Автор: Вячеслав Куприянов
Дата: 09-06-2020 17:28:38
9 июня родился замечательный поэт Платон Кореневский. Сегодня ему бы исполнилось 80 лет. Вспоминаем Платона Георгиевича, читаем его вступление к ненаписанной поэме «Видения познания», опубликованное в Журнале поэзии «Плавучий мост». Анонсирует публикацию текст Алексея Бердникова, который общался с Платоном со времён учёбы в Московском институте иностранных языков им. Мориса Тореза.
Журнал поэзии
«Плавучий мост»
№ 1(17)-2018 http://www.plavmost.org/?p=10492
Платон Кореневский
«…чёрный уголь облетевших роз»
Платон Георгиевич Кореневский родился 9 июня 1940 г. в Ясной Поляне
Тульской области, в семье школьного учителя. Я лишь слегка коснусь того,
что Кореневские являются одной из ветвей рода тех российско-польских
Коженевских, которые дали миру писателя Джозефа Конрада (псевдоним
Теодора Юзефа Конрада Коженёвского, в устаревшей форме Феодора Иосифа
Конрада Корженевского). Пожалуй, в случае Платона резонно искать в
предках истоки тяги к европейской образованности и охвату безбрежности
этого таинственного, полного приключений, мира. В годы учёбы в
Московском институте иностранных языков им. Мориса Тореза (испанский и
немецкий языки) Платон был участником литературного поэтического
объединения «Фотон», находившегося под патронажем Льва Гинзбурга и
Евгения Винокурова. Умер Платон Кореневский 25 августа 2003 г в Москве.
Единственные две книги Платона Кореневского, напечатанные малым тиражем в
г.Туле в 1998-1999 г. – «Трапеза богов» и «Луна в ореоле».
Сущностью Платона была редко встречающаяся в людях, и совершенно им не
афишируемая, своего рода «злая доброта». Внешне он был похож на
врубелевского «Пана», доброго лешего, с голубыми проницательными и
лукавыми глазами, обозревающего человечество… со свирелью в руке. Ну и
по такой вот лукавой своей доброте, Платон отнюдь не берег для этого
человечества свеженаписанные стихи, разбазаривая их среди людей. В
памяти остались поэтичнейшие строки: «Нет в мире ничего невинней снега,
упавшего с высоких облаков, не знавшего саней лихого бега, не
стоптанного сотней каблуков», не сохранившиеся на бумаге. Странность,
однако, быть может, таилась в том, что любая его пиеса, хотя бы самая
незначительная носила точную дату ея написания… За это мы, его друзья и
почитатели, должны быть ему и его канцелярской дотошности с
несомненностию безранично благодарны.
Настоящая подборка содержит
основные тексты Платона Кореневского 1980-81 гг. Фортуна улыбнулась
Поэту: несколько раз он выезжал на Кубу с советскими
специалистами-инженерами в качестве переводчика. Платону выпала доля
переживать издалека с болью и с надеждой на перемены все свойства
стагнации тех лет на родине:
Бреду по глобусу, по тыльной стороне,/ И
слушаю пространство, ветер, время/.И чувствую в перстах и теле дрожь,/
Как хочется, чтоб стало все надежно,/ Пространство вежливо и время
осторожно,/ И ветер выронил бы звонкий нож.(1981)
Но и в заморских
краях не меньше зла человеческого – чего стоит судьба варварски
истреблённых индейцев: Таины беднее церковных мышей,/ От них не осталось
руин или тайн,/ И семя разбойников и торгашей/ На остров с собою привез
капитан.(1981)
В 80-е годы Платон Кореневский взывает к своим
современникам и потомкам из далёкой чужбины, где жизнь ему видится без
искусства, без узора, без иллюзий, без веры…: И Гавайи пусты и Таити,/
Всюду Северный полюс один./ Не губите души, не губите,/ И живите в
цветах средь руин.(1981)
Платон Кореневский – мастер стихотворной
миниатюры. Но здесь, на Кубе, в Гаване он вынашивал замысел поэмы,
блестящее вступление к которой «Видения познания», написанное терцетами,
оставляет не столько сожаление о несбывшемся проекте, сколько чувство
благодарности за «чёрный уголь облетевших роз».
Алексей Бердников
В И Д Е Н И Я П О З Н А Н И Я
(Вступление к поэме)
1.где видел я сиянье до рожденья
с тех пор, как звезды начали движенье –
об этом знает только Божество.
2.ни стройные доктрины космогоний,
ни чувств непостижимые погони
не раздробят на строки естество.
