Рубенс "Избиение младенцев" 1640 г.

Дата: 05-10-2016 | 00:47:15

http://opisanie-kartin.com/uploads9/image025.jpg


За что, Господь? Что сделали они,

Младенцы наши? В чем они виновны?

Ты накажи зачинщиков резни,

Ты покарай убийц всех поголовно!

Безумный царь, издавший злой приказ

Убить детей... Послушные солдаты...

Они не только веру губят в нас -

Изводят наше завтра, супостаты.

За кровь невинных Ты им отомсти.

На Божью справедливость уповаем.

Такую муку им изобрети,

Чтоб ад в сравненье с ней казался раем.

Во все века убившие детей

Пускай ни дня не ведают покоя.

И кроме Божьих ледяных плетей

Познают пусть презрение людское!

Но если Ты решил, что мы сейчас

Идем неподобающей дорогой,

Тогда пусть гнев небес падет на нас!

Нас проучи, а малышей не трогай!






Людмила Некрасовская, 2016

Сертификат Поэзия.ру: серия 923 № 122713 от 05.10.2016

3 | 12 | 1543 | 20.04.2024. 18:51:43

Произведение оценили (+): ["Александр Владимирович Флоря", "Владимир Корман", "Вячеслав Егиазаров"]

Произведение оценили (-): []


Мне кажется, Люда, что тема раскрыта Вами слишком поверхностно. Ведь Достоевский уже написал о слезинке ребенка, а Самойлов про "Убиение Углицкое":


Мать-царицу откачивали,
в покой внеся.
Ах, нельзя убивать маленьких,
убивать нельзя.


А пророчество Иеремии о плаче Рахили, которое исполнилось в новозаветное время? "Тогда сбылось реченное через пророка Иеремию, который говорит: глас в Раме слышен, плач и рыдание и вопль великий; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет" (Мф. 2:17,18).


И само по себе избиение младенцев тоже ведь чем-то было вызвано, не так ли? У Пушкина: "Нельзя молиться за царя Ирода - Богородица не велит".

У Пушкина "Нельзя молиться", а у меня - требование наказать, причем, не только царя, издавшего приказ, но и всех исполнителей. У Достоевского рассуждения о слезинке, а у меняя - пожелание убийцам познать не только Божье наказание, но и людское презрение. И главное - я раскрываю то, что изображено на полотне, ибо разные художники один и тот же Библейский эпизод представляли по-разному. И разнятся не только детали, а и характеры героев. Чтобы говорить о раскрытии темы, нужно знать, какие именно задачи поставил автор перед собой. 

Какие бы задачи ни ставил автор перед собой, они должны быть разрешены в тексте, а не в комментариях под ним. Кто только не проклинал насильников и убийц! Мне текст показался легковесным. На мой взгляд, он мог быть и более глубоким. Может быть, я и не прав. 

Юра, я даю ссылки на картины не в качестве иллюстраций к тексту, а наоборот: текст - пояснение к картине. Потому дано несколько картин к образу Вирсавии, ибо женщины на них отличаются не только внешностью и возрастом, а и характером.  На полотне Рубенса нет Ирода, нет Иеремии, а есть женщины, пытающиеся прикрыть собой убиваемых детей. Со слезами, кровью, болью, проклятиями и молитвами. Мне важно передать их отчаяние, а именно это изображено на полотне. 

Люда, весь контекст, в котором существует то или иное произведение, находится в нас, вглядывающихся в него, изучающих его. Картина изображает избиение младенцев, само собой, это вызывает стенания и отчаяние женщин. Но ведь это же евангельский сюжет. Он не может не приходить в голову при одном только взгляде на полотно Рубенса. А евангельские сюжеты восходят к ветхозаветным и т. д. Избиение младенцев и отчаяние женщин - это только первый план.

Но ведь это - не единственное полотно. А я буду описывать и другие. И если под каждым писать все, что по теме знаешь, то все описания будут похожи на пересказ первоисточника. А картины все разные. Это во-первых. А во-вторых, наш разговор напоминает, как учитель пеняет ученику за то, что тот в сочинении на тему "как провел лето", не написал, как хорошо летом на море. И на возражения ученика, не бывшего на море, наставительно  выговаривает, что ученик знает о том, что на море хорошо, и мог бы написать)))

Может быть, и так. Спорить не буду.

Очень сильные и умные стихи.

Спасибо.

Любопытное видео, Люда, в тему. Зоотроп на тему избиения младенцев: http://www.kulturologia.ru/blogs/170515/24532/

Страшно выглядит. Спасибо, Юра.