Клоунов много не бывает

Дата: 15-12-2018 | 23:02:25

Он не был детской памяти ошибкою,
тот клоун, что жонглировал улыбками.
С магическою клоунской ухваткою
он зрителю улыбки  слал  охапками...
И в цирке - от манежа и до купола -
ни одного смотрящего насупленно.
Он для меня - главнее шпрехшталмейстера:
ни спеси корифейской, ни житейского.
Отмечен был особою харизмою,
что выявлялось с каждою репризою
Он заполнял своей улыбкой паузы,
чтоб вызрели в грядущем счастья завязи.
И зритель  чтил искусство клоунадное:
жонглёр и шут - один. А больше - надо ли?
ДК-8






Мое мнение: "жонглировал" лучше заменить на "одаривал".

Уважаемый Геннадий,
в слове "жонглировал" вся суть стихотворения.
Именно так я восприняла клоуна в детстве и запомнила на всю жизнь.
А.М.

Здравствуйте, Ася Михайловна.

Очень тепло и раздумчиво о Клоуне. Цирк всегда волшебство. И клоун неотъемлемая, если не главная, часть этого волшебства.

Я часто обращаюсь к образу клоуна. Возможно потому, что дети мне время от времени задают вопрос: ''Папа, Ты клоун?'' Но чаще это звучит, как утверждение.

 

Вот одна из давних зарисовок:

 

Мой клоун, то смешной, то грустный…
Привычно рукоплещет зал.
Ты хрупок, словно лист капустный,
ты беспощадней, чем кинжал.
Тебе дано воображеньем
связать разорванную нить.
Почти невидимым движеньем
напомнить и помочь забыть.
В тебе  живут неразделимы
улыбка ''Да'' и слёзы ''Нет''.
Под вечной маской пантомимы
ты на арене в дни побед.
Когда же набухают дали
тяжёлым, грозовым свинцом,
ты рядом с нами в дни печали,
открыт душою и лицом.

                 

2014.

Тема: Re: Re: Клоунов много не бывает Ася Сапир

Автор Ася Сапир

Дата: 16-12-2018 | 20:51:23

По-своему, но хорошо.
У меня этот клоун не первый, есть, например, "Клоун пел..." 
А ещё есть небольшая коллекция клоунов. Первым в ней был Чарли Чаплин, которого я весь перелёт из России в США держала на руках.
Приглашаю вас с Розой в гости в летнее время. Мэйн
стоит экскурсии. Остановитесь у меня.
А.М.

Что касается моего нового стихотворения о клоуне, то дело не в том, что оно "раздумчивое",
а в том, что мне удалось совместить мнение ребёнка, заворожённого клоуном, с мнением 
взрослого человека, который сохранил свою детскую любовь. 
Фигурально выражаясь, я человек "оцИрковлённый" (по аналогии со словом "оцерковлённый").
Я жила лет 12-13 в ста метрах от цирка. Через дом от меня жила моя детская приятельница, чья тётя - тётя Стеша - была билетёром в цирке. Она часто давала мне контрамарку на галёрку.
А в последней четверти третьего класса к нам пришла новенькая. Мы подружились - её подкупило моё чувство к цирку. Она пригласила меня домой, и, если раньше я поражалась 
тому, что она выполняет - и как! - все домашние задания, то теперь я поразилась тому, что она умеет то, о чём я понятия не имела. Она делала всё по дому (они жили в съёмной комнате, как все цирковые). Её родители были - вы, наверное уже догадались - жонглёрами, часто выступали в клоунском одеянии. Она была членом семейной команды: подавала мячи, точно зная секунду, когда это надо сделать, ловила падавшие, подыгрывала родителям по ходу дела, умела жонглировать, как взрослая, опытная артистка. От неё я впервые услышала о шпрехшталмейстере, его наименование звучало всегда с оттенком некоторой робости - от него многое зависело в судьбе любого циркового; об "униформе" как бригаде, о цирковом оркестре, о манеже, арене, о роли клоунов - заполнять паузу и пр. Наша дружба длилась не долго - цирк должен был уехать на гастроли. И уехал - на Юг страны, туда, где уже началась Великая Отечественная. Моё детство кончилось.
НИчего больше об этой семье и о своей подруге я не знаю. 
А след общения с ней остался.
Вот так-то, Аркадий.
А.М.   


Спасибо за приглашение, Ася Михайловна. С радостью воспользуемся, если получится.

Ася Михайловна, Вы сделали дополнение к первоначальному комментарию. Только сейчас заметил. Спасибо за историю.