3.поэтому я духов призываю,
кого я знаю и кого не знаю,
кто жил задолго до моей весны.
4.пусть духи соберутся тихой стаей,
как облака, не сразу пусть истают
и явят мне причудливые сны.
5.и я вгляжусь в изгибы очертаний,
что отразят все сферы мирозданий,
и выберу себе проводника.
6.я не хочу спускаться в ад кромешный,
горячий отблеск нашей жизни грешной,
и в рай нас не уносят облака.
7.меня не привлекают внешний облик,
ни образы людей себе подобных,
ни сущность даже, коей, может, нет.
8.отрадно путешествовать в сознанье
и воссоздать живущее созданье,
поймать один неуловимый след.
9.хочу взаймы я попросить у смерти
и не вернуть вам долга, мрака черти,
пожалуй, просто посмотреть сквозь мрак.
10.купаться в доле солнечного спектра,
зиждителя дождя, прохлады, пекла,
всего, что есть в земле, на небесах.
11.мне первым предстает философ темный,
его огонь сжигает неуемный,
встающий из пучин, летящий с гор.
12.за Гераклитом следом легендарный
вновь некий сын Эллады светозарной,
в обличиях нетленный Пифагор.
13.один течет струей неуловимо,
не остановишь в небе пилигрима,
он каждое мгновение иной.
14.второй, проделав круг, опять вернется,
и, повторившись, снова разомкнется,
потом предстанет прежним под луной.
15.но я, уставши, прогоняю тени
и вижу вниз сходящие ступени,
где, кажется, всегда покой царит.
16.там Будды улыбаются в пещерах,
и помнит о движении и сферах
растущий долго-долго сталактит.
17.приветствуй, смертный, вечное жилище,
оно ядро имеет, а не днище,
и где-то там волшебный древний клад.
18.оно манит немеркнущим магнитом,
и несть числа сокровищам зарытым,
и наши корни там всегда лежат.
19. рассеять сумрак можно светлым оком
в колодце самом мрачном и глубоком,
в зрачке осколок солнца сохранив.
20.чуть серебрится смутный берег Леты
одним лишь взором мысленным согретый
среди бесплотных и бесплодных нив.
21.средь духов роз и бывшей повилики
бредет душа забытой Эвридики,
без голоса зовет ее Орфей.
22.не слышно здесь ни вздоха и ни эха,
блужданью теней воздух не помеха,
и все же я опять пришел за ней.
23.за бледной, за исчезнувшей, безликой –
вернулся я сюда за Эвридикой,
возьму ее отсюда, уведу.
24.вот вслед за ней Орфей преобразился,
сперва в ключе холодном возродился,
и снова встал у рощи на виду.
25.прошелестел легко в листве могучей,
пролепетал дождем одних созвучий
и соловьем из балки просвистел.
26.и снова встрепенулись звери, птицы,
блеснуло солнце золотою спицей,
когда Орфей, как в древности, запел.
27.но пусть пришла одна лишь тень Орфея,
и не доступна дню, как прежде, фея,
но что-то вынес из глубин поток.
28.одну жемчужину из тьмы сокровищ,
алмазный порошок с хвостов чудовищ,
а из глазниц пустых взошел росток.
29.и в этом трижды отраженном мире
уже стран света стало не четыре,
а по задуманному слову вновь.
30.из мифа плоть растет и миф из плоти,
и можно подышать в прохладном гроте,
не видя, как течет из вены кровь.
31.но кровь течет и пропитала травы,
на всем печать свинцовая отравы,
на горизонте шум зловещих гроз.
32.зачем же приводить сюда поэта,
в палящий зной отравленного лета,
где черный уголь облетевших роз?
33.пусть спят завороженные вершины
и свежей мглой наполнены долины –
певец пролить уже не может слез…
4-12 мая 81 г. Гавана, Куба
Тема: Re: Платон Кореневский - «…чёрный уголь облетевших роз»
Автор: Вячеслав Куприянов
Дата: 10-06-2020 | 01:56:36
Спасибо, Вячеслав! Жаль, плохо ценит собственных Платонов родная земля!
Тема: Платон Кореневский - «…чёрный уголь облетевших роз»
Автор: Вяч. Маринин
Дата: 10-06-2020 | 13:53:47
Несколько переводов П. Кореневского (Хосе Марти, Рубен Дарио, Хосе Хуан Таблада) есть на сайте «Века перевода» (линк): ПЛАТОН КОРЕНЕВСКИЙ .
