Аничков мост (6)

Дата: 16-10-2008 | 00:23:48

...Цуг на дыбы! Которую поём
Ищи – звездой над скорбным мирозданьем.

XLI
В туманностях, на спинах Гончих Псов,
Во мгле ночной; в глуши былых преданий,
Которым несть ни счёту, ни названий;
Над хором безутешных голосов,
Наполнивших литературный Невский.
Журнальный завсегдатай Данилевский,
Курьер из Севастополя Толстой
И Карамзин плетут сорокоусты:
«Впусти, Святой Апостол, на постой
Звезду новопреставленной Августы


XLII
(Елисаветы, Анны) и грехи
Прости ея…»
– Молитвы безыскусны,
Финалы фолиантов полупусты,
Несчастны, но как конница лихи.
Несчастен Кавалер Прекрасной Дамы.
Железный век лишился амальгамы.
Едва найдётся книжных корешков,
Пропитанных французскими духами.
Хотя, позволь. Позволь! Олег Горшков
Пленит сердца приятными стихами.

XLIII
Вкусивший песен тех блажен и есть,
Творивший их обласкан небесами!
Мы широко раскрытыми глазами
Узрели полушаг и полужест,
Запруженную людом мостовую
И вздыбленную лошадь уносную,
И в небе над Невой крылатый бриг.
Смешались в гамму города большого
Басов многоголосье, меццо крик,
Трезвон церквей и трель городового.

XLIV
Отхлынуло веселье. Свет, ворча,
Сполз в каземат молчанья гробового.
Из дому Белосельской родового
Позвали англичанина-врача.
Но где же ты, мой друг? Пора в дорогу.
Тут что-то несусветное, ей-богу,
Произошло: пред публикой представ
Блистает лаком зимняя карета,
И та, чьё имя стыло на устах –
В объятиях коллежского корнета…

XLV
Упасена. Чужда, отрешена.
Излюбленная Грация Гарнета.
Оброненная барышней монета
В извилистой волне отражена.
Дан занавес, расходятся кумиры,
Дождь тарабанит вешние клавиры;
Нашпиливая серенький сатин,
Сшивает град февральские останки;
Негромкий всплеск – потерянный сантим
Достался распелёнатой Фонтанке.

XLVI
Довольно изгибаться, точно мост
Коллежско-регистраторской осанки.
– Да кто ж она?! – Рязанки ли, рижанки
На Невском нет, на свете, в сонме звёзд,
Читатель мой, смешной innamorato1.
На Робеспьера мне, вам на Марата.
Здесь разминёмся. Пшёл! Избави, сгинь,
Любитель сцен батальных и фатальных,
Спаситель разнесчастных героинь
Романчиков до слёз сентиментальных!

XLVII
Я много ль слышал сам о ней? Одна
Скупая тень пейзажей идеальных,
Тон в толще описательств, столь детальных,
Что мнится впечатленье полотна.
«В трёх деревах плутал!» – Вы, сударь, правы.
Но суть дана, датированы главы,
Прошита и окончена тетрадь,
И нет нужды, чтоб вписывать и править –
Ни пришлых отступлений не убрать,
Ни полштриха к портрету не прибавить.

XLVIII
Прощай, прощай, коллежский камер-паж!
Ну что за вещь причудливая – память.
    Январь, Петрополь, мост, мороз и заметь,
И чёртов новомодный экипаж
Французского виконта д’Аршиака.
Торопится подвыпивший гуляка,
Укутав в плащ барантовский ларец
С дуэльной парой, к даче Комендантской!

    Прощай, новопреставленный творец
«Езерского» и «Дочки капитанской».



    к о н е ц



__________________
1Любовник (итал.)

Поздравляю с ювелирным окончанием этого циклопического труда.
С уважением
Владимир Ершов

"И умертвил клаксонов унисон,
но воскресил неслыханные звуки..."
Поэты заложили стрелы в луки,
чтоб автору устроить лёгкий гон,
который любят стихотворцы ПРУси.
;)
Степенные идут поэто-гуси,
словес отыскивая колос золотой.
Оставив в стороне сорокоусты,
на "Аничков" взобрались всей ордой,
проглатывая классику со вкусом.
:)
Саша!
Прочла ВСЁ!
Либретто очень кстати.
Однако без брака словесная вязь!
Творческих удач!
Лариса.