конечно, эти стихи не для маленьких детей, но для 12-13 летних, любознательных, начинающих мыслить самостоятельно - в самый раз.
и потом, это же какое умопомрачительно звучное и интригующее слово - шпрехшталмейстер (целый ребус, особенно для "немцев" интересное, - шпрехен-мастер?). притом, что нынешним детям "залезть в интернет", посмотреть разные значения - плевое дело. и если стихи их к этому "побудят" - что может быть лучше?
и все же, Ася Михайловна, жаль, что не вписалась Фонтанка (на которой стоит Питерский цирк).
а так - очень интересно, спасибо.

Ой спасибо, Алёна, за Фонтанку - я очень хотела, чтобы цирк Петербурга был упомянут. Посмотрю, что можно сделать. Shprechen - говорить. Возможно, немецкое слово написано мной неверно, я забыла немецкий.
А.М.

все верно, Ася Михайловна: Шпрехшталме́йстер (нем. Sprechstallmeister).
и я почти угадала, буквальный перевод: «говорящий хозяин конюшен» :)

Алёна,
не правда ли, дивное, многоговорящее слово.
Кстати, когда старый цирк в Свердловске сгорел, построили новый. Этот новый с куполом в 50 метров в 2000-х тысячных годах, спустя много лет после окончания строительства, был признан очень интересным в архитектурном отношении. Но я, побывав в нём, не почувствовала того тепла и уюта, какой был в деревянном старом цирке. Вблизи нового построили и гостиницу для цирковых артистов, до этого не было. Но цирковые жаловались, что она выстроена слишком близко от местонахождения зверей и мешает отдыхать.
В Свердловском цирке гастролировали самые известные артисты разных направлений. Гастролировал и Карандаш со своей собачкой, и Кухлачёв со своими кошками. У меня есть статуэтки Кухлачёва и Олега Попова ("солнечного клоуна").
Вот сколько воспоминаний вызвала полемика.
Всех благодарю.
А.М. 

Ася Михайловна,
хороший и звучный вариант строки с завязями счастья. но и первый вариант, кмк, по-своему хорош.

Я отшлифовала и некоторые другие строки.
Но, думаю, пока работа завершена.
Спасибо за оценку, Алёна.
А.М.

Добрый день.
Надеюсь на понимание и благоразумие.
В этой строке:
С жонглёрскою сноровкой и ухваткою - на мой взгляд, стоит внести поправки.
Например так: с жонглёрскою сноровкою и хваткою. Не встречал я слова "ухватка" и суть его мне не понятна. Может кто знает, тогда поправьте меня.
Пожалуй, что ещё смущает, так это огромное количество слов явно не из детской лексики: шпрехшталмейстер

ни спеси корифейской, харизма, реприза,
искусство клоунадное...
Не думаю, что дети на столько "продвинуты", чтобы разобрать все эти взрослые вензеля.
Эти стихи - не детский взгляд, а потому выглядят странно в ДК.
Не корысти ради, а с целью помочь.
С добром, Владимир.

Поскольку Вы сами обращаетесь к посторонним:
"Не встречал я слова "ухватка" и суть его мне не понятна. Может кто знает, тогда поправьте меня",
то позволю себе устроить Вам встречу с этим словом:
Грамота ру (http://gramota.ru/slovari/dic/)
УХВАТКА, -и; мн. род. -ток, дат. -ткам; ж. Разг. 1. Характер телодвижений, жестов; манера поведения, обращения. Молодецкая ухватка. Научиться многим ухваткам. Грубоватые ухватки у кого-л. Это чисто женские ухватки! Медвежьи, разбойничьи ухватки. 2. Ловкость, сноровка в чём-л. (в каких-л. действиях, в какой-л. деятельности); хватка. Ухватки у тебя нет. С такой ухваткой далеко не продвинешься
Если Вам не знакомы какие-то слова, обращайтесь к этому ресурсу. В данном контексте подходит слово "ухватка", а не "хватка".

Спасибо, Александр.
Честно данное слово никогда не слышал. 
Нехорошо получилось.

Ася Михайловна, данный пункт снимаю)), извините.

