К русской философии языка, ч. 2

Исходя из терминологии Платона, Ю. В. Рождественский говорит, что имятворец - ономатотэт не должен погрешать против объективной истины и не умышлять на своего ближнего прямо или косвенно, то есть он должен в своей деятельности опираться не на интуицию, а на достоверное знание, и быть высоконравственным человеком. С этой точки зрения малоисследованная область - отношение к морали революционеров и политиков. Аморальные высказывания, как правило, скрываются более поздними толкователями от современников и от потомков, вспомним людоедские высказывания В. И. Ленина о необходимости расстрела интеллигенции, священнослужителей и т. п. Это можно сравнить с откровениями современного "революционера" - мафиози из документального фильма Ст. Говорухина "Великая криминальная революция", когда речь шла об убийстве как средстве достижения своих целей /устранение соперников/: а как же не убивать, без этого нельзя. В отличие от государственного деятеля "мафиози" анонимен, что проявляется в фольклорной мудрости, повторяемой сегодня нередко в отношении конкретного известного лица: не пойман - не вор! Партийная этика иллюстрируется показательным устным заявлением политика и экономиста Чубайса: "Нам не хватает наглости..."
Засилие "мифологем" на разных речевых уровнях делает невозможным разумное устроение жизни, ибо, согласно Ю. Рождественскому, каждая "мифологема", увы, есть желание пользы себе в ущерб другим. Ясно, что "наглость" есть умение достигать своего, оттирая другого, если переносить это свойство на группу /партию/, то такая партийная этика есть мораль фольклорного коллектива /не путать с художественной самодеятельностью!/, то есть языческая мораль дописьменного общества.
Ю. В. Рождественский в "Теории риторики" разбирает понятие партийной этики. Вообще говоря, сила сочинений Ю. В. Рождественского в последовательном разведении понятий, когда исчислены положительные и отрицательные стороны понятия-объекта. Одной из новых для нас мифологем является "либерализация". Читаем у Ю. В. Рождественского: "При либеральном типе партийной этики сохранялась множественность партий, развивались различные органы массовой информации, придерживавшиеся разной информационной политики, и одновременно массовая информация превратилась в крупный бизнес, вокруг которого группируются многие фирмы и отдельные физические лица, занимающиеся мелким бизнесом. В этом бизнесе цензурные действия ведутся путем заключения контрактов с издателями текстов: информационными агенствами, органами информации и отдельными работниками. Содержание слова в этом случае полностью продажно, так как непродажное слово не имеет шансов на коммерческий успех". .
С иной стороны, партийная этика "демократического централизма" в соединении с возможностями массовой информации приводит и способна приводить к "тоталитаризму" и "культу политической личности". Но не надо забывать, что любой "культ" есть неоправданное славословие, то есть вызывается и обеспечивается речевыми намерениями и средствами при отсутствии критической мысли.
К политическим "мифологемам" причисляет Ю. В. Рождественский экономический постулат о базисе и надстройке, когда базис, якобы, управляет идеологической надстройкой. "Этот постулат не оправдан ни историей культуры, ни реальностью отношения речи и капитала, т. к. речь движет капитал, а не наоборот". .
Как "неправильная", лукавая речь движет капитал, легковерные россияне многие познали на собственной недорогой шкуре, достаточно вспомнить речевое заманивание в сторону легкой наживы: АО МММ, банки "Чара", "Тибет", и прочие "мифологемы рынка".
Для объяснения нового Ю. В. Рождественский полагает необходимым налаживание "связей с общественностью", то что на Западе именуется "public relations". Он формулирует первый закон риторики диалога: "Всякое новое высказывание или действие встречает речевое сопротивление несмотря на то, что это высказывание или действие не угрожает благополучию отдельных людей, организаций или состоянию общества в целом". Этот закон - "закон сопротивления новому", требует соответствующих риторических и организационных действий, которые помогают продвигать новшества в любой сфере деятельности оптимальным путем, с наименьшими физическими и психологическими потерями. Кстати, понятие "гласности", выдвинутое наряду с "перестройкой", было призвано обеспечить "идеологию" перестройки и тем самым объяснить и осуществить ее. Но оно потускнело и не заработало в условиях борьбы за власть - ради власти, а затем ради дележа общественного богатства. Перестройка начиналась под лозунгом "модернизации", выдвинутым технической интеллигенцией в надежде овладеть передовыми технологиями в промышленном производстве, что позволяло бы России остаться мощной державой. Но экономический и довольно внятный лозунг быстро утонул в потоке политических и неразъясненных лозунгов. Задачей, к сожалению, не сложившихся вовремя "связей с общественностью" было бы незабвение основной выдвинутой задачи, недопущение манипуляции общественным мнением.
