ПОСЛЕДНЯЯ МЕТАФИЗИКА. Фрагмент 10. Эстетика (Поэзия).

Дата: 14-05-2013 | 17:28:05

Фрагменты 1-9 см. здесь:
http://www.poezia.ru//article.php?sid=42993
http://www.poezia.ru/article.php?sid=43399
http://www.poezia.ru//article.php?sid=48943
http://www.poezia.ru//article.php?sid=49861

- I –

Язык - дух,
речь – душа,
письменность – плоть.
Однако всё, что обладает плотью, лишено святости...
и потому,
чем большее пространство осознаётся вне текста,
тем ближе этот текст к совершенству,
тем подлиннее это со-творение -
тем короче расстояние
от смысла духопостигаемого
к сущности духообразующих начал,
чем бы и (или) кем бы они ни были.

- II -

По обе стороны Греха

Их изгнавший из Сада - не Бог - они сами, старатели кладбищ.
И себе им уже не помочь ни тоской, ни строительством капищ,
потому что суть яблока – плоть. Знанье плоти есть знание смерти.
До скончания женам рожать, множа жизни и их лихолетья.
В эту тьму и без нас намело столько душ, что любые напевы
наших тел - лишь дублируют зло, заключённое в сущности Евы.
Осыпаются даты, как мак. У макак бесконечные тризны.
Мне не выжить с тобою никак, без тебя же и вовсе нет жизни.
Твой манок - материнский инстинкт, что точней самых правильных лоций.
А отвар первородных причин между смертных любовью зовётся.
И хранит эту блажь бытиё, разметавшись на ложе Прокруста,
словно время спасая своё, чтоб не стало во времени пусто.

- III -

Испытывая потрясения,
сознание
в поисках обезболивающих средств
вторгается за завесу сакрального,
скручивает сиюминутное в узел вечности,
но, вместе с тем,
продолжая пребывать во времени,
строит мосты между материей и замыслом,
между физическим и мистическим,
между человеческим и метафизическим,
между душой и истинами,
лежащими в основании бытия.

Именно так резонирует подобное с подобным -
благодаря письменности, но вне неё.
И не суть важно, идёт ли речь о звуках музыки,
излечении тела, открытии законов физического мира
и (или) о тексте Апокалипсиса,
где Бог,
по мнению людей верующих,
водил рукою смертного Иоанна.

- IV -

пришествие

«Вижу Его, но ныне еще нет; зрю Его, но не близко.
Восходит звезда от Иакова и восстает жезл от Израиля»
(Числ. 24, 17)

-1-

гаишник, с достатка сгоняющий вес, лицо - «уступи дорогу».
карась на меху и его мерседес. светило, цедящее йод в переход.
лолита, глаза - «не влезай – убьёт». ботаник, ползущий не в ногу.
какие-то гога с магогой, терзающие гитару. отара
потеет, толкается, прёт... и с ней, в самой гуще кошмара,
сумой защищая живот, в горящий торфяник, в реальность
сквозь время мадонна плывёт...

-2-

люблю переплёты, флёр охры, пыльцу,
что эхо по полкам хранят, и пыльные мысли,
что тянутся вспять и силятся леность унять,
поилицу сплина – листву, листопад,
луну в пол-лица...
что ещё?
слова - просто так, невзначай, невпопад -
под пиво с нежирным лещом
и лёгкую грусть ни о чём.

живу, как камыш, меж былым и быльём,
чтоб чреслами тешить гамак. меняю бельё,
подновляю свой лак, а летом - на травку с мячом.
прощайте, орало с мечом!
всё так, да не так...
что ещё?!

час пик, переход, перезвоны
трамвайные – время назад -
и женщина ликом с иконы,
младенца несущая в ад...

-3-

в нашей реальности нет оперетт,
нет мыльных опер с приятным финалом.
жизнь – это мало, печально и мало,
чтобы привыкнуть к тому, чего нет.
есть - если сказано слово?

вянет в кувшине кувшинка луны.
в небо баулы былого,
что бурлаки, тянут души-слоны.
сын, ты ведь слышишь, как стонут сыны?
смысл – не у каждого слова.
впрочем, и это не ново.

к слову о слове, зачем эти «я»
здесь отбивают коленца?
в земли подземки, где пухом земля,
тянется сердце за сердцем,
в кое нет-нет да ужалить змее,
стоит к толпе притереться.
ирод какой-то локтём в толчее
всё-таки встретил младенца...

