Дата: 14-12-2009 | 12:11:47
Публикую свой старый очерк, написанный в 2002 году. Возможно, само понятие "русские беды" в наши дни звучит уже не так остро, как в то время. Тем не менее, анализ причин нашего относительного отставания от более развитых в экономическом отношении стран не потерял своей актуальности. Главная же причина, на мой взгляд, осталась неизменной...
Почему мы живём хуже Запада?
«Чем кумушек считать трудиться,
Не лучше ль на себя, кума, оборотиться?»
И.А.Крылов, «Зеркало и обезьяна»
Предисловие.
Когда русского человека спрашивают – почему мы так плохо и тяжело живём, он чаще всего отвечает коротко: «коммунисты виноваты», «Ельцин страну развалил», «война помешала», и т.д. Привычка искать простые решения сложных проблем и кивать на соседа давно живёт в нашей крови (это, кстати, тоже одна из причин русских бед). При этом называются причины, относящиеся, как правило, к XX столетию, за исключением разве что монгольского нашествия (XIII век). Сам русский человек, как жена Цезаря, обычно вне подозрений. Он – Жертва!
В моём кратком обзоре временные рамки раздвинуты до VI века н.э. – начала переселения славянских племён в европейскую часть современной России. Многочисленные неблагоприятные факторы, приведшие к нашей нынешней отсталости, можно разделить на внутрироссийские (99% факторов) и внешние (всё, что осталось). Внутренние причины я объединил в четыре группы: 1) сложные природные условия, 2) государство-надзиратель, 3) апатичное затравленное общество и 4) спящий русский человек. Козни «забугорья» здесь почти не рассматриваются (по совету И.А.Крылова, см эпиграф).
Эти заметки написаны в Бельгии для моих детей – Андрея и Оксаны, живущих в России. Сразу оговорюсь – я не задавался целью очернить ни нашу историю, ни нас самих. Всё гораздо проще. Обычно, когда рассказывают о победах и достижениях, используют яркие краски и высокие слова. Но я исследую причины русских бед. Понятно, что краски при таком подходе берутся не самые яркие. Кроме того, существует феномен «многоцветности», неоднозначности исторических событий и социальных процессов. Одни их аспекты («яркие») способствовали общественному прогрессу, другие («чёрные») наоборот, становились тормозом. Если я говорю преимущественно о последних, это не значит, что я забываю о первых. Просто о том, почему мы такие исключительные, сказано достаточно много. Настала пора разобраться с тем, почему мы такие отсталые.
А. ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ПРИЧИНЫ.
В советскую эпоху считалось глубоко ошибочным «выпячивать» климатические и географические особенности страны при изучении социально-экономических процессов. Было придумано специальное клеймо – «географический детерминизм» - для тех, кто имел смелость утверждать, что жизнь людей во многом предопределена окружающей их природой. В результате этого управление страной, не учитывавшее геоклиматические условия, привело к развалу страны и её экономики.
Природа, вне всякого сомнения, внесла огромный вклад в формирование более отсталого хозяйственного уклада русского человека. В первую очередь, речь идёт о климате.
1. Неблагоприятный климат.
По сравнению с большинством экономически развитых стран, Россия расположена далеко на севере. Россия и Канада – это самые северные государства мира, но при этом большинство канадцев живёт в самых южных районах страны, чего нельзя сказать о россиянах. Суровость нашего климата проявляется в следующем.
А). Россия – самая холодная страна мира. Среднегодовая температура в России – минус 5,5° (для сравнения, в Финляндии – плюс 1,5°).
Б). В России преобладает континентальный тип климата с очень долгими холодными зимами. Такой климат препятствует нормальному ведению сельского хозяйства. Период времени, пригодный для сева и уборки урожая, составляет у нас всего 4-6 месяцев (для сравнения – в Западной Европе 8-9 месяцев). Сибирь практически непригодна для земледелия. Длительная холодная зима очень мешает скотоводству, вызывая хроническую проблему нехватки кормов.
