Райские яблоки Эллы Крыловой

«Мне кажется, что Элла Крылова мыслит стихами...»
Р.Г.


На моём письменном столе, освещённая настольной лампой и струящимся в окно светом полной луны, лежит книга Эллы Крыловой «Райские яблоки». Не так, чтобы в точном смысле слова фолиант, но близко к тому: 1131 страница, более 2000 произведений. Чтение «залпом» такого огромного массива поэзии утомительно. Да и не нужно. Мой читательский рассудок насыщается уже сотней стихов. Следующая порция — другой раз. Правда, есть одно «но»: открывая книгу на любой странице, прочитав лишь одно стихотворение, хочется продолжить чтение, ибо невольно происходит вовлечение в серьёзную поэзию.

Писать об этой книге всё равно, что рассматривать творчество Эллы Крыловой за целых 30 лет, именно такой временной интервал охватывают произведения, включённые в «Райские яблоки».
Оставим критикам решать, какие стихи лучше, какие — хуже. Пусть на их же совести пребудут и критерии оценки. Пусть этим занимаются сейчас или в будущем серьёзные литературоведы. А я - читатель, отнюдь не беспристрастный, но лишь читатель. Я один из тех, для кого пишет Элла. Мне нравится её поэзия, технически безупречная, эмоционально выразительная, добрая и (sic!) умная. Впрочем, среди больших поэтов дураков не бывает...

Книга построена по календарному принципу (с небольшими отклонениями), и состоит из 18 глав. Первая глава - «Ранняя пора» содержит всего 15 стихов и охватывает 1981 — 1985 годы. Две последние главы - «Не приминая трав» и «Дневник Иоанны Дзэн» написаны в течение неполного 2011 года и содержат около двух сотен (!) стихов. Поэтому вряд ли можно говорить о том, что книга завершает какой-то этап или период в поэзии Эллы Крыловой. Процесс её творчества неперерывен, что уже подтверждено новыми книгами, хотя, говоря известным штампом, типографская краска ещё не успела высохнуть на рецензируемой.

И всё же очень здорово, что данная книга начинается с первых шагов будущего большого поэта. Это всегда интересно! И в первых же стихах юной поэтессы просматривается дар Божий:

Не ко времени, её-богу,
эта горечь и печаль.
Помоги, сестра-дорога,
уведи в лесную даль,
опои роскошной волей,
исхлещи лицо дождём!
Пусть в полынном чистом поле
пухом будет чернозём...
(1983)

И тогда же, в те далёкие годы возникла неисчерпаемая тема, проходящая через всё творчество Эллы Крыловой. Тема эта — Петербург. Не перечесть русских поэтов, в той или иной степени уделявших внимание этому городу. У каждого любителя изящной словесности в памяти, на слуху целый ряд великолепных стихотворений о Северной Пальмире.

Элла Крылова живёт в своём мире — мире поэзии, и Петербург — место действия её лирических героев. У неё не слишком много стихов, посвящённых любимому городу как таковому, но огромно количество произведений, в которых просто, походя, «под сурдинку» упоминается Нева, или набережная, или залив, или Васильевский остров. Так что Петербург — место её поэтического жительства. И - никакой декларативности: ни пафосных строк, подобных тем, что были написаны Пушкиным, Мандельштамом или Бродским, ни аптеки, ни улицы, ни фонаря. Но Петербург присутствует!

А ведь бывает иначе: напишет иной поэт массу выспренных фраз, нашпигует свой стих многочисленными героями античной мифологии, - всё складно, а Петербурга-то нет! Есть просто взгляд провинциального чиновника на интерьер елисеевского магазина. А у Крыловой Питер живой и многоликий. И повествование о городе то шутливое:

Солнце, небо, город Питер -
мекка хиппи и стрижей.
Джинсы он тебе повытер -
так заплату к ним пришей!

То более серьёзное:

Но центр красою славен,
и ряд дворцов исправен,
стройна соборов стать.
С Невой играет солнце,
расклёвывают с донца
там птахи благодать.

И, наконец, страстное признание в любви к городу:

Как к лицу тебе ливень, мой город, моя чужбина,
мой до гроба возлюбленный, так и не ставший мужем!
Так тайком об Исусе мечтала, небось Магдалина.
Вот она — напевает и шлёпает босиком по лужам...