Более всего поразили две вещи: нежелание думать и 
желание своё - безграмотное и примитивное - восприятие предложить как норму.
Стоило только задаться вопросом, естественным в любом случае, и в данном случае тоже, - многое бы прояснилось. Вопрос такой: кто стоит за первыми двумя строчками? Иными словами: один  тот же 
субъект речи в начале стихотворения и далее?
Было бы не бесполезно, находясь на таком сайте, пользоваться словарями и научиться читать стихи.
А.М.Сапир 
 

Как мне везёт)).
Я просил о понимании и благоразумии, а мне снова нравоучение.
Высокомерие - основная черта этого портала. 
Нет поэтов пишущих идеально. Но нежелание прислушаться характеризует поэта вырождающегося.
Ваши стихи не детские - это я вам говорю с пожеланием помочь осознать и убрать его из детской комнаты. А вы решили посмаковать мои ошибки. Спасибо, но мне ближе позиция Александра Флоря - ему я благодарен за ликбез. Его ответ - пример того, как должен вести себя поэт в общении с коллегой. 
Счастья Вам, Ася Михайловна и благоразумия.
Небожители иногда забывают, что и они были просто людьми.

Я - не небожитель и никаких нравоучений вам не читала
Я дала ключ для прочтения своего  стихотворения и других стихотворений. Но вы и этого не оценили или
не поняли и  продолжаете  обвинять меня в несуществующих грехах. Оставайтесь при своём мнении - это же легче, чем напрягаться, думать, 
анализировать.
Я отвечать вам больше не буду. 
меня.  

"ни житейского" - чего именно?

Тема: Re: Re: Клоунов много не бывает Ася Сапир

Автор Ася Сапир

Дата: 18-12-2018 | 16:28:33

Житейское в данном случае субстантивированное прилагательное - в определяемых словах не нуждается.
Вот так как-то.
А.М.Сапир

Я почему спросил: тут есть какое-то противоречие:
"Он для меня - главнее шпрехшталмейстера:
ни спеси корифейской, ни житейского."

То есть, с одной стороны у клоуна нет спеси и ничего "житейского". С другой - у шпрехшталмейстера спесь сочетается с чем-то "житейским". Это и вызвало непонимание: чего житейского нет у клоуна, но есть у спесивого шпрехшталмейстера - простоты? Мудрости? Здравого смысла?

У шпрехшталмейстера есть ( но ещё более, чем "есть", он воображает, что есть) власть над всеми участниками представления. Я не видела ни одного шпрехшталмейстера, который бы не важничал, не подавал себя, как персону, и пр. А клоун позволял себе спародировать  эту важность, он вступал в диалог, в отношения, которые делали шпрехшталмейстера смешным.
Вот пример: униформа ставит реквизит для очередного номера. Команда вышколена, своё дело знает, ни секунды простоя, движения очень точны - одним словом, профессионалы. Шпрехшталмейстер подходит и делает замечания. Все знают, что замечания - лишние. Клоун "бросается на амбразуру".
Он подходит к шпрехшталмейстеру и предлагает ему закурить. Курить в цирке строжайше запрещено.
Разыгрывается сценка. Но главное достигнуто: униформа завершает спокойно своё дело.
Возможно, что все эти сценки - розыгрыш зрителя.
Но главное достигнуто - пауза заполнена. Помню, что однажды я поняла, что сцена между шпрех. и клоуном - спланирована заранее. Клоун как бы обиделся на то, что его номера никогда не объявляются шпрехшталмейстером. И последний обещает его номер объявить. Торжественно и громогласно. Выход под оркестр. Вся сцена построена на противопоставлении этого торжественного преддверия и удручённого вида клоуна, который всегда работает как бы  случайно, между делом, 
экспромтом.
А.М.   

Ася Михайловна, это всё понятно. И приведенный Вами пример - действительно, никакой не экспромт, а заранее отрепетированная реприза.
Непонятно мне, что подразумевается под "житейским", которое есть у шпрехшталмейстера, но отсутствует у клоуна.

Спасибо! У меня в детстве был такой случай: по ходу представления клоуну понадобился "напарник" для номера. Он обводит глазами всех зрителей и идет в нашу сторону, и  -о ужас!- подходит ко мне ( а мы сидели не в первых рядах, а где-то в середине) и тянет на арену. Я упираюсь и начинаю реветь от страха предстоящего всеобщего внимания. Так я на арену и не пошла, он взял какого-то мальчика.

Тема: Re: Re: Клоунов много не бывает Ася Сапир

Автор Ася Сапир

Дата: 18-12-2018 | 17:12:21

Ольга,
не знаю, как бы я отреагировала на подобное приглашение: я была одновременно смелой и очень застенчивой.
В стихотворении "Клоун пел..." я вспоминаю очень важный момент своей жизни: в первые дни войны в цирке клоун... пел. Пел очень популярную в 
предвоенное время песню.
Меня потрясла и песня, и то, что КЛОУН пел, и реакция зрителей-слушателей. И главное - то
чувство единства, которое ощущалось как атмосфера.
А.М.