В). Плохие почвы не позволяют достичь высокой урожайности. В России встречаются два основных типа почв – преобладающие подзолистые почвы (в лесной зоне) и гораздо менее распространённый чернозём (в степной и лесостепной зонах). Если согласиться с мыслью о том, что цивилизация начинается лишь тогда, когда посеянное зерно воспроизводит себя по меньшей мере пятикратно (Р.Пайпс), то Россия с её очень низкой урожайностью (14 ц/га в конце 90-х годов, что означает в среднем 1:3, или «сам-третей») очень далека от цивилизованного мира. В исторической перспективе, России обычно хватало хлеба, но в стране очень редко были его излишки (а это важный источник экономического процветания).
Г). Самые обильные осадки выпадают в районах с самыми бедными почвами, причём ливни характерны в основном для второй половины лета (время уборки). Частые засухи весной и ранним летом (т.е. в период сева), ливни в уборочную, в сочетании с долгими зимами сводят к минимуму период, благоприятный для сева и уборки. Отсюда всем нам знакомый термин «битва за урожай».
Д). Холодный климат приводит к тому, что в России самое дорогое капитальное строительство по сравнению с любой страной мира (из-за необходимости фундаментов с подошвой ниже глубины промерзания, дополнительных расходов на крыши и стены из-за снеговой нагрузки, установки двойных рам, и т.д.) (А.П.Паршев).
2. «Неисчерпаемые» природные ресурсы.
Россия обладает богатейшим запасом практически всех необходимых стране природных ресурсов, особенно леса, газа и нефти. Однако это богатство не привело к экономическому процветанию страны, а скорее наоборот, стало тормозом, поскольку приучило население и власть к самому лёгкому способу получению валюты – продаже сырья без его глубокой переработки. В результате, Россия до сих пор рассматривается Западом в качестве потенциального сырьевого придатка. Но на самом деле, даже сырьевым придатком Россия стать не сможет, т.к. запасы нефти, газа и других ресурсов в последние годы резко истощились. «Неисчерпаемость» природных ресурсов постепенно становится мифом. А с учётом того, что Россия – самая холодная страна мира, экспорт невозобновляемых природных ресурсов вообще должен быть прекращён. В противном случае, мы рискуем заморозить наших внуков.
(подробнее об этом см: А.П.Паршев, ПОЧЕМУ РОССИЯ НЕ АМЕРИКА
http://rusidiot.boom.ru/big/par/cont.html )
3. Обречённость замерзающей экономики.
В конкурентной борьбе за инвестиции, если игра ведётся по правилам свободного мирового рынка, почти любое российское предприятие заведомо обречено на проигрыш («горькая теорема» А.П.Паршева). Объясняется это повышенными затратами на производство единицы продукции из-за неблагоприятных климатических условий. Наша промышленность не нужна никому в мире, кроме нас самих. Наша экономика несовместима с мировой экономикой. При существующих в России природных условиях, любой экономический результат даётся нам намного труднее, чем жителям других стран.
4. Огромная территория без естественных границ.
Россия – это государство с самой большой в мире площадью территории, по периметру которой отсутствуют горные массивы или крупные реки. Понятно, что такое государство очень уязвимо для обороны и нуждается в гораздо более многочисленной и дорогой армии. Большая протяжённость территории приводит также к трудностям в управлении страной, усугублённым разнообразием статусов субъектов федерации (края, области, республики). Большая концентрация власти, капитала и социально-экономической инфраструктуры в западных регионах страны обусловила проблемы обеспечения удалённых менее развитых северных, сибирских и дальневосточных регионов.
Б. ГОСУДАРСТВО – НАДЗИРАТЕЛЬ.
1. Худшие стартовые условия.
