Прошу не относиться к этим мыслям слишком серьёзно.
Прошу не относиться к этим мыслям несерьёзно.
Думайте сами.
Кто не знает сказку Александра Сергеевича «О рыбаке и рыбке»? Кто не знает, может не читать далее.
Несмотря на название, в традиционном, детском прочтении главным «движущим» лицом в Сказке являются вовсе не заглавные герои, а жадная старуха - и мораль заключена в наказании этого порока.
А если без предвзятости? Давайте приглядимся, включив «серые клеточки»?
Прежде всего, что собой представляет сам старик? Женились в те времена рано, лет в шестнадцать – восемнадцать (в доме нужна была рабсила). Прожили они к текущему моменту, как известно, «ровно тридцать лет и три года», т.е. рыбак - человек лет пятидесяти, «мужчина в самом расцвете сил». Действительно, кто хоть раз ходил с бреднем или закидывал сеть, знает, какое здоровье для этого нужно - мне приходилось тянуть намокший невод с уловом и травою: едва-едва, вчетвером, с помощью ещё трёх здоровенных мужиков, напрягаясь до предела. А запросто трижды закидывать невод с берега в море и трижды вытягивать его - современному человеку, дите цивилизации, это уже вряд ли под силу. Может быть, именно поэтому старик (в действительности, бугай среднего возраста) не стал закидывать сеть в четвёртый раз и пошёл домой, оставив семью без еды.
Что же дома? Дома даже не изба, а землянка (т.е. выкопанное в земле жилище), разбитое корыто и, естественно, недовольная жена. «Дурачина ты, простофиля!» - впервые она даёт характеристику мужу и, как показало дальнейшее, довольно точную. Я бы ещё добавил: и лодырь первостатейный, полностью запустивший домашнее хозяйство.
Теперь поговорим о старухе. Хотя какая она в сущности старуха - думаю, по обычаю она даже несколько моложе супруга. Сказав сгоряча: «Хоть бы новое корыто попросил» - и получив неожиданный результат (неожиданный потому, что байку о говорящей рыбе безусловно отнесла к неуклюжему мужнему оправданию), женщина, почувствовала интерес к ситуации. И стала испытывать, до каких же границ простирается сила встреченного волшебства (заметим, всегда считалось, что колдовство - дело не божье, и продуктами его лучше не пользоваться). Тут, кстати, хорошо видно, насколько её эрудиция и интеллект выше, чем у мужа - она не только знала, кто такая столбовая дворянка, но даже и не побоялась ею стать. Можно ли представить, что старик захотел бы быть столбовым дворянином? Я уж не говорю - царём! Этот-то трусливый недотёпа!
Обратите внимание, что и в роли дворянки, и в роли царицы старуха чувствовала себя превосходно, вполне управляясь с многочисленными слугами и проблемами. Однако, попробуем понять человека, всю жизнь прожившего с дураком мужем у моря, и вдруг попавшего в другое окружение. То, что поначалу интересно - начинает приедаться. Сознание, что это результат ворожбы, также не добавляет спокойствия. Наконец, эксперимент надо доводить до конца! И «старуха» идёт до конца!
Впечатляюще, как нетривиально решается проблема озадачить рыбку «неподъёмным» заданием. Действительно, что этой рыбке не скажешь - всё делает! Попробуйте, не зная ответа, придумать, как заставить рыбку отказать! Есть ли ещё какой-нибудь способ? Кроме: «чтоб служила мне рыбка золотая» - с оскорбительной добавкой: «и была б у меня на посылках»… Слава, слава мудрой старухе, да и не старухе вовсе, а простой русской женщине! Ведущей нелёгкую жизнь в условиях, туповатого, трусливого и ленивого мужа.
В заключение, хочу обратить ваше внимание на то, что и в других сказках Пушкина, мужчины вызывают отвращение, в лучшем случае насмешку, в то время как женщины представлены в виде активной, животворящей силы. Возьмём хоть Балду, который не задумываясь лишил кормильца семью, принявшую его как родного («Попадья Балдой не нахвалится, / Поповна лишь о Балде и печалится, /Попенок зовет его тятей;») или без всяких угрызений обманул ребёнка (пусть и бесёнка). Возьмём этого самого тупоголового попа или семерых богатырей с их молодецкими «забавами». Даже такой голубой герой, как королевич Елисей, выглядит жалким простофилей - вспомните, что он сделал, обнаружив невесту в хрустальном гробу? - Разбил гроб! Хорошо, что она ожила, а если бы была мёртвой по настоящему?! Уж не говорю об альфонсообразном Гвидоне или семействе Додона с его животными инстинктами. В то же время, женщины в сказках, даже отрицательные героини – это живые, активные, скорые на придумку люди, всегда – движители сюжета. Хоть попадья, хоть завистливая царица, хоть баба Бабариха с подельщицами. И нельзя сказать, что Александр Сергеевич испытывал к женщинам особое уважение - просто русская действительность проступала в творчестве поэта, может быть, даже вопреки его желанию.
Говорят, литература - отражение жизни. Не могу с этим не согласиться.
М.Галин,
2010
Сертификат Поэзия.ру: серия
663
№
84563
от
28.12.2010
0 |
6 |
2080 |
17.11.2024. 16:40:24
Произведение оценили (+):
[]
Произведение оценили (-):
[]
Тема: Re: О рыбаке и рыбке М.Галин
Автор Игорь Крюков
Дата: 28-12-2010 | 12:59:44
Такая традиция характерна для нонешней культуры (или того, что ею называется). В TV рекламе это особенно заметно - мужики все как на подбор тупые, ленивые и толстые, а женщины все сплошь озабоченные домохозяйством красотки. Попса вовсю эксплуатирует это различие. Послушать Пугачёву, - так мужики у ей все калеки или доходяги с одним крылом. Правда, про Пушкина слушок ходил, что где-то в болдинскую осень воспользовался он своим крепостным правом и понесла от него одна белошвейка, чем и решила воспользоваться, выпрашивая у его всё более и более подарков. Надоело это Ляксандр Сергеичу и написал он сказку энту, чтоб узрела вымогательница, чем дело может закончиться. А ещё можно принять поведение пушкинской рыбачки как пример действия закона возрастания потребностей, который в просторечии известен как разница между тем, что нам дано и тем, что нам нужно. А нужно всегда больше, чем дано.