Собор Василия Блаженного*

Дата: 09-09-2009 | 09:59:56

Дворец великолепный и надменный,
Творенье несравненных мастеров,
Стоял собор, безмолвный и блаженный,
Набросив златотканый свой покров. 

Стоял он величаво, гордо, пышно;
Неодолимо в сказку он манил -
И мне, будто во сне, вдруг стало слышно,
Как колокольчик в сердце зазвонил.

В который раз звонит он лет уж триста?
Не сосчитать бесчисленных звонков!
Казалась эта роспись чудом кисти,
Автографом, дошедшим из веков.

И красоты нездешней отраженью
Я подивился, трепет не тая,
И я не знаю, кто же был блаженней
В тот миг связующий - собор иль я?

И, заглядевшись на чуднЫе фрески,
Я забывал, поверив в чудеса,
Что гениальным мастерам в отместку,
Царь, по преданью, выколол глаза. 

Стоял собор, безмолвный и блаженный,
И захотелось, глядя в небеса,
Построить храм в душе своей - нетленный, 
Покуда смерть не выклюет глаза.

* По этому стихотворению детей учат... русской истории, исключая, впрочем, из него последние две строфы. Чего только не узнаешь о себе нового из Интернета!:) http://www.openclass.ru/lessons/48041

ВИДЕО




Александр Карпенко, 2009

Сертификат Поэзия.ру: серия 791 № 72487 от 09.09.2009

0 | 1 | 5938 | 23.11.2024. 16:16:52

Произведение оценили (+): []

Произведение оценили (-): []


Уважаемй г-н Карпенко. Позвольте несколько субъективных соображений. Ничего личного, упаси Боже…

Дворец великолепный…
Совершенно истертое определение. По сути ничего не говорит читателю. Сколько не говори халва, халва – во рту слаще не станет.

и надменный
Вот уж чего-чего, а надменности в этом сооружении никак не замечал.
Конечно, если для рифмы: надменный – блаженный…

Стоял собор
Отчего же в прошедшем времени? Стоит – звучало бы основательней, державней!
( «Москва – звонят колокола!..») Тоже – песня.

блаженный
В каком значении слова? Если в церковном, что здесь сразу напрашивается, то явно неуклюже переносить этот термин с Василия Блаженного (юродивого), на храм, его именем в народе прозванный. А если в смысле – прекрасный, то не слишком ли витиевато, да и говорилось это уже («великолепный»). Зачем в одной строфе-то дважды восхищаться.

Стоял он величаво, гордо, пышно
Снова – «стоял». И стоит уже не триста, как тут ниже говорится, а более четырех с половиной столетий. Это если – о храме, а если о продолжительности звона колокольчика в сердце автора, то поздравляю, Вы, должно быть, из клана Маклаудов.

И мне, будто во сне, вдруг стало слышно
И "мнебудто" – что-то с ритмом не того… Но это так, по ходу.

И я не знаю, кто же был блаженней
В тот миг связующий - собор иль я?

В отношении собора – все-таки воспринимается как некий надуманный антропоморфизм.

И, заглядевшись на чуднЫе фрески
А что, разве снаружи храм украшен именно фресками, или взгляд переносится внутрь?

Что гениальным мастерам в отместку,
Царь, по преданью, выколол глаза...

Ну, это не факт, а страшная легенда, скорее всего, т.к. слепой Постник не мог бы позднее строить Казанский кремль. Но допустим. Но ведь царь ослепил мастеров вовсе не в отместку (подумайте – при чем тут месть?), а, согласно легенде, чтобы они не смогли больше построить подобного храма. Вот и получается – все ради рифмы (фрески – в отместку)?

Покуда смерть не выклюет глаза...
Концовка несколько притянута (смерть с клювом?) и подозрительна по ассоциации с детскими стишками:
Похвалялася коза: всем вам выколю глаза.
С уважением,
А.К.