«Николай Иванович» (Наброски к фильму)

Для начала напомню, что «Николай Иванович» – центральный персонаж моего рассказа «Две недели в раю», действие которого происходит в Коктебеле в сентябре 2004 года во время очередного Волошинского фестиваля.
Рассказ вошел в состав моей книжки «Сюрлиризм».
Авторские права - © 2005.
За этот рассказ я был удостоен звания лауреата Волошинского конкурса 2005 года.

А теперь вернемся в год 2007-й. Все тот же Коктебель, все тот же сентябрь, пятый Волошинский фестиваль.
Собрал он народу значительно больше обычного, и возможностей для общения предоставил вдоволь. Ими я пользовался от души. Всех разговоров, объятий и поцелуев (дружеских) не перечесть.
Но хочу сосредоточиться на такой компоненте – VIP-дамах.
Поймите меня правильно: все дамы есть VIP по определению. В неформально-душевном формате. Но есть и такие, кто - в силу своего положения и статуса - являются VIP-дамами в полном смысле этого понятия.
Таких в Коктебеле было три. И со всеми тремя я общался.

Ольга Юрьевна, с которой мы давно симпатизируем друг другу, при встрече ласково пожимала мне руку, торопливо молвила: – «Голубчик, всегда Вас люблю, всегда помню» – и убегала.

С Ириной Николаевной мы вели долгий, якобы деловой разговор, надувая щеки и обоюдно стараясь произвести внушительное впечатление. По моему мне удалось это лучше.

Светлана Владимировна, будучи председателем жюри, когда-то о рассказе «Две недели в раю» отозвалась так: «Хороший рассказ, но не вполне канонический». Я ей напомнил об этом. И она при прощальном разговоре сказала: «Перечитала рассказ, очень понравился. И потом у Вас так все подробно и тезисно выписано, что это готовая заявка на киносценарий. Подумайте, займитесь этим».
(Правда, после этого она добавила фразу, которую я на всякий случай не привожу. Не по причине ненормативности, упаси Бог! Просто ее содержание сразу вызвало легкое недоумение – тот ли рассказ она читала. Но, в конце концов, обращалась она ко мне. Значит, отбросим все сомнения).

Собственно, я всегда об этом думал. Еще Андрей Коровин в свое время высказывал подобные идеи. Но разговор со Светланой Владимировной стал последним толчком, и я начал думать более конкретно.

(За толкованием всех упоминаемых далее реалий отсылаю к тексту рассказа).

И вот что надумал – фильм надо делать. Достаточно оперативно по многим причинам.
Для этого нужно собрать команду.

1. Режиссер.
По поводу режиссера идеи самые общие. Молодой, амбициозный, со свежими идеями, но и хорошей школой. Может, кого-то из модных клипмейкеров удастся соблазнить. Думать, искать.

2. Исполнители.
Раньше на роль Николая Ивановича у меня была стопроцентная кандидатура. Валерий Золотухин, Бумбараш наш. Но теперь он изболелся, крепко постарел, личная трагедия. Уже не пойдет.
Нужен актер помоложе, лет сорока и с неограниченными возможностями.
Миронов? Галкин? Кто еще?
Теплилась тщеславная надежда, что лирического героя я и сам потяну. Конечно, если решать операторски, на крупных планах, меньше рот открывать. Нет, не пойдет. По тем же причинам – постарел, поболел. Да и непрофессионализм неизбежно вылезет.
Может, здесь Галибин будет в точку? Хотя уже заигран.
Не исключено, что целесообразно будет ввести и главный женский образ. Воспоминание Н. И. и муза Лирического героя – в одном флаконе. Ну, с актрисой здесь проще, многого от нее не потребуется. (Эх, была бы помоложе Маргарита Борисовна!).

3. Сценарист.
Отсюда вывод: без грамотного сценариста не обойтись. Диалоги там расписать, сюжетные линии разлинеить. В соавторстве со мной, разумеется.

4. Оператор.
Варианты съемки: видео или на пленку. Или комбинация. Может быть. Это уже вытекает из общей стилистики.

5. Композитор.
Чуть не забыл. Композитор нужен. А может вдобавок и песнями оснастить. На стихи Ирины Александровны, к примеру. Хорошо бы.

6. Прочие.
Ну, директор, помощники, ассистенты, рабочие. Каскадеры (?).

Всех вместе работников (творческих и вспомогательных) – до 20 человек.

Самое главное.
Деньги. Деньги будут (см. следующий рассказ «Про ВМ и ВВ»). Правда, серьезные деньги – только к концу 2008-го. До тех пор придется перебиваться.

Съемочный период.
Очень хорошо бы (сколотив труппу в первой половине следующего года) снять крымскую натуру непосредственно во время волошинского фестиваля. И по сюжету, и впрок.
Виды: Карадаг, Дом Волошина, могила, Хамелеон, набережная, старый и новый Коктебель, «Богемы», нудпляж, разные колориты и т. д., и т. п.
Самых знаковых личностей: Коровин, Наталья Михайловна, Минаков, кто там еще приедет, поэтесс из молодых посмазливей. И «Джаз» присоединить. Снимать будет что.