- V -

В самом совершенном творческом воплощении,
природе,
каждое слово неповторимо и одновременно с тем
подобно всему, что мыслится или может мыслиться.
Что ещё, как не найденное,
а значит – и сотворённое подобие,
в состоянии примирить создание и создателя,
жизнь и смертную природу любого феномена,
время со всеми его обитателями и вечность,
наделив всё сущее неуничтожимым смыслом?

- VI -

Четырёхлистник в тональности осень

"И в мокром асфальте поэт
Захочет, так счастье находит".
(Иннокентий Анненский)

-1-

Опал закат, по-бычьи волоок,
среди дерев в оградах полосатых,
скамейки лижут кровь, как молоко,
из проступивших лужами стигматов.

Здесь бьётся ключ - моя былая боль,
хранит пути сознание-храмовник,
и правит жизнь отселе и дотоль
пилою судеб въедливый садовник.

Всему виной дамасский блеск сердец,
я не сумел с ветрами примириться,
скворец воскрес, воистину скворец,
чтоб разменять себя на небылицы.

Сознанию – душа противовес,
с каёмочкой на шее, как на блюдце,
что делится на тысячи словес,
которые поэзией зовутся.

-2-

небо земле опустилось на грудь
сняв ослепительный нимб
просто ли в этой вселенной заснуть
стеблям тоскующих рыб

эхом расплавленных листьев пропах
клин отцветающих птиц
слёзы улиток на мёртвых плодах
павших пред господом ниц

нет новизны в ощущеньях и днях
в тленье с плетеньем оград -
ждёт за плетением белый монах
грешен ты был или свят

соль да опалы в оправе домов
зодчий сменил на янтарь
поздний октябрь затихающих слов
это особый словарь

-3-

нежиль
жжёнка
жмых былого
жмурик в галстуке дрожит
а под ним в жёлтушной луже лист как сребреник лежит

жизнь на жизнь играет в жмурки
нежить в жиже ворожит
за тоской тоску тощища тащит точно вечный жид

лабиринт дождя и буден
нет зонта - считай зека
в темень в темя в тесто тела жалит жало сквозняка

пей!
любовь страшней запоя
ибо страждет вечно жить
минотавр чистит зубы – пригодилась видно нить

строки - серые сороки
слухи-духи - в сорока
и до срока сойки-сроки превращаются в срока

жуть от жути жук на блюде – пишет ножками –
дождит
может статься пара строчек
прожужжится сквозь гранит

-4-

Ангелочек туч, ты на почву-то лей-полей!
Там ведь тоже жизнь из корней, камней да червей.
Пусть она насытится вдосталь дождём дождей,
что из духа рек, что ночей вековых черней.
Не печально это – по следам остальных, хотя
неприятно это... когда исчезает «я»,
и в одном котелке не родня твоя и родня,
как в сети ехидной жуёт пескарей мотня.
А поверх голов сороков да различных слов
в голове дурака валяет болиголов,
мол, всё лез из кожи, выпрыгивал из штанов,
а мирок твой, дружок, из липы да из дубов,
мол, на кой был стране чужой и стране своей(?) -
ладно б храм хоть сжёг, хоть какой-нибудь мавзолей!
Нафталин с лузгой – то, чем жил-дышал, что слагал,
а теперь с корабля да в зал на последний бал.
С холодком таким, с хохотком в нём приемлют плоть,
мол, не полз на свет - не пришлось бы и плоть полоть...
Ангелочек мой, ты на землю-то лей-полей -
где бы жизнь не ютилась, но мне с ней и там светлей.

- VII -

Из всех искусств ничто, как поэзия,
не стягивает пространства
между, казалось бы, несопоставимыми,
но всё же подобными явлениями и предметами.
Ничто вне поэзии, заключённой в любом творчестве,
и самой поэзии
не обладает таким, как она, языком,
где за границами материально осязаемого текста
возникают гигантские массивы бытия,
где начертания и звучания,
минимально соответствуя смыслу используемых слов,
максимально приближают человеческую духовность
к пониманию себя и постижению природы вещей вне себя.
Нет ничего одновременно настолько чувственного
и вместе с тем философского,
ничего настолько же подобного самой Природе...

- VIII -

Скажи, Сократ, если наш мир – это поэзия демиурга,
почему он не продолжает писать? За столько лет ничего нового...
- ты музыкант, но разве у тебя только одна песня?

Ты говоришь о других мирах... невидимых нами?
- возможно

Но ведь гармония в любых своих проявлениях - едина...
и, если всё подобно всему, то, значит, все его миры из одной глины.
Неужели он просто клонирует однажды созданное?
- если иное не мыслится

Учитель, мною - не мыслится.
- а разве ты демиург?

