Кто же справится (к 40-летию романа А.Зиновьева «Зияющие высоты»)

Дата: 04-12-2016 | 17:06:04

О.Зиновьевой

1

Выживает мой друг, выживает.

Он читает и ходит в кино,
во дворе с алкашами базлает
и стучит по мозгам домино.

Он привычке отдался любимой,
он в пикете завис, он бухой,
он вещает в свободном эфире,
и уже не вернется домой.

Говорит, что обрыдла эпоха,
что гейропе пора на погост,
что знаком с предстоящим Мессией,
потому что сгорел в Холокост

его дедушка. Что вертухайкой
зачала его бедная мать,
не до жиру теперь, а что б живу -
бля, не гроб же, простите, ибать.

2
Даже если всё дышит на ладан,
не спеши это вслух рассказать,
потому – доберётся Бен Ладен
радость жизни у всех отобрать.

Хошь узнать, кто есть главный разлучник,
утром бороду сбрей навсегда.
Щурь глаза, поперхнувшийся лучник,
померанчево светит звезда.

Старой площади отсвет кровав.
И слетелись орлы голубые
На рубиновый хищный оскал.
На Отчизны часы заводные.

Всякий раз, выходя на дорогу
и глаза поднимая на Кремль,
звезды ценишь, угодные Богу,
и сбриваешь, как бороду, день.

Сам, служивою синею птицей,
в дверь свою беспощадно стучишь,
чтоб испуганно дрогнули губы,
заскреблася за пазухой мышь.

Для чего это всё? Ты прибудешь
с мышеловкой на правой боке,
и вдове своей впаривать будешь
помидоры в спиртовом саке...

3
Вот приснится такая х*йня,
у святого застыну огня,
над лампадкой рукой поведу,
отгоняя озноб и беду.

И как девочка вспыхнув, проникнусь
и поверю, и страстной прикинусь,
шуганусь от родного крыльца...
Светофору светить до конца

желтым, желтым, пока не сморгнет
и на алый глазок повернет.
... Будет долго стоять надо мной
словно ель, голубой постовой.

Под горючей багровой звездой
кто же справится с этой страной…


Октябрь, 2016





Ольга Ильницкая, 2016

Сертификат Поэзия.ру: серия 1083 № 124014 от 04.12.2016

0 | 28 | 1846 | 18.12.2024. 16:06:35

Произведение оценили (+): ["Владимир Прокопенко", "Леонид Малкин", "Вячеслав Егиазаров", "Владимир Гоммерштадт"]

Произведение оценили (-): ["Николай Горячев", "Юрий Лифшиц", "Сергей Погодаев", "Сергей Шестаков"]


И как девочка вспыхнув, проникнусь
и поверю, и страстной прикинусь,

у святого застыну огня.

Вот приснится такая х*йня.

:) Бывает. Вам тоже приснилось?
Юрий, вы если от своего имени пишите, то обозначайте, а если цитируете - то тоже, пожалуйста,обозначайте. Это ведь  уже, в данном случае,  ваше творчество!

Спасибо, Володя. Ты Прочитал! Давно  не слышала тебя, вдвойне приятно и понимание, и голос.


Благодарю, что прочитали и отозвались! :)

Если женщины начинают материться, всё остальное, как-то теряет смысл! 

Когда мужчины могут сопротиивляться абсурдной  подлости жизни,  женщины НЕ матерятся. Это что до гендерного взгляда  по сабжу.
Вы здесь видите "женщину" - я же, в данном случае, не к "мужчине " обращаюсь - а к читателю, для которого я не "женщина", а автор! Как женщина с мужчинами я иначе бы говорила, если бы - говорила.  И избежала бы подобных выражений, полагаю. Ведь вот вы бы не дали повода!  :)

Сын Сергея Фуделя Николай писал об отце: "Терпение у него было не врожденное, а огромным трудом над собой приобретенное, и удивительно, что при его до крови издерганных нервах он почти всегда его сохранял. Но иногда срывался... Как-то по поводу матерщины, когда я стал оправдывать эту дурную, но по-моему не такую страшную бытовую безсознательную привычку, он весь затрясся и почти закричал: "Как же ты не понимаешь - может быть, с этого-то все и началось!".

Юрий, думаю, с этого-то  и началось... Многое. 
У меня не "бессознательная привычка" возобладала, а  сознательное употребление  лексики, использованной  академиком Зиновьевым в тексте романа, которому стихотворение посвящено.