Почему в 2008-м? Нужно спешить. Кто знает, что станется вскоре с Коктебелем, Черным морем, нами с вами… Сколько еще танкеров перевернется, сколько нефти, мазута и серы вытечет…

Северные пейзажи можно отснять и позднее. Игровые эпизоды тоже.

Теперь общая концепция.
Эстетика смешанная. Возможно, нарочито эклектичная. Резкие перепады от элегичности до истеричности. То сгущающаяся, то разрежающаяся мистика.
Эксперименты с цветом. Черно-белый, размытый фон воспоминаний. Крикливая цветастость современного курорта.

Север отчетливый и одновременно нереальный. Ядерный гриб на горизонте и одинокая фигурка демобилизованного матросика.
Архангельск. Музей народной архитектуры. Панорамы гавани. Пригородные деревеньки. Туристский автобус. Сменяющие друг друга полуразвалившиеся деревянные церквушки. Туристы, разбегающиеся по деревенским домишкам. Старики, снимающие с печи расписные и аляповатые каргопольские игрушки (перебивкой одна из них среди разномастного товара Николая Ивановича).
Каргополь. Местный «аэропорт». Самолетик, который запирают на висячий замок. Шест, прикрепленный к хвосту, по расстоянию которого до земли определяют загрузку самолета.
Озеро Лача. Бескрайняя и спокойная водная гладь.

Ночные видения. Белые. Помесь условных теней и реальных конкретных лиц.

Время воспоминаний растянутое, тягучее. Современность – нервная, дерганная.

Судорожное мельтешение толпы на набережной сменяется долгими неспешными разговорами и рассказами главных героев. Крупные планы. Глаза в глаза. На круговом и кружащемся фоне окрестных монолитов. Стихи с фестиваля. Неизменный профиль Волошина.

«Наши» в Коктебеле. Типы. Среди художников, целителей. Хозяев ишачка.

Финал: трогающаяся маршрутка и удаляющийся силуэт матросика. Совмещение. Совпадение. Аннигиляция. Но это виднее режиссеру и сценаристу.

Сроки производства.
2008 – 2009 годы. По обстоятельствам.

Демонстрация.
За Каннами сразу гнаться не будем. Прокатаем по фестивалям второго ряда: Венеция там, Берлин.
Но есть вариант (и в случае затягивания процесса тоже) придержать для проекта «Май-2011» (см. «Про ВМ и ВВ»).

Вот такие вкратце соображения и наметки. Если кто что посоветует, буду рад.

И в заключение.
Имя Николая Ивановича становится нарицательным, что не может не радовать.
В своих стихах его упоминали и А. Кабанов и А. Коровин, а, может, еще кто-то.
Я на монополию не претендую. Хотелось бы только, чтобы, несмотря на возможную случайность совпадений, этот персонаж всюду выглядел не менее значительно и трагично, чем в моем рассказе.
Хотя бы в первые годы. А время для анекдотов в духе Василия Ивановича еще придет.




Владимир Гутковский, 2007

Сертификат Поэзия.ру: серия 530 № 57110 от 23.11.2007

0 | 5 | 2419 | 23.04.2024. 23:00:23

Произведение оценили (+): []

Произведение оценили (-): []


Ну, что... Как всегда гутковская специфика на лице: не поймёшь, где юмор, где элегия. Этакое перетекание. Есть смысловые повторения. Но в общем - годится. Хоть ни разу не пребывала, предлагаю себя на любую роль, вплоть до удаляющейся фигурки...:)

Володя, где достать билет на премьеру?
Ты уж замолви за меня словечко... кассиру, что ли.
:))

Володя, я текст скопировал и после обеда изучу тщательнейшим образом :о))) Ты уже совсем к нам вернулся, или предстоит реабилитационный период? От санатория ни в коем случае не отказывайся - это надо пройти! Обнимаю, Алексей.

Шоб ты, Володя, был здоров! А моя физиономия (см. мою страницу) может пригодиться в фильме для иллюстрации счастливого детства, пардон, действа?

Ну вот и дошла сюда. И не прогадала! Помните, у Ардова в "Большой Ордынке" "он умер и не прогадал"!:) Не подумайте чего (от смеха чуть не), и к тому, что всё должно быть вовремя. Наши болезни - мы этого не осознаём, - тоже вовремя. Женские роли Вам удаются. То есть... ну Вы поняли. До сих пор не знаю, кто такое VIP. Но фантасмагория удалась. Попробовалась бы на каскадёра, напиши Вы этот сценарий лет пятнадцать назад. Есть знакомый режиссёр (другом из опаски не назову)... а то тут прочла в салоне "мой друг-священник" - у меня чуть шов не разошёлся. Там же богатейший материал: и "диалоги расписаны, и сюжеты разлинеены". С аннигиляцией не переборщите! Здоровья!!! И до встречи!
PS. Не Вам одному претендовать на монополию, ума не приложу, как это сделать поделикатнее:(...