Ю. В. Рождественский определяет: "Связи с общественностью" начинаются с создания идейной конструкции истолкования нового, т. е. совокупности смыслов и высказываний, объединенных общим замыслом и направленным в разные адреса. Объекты пропаганды: жители территории, власти, фирмы и общественные организации. Для каждого адреса общий замысел должен быть соответствующим образом словесно и изобразительно выражен. Это выражение должно быть приспособлено к характеру интересов, уровню понимания и степени интеллектуальной развитости в пределах общей концепции риторического изобретения и иметь для каждой аудитории свою систему доводов".
К сожалению, "паблик релейшн" в наших условиях возникли только на уровне обслуживания интересов власти, что конкретно проявляется в проведении избирательных кампаний, а специалист по связям с общественностью, "пиарщик", вряд ли пользуется всенародным уважением, ибо к этому вовсе не стремится.
В "Теории риторики" дается оценка деятельности макроэкономистов, Гайдара и его единомышленников. "По марксистской привычке экономика представлялась им как механизм. "Механизм" - старый образ материалистического понимания истории. ... вместо связи с общественностью, общественность и ее менталитет были определены презрительным именем "совки". Результат этого известен. Гайдар и его сотрудники и единомышленники получили репутацию барчуков КПСС и безответственных мальчишек. Попытки выйти из положения созданием своей политической организации /рефлекс от истории КПСС/ не дали ничего, кроме провала на выборах и бессмысленной затраты средств. Это значит, что изучая макроэкономику в США, Гайдар не изучил основного условия реализации любого проекта - создания public relations /связей с общественностью/. Эта ошибка не преодолена до сих пор, а население много потеряло от махинаторов, для которых сложилась питательная среда - ситуация таинственности и исключительной осведомленности /в чем-то!/ лиц.
Создание системы связей с общественностью не только гарантирует реализацию проекта, но благодаря общественности предотвращает незаконные действия недобросовестных лиц, которые при условиях всеобщей осведомленности не имеют возможности пренебрегать законом и порядочностью".
Далее выдвигаются три пункта в построении системы связей с общественностью: обучение, разработка аргументации и диалоговый режим словесных действий, т. е. принятие во внимание возможных альтернатив и скептических аргументов, а значит, и уважение к противной точке зрения.
Своевременны и предостережения от излишнего увлечения художественным вымыслом. Автор художественного вымысла часто не несет никакой ответственности за свои измышления. В то же время общество привыкло назначать "властителями дум" писателей и поэтов, навязывая им функции не то пророков, не то архаических вождей. Если вспомнить "Литературную газету" времен расцвета "перестройки", то именно литераторы, судя по их словоохотливым выступлениям, оказались первыми специалистами и в области экономики, и в области социологии, вплоть до криминологии.
Ю. В. Рождественский пытается восстановить доброе имя эксперта-"диалектика", как это понимал Платон в диалоге "Кратил". Диалектик оценивает новые имена с точки зрения правильности, то есть благотворности или зловредности для личности и общества. С точки зрения полноты необходимого образования, диалектик - это филолог.
4. Этические задачи развертывают известные положения, заповеди, по-своему представленные в любых мировых религиях: "не лгать, не лжесвидетельствовать". В информационном обществе эти задачи существенно усложнились. Фрагментарность массовой информации, коллаж сведений, поданный под определенным "информационным зонтиком", скупость комментария, все это позволяет выдавать полуправду за истину. В то же время позиция противника /инакомыслящего/ легко может извращаться, если отсутствует равноправный диалог. Это наглядно подтверждается развертыванием кампаний в средствах массовой коммуникации. Достаточно вспомнить информационное обеспечение Косовского конфликта во время бомбардировки Югославии объединенными силами НАТО, а в более вялом варианте критика западными СМИ войны в Чечне. Например, французский мыслитель Андре Глюксман в августовском номере немецкой газеты "Ди Цайт" причиной войны /со слов анонимного чеченца/ называет неспособность русских вообще создать что-то позитивное. Навязывается таким образом мнение, что без русских в Чечне тут же создастся милая западным умам демократия. Подобные высказывания повторялись по радио "Свобода" во время антисербской кампании /создание удобного образа врага/: косовская армия освобождения борется за демократию, до которой сербы, якобы, не дозрели. Подобные свидетельства быстро забываются, когда исчерпана ситуация, требующая таких высказываний.
