Конкурс "Устами Младенца". Итоги.

Дата: 31-12-2015 | 00:24:58

Итоги конкурса “Устами младенца”
1.Общие замечания.
Завершился первый конкурс на обновлённом сайте “ Устами младенца”, пора подводить итоги. Прежде всего, хочу сказать, что конкурс состоялся благодаря не столько мне, его
координатору (это я отвечаю тем, кто похвалил меня не только за идею конкурса, за
саму “придумку” но и за его организацию), сколько двум реальным помощникам.
Прежде всего это Л. Малкин и Никита Винокуров. Л. Малкин поверил в конкурс сразу и расположился к нему, преодолевая, кроме технических трудностей на новом сайте, ещё и мою техническую беспомощность. Он верил в конкурс даже тогда, когда я переставала верить. Когда моя бывшая выпускница, Катя Калужникова, прислала Историю в картинках о своей дочери Асе Серовой, Л.Б. затратил два с половиной часа своего личного времени, чтобы выставить её на сайте, не потеряв “картинок”.
Вторым по праву должен быть назван Никита Винокуров, зубр конкурсов на сайте Поэзия.ру, к которому я обратилась за помощью. Он участвовал на всех этапах конкурса, прошёл весь конкурс от начала до завершения. 

Его советы на каждом из этих этапов носили конкретный характер и действительно способствовали проведению конкурса. Его вера в благородные задачи конкурса, в благородные цели жюри способствовала тому, что были минимизированы усилия людей (таких, открытых недоброжелателей, к счастью, было всего два), реально желавших провала. Ему удалось одолеть их деструктивную роль.

Конечно, очень трудно проводить конкурс в условиях обновляемого сайта. Так, обнаружилось, что “детских площадок” не одна, а три. Попадать на них надо было разными путями, это затрудняло и запутывало дело. Большим упущением было то, что не была использована главная страница сайта. На ней не публиковались ни конкурсные афоризмы, ни стихи. Внимание основной массы авторов сайта не было приковано к конкурсу так, как это было, скажем, во время работы над “Азбукой”. И тогда были недовольные тем, что мы занимаем ленту, но мы всё равно публиковали свои стихи на ленте, и это оправдало себя.
Из участников конкурса хочу выделить Владислава Кузнецова, поддержавшего конкурс
на всех его уровнях. Его личное участие и его, пусть краткие, комментарии, очень помогли конкурсу. Благодарю также Б.Полонскую, сделавшую ряд очень ценных замечаний по поводу конкурса, в частности о связи афоризма как темы и стихотворения на возможную тему. 
2.Итоги конкурса афоризмов.
Я считаю, что этот этап конкурса был наиболее удачным.
Возможно, потому, что он был очень тщательно продуман и прописан.
Но скорее всего потому, что участниками были сами дети. Как написал Н.Винокуров,
конкурс детских афоризмов явно одержал победу над конкурсом стихов для детей, но
утешает, как он же заметил, что это НАШИ дети.
Эта часть конкурса вызвала неподдельный интерес у авторов сайта и участников со
стороны. Афоризмов было так много, что пришлось их нумеровать и даже указывать,
кто прислал. И даже, когда этот этап завершился, приславшие свои афоризмы
уточняли, кому принадлежит высказывание, при каких обстоятельствах оно
появилось. Возвращались к афоризмам “заперты на воле”, “Ах, какой весёлый
беспорядок!” , “Тише! Ты загораживаешь мне звук”, “Не для того же я родился, чтобы
по утрам снимать пижаму” и др. В небольшой итоговой статье “Дети в зеркале афоризмов” я писала о том, какими предстают дети все, как один, победители в состязаниях-диалогах,  все, как один, победители в словотворчестве.
3.Итоги конкурса стихов.
Самая неудовлетворительная часть конкурса.
Я считаю её таковой, потому что не удалось организовать настоящего обсуждения
стихов. Практически все стихи, поданные на конкурс, оказались победителями. Это
вовсе не означает, что стихи были плохими. Это означает, что их поступление не было
массовым, что стихи не снискали популярности.
Я позволю себе охарактеризовать финишные стихи конкурса “Устами младенца”
на тему “Ах, какой весёлый беспорядок!”