Вот живешь в плохой деградирующей языковой среде, и у нормального человека иногда возникает на пределе терпежа возможность внутренняя - в тяжелых жизненных обстоятельсвах, когда терпеть  агрессивное хамство растянутое  чиновным и прочим людом -людьем  до  масштаба государственного, и становится уже сильнее сил... - Тогда и возникает возможность обратиться к сакральным словам - и они вдруг оказываются на месте в тексте и "при деле", они бьют. Да, рикошетит по  прибегнувшему к сильнодействующему слову  автор. Ну а критикующие, если они дураки, остаются в дураках  и проявляют инициативу, забыв первый принцип Карнеги, - ...- А в оправданиях ни Зиновьев, ни я не нуждаемся, и я объясняю, а не оправдываюсь, и приносить извинения  не собираюсь, "приличия  литературного свойства" не нарушены - текст стихотворения  требует  таких выражений и определены они гипертекстом - автор которого Александр Зиновьев. "Зияющие высоты" написаны не языком тургеневской барышни, если вы читали роман.

Всего доброго, Юрий!

"Зияющие высоты" написаны не языком тургеневской барышни".


Это верно, Ольга. Но какое, простите, отношение имеет к роману Зиновьева Ваш стишок? Это первое. Второе. У Зиновьева обсценные выражения органичны - и по-мужски, и в литературном отношении. У Вас же, еще раз прошу прощения, это выглядит показателем крутизны, излишеством, без которого вполне можно обойтись. Это очень похоже на эпизод из стихотворения Огдена Нэша "От поэта проку нету":


Конечно, каждый порядочный поэт имеет право на творческие поиски,
Но мне это напоминает неловкую ситуацию, когда проповедник выпивает в компании и рассказывает малопристойный анекдот, стремясь доказать, что он парень свойский.


Вот и мне показалось, что в этом стишке Вы стремитесь выглядеть для кого-то (может быть, для Вашей референтной группы?) свойским парнем. Осмелюсь также добавить, в-третьих, что Вам это, мягко говоря, не к лицу - и как пишущему человеку, и как женщине.

О, радетель  - "не к лицу"!  Если уж  женщину зацепить решили - объясняя  что именно " женщине не к лицу"... -  что ожидаете услышать в ответ? Вот иманно это и вообразите , товарищ Юрий Лифшиц, как "каждый порядочный поэт имеющий право на творческие поиски" ;)

А Вы не стесняйтесь, Ольга. Интересно было бы посмотреть на результаты Ваших "творческих поисков" не только в стихотворном тексте, но и в полемике под ним.


А на главный мой вопрос Вы все-таки не ответили.

а мне не хочется отвечать на ваши вопросы, дорогой Юрий. Если вы хотите диалога, сделайте так, чтобы и мне с вами захотелось разговаривать. А пока вот  не захотелось :(

Я понимаю, Ольга, что после падения булыжника на ногу, ласковых слов не кричат... А наша суровая действительность поувесистей и поострее любого камня, причем целенаправленно бьющая не только по затылкам, но и по душам, втаптывая в грязь самое дорогое... 

Понимаю! И все же, Вы мастер слова такого уровня, что легко можете выстроить образный ряд, намного круче русского мата выражающий не только великое недоумение, но и нестерпимую боль...

И Вам желаю всего наилучшего! 

Юрий, спасибо! - а вот иногда очень хочется суметь так .... ну так сказануть... Знаете,  мне кажется, что можно (и даже иногда нужно) писать любыми словами - если  выдерживает ткань повествования, в данном стихотворении мне  подумалось, что получается  как надо. Вообще я пищу уже лет 45, и у меня непечатного в печать попало четыре  раза, это вот четвертый. Наверное мне таки было так надо... Но вы правы,  не очень хорошие дела - срываться ... хотя вот внутри у меня уже  есть эта заноза - и даже не знаю - как такие занозы вытаскивают... Это уже вроде как оперативным путем... Заноза же нарывать станет...

Вы знаете, Ольга, отдав немалую дань вековой традиции русского народа - выражать в подворотнях (и т.д) сильные чувства кратко и по существу, однажды понял, заменив маты всевозможными "ё-моё", "ёклмн" и ёпрст", что тихое верное слово, обращенное не к гордецу-негодяю, а к его душе-христианке, убедительнее порой любого матюка и намного мощнее удара в подбородок, примененного как допустимая самооборона и своеобразный акт милосердия для мерзавца, который мог бы сдуру более серьезных дров наломать... 
      И все же, на мой взгляд, "лучшие слова в наилучшем порядке" не должны омрачаться суровой прозой жизни, изрядно перченой обсценной лексикой.