Так сложилось, что с Питером связана и другая сторона творчества Эллы Крыловой: любовная лирика. Её лирический герой С., которому в данной книге посвящено множество стихов — коренной петербуржанин.

Нам ещё повезёт: мы увидим с тобой
голубую Неву под луной голубой
и Васильевский остров, и парк под дождём,
где под кроною клёна приют мы найдём.
…...
Мы откроем все окна в июльскую ночь-
в эту белую ночь, чтоб тоску превозмочь
по годам молодым, превратившимся в дым,-
мы, седая девчонка с мальчонком седым

Это — пример «высокого штиля» в любовной лирике Эллы Крыловой. А вот — совсем другое стихотворение на ту же самую бессмертную тему, но написанное в шутливом тоне:

Любимый, ты хоть и морщинист,
по-прежнему весьма мужчинист.
Любуюсь профилем твоим,
точёным, как античный Рим.
…..
Тебя «нордическим» зовут.
Ты пряник мне. И ты мне кнут.
Ты Цезарь мой. Ты Ржевский мой.
Бери шинель. Пошли домой!

И не могу не привести здесь ещё одно произведение, в котором воедино сплелись и любовная, и религиозная и бытовая тема:

Май белокурый бедокурит,
зовёт на волю, на простор.
А мой любимый мрачно курит
и от меня отводит взор.

Телевизьонная коробка
полна раздетого бабья.
А я — как божия коровка.
А он похож на муравья.

Ему гожусь я разве в пищу,
едва-ль на что-нибудь ещё.
Рисую на бумаге писчей
я чьё-то смуглое плечо,

потом рисую остальное
и получается Христос.
Вот Кто воистину стеною
меж мной и ближним! Вот Кто врос

в мою судьбу судьбою страшной!
А милый мой шипит мне вслед:
«Твоё христьянство — день вчерашний.
А Бога нету, нету, нет!»

И я бреду, как пёс бездомный,
по улицам в сырую мглу.
Потом полночи в кухне тёмной
поскуливаю на полу.

А поутру в истоме зыбкой
целую ядовитый рот
и кофе подаю с улыбкой,
и бутерброт...


Комментарии к этому стихотворению излишни: оно гениально. И всё же, каким пронзительным, незамутнённым, детским взглядом на мир надо обладать, чтобы увидеть в супругах божью коровку и муравья! И ведь в самом деле, метафора необычайно точна: добрая половина всех супружеских пар может быть охарактеризована именно так! Приглядитесь, господа!

В книге много религиозных стихов. Особо интересным предстваляется «Псалом», где Элла накрепко связывает поэзию с религией:

Господи, я Твоя крепостная крестьянка.
Только земли у меня — всего-то в горшке, где кактус.
Но я столько перепахала бумаги, столько посеяла буквиц -
хватило бы кущами райскими сделать Сахару.
И я продолжаю пахать, продолжаю сеять,
и, честное слово, мне «вольной» совсем не надо.

Великое и малое, трагическое и смешное нередко соседствуют в стихах Эллы Крыловой. Эти темы зачастую примиряет, уравновешивает ирония, столь свойственная поэту. В этом плане вне конкуренции вошедшее в книгу десятистраничное (!) произведение «Пир». Его можно читать неоднократно, это какой-то неукротимый поток иронических строк, истинный пир поэзии. Невольно возникают в памяти шедевры русской классики, в которых непринуждённость, воздушность изложения, лёгкая насмешка автора и над героями, и над самим собой создают общий иронический настрой произведения, а тщательно выверенная лексика завершает впечатление. Особенно ценна уместность слов и фраз, создающих иронию:

Желающие видеть «Федру»,
займите злачные места -
раёк и ложе в будуаре.
На солнечной сковороде -
он — в галифе, она — в ударе, -
сейчас отпляшут па-де-де.

Здесь ирония пронизывает каждую строку, но я особо выделил бы последнюю: па-де-де не отплясывают. Это же не гопак, барыня или семь-сорок!

