Старость (Пели метели, голос глуша...)

Дата: 04-10-2002 | 21:30:12

1.
Пели метели,
Голос глуша.
В гаснущем теле
Ярче душа.

Мудрость и первенство –
Карты не в масть.
Сестры – соперницы:
Старость и страсть.

2.
Не то, чтоб на радость,
А близкой наградой чревата, -
Вальяжно, степенно
Вступает в людей и права.
Утешит: при жизни
Ты будешь во всем виновата.
Потом, постепенно,
Ты станешь немножко права.

На лицах, отжатых
Под прессом крепчающей дани,
Не рано, не поздно, -
А тень проступает, строга.
И все же от жажды
Земного еще оправданья
Нерадостной прозой
Порой подплывает строка.

3.
Под сонной маской молодости – властно
Сквозят твои, исконные черты.
А время разрушает ежечасно
Иллюзию безликой красоты

Как жар клинка сквозь сон старинных ножен -
Способна опалять и опьянять
Иллюзия: -- Я сам кому-то нужен!..
А не кому-то что-то -- от меня…

Наивна и легко опровержима, --
Вся – вызов: -- Что? Слабо? А ну, посмей!
Плутовка-жизнь, прикидываясь жизнью,
Ждет, чтобы жизнью притворилась смерть.

Так, иногда друг другу помогая,
А чаще - разрушая и дробя,
С иллюзии иллюзия другая
Все тянет одеяло на себя.

Иллюзия ума потащит в драку, -
И споришь - и с другими, и с судьбой.
Но, повинуясь внутреннему знаку.
Оглянешься - вальсируешь с собой.

И этот тур с собою - юн и вечен,
Как древних манускриптов перевод.
И, как рассвет сопровождает вечер,
Так боль сопровождает переход.

И, умирая, жалкий и убогий,
И, возрождаясь в переливах форм,
Ты вдохновенью учишься у боли,
Не отвлекаясь на спокойный фон.

4.
Симе Поволоцкой

Из дали взгляда
Чему-то рада, -
Немолодая.

Под наши речи
Сидит, гадая
О близкой встрече.

Над нею веют
Благие вести –
Ей быть нестрогой.

Благоговея.
Тихонько трогать
Людей
И вещи.

5.
Выбираю цвета осенние:
Терпко-желтые, жухло-красные.
За обоих нас – во спасение –
Угасание жизни праздную.

А деревья уже небесные:
Тонкой проседью, яркой прошвою
Высветляют земное прошлое.

И в глаза друг другу над бездною,
Как деревья, почти небесные…

6.
Снова лапочки-лучики свесит
Нежный котик небесных кровей.
Снова радость нам издали светит
Шоколадной оберткой в траве.
Хорошо ей, траве, не бояться осеннего тлена,
Если в клубнях подземных - весна, для весны,
о весне.
Хорошо ей, траве, возвращаться из зимнего плена,
Только верой одной зеленея под снегом во сне.

7.
Вечер символами полон,
Только имя улови…
Ночь стирает всю палитру,
Купиной неопалимой
Проступает контур сути,
Отступает суета…
Если так
Стирает старость
Буйство красок
Сладострастья, -
Может там,
За гранью пола,
Тайна истинной любви?..




Ирина Фещенко-Скворцова, 2002

Сертификат Поэзия.ру: серия 532 № 11118 от 04.10.2002

0 | 6 | 4015 | 29.03.2024. 02:27:16

Произведение оценили (+): []

Произведение оценили (-): []


Ирина пропустила 4 и дважды поставила 6.
Мне как-то прочиталось: "Нерадостной прозой ещё доплывает строка..."
Больше нравятся первые, ну и самый 1 - !!!

А:))

Очень серьёзно и выполнено отлично. Кроме третьего номера, показавшегося средне-проходным, хотя последнее четверостишие тоже очень верно.
С уважением, ЛБ.

Удивительно пронзительный цикл. Я его как-то целиком восприняла, даже трудно сказать, что больше понравилось, что меньше. Мне кажется, что одухотворенная старость - как в ваших стихах - прекрасна. Когда страсти стихают, наверное, можно вернее понять, что в жизни имеет настоящую ценность, а что - только временную или вообще эфемерную.

Один мой старый стих вспомнился:

Ткёт покрывало Мария
Белое с синим.
Проседь в ее волосах -
Иней.
Осень в окне, а на сердце -
Песни о лете.
С проседью будет весна...
Счастья вам, дети!

Ткет покрывало Мария,
День золотится.
Кто там стучится в стекло? -
Птицы...
Все ли вплела в полотно
Ты сказки на свете?
Звездами станут глаза.
Счастья вам, дети!

Ирочка, не обижайся! У меня сложности с компьютером. Холодно, и он все время зависает. Не могу прорваться.. Сейчас Юра принес на дискете, но поджимает время. Даю первый ответ, а на той неделе, когда включат отопление, - все остальное.
Иллюзия, что я кому-то нужен,
А не кому-то что-то - от меня.

Очень хорошие слова. И стихи очень хорошие. Я принимаю эту поэзию. Я видел, как она стала собой. Мне это приятно.
Оценка Замечат.
Спасибо.
Вася.