Вот "Сонатина" Рубена Дарио (1867 -1916):
СОНАТИНА
Тема: Re: Платон Кореневский - «…чёрный уголь облетевших роз»
Автор: Вячеслав Куприянов
Дата: 10-06-2020 | 17:13:18
МОСТ КОННЫХ РИСТАНИЙ
(Из Р.-М. Рильке «Pont du Carrousel»)
Седой слепец облюбовал сей мост
и не меняет больше положенья,
созвездий пусть продолжится движенье –
он не оставит пограничный пост
как высших сил бессменный монолит.
А все вокруг струится и бурлит.
Он рока неподвижное явленье,
где сходятся дороги у ворот,
в подземный мир неотвратимый вход
Тема: Re: Платон Кореневский - «…чёрный уголь облетевших роз»
Автор: Вячеслав Куприянов
Дата: 10-06-2020 | 17:10:25
НОЧНОЙ ИНТЕРЬЕР
Непостижимо пространство
ночью спутанного интерьера,
и все уходит корнями
в какой-то простор иной.
На подоконнике
фарфоровая баядера
полуосвещается подлинною луной.
Теней
непередаваема живописная странность,
тихое одиночество
спит в отдаленном углу.
С запредельным соседствуют
хрупкие юность и старость,
первая вышла оттуда,
Тема: Re: Платон Кореневский - «…чёрный уголь облетевших роз»
Автор: Вячеслав Куприянов
Дата: 10-06-2020 | 17:37:10
Тема: Re: Платон Кореневский - «…чёрный уголь облетевших роз»
Автор: Александр Закуренко
Дата: 21-06-2020 | 16:23:40
Спасибо. К стыду своему, не знал о нем.
Тема: Re: Re: Платон Кореневский - «…чёрный уголь облетевших роз»
Автор: Вячеслав Куприянов
Дата: 25-06-2020 | 00:30:19
Но, это нам должно быть стыдно, его друзьям.
Тема: Платон Кореневский - «…чёрный уголь облетевших роз»
Автор: Вяч. Маринин
Дата: 10-06-2020 | 00:58:36
Из Р.-М. Рильке
Меня угнетают людские слова,
в них видно начало и ясен конец,
и четко решает творенья венец —
вот это ворона, а это трава.
В их смыслах таится всезнайства порок,
им ведомо будто, что было и есть,
гора отвергает чудесную весть,
и бык божеству уподоблен, и бок.
Останьтесь поодаль, хочу остеречь —
мешает предметам расхожая речь.
Пусть капля сама в тишине прозвучит,
а то ее тронешь — она замолчит.
=====
Как одиночество на дождь похоже!
Оно выходит, берега тревожа,
С равнин далеких, от речного ложа,
И к небу поднимается потом,
Избравши небеса своим жильем.
Оно на город в час тот сумасшедший,
Когда все к утру обращают лица,
Когда тела, блаженства не нашедши,
Друг друга покидают, будет литься.
Когда в одну постель должны ложиться
Друг другу люди чуждые навеки,
Тогда оно переполняет реки.
***
ВПЕЧАТЛЕНИЕ
Так бывает в лодке ли, в вагоне,
на диване, просто в темноте
вдруг тебя кольнет или догонит
уголек, забытый в суете.
Нечто, не похожее на нудный,
вечно повторяющийся час,
адамант блистательный и чудный,
лишь слегка касающийся нас.
Кажется, за ним пойдешь на плаху,
просыпаться так невмоготу.
Как же стыдно поклоняться праху
и слоняться в мелочном быту.
Это что опять за наважденье,
что теперь задумался, поэт?
Разве за секунду наслажденья
не отдашь ты будни скромных лет?
Разве в мире не всего важнее
искорка, сверкнувшая на миг,
иль ее глухое отраженье —
на бумаге задремавший стих?
***
Осенний день как примиренье с жизнью,
с ее началом и с ее концом,
спокойствие в триумфе и на тризне,
страдание с улыбчивым лицом.
Осенний день танцующий в балете,
листвы так живописна светотень,
вот первый и последний день на свете,
единственный средь равноправных день.
***
На Дм. ПРИГОВА
Вот появился новый Герострат,
он храм не разрушает — созидает,
со дна словес он, как морской пират,
весь мусор затонувший подбирает.
И лепит удивительный горшок,
куда пихает миллионы тварей,
поскольку всех стирает в порошок
и долго с завываниями жарит.
Эпитеты покоятся в золе.
Поэзии не будет… Баба с воза.
А Пригову воздвигнут мавзолей
и памятник огромный… Из навоза.
Большая подборка стихов П. Г. Кореневского есть на сайте (линк) "Хотьково в сети"