Отечественный кинематограф и ТВ как показатели здоровья нации


Отечественный кинематограф и ТВ как показатели
здоровья нации, или А дальше?..


По будням вот уже второй десяток лет я – рядовой среднестатистический обыватель, включаю Первый канал, чтобы за завтраком узнать всего понемногу из последних новостей. В среду и пятницу ровно пять минут (с 7:25 до 7:30) для меня были почти святыми (помните песенку про «Пять минут», но это так, к слову), т.к. по ним выходила и благополучно выходит по сей день рубрика «Это кино» с постоянной ведущей Екатериной Мцитуридцзе. Но поскольку тема статьи лишь косвенно касается самой рубрики, я лишь замолвлю несколько самых важных, как мне кажется, слов о ней, а потом попробую перейти к главному. Я, как человек неравнодушный к отечественному кинопроцессу (как никак, дважды успешно провалившийся абитуриент ВГИКа), остро переживаю периоды его застоя или упадка. И наоборот, радуюсь как малое дитя, получившее нежданно запретную вкусность до обеда – посмотрев фильм, что называется, на одном дыхании. Из тех, что «на одном дыхании» (которое всегда долгое) запомнились «Холодное лето 53-го», «Идиот», «Остров», «Мастер и Маргарита», «72 метра»… Если крепко задуматься, наберётся ещё с десяток лент. Не густо за двадцать-то лет…
И вроде мы уверенно шагнули в век 21-й: высокие стандарты, 3-D графика, использование современнейших технологий, казалось бы, что мешает развиваться отечественной киноиндустрии? Да вот мешает, и не что-то эфемерное или присутствие так называемого «человеческого фактора», а его отсутствие. На мой взгляд, кино всё дальше и дальше уходит от живого человека к компьютерному (бесконечный конвейер мыльных опер и душераздирающих мелодрам по вечерам и выходным не в счёт). От духовной составляющей мы выбрали (или выбрали за нас?) материальную наполняющую, вместо души человека - его одёжку, вместо чистоты взгляда - вариативный, всегда броский макияж…
Ведь с каких позиций нам преподносится та или иная киноновинка? «Рейтинг» и «кассовые сборы за неделю/месяц», сосчитанные непременно в долларовом или евро-эквиваленте. Согласно такой схеме вполне резонен вопрос-вывод: если в фильме отсутствуют навороченные спецэффекты, замешанные на графике, то это и фильмом назвать нельзя, так? Позвольте не согласиться?
Простой, может, чересчур простой пример: с какой теплотой и жадностью я жду (мы - уверена, нас много - ждём) каждый Новый год рязановскую «Иронию Судьбы…»! Роман с этой лентой, как и с другими лентами тех давних лет – это роман на всю жизнь. Но каким же раздражением во мне отозвалась «Ирония-2», навязанная мощной рекламной кампанией и просмотренная из любопытства и наивной веры «а вдруг?..». Чуда не произошло. Произошла маленькая, ни для кого не заметная катастрофа непонимания с чередой недоумённых вопросов: «И это – фильм?! И это – наши старые добрые актёры?! А где обещанное, растиражированное до оскомины чудо встречи с Прекрасным?! А где сюжет?!.. Зачем было тревожить прах маэстро Микаэла Таривердиева и внаглую пользовать любимые с детства мелодии, которые упрямое сознание и память не желают «накладывать» на «новинку»?!..».
То же раздражение, более усилившееся от лицезрения результатов сомнительной «моды на раскрашивание советских фильмов», появилось и после ленивого просмотра первых серий ленты о разведчике Максиме Исаеве. Я понимаю, что «молодым везде у нас дорога…», но не лучше ли идти не по проторенной мастерами старой актерско-режиссёрской школы дорожке, а по своей и с оглядкой, бережно осваивая и подкрепляя на практике главные, не отменимые временем и нововведениями уроки?
Порой кажется, что «пир во время чумы», в котором выпало нам жить, не закончится никогда. И ржа однодневности и показушной «стрёмности» покрыла не только кинематограф (хоть и случаются в нем изредка удачи благодаря А.Герману, В.Бортко, В.Хотиненко… - мастерам ещё той, прежней закваски, гарантирующей неподдельность работы), но и телевидение, на котором культивируется малограмотная речь, плоский юмор, многосерийность, а нередко - откровенная тупость и ограниченность. Прамтайм отдан пустословью и криминалу, а то, что действительно достойно внимания человека и могло бы обогатить его ум и пробудить дремлющее сознание – показывается за полночь…
Подлое, циничное, никак не заканчивающееся бремя спускаемой сверху вседозволенности, как же мы устали от тебя! Как же мы устали от себя, вынужденных тащить это бремя, впрягшись в собственную жизнь как в ярмо!..
===========
Недавно под Смоленском произошла поистине знаковая катастрофа, в которой погибла значительная часть политической элиты Польши. Сколько брани и грязи вылилось в адрес соседнего нам, славянского народа со стороны завсегдатаев Интернет-форумов! Поневоле напрашивается вывод, что посетители Рунета – активные, но малограмотные, закомплексованные существа, которых только и хватает на то, чтобы публично заявить о своем ничтожестве. Заявить анонимно, но зато нагло, развязно, не вникая в нюансы этики, не вникая в детали исторического и чисто человеческого свойства. А зачем? Анонимность - родная сестра вседозволенности и скотства. Не она ли тоже – порождение современного масскульта, не в последнюю очередь и телевизионного?
Но меня более поразило иное. Весь понедельник, 12 апреля – день скорби и траура - отечественное телевидение было на редкость вменяемым и адекватным. Оно было единым сочувствующим и сопереживающим организмом. Одни каналы показывали старые ленты, которые, оказалось, именно сейчас-то и востребованы иссушенным сердцем человека; другие – на сутки отказались от обезьяноподобных шоу и реклам; третьи демонстрировали, что с поп-музыкой в России не всё так уж плохо и запущено. Только канал «Культура» работал в своём обычном режиме, ибо всегда естественен, а потому не является источником агрессии и раздражения.
Ровно на сутки - таков регламент скорби - российское телевидение повернулось лицом к людям… Ровно сутки людям позволили почувствовать себя людьми, а не хохочущим, гогочущим, извергающим мат и похабщину стадом… А дальше? Ведь дело, как вы понимаете, не только в качестве кино и телевидения… Дело в качестве наших внутренних устройств, именуемых душами.