Одной из первопричин современных русских бед стал распад пранации славян в период между VI и VIII веками и вынужденное переселение восточных славян (пра- прапредков нынешних русских) из Центральной в Восточную Европу. Уже сам факт такого вынужденного переселения из территории нынешней Венгрии под натиском более агрессивных и сильных германских племён говорит о тогдашней слабости восточных славян. Но гораздо более важным для понимания причин нынешнего отставания России от Западной Европы является то, что области, где обосновались восточные славяне после эпохи переселения, из-за своих физико-географических и климатических особенностей являются мало пригодными для ведения устойчивого сельского хозяйства. «Стартовые условия» восточнославянских племён по сравнению с западно- и центрально-европейскими племенами в конце первого тысячелетия нашей эры были гораздо более худшими. Кроме суровых почвенно-климатических условий, жители Восточно-европейской равнины получили очень беспокойных соседей – непрерывно сменявших друг друга кочевых азиатских народов (гуннов, аваров, хазаров, печенегов, половцев, татар и др.).
2. Генетическое отсутствие культуры государственного порядка.
Легендарный рассказ одной из русских летописей о том, как попытки новгородцев организовать после изгнания варягов самостоятельную систему управления привели к жестоким междоусобицам и беспорядкам, после чего в 862 году последовало знаменитое призвание варяжских князей (Рюрика с братьями и дружиной), есть не что иное, как документальное подтверждение слабости формировавшейся нации и её неумения самостоятельно навести в стране порядок. «Земля наша велика и обильна, а наряда (порядка) в ней нет; да поидите княжити и володеть нами». Одна из причин русских бед – отсутствие традиции «государственного порядка», основанного не на силе, а на реальном самоуправлении граждан. Традиции самоуправления в стране никогда не были достаточно прочными и долговечными. Во всяком случае, государство в России не выросло из общества. По образному выражению Р.Пайпса, государство здесь скорее росло рядом с обществом и заглатывало его по кусочку. В результате «государственный порядок» ассоциируется проглоченным обществом в категориях силы, власти, армии, а не как разумно функционирующие законы и демократические институты.
3. Монголо-татарское «иго»?
Два столетия монголо-татарского ига отбросили Русь назад, из-за чего она до наших дней плетётся позади Западной Европы. Это гениальное по своей простоте и по своей абсурдности утверждение очень живуче. Монголы виноваты! Но ведь именно монголо-татарское нашествие ХIII-го века пробудило в качестве ответной реакции сильное русское национальное чувство. Раздробленная Русь нуждалась в сильном толчке для своего воссоединения, и она этот толчок получила. В историческом плане, контакты с азиатскими пришельцами ускорили становление русской государственности. Вопрос о задержке экономического развития Руси в XIII-XIV веках очень спорный, т.к. монголы никогда не препятствовали развитию экономики Руси и её торговле с Западной Европой (наоборот, они были очень заинтересованы в успехах русской экономики и торговли, которые гарантировали стабильную выплату дани). В числе негативных последствий «монголо-татарской» эпохи можно назвать извращение нравственности тогдашних московских правителей. Своим возвышением Москва во многом обязана широко практиковавшемуся тогда, выражаясь современным языком, коллаборационизму (сотрудничеству с врагом). Московский князь Иван Калита использовал ханское войско для разгрома восставшей Твери. Что сказали бы нынешние россияне, если бы Лужков пошёл на недовольных его московским правлением соседей с отрядом, скажем, Басаева? Русь унаследовала также от монголо-татар степную систему управления (хан ; царь, при этом само слово «царь» или «цесарь» появилось позже), основанную на крайней централизации власти, жестокой системе наказаний и полном отсутствии демократизма (народное вече после монголов больше не собиралось).
4. Отсутствие традиций частной собственности.
Начиная с периода колонизации русскими князьями Северо-восточной Руси и заканчивая последними территориальными приобретениями XIX века, Россия неизменно оставалась «вотчинным» государством. Ставшая во главе страны Московско-Владимирская княжеская династия («Рюриковичи») превратили Россию в огромное княжеское поместье. Слово «вотчина» происходит от слова «отец». «Вотчинное» государство являлось полной нераздельной собственностью «отца-государя». Колонизация новых земель и территориальный рост государства автоматически увеличивали собственность правящей фамилии, но не граждан. В отличие от Западной Европы, где политическая власть правителей чаще всего была отделена от «священного» права собственности подданных, в России царь всегда был одновременно и правителем, и собственником своей державы со всеми её ресурсами, населением и т.д. Всегда и везде в старой России деловые люди арендовали собственность (землю, лес, недра) у царя. Эта собственность могла быть отобрана в любой момент за малейшую провинность. Такое положение дел мешало развитию предпринимательской инициативы. «Прослойка» среднего класса (буржуазии) всегда была в России очень незначительной. А буржуазная Европа в это время не дремала...