Мы же подобны... в чём тогда разница?
- возможно, в таланте

Почему тогда смертны в его мирах цветы и звёзды? Почему так трагична
его поэзия? Неужели и ему не хватило титанического огня?
- если иное не мыслится

Ты хочешь сказать, учитель, что талант вне меня я могу рассмотреть
только в объёме таланта внутри меня?
- пока есть душа

Только смерть может отнять у меня мою душу!
- а разве жизнь не способна на это?..




Михаил Гофайзен, 2013

Сертификат Поэзия.ру: серия 161 № 99205 от 14.05.2013

0 | 11 | 2720 | 17.11.2024. 15:43:40

Произведение оценили (+): []

Произведение оценили (-): []


Поздний октябрь затихающих слов-
это особый словарь."
Очень, очень.
Удачи!
ЛБ.

"Только смерть может отнять у меня мою душу!
- а разве жизнь не способна на это?.."

Да, "на вечные вопросы
Ответов вечных нет".

Спасибо, Михаил!

Да, Миша, о нём - вчера ещё прочитал, Клеона вспомнил сразу (мистейк: Иона - на самом деле) .
Спасибо!

Миша, дорогой, ну нет у меня сейчас сил подробно анализировать твою метафизику. Хотя спорил бы со всем, начиная с первого стиха.
Пока только скажу, что "Однако всё, что обладает плотью, лишено святости" - совершенно неверное высказывание.
По ряду причин.
1. В тех ценностных системах, которые отрицают плоть или считают ее обиталищем греха (а святость может существовать только в системе, где есть оппозиция святое/профанное, чистое/нечистое) - святость есть не остутствие плоти, а ее преодоление.
2. Там же, кто плоть принимается, как часть Целого человека (ты с этого начинаешь, сопоставляя триединство языка/речи/письменности - тоже совершенно произвольно - с триединством человека:дух/душа/плоть) святости вне тела вообще быть не может. Святое - это преображенное состояние, святой - плотской человек, но его плоть преображена...


Михаил, очень интересно!

Удовольствие и от текста, и от развернувшейся под ним дискуссии получаешь :)

Миша, это - кладезь мудрости. Я, далековатый от религии, принимаю все. ЗдОрово о поэзии. Здесь все - поэзия. А душевно меня больше всего затронуло второе стихотворение.

Геннадий

Под воздействием красоты спорщики умолкают...:)
а красиво таки.

...нет, Мих, жизнь на это не с п о с о б н а...

:о)bg

PS
A propos, получается, что ты согласен
с "афоризьмом" - "не мы такие,
а жизь такая..."?..

PPS
Не поеду ни в Киев, ни в Ригу,
не издавши бумажную книгу...
:о)))bg


http://theoryandpractice.ru/posts/5556-cheloveka-na-samom-dele-ne-sushchestvuet-mishel-fuko-o-tom-chto-takoe-psikhologiya

Уважаемый Михаил!

Это как раз тот случай, когда я без напряжения, с преогромным удовольствием осилила все до конца.
Ибо интересней философии в стихах для меня ничего нет.
Здесь есть мысли, с которыми я не согласна. Одна из них - "все, что обладает плотью, лишено святости". Не всё. Христос обладал плотью и не был лишён святости. Святые обладали плотью и не были лишены святости.
Обычное яблоко, которое мы срываем с дерева... Если признать, что оно тоже плоть (т.е. нечто, имеющее материальную форму), то почему же оно не свято? Недавно сама писала стихотворение о том, что волнует и Вас, программными сделала в нем следующие строчки:

...Бог прячется везде.
Господни очи, утверждают, сини.
Но почему не быть Ему в плоде -
в черешне, в абрикосе, в апельсине?!

Далее. Я увязла в мысли, на которую натолкнулась в "Крымской тетради" Эллы Крыловой:

Плоть не грешна, если Богом она создана.
Что же века, как с врагом, с ней, невинною, спорим?

Из этого суждения тоже просто так не выберешься. В нем определенно что-то есть...

К чему все это пишу? Чтобы поблагодарить Вас именно за ту поэзию, которой я ищу и которая заставляет мыслить, соглашаться и не соглашаться и считать день знакомства с ней не потерянным.

С уважением - Маргарита.

Спасибо, дорогой Миша за Поэзию!!!
Смог войти на сайт.
Надеюсь, впредь мой компютер не будет поступать со мной столь жестоко.