Любая идеология пытается интересы части общества возвести в ранг всеобщих интересов, поэтому идеологизированная массовая коммуникация интересуется не истиной, а действием, поступком, или стремится к оправданию определенных действий.
В этом смысле важным моментом воспитания гражданина нового общества является его способность распознавать ложь, софистические уловки недобросовестных ораторов. Клятва на Библии не есть гарантия того, что тот, кто клянется, верит в неотвратимость возмездия за клятвопреступление. Тем не менее, Ю. В. Рождественский утверждает, что мораль действует анонимно и неотвратимо, настигая лжеца и преступника своим наказанием еще при жизни. Обнадеживающий постулат в эпоху слабости карательных органов.
5. Новая дисциплина "Общая филология" создается для целокупного учета смысла речи, что необходимо для нормального функционирования культуры. Культура понимается как совокупность традиций /накопленное и сохраняемое/ и "правильных речевых новаций", приводящих традиционную культуру через приращение смыслов к соответствию "духу времени". Новизна же "Общей филологии" в ее разумном обращении к хорошо забытому старому. Ю. В. Рождественский поясняет: "Образ теории связи, принятый многими учеными, был исправлен на акты речи вне их культурной значимости. Так стали понимать слово "лингвистика". Лингвистика разорвала связи с литературой, устной ораторской практикой и стилем. Это привело к дефектам языкового образования и воспитания, сокращению числа языков, на которых ведется преподавание, к безобразной практике использования слов в поэзии и непониманию роли деловой прозы". Отсюда стремление современного ученого сделать лингвистику и филологию более "гуманитарными".
В "Общей филологии" выделяются три части: I. Учет всех видов речи и их текстовой структуры, представленных в разных культурах. 2. Учет того, насколько отдельный человек и все люди в их разделениях по семейным, профессиональным и иным классам нагружены языком. 3. Что такое правильная речь? Каковы критерии правильной речи? Что есть истина, представляемая содержанием речи?
Дисбаланс речевой нагрузки /устная, письменная, печатная речь, интернет/ может привести к болезням, а в социальном организме - к конфликтам. Филология соединяется с гигиеной, с политикой, с геополитикой. Под правильностью речи понимается "баланс грамматики, риторики, поэтики и стилистики в речевой педагогике и общественно-речевой практике". Примером разумного построения речевой политики для нужд процветания нации дает нам японская риторическая теория - "языковое существование". В Японии было осознано, что при высокой плотности населения, отказе от агрессивной доктрины, при отсутствии необходимых источников сырья и пр., единственным капиталом являются культура и интеллект. Направив усилия в сторону речевого обеспечения интеллектуальной деятельности /реформы форм вежливости для создания "душевного комфорта" с одной стороны, с другой - все возможности "автоматического" обслуживания и усиления интеллекта/, японцы стали влиятельной нацией и второй после США мировой державой по уровню производства и торговли.
6. Риторика в России стала вытесняться поэтикой и критикой еще в первой трети XIX века. В результате затормозилось развитие нехудожественных видов речи, направленных не на развлечение и возбуждение общества, а на регулирование общественных процессов. Современная риторика обобщает науки о речи в условиях быстродействующих средств накопления и передачи речевых сообщений. Риторика является "показателем стиля жизни". Наиболее влиятельной сегодня становится "протестанская риторика", порожденная в США и стремящаяся через английский язык и молодежную культуру диктовать свой "стиль" всему миру. Этому сопротивляются консервативные стили исламского образа жизни, с этим не может согласиться православная концепция человеческого существования /принцип нестяжательства/.
Согласно разработкам Ю. В. Рождественского законы риторики объясняют категории политологии и, опираясь на культуру и этику, способны объяснять и предупреждать конфликты как между разными обществами /культурами/, так и внутри общества.
Будучи заведующим кафедрой общего и сравнительного языкознания в МГУ, Ю. В. Рождественский фактически воссоздал науку риторику в России, создал свою школу современной риторики. Основные положения современной риторики являются основой для действенной философии языка.
7. Философия языка должна действовать через педагогику на умы современного человека, начиная со средней и кончая высшей школой. Философия языка диктует структуру учебного предмета, стремясь к полноте описания предмета и к полноте набора изучаемых предметов. "Тезаурус образования - самая краткая форма тезауруса культуры". .
Словарь-тезаурус составляется для каждой отдельной дисциплины, которая должна изучаться в школе, от этики до физической культуры. Словарь-тезаурус объясняет эти основные понятия и служит основой для составления соответствующих учебников по предметам преподавания. Словарь-тезаурус постоянно пополняется новыми необходимыми терминами и таким образом стремиться соответствовать последнему слову своей науки. Словарь-тезаурус как бы опережает учебник, давая преподавателю, создателю нового учебного пособия или курса лекций творческий простор для толкования новых явлений в своей науке.