5. «Крепостной» менталитет населения.
Сущность крепостного права, существовавшего в России с XVI века, сводилась и до сих пор продолжает сводиться к прикреплению сельскохозяйственного населения к княжеской, царской или государственной земле. Но крепостное право – это лишь составная часть всеохватывающей системы, направленной на прикрепление ВСЕГО населения к государству. Все сословия, все слои населения были рабами правителя. Прикрепление к своему господину ограничивало подвижность и активность населения, убивало дух предпринимательства, формировал «крепостную» психологию народа. В ХХ веке «реликтом» крепостной системы стали колхозы, в которые насильно загонялось население. Колхозникам долгое время не выдавались паспорта, и всё с той же целью – «прикрепить» их к земле. Одиозный институт прописки – другое звено крепостной системы, традиции которой существуют и сегодня. Модифицированный вариант прописки – регистрация. С одной стороны, прописка привязывает человека к какому-нибудь Анадырю, с другой стороны – не пускает его в Москву.
6. Отсутствие демократии при всех режимах.
Русь, Российская Империя, Советский Союз – как бы ни называлось наше государство до 1991 года, оно всегда характеризовалось своей недемократичностью. Менялись поколения людей, но власть всегда была в руках либо правящей династии, либо правящей компартии. В истории России существовал такой демократический элемент, как народное вече (ХI-XII вв.), но постоянно действующим органом государственного управления вече сделалось только в Новгороде и Пскове. В остальных областях вече обычно не вмешивалось в правление князя (за исключением решения вопросов о войне и мире и о замене самого князя). В XVI-XVII вв. иногда созывались Земские соборы, но большинство соборов носило лишь совещательный и осведомительный характер (в конечном счёте, все вопросы решались царём). До 1905 года население не имело даже теоретической возможности принимать участие в управлении государством посредством своих выборных, заседающих в парламенте. Государственные Думы 1906-1917 гг. не могли выражать подлинные интересы народа из-за недемократического избирательного законодательства. О том, как единогласно голосовали депутаты Советов всех уровней – от местного до Верховного в Советском Союзе, мы хорошо помним. За этим единогласием всегда торчали уши горячо любимой Коммунистической партии. Отсутствие демократии пагубно повлияло на российский народ, люди привыкли надеяться «на дядю», заглядывать власти в рот и не обижать её, кормилицу. Несмотря на многообразие современных демократических институтов, прогрессивные избирательные законы и т.д., народ остался в своей основной массе аполитичным и крайне терпеливым к нарушениям демократии.
7. Многовековая территориальная экспансия.
Вместо того, чтобы обустраивать свою территорию в границах Европейской России, наши предки отправились в поисках новых земель за Урал, а позже в Сибирь и на Дальний Восток. Колонизация в России – это результат вечной потребности в новых землях вместо бездумно истощённых полей. Этот экстенсивный путь развития нации поощрялся правительством, которое было заинтересовано в «выпуске пара» из раздираемой противоречиями и смутами западной части страны. Огромные площади новых земель ежегодно присоединялись, а противоречия в центре оставались нерешёнными. Часто колонизаторы, испортив новые земли, шли дальше и дальше. Такая политика не способствовала модернизации ни сельского хозяйства, ни промышленности. Одержимость территориальной экспансией имела очень важное последствие. Завоёванные или присоединённые бескровным путём новые земли впоследствии необходимо было удерживать. Для удержания большой территории нужна мощная армия и имперская психология, подразумевавшая неограниченную власть центра (Москвы) над присоединёнными регионами. Армия нуждалась в солдатах. Рекрутов для армии поставляли крестьяне. Для того, чтобы поставка рекрутов шла бесперебойно, крестьян прикрепили к земле. Таким образом, русский крестьянин штыком казака отодвинул границу России на восток для того, чтобы стать впоследствии крепостным.