1.Галина Булатова. “Весёлое деревце”


Верится не - верится,
Но под Новый год
На весёлом деревце
Всячина растёт:
Вишенка с китайкою,
Тыква с огурцом,
Зайка с балалайкою,
Мишка с бубенцом.


У стихотворения практически не было соперников. Оно отвечает всем критериям
конкурса на его финише. Меня более всего привлекли в стихотворении юмор, который
в равной степени может принадлежать и взрослому, и ребёнку. “Весёлый беспорядок”
как предвкушение праздника, сулящего сюрпризы. Всё возможно в Новогодье, но
возможное не страшно, а радостно.
Я очень благодарна “взрослому” поэту, столь серьёзно отнёсшемуся к своей задаче.


2.Никита Винокуров. “Что такое кавардак?”


С лёгкой руки Никиты вошло в обиход конкурсантов слово “кавардак”. Это синоним слова “беспорядок”, но звучит сказочнее и потому весело. Он же и объяснил, “что такое кавардак”. Я думаю, что Никита не согласился “вытаскивать” из стихотворения куски, чтобы, как советовала Г.Булатова, эти куски дать на конкурс, не желая быть победителем, даря победу другим конкурсантам. Словом, узнаю стиль Никиты и благодарю его.


3..Ольга Матвеева. “Мы с Ванюшей маляры…”


Мы с Ванюшей маляры. Чтобы не испачкаться,
я надену мамин шарф и попроще платьице.
Ты ж, Ванюша, подрасти в папиных ботинках

дотянись, сними со стен бережно картинки.
Средь потёков и клочков мы стоим целёхоньки.
А наградой стали нам хиханьки да охоньки.


Это самое спорное из стихов. Ольга Матвеева прислала мне письмо, где очень
просила разрешить ей участвовать в конкурсе. Она из Белоруссии (г.Горки)
Итак, с одной стороны большое желание участвовать в конкурсе, с другой - никакого
понятия о том, что такое стихи, как они “делаются”, не было. Первая строчка её
стихотворения звучала так: “Мы сегодня маляры, чтобы не испачкаться…”
Я решила пойти ей навстречу, провести её через все этапы, показать ей, как можно
поправить стихотворение, чтоб хотя бы сюжет раскрывал тему (или: тема была
раскрыта в самом сюжете). По-моему, моего замысла она не поняла.


3..Владислав Кузнецов. “Скворец”


Запел по телеку певец,
а за окном запел скворец.
Один знал славу и успех,
другой не знал и пел для всех..
Один богат, один артист,
другой пернат и неказист…
А может, я всё это зря,
ведь откровенно говоря,
певцу известно про скворца,
скворцу нет дела до певца,
до славы, денег и афиш…
Я улыбнулся. Пой, малыш.


Конечно, я сознаю, что в обоих стихотворениях выражено не столько восприятие
ребёнка, сколько взрослого. Но глубокая мысль, лежащая в основе стихов, житейская
мудрость - для чего живёт человек, как жить достойно человека? - имеют
воспитательное значение.
Участие серьёзного “взрослого” поэта в детском конкурсе всегда поднимает уровень
конкурса. Никита Винокуров, оценивая шансы его на место в конкурсе стихов, отвёл
ему (как и себе) “бронзу” и выразил надежду, что они “отыграются” в конкурсе
переводов. Я выражаю ту же надежду. Но мне очень нравится позиция автора в обоих
стихотворениях: назидательность без занудства, Умудрённый жизнью взрослый
передаёт свой жизненный опыт ребёнку. Передаёт в образах, вполне доступных для
восприятия читателя -ребёнка. Ребёнок не любит назиданий в форме “делай так” или
“делай, как я”.Вспоминается детский анекдот. Отец распекает сына, а сын видит в
окно, как его команда выкручивается без него. И он торопит отца: “Папа, дай мне
подзатыльник…” Ребёнок готов и подзатыльник вытерпеть, лишь бы иметь
возможность помочь своей команде. Второе стихотворение Владислава подтверждает
ту же созидательную мысль.


4.Владислав Кузнецов. “Каа...вар...Дак”


Питон (друг Маугли) … еда.
утёнок у Диснея…
Соединишь -белиберда,
читаешь - ахинея…
А вот же выдумал поэт,
абракадаброй вздорной,
для “Детской комнаты” сюжет
на конкурс стихотворный.


