожалуй, что ещё смущает, так это огромное количество слов явно не из детской лексики: шпрехшталмейстер
Тема: Re: Re: Клоунов много не бывает Ася Сапир
Автор Александр Владимирович Флоря
Дата: 17-12-2018 | 13:47:00
Тема: Re: Re: Re: Клоунов много не бывает Ася Сапир
Автор Владимир Курков
Дата: 17-12-2018 | 15:39:40
Спасибо, Александр.
Честно данное слово никогда не слышал.
Нехорошо получилось.
Ася Михайловна, данный пункт снимаю)), извините.
Более всего поразили две вещи: нежелание думать и
желание своё - безграмотное и примитивное - восприятие предложить как норму.
Стоило только задаться вопросом, естественным в любом случае, и в данном случае тоже, - многое бы прояснилось. Вопрос такой: кто стоит за первыми двумя строчками? Иными словами: один тот же
субъект речи в начале стихотворения и далее?
Было бы не бесполезно, находясь на таком сайте, пользоваться словарями и научиться читать стихи.
А.М.Сапир
Тема: Re: Re: Re: Re: Re: Клоунов много не бывает Ася Сапир
Автор Владимир Курков
Дата: 18-12-2018 | 11:48:22
Как мне везёт)).
Я просил о понимании и благоразумии, а мне снова нравоучение.
Высокомерие - основная черта этого портала.
Нет поэтов пишущих идеально. Но нежелание прислушаться характеризует поэта вырождающегося.
Ваши стихи не детские - это я вам говорю с пожеланием помочь осознать и убрать его из детской комнаты. А вы решили посмаковать мои ошибки. Спасибо, но мне ближе позиция Александра Флоря - ему я благодарен за ликбез. Его ответ - пример того, как должен вести себя поэт в общении с коллегой.
Счастья Вам, Ася Михайловна и благоразумия.
Небожители иногда забывают, что и они были просто людьми.
Тема: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Клоунов много не бывает Ася Сапир
Автор Ася Сапир
Дата: 18-12-2018 | 13:55:50
Я - не небожитель и никаких нравоучений вам не читала
Я дала ключ для прочтения своего стихотворения и других стихотворений. Но вы и этого не оценили или
не поняли и продолжаете обвинять меня в несуществующих грехах. Оставайтесь при своём мнении - это же легче, чем напрягаться, думать,
анализировать.
Я отвечать вам больше не буду.
меня.
Тема: Re: Клоунов много не бывает Ася Сапир
Автор Сергей Ткаченко (Amis)
Дата: 18-12-2018 | 15:48:07
"ни житейского" - чего именно?
Житейское в данном случае субстантивированное прилагательное - в определяемых словах не нуждается.
Вот так как-то.
А.М.Сапир
Тема: Re: Re: Re: Клоунов много не бывает Ася Сапир
Автор Сергей Ткаченко (Amis)
Дата: 18-12-2018 | 17:07:43
Я почему спросил: тут есть какое-то противоречие:
"Он для меня - главнее шпрехшталмейстера:
ни спеси корифейской, ни житейского."
То есть, с одной стороны у клоуна нет спеси и ничего "житейского". С другой - у шпрехшталмейстера спесь сочетается с чем-то "житейским". Это и вызвало непонимание: чего житейского нет у клоуна, но есть у спесивого шпрехшталмейстера - простоты? Мудрости? Здравого смысла?
У шпрехшталмейстера есть ( но ещё более, чем "есть", он воображает, что есть) власть над всеми участниками представления. Я не видела ни одного шпрехшталмейстера, который бы не важничал, не подавал себя, как персону, и пр. А клоун позволял себе спародировать эту важность, он вступал в диалог, в отношения, которые делали шпрехшталмейстера смешным.
Вот пример: униформа ставит реквизит для очередного номера. Команда вышколена, своё дело знает, ни секунды простоя, движения очень точны - одним словом, профессионалы. Шпрехшталмейстер подходит и делает замечания. Все знают, что замечания - лишние. Клоун "бросается на амбразуру".
Он подходит к шпрехшталмейстеру и предлагает ему закурить. Курить в цирке строжайше запрещено.
Разыгрывается сценка. Но главное достигнуто: униформа завершает спокойно своё дело.
Возможно, что все эти сценки - розыгрыш зрителя.
Но главное достигнуто - пауза заполнена. Помню, что однажды я поняла, что сцена между шпрех. и клоуном - спланирована заранее. Клоун как бы обиделся на то, что его номера никогда не объявляются шпрехшталмейстером. И последний обещает его номер объявить. Торжественно и громогласно. Выход под оркестр. Вся сцена построена на противопоставлении этого торжественного преддверия и удручённого вида клоуна, который всегда работает как бы случайно, между делом,
экспромтом.
А.М.
Тема: Re: Re: Re: Re: Re: Клоунов много не бывает Ася Сапир
Автор Сергей Ткаченко (Amis)
Дата: 18-12-2018 | 18:01:34
Ася Михайловна, это всё понятно. И приведенный Вами пример - действительно, никакой не экспромт, а заранее отрепетированная реприза.
Непонятно мне, что подразумевается под "житейским", которое есть у шпрехшталмейстера, но отсутствует у клоуна.
Спасибо! У меня в детстве был такой случай: по ходу представления клоуну понадобился "напарник" для номера. Он обводит глазами всех зрителей и идет в нашу сторону, и -о ужас!- подходит ко мне ( а мы сидели не в первых рядах, а где-то в середине) и тянет на арену. Я упираюсь и начинаю реветь от страха предстоящего всеобщего внимания. Так я на арену и не пошла, он взял какого-то мальчика.
Ольга,
не знаю, как бы я отреагировала на подобное приглашение: я была одновременно смелой и очень застенчивой.
В стихотворении "Клоун пел..." я вспоминаю очень важный момент своей жизни: в первые дни войны в цирке клоун... пел. Пел очень популярную в
предвоенное время песню.
Меня потрясла и песня, и то, что КЛОУН пел, и реакция зрителей-слушателей. И главное - то
чувство единства, которое ощущалось как атмосфера.
А.М.
Тема: Re: Re: Клоунады много не бывает Ася Сапир
Автор Ася Сапир
Дата: 16-12-2018 | 10:39:18
Уважаемый Геннадий,
в слове "жонглировал" вся суть стихотворения.
Именно так я восприняла клоуна в детстве и запомнила на всю жизнь.
А.М.