***
Мне всё никак не даёт покоя одна мысль: неужели для нормальной жизни, для полноценного развития людей, гармоничности их взаимоотношений, для взращивания и укрепления в них лучшего, что заложено Природой и Богом, России необходимо всегда находиться в состоянии траура?!..




Вита Шафронская, 2010

Сертификат Поэзия.ру: серия 1313 № 79418 от 21.04.2010

0 | 5 | 1926 | 14.06.2024. 03:33:00

Произведение оценили (+): []

Произведение оценили (-): []


России необходимо всегда находиться в состоянии траура

Не слишком свежая мысль, ибо:

Камень на камень...

Уважаемая Вита, у нас на сайте есть прекрасный поэт Ави Дан,
а у него такие стихи:
Время Первых каналов и сплошного вранья...
Пользительнее читать Ави Дана, чем смотреть первый канал.

"посетители Рунета"....уважаемая Вита, надеюсь, вы заметили, что Рунет не свободен, более того, он полностью, если не в большей мере, чем прочие СМИ, во власти все той же анонимной силы, которая командует Первым и прочими каналами ТВ, газетами, журналами и т.д. и т.п. Как всегда, остается кухня - российское изобретение - личное пространство для разговоров о вечном и высоком. Этой кухней может быть и блог в ЖЖ, правда, если под маской правдолюбца и честняги там скрывается служивый человек, то с этим ничего не поделаешь.... Кино: "1612" - это что, достижение российского кинематографа?

"Нужно рассматривать всю информацию, которую мы получаем через СМИ, как заведомую ложь, если нет специальных оснований считать иначе."
(Теорема Штейнзальца)

Практически во всем с Вами согласен, Вита. Гляньте, если не затруднит, мою "Оду первому каналу".

С уважением,
Юрий.