В книге «Райские яблоки» есть самые разнообразные по форме произведения: от венков сонетов до четверостиший («Эллики», «Эллинизмы»). Есть даже произведение — строка, «Эпитафия самоубийце»:

ОНА СЛИШКОМ СИЛЬНО ХОТЕЛА ЖИТЬ

В книге много стихов на самые различные темы, но почти нет стихов политичечской направленности. Что ж, чем стихотворец богаче душевно, тем меньше он пишет о политике. Элла Крылова не из тех, кто хочет, чтобы «к штыку приравняли перо». Разумеется, ужасные реалии нашего времени вызывают у неё вполне адекватную реакцию, но эти чувства не находят отражения в её поэзии. По крайней мере, в явном виде. Во всём фолианте я нашёл лишь несколько небольших стихотворений на политическую тему. Например, это:

«А у нас украли газ.
А у вас?»
«А у нас горит Кавказ,
как фугас...»

Элла Крылова не пытается ни рассмешить, ни эпатировать парадоксами бытия, она лишь стремится обратить на них внимание читателя. Она не умеет писать плохо. Это обстоятельство вызывает нападки завистников, не способных писать хорошо. И лезли эти люди, как пауки, изо всех щелей, игнорируя яркую фразу В.Высоцкого: «Поучайте своих паучат!» На сайте «Поэзия .ру», где в течение ряда лет печаталась Элла Крылова, эта «критика» зачастую принимала характер травли. Некоторые люди даже ставили её стихам уничижительные оценки, не соизволив понять, что её поэзия — вне школярства, что попытка принизить творчество Поэта ни коим образом не возвышает их самих. И всё это, заметьте, при том, что сама Элла никогда не выступала с критикой кого-либо из авторов сайта. Её удел — поэзия, а не склоки:

Поэт в Элладе — иудей,
а в Иудее был бы греком.
Как трудно жить среди людей
и оставаться человеком!

И Элла ушла. Разумеется, с «Поэзии.ру», но не из русской поэзии. Уход от этих «неистовых Виссарионов» внутренне раскрепостил её, позволив все силы таланта отдать творчеству. За последний год она издала несколько новых книг, и не приходится сомневаться в том, что Элла Крылова находится где-то вблизи вершины своего творческого пути. Ей есть, что сказать людям. И она, несомненно, скажет. Залогом тому — одно из стихотворений, завершающих книгу «Райские яблоки»:

Я маяк на краю земли.
Прочь уплыли все корабли
и уже не вернутся вспять.
Стало не для кого сиять.

Но сияю. И в темноте
в горизонта вижу черте
не знак минуса, а тире
словно мостик к новой заре.

Никотином ветер пропах,
хруст песка на гнилых зубах,
и гнездо покинул журавль.
Но я верю: придёт корабль.

Страстно присоединяюсь к тому, что здесь сказано. "Райские яблоки" - книга большого поэта с серьезным многогранным мировоззрением, что очень ценно. Может, Вы внесете свои коррективы, но мне думается, что одна из центральных тем книги - поиски Бога и поэтический диалог с Ним. Самое нужное для человека, самое важное.
С уважением - М.М.

Уважаемый Михаил, Вы пишете "... игнорируя яркую фразу В.Высоцкого "Поучайте своих паучат!"
Высоцкий такого не писал, а в песне на слова Ю. Энтина и на музыку А. Рыбникова в фильме "Приключения Буратино" звучит:
"Поучайте лучше ваших паучат !"
Всего Вам доброго!

Миша, спасибо, дорогой! А мы с супругой с наслаждением прочли всю прозу Эллы. Вот уж правда: талантливый человек талантлив во всем! А вчера имел не одну возможность убедиться, что бездарности бездарны во всем.

Спасибо, Миша! Наслаждаюсь книгами Эллы.

Браво, Миша! С удовольствием прочитал.
И ещё раз окунулся в прекрасный мир поэзии Эллы Крыловой, за что тебе отдельная благодарность!
Кстати, проза Эллы мне тоже очень нравится.
Да, жаль, что Элла ушла с сайта. Но, слава Богу, выходят её новые замечательные книги. И я верю, будут ещё выходить. Ибо читателей у Эллы не уменьшилось. Скорее, наоборот...
Будь здоров!
С БУ,
СШ