Меня недавно по сабжу спросил приятель, и я ему ответила -  Юрий, скопирую сюда разговор - когда отвечала не помнила нашего, а тут вот подумала - а вот и ответ...

Вопрос друга: - Меланхолик, а зачем культурному человеку мат?
Ответ: - от слабости переходящей в агрессию или вредная привычка - от окружения... не зачем, почему .

Как хорошо, что Вы тут Фуделя вспомнили, Юрий.

Для меня его книги, письма, его жизнь, наконец,  - мерило понимания человека, его пути, отношения к искусству...

Позволю в унисон с Вами привести цитату из его письма сыну, Николаю, будущему писателю (к слову, его книга "Михаил Тверской" получила премию в 2016 году, но сам Николай Сергеевич до этого часа не дожил):

"Когда человек слышит романс "Я помню чудное мгновенье" - в человеке открывается что-то самое его драгоценное тогда, какое-то его "чудное мгновенье". Каждый человек есть несвершенное чудо, и у каждого человека есть минуты, когда он плачет об этом чуде, о том, "что могло бы быть, да не вышло". Вот искусство - от Бетховена до "Дунайских волн" - и способно приводить к человеку эти минуты, открывать среди его ночи золотые звезды. У Фета есть где-то такие строчки о звездах:


Мы здесь горим, чтоб в сумрак непроглядный

К тебе просился беззакатный день.


Ужасно, когда искусство начинает стыдиться этой величайшей и единственной своей цели..."


Это всего-лишь контекстная цитата, Ольга, простите, что я так опосредованно комментирую, но посыл, мне кажется, ясен.

Ольга, мне понравился ваш комментрарий, и я его поняла. 
Спасибо, что зашли ко мне.


Если не будет лень, Ольга, здесь я уже сказала по теме:

https://www.youtube.com/watch?v=2Vxbn2tpiak


Спасибо, Ольга, посмотрю при возможности обязательно, очень сейчас загружена.

Хорошо, что поняли. Сергей Иосифович в общей сложности 30 лет провел в ссылках, на этапе, в тюрьме, видел много страданий чужих и свои испытал. А вот ведь пронес через свою мученическую жизнь свет, благородство, тонкость и глубину восприятия поэтического слова, музыки, литургического таинства, любовь к людям и уважение к языку. 


Его дочь Мария писала о нем, что  "с годами образ отца как бы возрастает в моем сознании, одновременно удаляется и приближается, но уже по-другому, не как человеческое, а как нечто из Вечного. Образ человека, не отступившего ни на йоту от своих убеждений в страшнейшие времена..."


И я прекрасно понимаю, что "началось" с матерщины в "окаянные дни"... Но есть такая сила подлинного слова, которая это мгновенно  упраздняет, делает смешным и жалким...

А в данном случае я поддерживаю Юрия Лифшица.

Очень неприятно читать такой поэтический текст.


А если по существу - в любом пространстве земли в любое время можно прожить жизнь достойно, а можно прожить жизнь позорно.

Многое зависит не от обстоятельств, а от самого человека.

Спасибо, надеюсь, так и обстоит дело, и люди вполне  успешны, и не позорно проживают,  и тексты для чтения выбирают правильные, чтобы читать в  удовольствие - удачи вам, Вера Никольская!

Успешность - это другая категория. И к достойной жизни  она не имеет отношения.


Ольга, когда я писала отзыв, я имела в виду Вашего друга из стихотворения, который выживает, бухает и т.д..

Вы подредактировали свой ответ. Мне по почте пришёл другой вариант Вашего ответа.

Вера, отредактированный вариант правильный, черновой выбросьте,как несостоявшийся, плиз :)  И - извините, Верочка, я правильно понимаю - что вы тоже правильно понимаете -"мой друг" это исключительно герой стихотворения, и да, не очень симпатичный  товарищ...
У меня повесть есть, так и называется - "Тренировка достоинства", опубликована в журнале Дон, если захотите прочитать, дам ссылку. Всего доброго.

Ольга, я всё поняла - про комментарий и про "друга".

Дайте, пожалуйста, ссылку на повесть. Меня заинтересовало название и сама тема о достоинстве человека.

Вера, журнал "Дон", сдвоенный  номера №№ 7 - 8, 2010, стр.193 "Тренировка достоинства".