Тема: Re: Аничков мост (6) Александр Питиримов

Автор Ася Сапир

Дата: 16-10-2008 | 16:48:54

Александр!
Обратила внимание на поэму раньше, но ждала продолжения и окончания, чтобы увидеть замысел в целом.
Во-первых, похдравляю с окончанием большого труда - возрождением лирической поэмы, написанной октавами. Вы показали возможности классики в передаче чувств и мыслей нашего современника.
Во-вторых, Вы заставили по-новому посмотреть на Петербург и одну из главных его достопримечательностей - Аничков мост. Я по-новому увидела эпоху и её символы.
В-третьих, Вы помогли о многом и о многих вспомнить не только потому, что в Вашей поэме много героев (как в "Поэме без героя" А.Ахматовой), каждый из которых интересен : и вымышленные, и реальные герои, и люди, и вещи, и сооружения, и настроения, и погода - словом, всё, что создаёт атмосферу города.
Вы назвали поэму, как Г.Гейне свою, - "Зимняя сказка". У Вас тоже явь перемежается с вымыслом, реальность с фантастикой.
Я увлеклась поэмой : интересным замыслом, искусным воплощением, динамикой развития сюжета, словесным мастерством.
Воплотить такой замысел можно только соизмеримым с ним талантом,
перед которым преклоняюсь
А.М.С.

БЛЕСТЯЩЕ...

Саша, мой поклон! ОЧЕНЬ МОЩНО!!! Горжусь Вами. Искренне, Ваша я

Саша, перечёл с первой цифры по шестую, Вы молодец!
Возвращаюсь к своему комментарию под первой цифрой, но уже без улыбки.
Даже если алмаз сюжета того не стоил, филигранность обработки сделала его бриллиантом.
Надеюсь увидеть эту вещь в избранном.

С уважением.

Саша, все на уровне. Это свой жанр - исторический с проекцией на современность. Много всего прошло, прокатилось, проскакало. Особенно незабываемой осталась глава о Петербурге. А что-то забылось и требует цельного прочтения. Но главное такой большой творческий труд завершен. Я знаю это чувство: смесь внутреннего торжества и недовольства собой, заполненности души этим цельным и огромным и в то же время пустотой, как чем-то материальным. Так что заполняйте ее, душу, новыми стихами, ведь за это время столько всего подступило, что не заговорить словами разной лирики просто невозможно. И все-таки одно замечание я сделаю: Олег Горшков, которого я как поэта почитаю, сюда попал случайно. Не могу принять, даже если это однофамилец. Надеюсь, я не испортил праздника, к которому присоединяюсь с рюмашкой и огурцом.

Ваш Геннадий

Саша, ты войдёшь в историю русской поэзии как создатель ценнейшего художественного рассказа в стихах (редкий жанр) о пушкинской эпохе.
Твой "Аничков мост" действительно интереснейший исторический экскурс с ремарками и замечательными лирическими отступлениями. Это поразительно и чудно...

Твой ЛМ

Александр.
Прочёл несколько раз с огромным удовольствием. Таким знанием языка и снайперским употреблением архаизмов может похватать далеко не каждый ныне пишущий. Сюжетная вязь несколько запутанная, но в конце концов - безупречная, хорошо, что Алёна не постеснялась потребовать либретто.
Упоминание имени Горшкова мне тоже показалось не очень уместным, но кто знает, может быть лет через двести это будет звучать как "старик Державин нас приметил..."(?)
Есть, правда, один неясный момент - В названии моста и расположенного рядом дворца старые петербуржцы делают ударение на "И", хотя есть разные версии происхождения этого названия, однако, мне больше нравится называть их по фамилии, якобы, бывшего владельца дворца некоего дворянина АнИчкова.
Поэтому мой слух это немного шкребёт. Что Вы думаете по этому поводу?

С уважением.
ИГОРЬ.