Пулемётная лента (хайбун №13)

г. Ржев, 1958 г.

      Иногда отцу, командиру воинской части, при его всегдашней загруженности работой, удавалось вырываться в выходной на Волгу, порыбачить. Правда, такую поездку обычно приходилось совмещать с инспекцией какой-нибудь «точки» – вынесенного за город пункта радиосвязи. Служба… В такие поездки, случалось, он брал и меня.
      И на этот раз – сначала заехали на его командирском ГАЗ-69 на «объект», расположенный над Волгой в нескольких километрах к западу от города. Там он сделал кое-какие распоряжения дежурным, а уж потом поехали дальше – на берег реки. Выгрузились: удочки, спиннинг, вещмешок. Шофёр с машиной был отпущен, получив указание – когда вернуться за нами.
      Отец – заядлый рыболов-спиннингист, а меня, девятилетнего, сейчас больше интересовал обещанный костёр, приготовление на нём ухи, ну и, конечно, – печёная в углях картошка!
Мне было доверено насобирать дров и выбрать место.
Деревьев поблизости нет, так, – кусты небольшие вдоль берега. И совсем рядом … заросшие травой окопы, проржавевшая, рваная, но ещё держащаяся кое-где на кольях колючая проволока. Вокруг города, это я хорошо уже знал, – куда ни кинь, везде следы войны, ещё не очень давней. Одно слово – Ржев…
      Я насобирал сухих веток, прутьев для костра, позвал отца, уже вовсю «блеснившего» реку поблизости. Предлагаю – давай вот здесь сделаем, прямо на этом бугорке. Почему-то мне показалось очень удобным – обложить холмик «шалашиком» из веток и поджечь!
Ну, давай, только надо проверить, говорит отец, и достает из вещмешка знакомый мне большой потемневший штык-нож (он говорил – финский). Достал и копнул им этот самый холмик, и сразу же вывернул из слежавшейся земли под дёрном полдюжины патронов!
О, так! – сказал своё любимое. Понимаешь, что было бы, разведи мы огонь? Он раскопал полностью весь этот бугорок, который, как оказалось, скрывал целую кучу патронов – больше двух десятков. Здесь, видимо, лежала неизрасходованная пулемётная лента, объяснил отец, всё прочее сгнило и выржавело, а патроны – с латунными гильзами и медными снаружи пулями – сохранились. Патроны – немецкие, наши были – с железными, ржавеющими гильзами, а эти – как новенькие, лишь чуть потускнели за пятнадцать лет в земле, просто – заряжай и стреляй! Только больше они не выстрелят. Он собрал их в горсти и за два раза зашвырнул в Волгу. Признаться, – к большому моему сожалению.
      Костер мы, конечно, развели в другом месте – почти у воды, на каменистом берегу. Хотя и тут отец произвёл предварительные раскопки. Бережёного – Бог бережёт! А пока он возился с костром, я незаметно сделал с помощью всё того же штыка дополнительное обследование места находки. И откопал-таки ещё три патрона! Засунул в карман; я уже знал, что я с ними сделаю потом. Домой вернулись поздно вечером.
      На другой день, вооружившись плоскогубцами, я вывернул пули из патронов, ссыпал совершенно сухой порох на кирпичину и эффектно (в присутствии приятелей) сжёг его. Пули после выплавки свинца (на грузило) могли пригодиться как наконечники для стрел! А вот гильзы с капсюлями, должным образом пристроенные в костёр, – грохнули и улетели в Волгу, на берегу которой и производился сей опыт. Да, навыков и сноровки в утилизации боеприпасов малого калибра имелось у нас, пацанов, достаточно! Но Ржевская земля во множестве таила и гораздо более опасные «сюрпризы». И уж эти находки нередко приводили к трагедиям…

      Давно это было. Уже полвека прошло. А недавно я набрёл в Интернете на кинохронику боёв за Ржев. Кадры старой, затёртой плёнки, снятой фронтовым оператором, почему-то волновали. Ведь я там не мог быть, не родился тогда ещё на свет. Лица живых и убитых, своих и чужих… Вдруг промелькнуло: на пятнистом снегу, у разбитого пулемёта – немецкий солдат в каске уткнулся лицом в землю, а рука сжимает пулемётную ленту с патронами…

                              Ненависть ушла
                      лишь горькая память войны
                                 ещё живёт.






Хайбун?




Александр Купрейченко, 2009

Сертификат Поэзия.ру: серия 1181 № 75986 от 26.12.2009

0 | 2 | 2494 | 29.03.2024. 04:04:08

Произведение оценили (+): []

Произведение оценили (-): []


Прекрасно, Александр.
Миниатюра - кусочек времени. А я всё никак не соберусь.
Десятью годами раньше (в сороковых) половина в классе было
покалеченных, а прикуривали при помощи струны, деревяшки и
пластины артиллер. пороха (пойма Днепра).
Владимир.

Александр! Спасибо! Помнить должны! А, если не знают, о чем помнить? Я - о молодом поколении. Спасибо, пишите еще!
Ира.