В России, в отличии от многих других развитых стран, никогда не было своих колоний. Однако Сибирь и Дальний Восток сыграли в истории страны ту же роль, что и Конго для Бельгии или Алжир для Франции. Главным предназначением этих регионов всегда было сырьевое обеспечение центра. Говоря о том, что Запад разбогател во многом благодаря своим колониям, не надо забывать, что мы могли в принципе так же разбогатеть, с умом развивая Сибирь и Дальний Восток.
8. Отсутствие традиций преемственности.
Кёльнский собор сооружался более 600 лет (с 1248 по 1880 гг.). В наши дни он считается самым грандиозным готическим храмом в христианском мире. Можно ли представить себе подобные сроки строительства одного объекта в России? С древних лет до наших дней у нас сохранилась другая традиция – каждый новый князь, царь, генеральный секретарь, президент отменяет большинство начинаний предыдущего правителя и начинает собственное правление «с белого листа». Потому и не имеет большинство наших городов собственного лица, как не имеет большинство наших семей собственной «семейной» истории с многовековой преемственностью поколений. Даже после устранения КПСС с политической арены не хватило мудрости сохранить всё то лучшее, что было в Советском Союзе. Разрушить всё до основания, а затем строить новый мир с нуля – это наше кредо.
Всегда и везде существовало, правда, одно исключение. Неизменно, при любой власти, соблюдалась преемственность в усилении государства, интересы которого всегда были выше интересов отдельного человека.
9. Коллективистские традиции.
Крестьянские коммуны (мир) и рабочие кооперативы (артели) позволили русским выжить в суровых климатических условиях, помноженных на технологическую отсталость. Выжить, но не более того. При всех преимуществах коллективизма, он не даёт развернуться частной (особенно частнопредпринимательской) инициативе. Русский человек в толпе выжил, но, задавленный, стал хромать на обе ноги и поэтому отстал от западноевропейского индивидуалиста.
10. Коммунистические эксперименты.
Многие обвиняют Ленина и коммунистов в том, что в 1917 году они повернули Россию в тупиковое направление. Но лишь немногие обвиняют своих дедов и прадедов в том, что они позволили себя одурачить. А ведь переворот 1917 года («Великая Октябрьская социалистическая революция») трудно назвать случайностью. Огромная рыхлая крестьянская страна, казалось, ожидала именно того типа правления, который ей навязал Ленин и довёл до совершенства Сталин. Ностальгия по сильной руке (по кнуту?), легковерие, отсутствие демократических традиций и поголовное пьянство привели к тому, что народ отдал бразды правления большевикам.
Последствия октябрьского переворота и более чем 70-летнего доминирования КПСС на сегодняшнюю жизнь, кажется, мало осознаны большинством россиян. Между тем, ликвидация рыночной экономики, уничтожение малейших ростков частной собственности граждан, истребление в сталинские годы миллионов энергичных, предприимчивых и думающих людей - всё это и привело в конечном счёте к краху построенного на этих преступлениях Советского Союза. Коммунистическая идеология совершенно развратила большую часть населения страны, привыкшего надеяться «на дядю», который пусть кое-как, но решит насущные проблемы.
В принципе, тоталитаризм Советского Союза стал продолжением идеи «вотчинного государства». Разница лишь в том, что место царя и правящей царской семью заняла компартия. КПСС более 70 лет была истинным собственником и правителем страны. Слава КПСС!
11. Война 1941-1945 годов.