5.Виктория Серебро. “В гостях у муравьеда”


Позвал Енота Муравьед
К себе на праздничный обед.
На стол поставил две бадьи.
В них угощенье - муравьи.


Енот с тоской на стол глядит.
Хоть разыгрался аппетит,
терпеть обиду нету сил :
обед беднягу укусил.


Стихотворение написано в 2014. Я вспомнила о нём, потому что оно мне показалось
очень актуальным. В нём есть то, чего нет в других стихах: “Кавардак” и “беспорядок”,
если под ними разуметь несправедливость, предотвращены. Очень убедительно
выражена мысль, что борьба за справедливость может “укусить”, но она нужна.
В своё время я попросила В.С. не менять рифму на протяжении стихотворения, она
сделала это. К сожалению, В.С. не ответила на моё письмо-известие, что я прошу стихотворение на конкурс. Я советовалась с Н.Винокуровым. Он считает, что стихотворение хорошее и что никакой неэтичности нет в том, что я не получила согласия автора..Должна сказать, что сегодня В.Серебро ответила мне и выразила желание участвовать в конкурсе.


6.Димир Стро. “Художник”


Потолку достались брызги,
стенам - кремль, окну - часы.
Правда, я лицо замызгал,
и футболку, и трусы.
Раскрасил всё, и даже танк
зелёным стал снаружи…
Теперь проклятый оккупант
его не обнаружит.
Дед с бабулей
посмотрели первыми…
Пожилые люди:
слабонервные.


Очень хорошо переданы ощущения ребёнка- "художника” и “слабонервных” взрослых.
Подкупает юмор. А концовка делает конфликт и конфликтующие стороны очень
узнаваемыми. Одно единственное слово в первой строфе “ достались” убедительно
раскрывает замысел. Художник в счастливом художническом раже рисует. От души,
во всю мощь. Дорвался, что называется. Им, художником, преображена повседневность, она превращена в “весёлый беспорядок”. Но что можно доказать этим взрослым? Ничего приглаженного, ничего от будней всё праздник. Счастье так и брызжет, а ведь оно  рукотворное. Это замечательное ощущение!


7.Людмила Колодяжная. “Дворник”


Снега станет много-много,
Скоро вырастут сугробы.
Дворник поскребёт лопатой

Станут улицы горбаты.
Я с лопатой выйду в дворик,
Я сегодня тоже дворник,
Тоже поскребу немножко
И расчищу вам дорожку.


В стихотворении очень хорошо передано ощущение ребёнка, примерившего на себя
нелёгкую работу дворника.Оказывается, в этой работе есть своя красота и своё
благородство - бороться порядком с беспорядком, приносить людям радость.Должна поспорить с Никитой Винокуровым по поводу этого стихотворения. Он признался, что ему в стихотворении недостаёт нескольких как бы опущенных моментов. Но я убеждена, что и в детских стихах не должен быть прописан каждый момент, что вехами сюжета должны быть какие-то важные (самые важные) моменты. Остальное - домысливается, возможно, каждым из читателей по-своему. Я - за краткость против многословия.


Подытоживая сказанное, могу порадоваться за НАШИХ детей, оказавшихся на уровне
самых высоких ожиданий. Конкурс “Устами младенца” выполнил многие из целей и задач, предваряющих, заявленных его устроителями. Прежде всего возможность отточить в миниатюре умение строить сюжет, придавать ему законченность и делая самодостаточным.


Впереди, в январе, новый конкурс “Детской комнаты”. Мысленно я называю его “объяснительным” В нём также будут участвовать афоризмы (я думаю, что можно будет использовать те, что не пригодились прежде). Но расстояние между афоризмом и стихотворением будет минимальным или его не будет вовсе. С условиями конкурса планируется ознакомить всех потенциальных участников в начале января.


С наступающим Новым годом!
Пусть беспорядки будут только весёлыми, а кавардак не коснётся сущности самой
жизни!


 Post Skriptum.


На мой взгляд, Владислав, было бы лучше отрезать от большого. Мой довод: "спокойно покурить" - о ребёнке какого возраста идёт речь и какому возрасту адресовано. Теперь стихотворение не подходит по содержанию.