Ирина, добрый вечер!
У каждого поэта, независимо от собственного, биологического, возраста, есть возраст "поэтический". В этом смысле Ваши
стихи старше Вас. А, например, Ахматова считала, что
климакс понятие чисто психологическое, не связывая его с
естественными изменениями в организме. Её стихам было чуть
более 25-ти. Исключение? Разве "Поэма без героя"...
А вот, скажем, Пушкину едва миновало 20... Правда, и здесь
ближе к завершению пути появятся некоторые исключения...
Примеры можно множить... Т.е. поэту, если он сложился,
и в 18, и в 60 может быть 40. Вашей лир. героине, как мне думается,
около 60... Что из этого следует? Возможно, неполная мера адекватности себя в текстах. Чем моложе возраст поэтический, тем раньше до него доживает поэт, но и тем раньше он переживает трагедию личности... вплоть до преждевременной смерти... Однако возвращаясь к неадекватности, поневоле начинаешь размышлять о формах, в кот. она себя проявляет. И первое, что приходит на ум, это всякого рода неточности. Давайте посмотрим.

"В гаснущем теле Ярче душа." - и хорошо, и точно. До этой мысли, если верить Востоку, личность добирается годам к 50, а вот далее: " Сестры – соперницы: Старость и страсть." - хорошо сформулировано, но!.. неточно - они не сёстры, а Вы моложе:) Т.е. в Вас ещё живёт страсть, а поэтическая мысль уже бежит впереди паровоза:))

Нужна ли поэзии точность? Думаю - не всегда. И здесь я ещё готов
принять Вашу формулу (не образ мыслей - это не имеет
прямого отношения к достоинствам-недостаткам того или иного
произведения).

Но посмотрим дальше: а)старость начинает "вступать" в людей и права" ( согласитесь, глагол не удачен) - допустим,
б) "не то, чтоб на радость" - что значит и на радость, несмотря на некоторую ироничность (там где "права" находим тому подтверждение. К слову, "немножко", на мой вкус, - плохо) - но допустим. в) идёт третье логическое противление - "Нерадостной прозой Порой подплывает строка." - значит, однозначно "не на радость" Цельность мысли исчезает. Слово "порой" ситуацию едва ли может спасти, т.к. на фоне основного акцента смотрится проходящим. Т.е. текст неточно интонирован, если судить по задачам, кот., как я понимаю, ставились перед ним. Почему? Думаю, столкновение "возрастов" - прожитого и непрожитого.

В третьей части кол. неточностей превращается в снежный ком.
Почему? Возраст героини максимально приближен к смерти.
Остановлюсь на некоторых:
1. "Иллюзию условной красоты" - в слове иллюзия уже содержится понятие "условности". Т.е. избыточность выразительных средств.
Можно принять, если бы одно слово усиливало другое.
Этого не происходит.
2. "Иллюзия, что я кому-то нужен, А не кому-то что-то - от меня. " - опять, хорошо сформулировано, но "кому-то что-то - от меня" - это о жизни после, скажем, 35-40, а не о... И в этом же катрене языковая неточность:
"Как блеск клинка, взлетевшего из ножен" - "из" можно "вылететь",
а "взлететь" - "с". Да и сама по себе метафора не очень... А эпитет
"блеск" так часто сопровождал в лит-ре "клинок"...
3. "Без хозрасчета и помимо смет" - не из другой ли это песни?:))
4. Боль. Из контекста получается не боль, условно, жизни(нет
подтверждающих деталей кроме страшащего одиночества по п.2 -
да и то, видимо, из-за старости), а по поводу смерти. Больно умирать. Т.е. жизнь - ценна. Кто бы спорил!:)) Но тогда она имеет смысл, а, значит, не есть совокупность иллюзий вопреки мнению, скажем, Соломона, Платона, Будды, Шопенгауэра и т.п. Т.е. по сути атеистическое(или восточное) "Плутовка-жизнь, прикидываясь жизнью, Ждет, чтобы жизнью притворилась смерть" логически вытесняется "И, как рассвет сопровождает вечер, Так боль сопровождает переход..." и далее по тексту.

Примеры можно множить.

Итоги:))
Есть очень удачные строки, хорошо оформленные мысли,
более или менее выраженные чувства, но, как мне кажется,
отсутствует необходимая цельность и в самом цикле, и
в отдельных его частях, а парадоксальность мышления скорее воспринимается как его противоречивость. Многовато
недопустимых неточностей - в логических построениях, языке, метафорах, - кот. не могут быть отнесены к его величеству
Методу(здесь - совокупность приёмов). Иногда на пятки наступают
"общие места" и штампики.
А в целом - интересно. Многие мысли - близки и понятны.
Надо бороться с их мозаичностью:)))

Я не очень многословен?:))

С уважением,
МГ



Михаил Гофайзен разобрал Ваши стихи, как телевизор. Я с этим не согласен. Этот цикл меня впечатлил. А, вообще, я стою на распутье. Хотел писать и писал, когда душа чем-то взволнована, я хотел, чтобы это волнение передалось читателям пишущим и не пишущим. Просто не холодным людям. А сейчас читаю наших мэтров и чувствую себя недоразвитым в поэзии. Они безусловно очень талантливы, имеют богатый языковый и литературный фундамент, свое метафорическое видение зрением, а вот душой - не всегда. Зачастую наплывает конструктивизм, образ всплывает ради образа. Я все равно буду упорно пробираться сквозь эти заросли, пока не сорву с себя сентиментализм или пойму, что пробирался зря. Зря потому, что для меня это не достижимо или потому, что не столько найду, сколько потеряю. С уважением. Геннадий.