Эта война оставила неизгладимый след в истории народа. Многие нынешние беды обусловлены – прямо или косвенно – войной и её последствиями. Обусловлены настолько, что это вошло в привычку – при первой возможности сокрушаться: «Если бы не война...», «Если бы не Гитлер...». Однако последние исследования (В.Суворов и др.) показывают, что война СССР с Германией во многом стала следствием маниакального желания компартии СССР и лично И.Сталина распространить коммунистический опыт на всю Европу. Советский Союз готовился напасть на Германию для того, чтобы , разгромив её и «освободив» оккупированную Европу, насадить в ней свой порядок. К превентивному (и самоубийственному) нападению Гитлера не были готовы, потому что вовсю готовились напасть сами. В конце концов, Германия была закидана миллионами тел советских солдат. Мысль о том, что это сама любимая партия во главе с непогрешимым Сталиным втянула народ в кровавую бойню, редко кому приходила в голову. Гитлер – маньяк, тиран, изверг и т.д. А Сталин, мечтавший о коммунистической Франции? Если предельно заострить эту мысль, то её можно сформулировать так – советский народ, молчаливо терпевший «коммунизм», виновен в этой войне не меньше немецкого народа, терпевшего национал-социализм. Человек, потушивший пожар – герой. Но нередко тушит пожар, для того чтобы спастись, и тот, кто его вызвал (по недосмотру или по халатности).
(Окончание в комментариях).
Александр Мельник, 2009
Сертификат Поэзия.ру: серия 1029 № 75579 от 14.12.2009
0 | 2 | 2502 | 22.12.2024. 04:27:32
Произведение оценили (+): []
Произведение оценили (-): []
Александр,
Все это правда, что вы пишете. Но не вся правда. Всей правды никто не знает, кроме Всевышнего. Есть скрытые от наших глаз причины, а значит, в любом анализе должно быть сомнение, которое у вас не прозвучало.
Умнейший Тютчев был осторожней:
Умом Россию не понять;
Аршином общим не измерить;
У ней особенная стать:
В Россию можно только верить.
Эмигрантская лира редко может верить в Россию. Но Тютчеву это удалось, хотя он долгие годы прожил за границей.
По-вашему, главная причина в нас, т.е. в нашем сознании, но мы не изменимся, пока не проснемся. Помните молитву?
Господи, дай мне терпение принять то, что я не в силах изменить, дай мне силы изменить то, что возможно, и дай мне мудрость научиться отличать первое от второго.
Отдельному человеку редко удается изменить свое сознание по своей воле, а что говорить о целой нации? Сознание должно созреть, если оно развивается, и само изменится, как некогда изменилось мифологическое сознание на христианское. Чаадаев когда-то заметил, что Россия, как нация еще молода в сравнении с Европой. Но молодость – это недостаток, который быстро проходит, хотя в истории этот срок несоизмерим с отдельной человеческой жизнью. Пройдет век-другой и над многими нашими прогнозами посмеются.
Что касается терпения русского народа, которое вы называете “терпимостью к рабству”, замечу, что терпение проявляется не только в этом, но прежде всего в умении претерпевать страдания и лишения. В целом, терпение – это великое качество. На Востоке говорят: Терпение – красиво!
Насчет того, кто кого втянул в войну – вопрос спорный. История рассудит. Однако победили мы Германию, не потому что закидали трупами (хотя и это было). А благодаря колоссальному напряжению всех сил народа. И те причины, которые вы считаете негативными (огромная территория, суровый климат, терпение) очень пригодились в этой войне.
Ваш анализ оставляет мрачное впечатление, ибо вы не даете никакой перспективы, кроме призыва изменить самих себя. Но хорошо то, что вы еще раз обозначили причины наших бед. Изменение сознания как раз начинается с осознания, и ваша статья этому способствует. В этом ее польза.
С уважением,
ВС
Тема: Re: ПРИЧИНЫ РУССКИХ БЕД Александр Мельник
Автор Александр Мельник
Дата: 14-12-2009 | 12:12:45
В. АПАТИЧНОЕ ЗАТРАВЛЕННОЕ ОБЩЕСТВО.
1. Консервативная семья.