Составление такого словаря не только задача методическая и дидактическая, но и этическая. Появляются не только необходимые новации в языках науки, но "мифологемы" активизируются и анимируются неустанно и постоянно, образуются слова-паразиты, понятия-паразиты.
В своем учебнике "Введение в культуроведение" Ю. В. Рождественский говорит о вандализме в культуре, в частности об "образовательном вандализме". Под образовательным вандализмом понимается исключение из системы образования важных для воспитания предметов в угоду частным /партийным/ интересам. Например, в советское время практически была исключена из школьного преподавания этика. Отсюда нечего удивляться тому, что с переходом к так долго вожделенному "свободному обществу", свобода стала пониматься как свобода от моральной ответственности.
Вандализм в образовании из идеологического превратился в коммерческий. Если нет денег на образование, то есть на культурное воспроизводство общества, то общество гибнет или перерождается.
Тезаурус образования по предметам уже составлен силами Ю. В. Рождественского и его учеников. Можно предположить, что словари для некоторых областей знания, если уже не устарели, не будучи опубликованы, то требуют уже существенных дополнений. Но пока неизвестно, найдет; ли Министерство просвещения средства для издания современных словарей-тезаурусов, уже написанных.
8. Этот пункт не относится к собственно философии языка, а к возможности ее реализации. "Эмпирические научные исследования по языку зависят не только от философии языка, но и от организационной формы, когда действуют научно-финансово-промышленные группы, ставящие и решающие конкретные задачи".
Философия языка обращена к гуманитарной части научной интеллигенции, а эта часть в настоящий период относится к "социально слабому" слою населения. Социально слабый слой вряд ли может что-то изменить к лучшему в государстве, не заинтересованном в культурном воспроизводстве своего населения. Если и далее ориентировать Россию на латиноамериканский или африканский путь развития, то ни о какой философии не может быть и речи.
Если проследить все эти восемь пунктов построения новой политики устроения общества через язык, то можно отметить еще одно отличие от предыдущих доктрин. Если у Потебни /фольклорность и поэтичность/ и у Н. Я. Марра /легендарные гены яфетидов/ присутствовал с необходимостью момент иррационального, то философия языка Ю. В. Рождественского последовательно рациональна и логоцентрична, то есть собственно научна. Если все это понимать как необходимую разновидность "русской идеи", в которой еще А. Ф. Лосев подчеркивал иррациональное начало как положительное, то в новой философии языка разумно снимается вечное противопоставление "Восток - Запад" как иррациональное рациональному.
Это происходит в тот момент, когда в гуманитарии Запада отчетливо проявляются алогичные и иррациональные моменты, возьмем для примера терминологию современного постструктурализма и постмодернизма, где вся сила терминов в их нарочитой неопределенности.
Ю. В. Рождественский как востоковед /китаист/ обращал внимание на параллели в развитии западных и восточных цивилизаций. Если Запад часто вводит в моду упрощенно понятые системы восточного духовного знания /йога, дзен-буддизм. интегральная веданта Ауробиидо Дхоша/, что отнюдь не усиливает социальный интеллект Запада в его действенном проявлении, то Восток, оставляя за собой свой исторически накопленный духовный потенциал, позволяющий быстро сплачивать коллективы и направлять их на продуктивную деятельность, Восток с большей легкостью и несомненной отдачей ассимилирует экономическую культуру Запада. Как здесь используется потенциал языка, нам уже известно из примера, преподанного Японией.
В то же время Запад в разной степени озабочен состоянием культуры своих национальных языков. Вспомним бунт Франции против засорения языка англицизмами и американизмами. Многие винят электронные средства массовой информации в забвении книжной культуры, в упадке морали, в отсутствии вкуса. Ю. В. Рождественский рассмотрел эту проблему спокойно и основательно, применив для современного анализа новейших средств коммуникации античные понятия этоса, пафоса и логоса, построив современную риторическую теорию.
Новая философия языка безусловно поучительна и за пределами России, где она может рассматриваться в ином культурно-историческом контексте. В России она может восторжествовать при условии правильно и последовательно налаженных связей с общественностью, на которых она же и настаивает. Пока работы Ю. В. Рождественского изданы /хотя многие уже переизданы/ недостаточными тиражами. Дело за издательствами, за активностью заинтересованной части гуманитарных институтов и академий.

Да, красота! Развитие языка нам явно нужно. И хорошо, что есть такая возможность.