Почему же Вы отказались от хорошего варианта?

А.М.


Добрый день.

Заметила исчезновение двух произведений: Вячеслава Маринина (было опубликовано до технического сбоя) и Ольги Матвеевой (было опубликовано Детской комнатой после технического сбоя).


Здравствуйте, Барбара!

Cтихотворение "Весёлый беспорядок" я удалил сам. Надеялся, что конкурсный отряд не заметит потери борца. Но от вашего памятливого взгляда, наверное, никому не укрыться и ничего не спрятать -:). Одним словом, это моё решение, без всяких технических и других внешних  воздействий. Спасибо!


Вячеслав, я собиралась назвать понравившиеся стихотворения (без ранжирования), и Ваше в том числе. Всё близко: игра с книгами (горки и шалашики для игрушек), вкрапления "взрослой" лексики ("не снимут стружку" - вполне производственное выражение, родители обсуждают при детях "служебные вопросы").


Обращусь к Асе Михайловне.

Дорогая Ася Михайловна, из представленных на сегодняшний день конкурсных произведений мне импонируют (называю в хронологии публикации, не ранжирую) стихотворения Людмилы Колодяжной и Никиты Винокурова.

Собиралась назвать и стихотворение Вячеслава Маринина, которое было "отозвано" автором, и стихотворение Ольги Матвеевой (это я пригласила Ольгу к участию - заметила её стихотворения на одном белорусском ресурсе).


Моё читательское спасибо - всем авторам, принявшим участие в конкурсе.


Хочу добавить к тому, что сказал сам автор Вячеслав Маринин.

Когда я читала стихотворение Маринина, я была очень далека от понимания его содержания. Ничего похожего на то, о чём позже сказал,

а вернее, показал автор, мне и в голову не приходило. Затем он снабдил стихотворение рисунком, проясняющим содержание, показал домик, сконструированный из книг. Это потиворечит гланой идее существования стихотворения как самостоятельного вида творчества. Рисунок дополняет стихи, проявляет какие-то детали, но не может претендовать на господствующую роль. Стихотворение самодостаточно. В нём самом должен реализовываться сюжет и все прочие компоненты художественного мира стихотворения.

С уважением

А.М.С.


Всецело с Вами согласен, Ася Михайловна! И если противоречие главной идее существования стихотворения быстро снять не удаётся, то надо снимать стихотворение. Что я и сделал... С Новым годом! Всяческих успехов рубрике «Детская комната» в наступившем году!


Вяч. Маринин


Спасибо за понимание, Вячеслав!

До встречи в следующем конкурсе.

А.М


Ваша А.М.С..

Ася Михайловна, спасибо за добрые слова. С наступающим Новым Годом! Здоровья Вам, радости и новых конкурсов!


С уважением,

Никита


После таких добрых слов в серьёзном разборе нашего баловства -

остаётся только ждать нового конкурса.. 

Спасибо всем.. Вам, Ася Михайловна, Никите, Леониду Борисовичу, участникам, читателям.. Детям..

Добрых праздников, настроения, здоровья.. Умных книг..

С благодарностью, В.К.


Вадислав!

Вот и Вы вслед за Г.Булатовой, и конечно, независимо от неё говорите о конкурсных стихах Детской комнаты как о баловстве.

А я так не считаю. На детском стихотворении, которое, как правило, миниатюра, можно многое отработать. В миниатюре трудно выстроить сюжет, проявить все взаимоотношения хронотопа, взаимоотношения лирического субъекта и прочих слагаемых стихотворения.

В миниатюре по-особому проявляет себя слово: в рифме ли оно использовано, или иначе, - оно должно быть, как несущая конструкция,  - насыщено смыслом.

Посмотрите, сколько жанров было опробовано: тут и басня (В.Серебро), и маленькая новелла (О.Матвеева), и сцена, где столкнулись два поколения (Димир Стро), и сказка (Г.Булатова), и сцена, полная эмоций, явленных через диалоги (Н.Винокуров), и наконец, Ваши стихи - бытийные назидания - все жанры, кроме скучных. Поэтому и в своих итоговых разборах я выступаю как литературовед, скидки себе не даю.

А.М.