Традиционный в прошлом тип русской крестьянской семьи, отличавшийся патриархальностью и многочисленностью, с 1861 года (после официальной отмены крепостного права) стал постепенно распадаться. Однако тот тип семьи, который сложился к нашему времени, отличается не меньшей консервативностью. Как правило, такая семья поддерживает тот режим и то государственное устройство, при котором члены семья живут или жили в лучших материальных условиях (не особенно задумываясь о будущем своих же детей и внуков). Консервативная семья нейтрально относится к острым государственным проблемам, ограничиваясь «кухонным критиканством» и принципом «моя хата с краю». Крупные российские прогрессивные движения или объединения, возникшие на уровне объединения семей, практически неизвестны. Пожалуй, единственное исключение – молодёжные жилые комплексы (МЖК), появившиеся в СССР в конце 80-х годов с лёгкой руки властей, отчаявшихся решить жилищную проблему в стране.
2. Закостеневшее православие.
Ни одна ветвь христианства не относилась с таким равнодушием к проявлениям социальной и политической несправедливости, как православие. До переворота 1917 года православие в России прямо отождествлялось с государством. В советскую эпоху церковь постепенно стала служанкой государства, поддерживавшей любые начинания правящей компартии. Несомненно, православие оказывало большое позитивное воздействие на духовный климат в обществе. Но зададимся вопросом – не стало ли православие в конце концов одной из причин современных русских бед (прежде всего экономических)? Многовековая вражда с католичеством упрочила и без того «железную» стену между Россией и Западом. Невосприимчивость православия к переменам, консерватизм (непонятный большинству верующих церковнославянский язык чего стоит!), всё это в конечном счёте и породило его невероятную терпимость к несправедливости властей и к застою во всех сферах жизни общества.
3. Привычка к уравниловке.
Неблагоприятные природные условия в России препятствовали единоличному земледелию. В одиночку невозможно раскорчевать лес под пашню или бороться с засухой. Коллективный характер российского земледелия породил такую основную социальную единицу, как «община», или «мир». Даже структура многочисленной крестьянской семьи в древности была вызвана этим стремлением к коллективному решению бытовых проблем. В условиях сурового климата это было оправдано. Но большой недостаток общины заключался в том, что она не способствовала и даже препятствовала появлению энергичных и предприимчивых работников. Налоги в общине распределялись поровну. Трудолюбивые члены общины всегда были в ответе за налоги состоящих в ней лодырей и пьяниц. Фермер в общине появиться не мог даже в идеальных климатических условиях. Уравниловка душила инициативных и думающих людей. Столыпинская аграрная реформа 1905 года, позволившая энергичным крестьянам выходить из общины и создавать хутора, начала было разрушать этот дремучий хозяйственный уклад. Подъём русского сельского хозяйства в столыпинскую эпоху является неоспоримым фактом. Но вскоре большевики приступили к коллективизации. Колхозы окончательно добили тех, кто хотел работать и жить не так, как все (их называли индивидуалистами и кулаками). Постепенно уравниловка развратила людей и отучила их от естественного в любом обществе духа конкуренции и состязательности. Страна погрузилась в болото, одинаково тёплое (и вонючее) для всех его обитателей.
4. Низкий культурный уровень населения.
Парадоксальной чертой российского общества является огромная пропасть между многочисленными «взлётами» в области литературы, музыки, театра и т.д., и очень низким уровнем культуры огромной массы населения. Этот вопрос не принято обсуждать (как не принято плевать в колодец), но он реально существует и от его обсуждения никуда не деться. Культурный уровень среднего россиянина несоизмеримо ниже аналогичного показателя среднего европейца. Является ли это причиной наших нынешних бед? Безусловно. Ведь нехватка культуры проявляется не только в мате и плевках на улицах, но и в принятии чиновниками ошибочных управленческих решений, что в свою очередь увеличивает количество матерных откликов со стороны населения. Замкнутый цикл.
5. Пьянство.
«Руси есть веселие пити, не можем без этого быти» - эти известные слова, приписываемые князю Владимиру, говорят о предрасположенности русских к пьянству, с древности возведённой в ранг государственной политики. До XVI века, пока русские пили медовуху и фруктовое вино, пьянство было забавой, однако после того, как они научились искусству выгонки спирта, ситуация резко ухудшилась. Народ постепенно стал спиваться. Этому способствовали два основных обстоятельства. Первое – суровый климат, которому крепкие спиртные напитки соответствуют лучше, чем медовуха. Для выживания в таком климате нужно высококалорийное жирное питание, плохо влияющее на печень. Водка лучше уменьшает эту нагрузку на печень, расщепляя жиры. Второе – непрекращающиеся тяготы повседневной жизни, нищета, страх перед будущим, отсутствие собственности. Раб всегда более склонен к пьянству, чем его хозяин. В отличие от собственника, крепостному гораздо реже приходилось принимать решения, ясный рассудок ему ни к чему. Во все времена на Руси правительство, боявшееся бунтов, позволяло народу спиваться и поощряло пьянство. Народ с благодарностью покупал дешёвую водку и в результате пропил своё будущее.
6. Инертный национальный характер.
Пожалуй, самый больший вред российскому народу причинил его собственный рабский менталитет. За свою многовековую историю наше государство-надзиратель приучило народ верить в то, что о нём кто-то должен заботиться – царь-батюшка, помещик, командир, президент, директор, профсоюз и т.д. Именно эта терпимость народа к рабству (или, если кому-то не нравится это слово, к полной зависимости от кого-то вышестоящего) и позволила коммунистической партии более 70 лет осуществлять свои «высокогуманные» эксперименты. Постепенно эта терпимость к зависимому состоянию переросла в своеобразную рабскую покорность. Часто говорят о терпении русского народа как о чём-то положительном. Я предпочитаю называть эту черту национального характера «терпимостью к рабству». Следствием этой терпимости является потрясающая пассивность в вопросах самоуправления и самоорганизации. Зачем тратить время и силы на решение коллективных проблем, если кто-то «вышестоящий» решит эти проблемы (пусть даже криво и однобоко)? Русский человек всегда отличался смекалкой и работоспособностью во всём, что касалось его лично или его семьи, и крайней пассивностью или даже ленью во время каких-либо «кривых и однобоких» общественных дел. На «коммунистических субботниках» было много шума и гама, но толку от них всегда было меньше, чем от работы на приусадебных участках или дачах.
Очень важное следствие этой многовековой терпимости к рабству – склонность народа ко внезаконному решению текущих насущных проблем (попросту говоря – к воровству). «Воруют» - вот квинтэссенция российской истории (по Карамзину). На протяжении всей русской истории люди лишь потому и терпели свою зависимость от несправедливо устроенного государства, что они научились для своей выгоды использовать эту несправедливость. Знаменитую фразу «начальство делает вид, что платит, а мы делаем вид, что работаем» иностранец не поймёт, если ему предварительно не объяснить, что «мы делаем вид, что не воруем, а начальство делает вид, что не замечает воровства». Вороватое общество, избавившись в 1991 году от государства-надзирателя, построило новое вороватое государство.
Ещё одно следствие этой пресловутой терпимости к рабству – полнейшее отсутствие коллективного чувства вины за «перекошенные» исторические периоды. За репрессии 30-х годов должен отвечать Сталин, Берия, партия т т.д., а мы были маленькими винтиками. Но ведь молчали? Над брежневским маразмом мы потешались (на кухнях) ещё больше, чем остальной цивилизованный мир. Но на собраниях - молчали. На улицы с протестами – не выходили! И эта рабская, вороватая, инертная и запуганная психология русского народа – что это, как не главная причина всех нынешних проблем?
Г. СПЯЩИЙ РУССКИЙ ЧЕЛОВЕК.
Всё, что было сказано выше, в конечном счёте замыкается на самом русском человеке. Если мы – не амёбы, живущие вне социальных проблем, а мыслящие существа, то мы должны признать, что это именно МЫ являемся основной причиной наших бед. МЫ, а не власть, коммунисты, демократы, война, немцы, монголо-татары и т.д. Если основная причина – вне нас, то мы не можем называть себя великой нацией, так как мы не в состоянии управлять причинами наших бед, то есть мы – пешки в руках высших внешних сил. Если же основная причина – в нас, то наши беды не прекратятся, пока мы не изменимся. Но мы не изменимся, пока не проснёмся.
Бельгия. 2002 год.