Два сонета "К Сократу"

CОНЕТ К СОКРАТУ

Воскресни, о божественный Сократ!
Прости сей мир за горькую цикуту.
Кто гасит мысль, тот получает смуту,
И как теперь остановить разлад?

Сверх меры век идеями богат,
Но каждой нам хватает на минуту.
Власть над умами мы вверяем плуту
И плута выбираем наугад.

Любовь сочли стремлением напрасным.
Мы не умеем порождать в прекрасном.
Мы замутили древние ключи.

Наш мир в безумной дерзости неистов,
Избавь нас от ликующих софистов,
Высокому искусству научи!




СОНЕТ СОКРАТА

Не зря почтен был жертвою Асклепий,
Я призван был гармонией небес,
Покинув чернь, для света я воскрес,
Для бытия иных великолепий.

Ваш мир шатает без духовных крепей,
Хотя в быту – засилие чудес.
И не на благо олухам прогресс,
Чем просвещенней время, тем нелепей.

Вы жаждете явленья новых Слов?
Мой демон не наставник для ослов,
Мечтающих самих себя познать.

Но все мои заветы на виду:
Вверяйте думы вечному суду.
Я дал вам всё, что был способен дать.













***

Всё так, Вячеслав, всё так, но уж давно пора, мне кажется, посмотреть на Сократа не столь хрестоматийно. А заодно - и на софистов.
Упрёки и издевки сократиков, адресованные софистам, выглядят как-то уж очень по-советски. - Лучше быть бедным библиотекарем, учителем, смотрителем музея и т.д., но быть честным и принципиальным, а, главное, глубоко духовным. Не задумывались ли Вы над тем, почему Сократу и Платону так везло в советской историко-философской традиции, несмотря на то, что были они в духе той классификации именованы объективными идеалистами? - Их установка на недосягаемость общих идей накладывалась на ход истории, инициированный большевистской историко-социальной доктриной, даже Маркса успевшей исказить с его идеей коммунизма. Хорошо управлять людьми, и без того живущими исключительно духом святым, внушая им недосягамые идеалы и поощряя их покорность. Сравните чеховскую реплику из "Рассказа неизвестного человека" и монолог Павки Корчагина, начинающиеся с одних и тех же слов -"Жизнь дается человеку один раз..." - и, как сейчас принято говорить, - почувствуйте разницу. Ригоризм и панлогизм, исключающие стихию природы из сократовской метафизической позиции, слишком адекватно отразились и на тоталитарной по сути основе платоновского "Государства".
Давний спор о мудрости ради мудрости или ради пользы так с тех пор и не разрешился. А между тем, софисты, например, в спорах о смысле гимнасических искусств выступали не за занятия спортом ради рекордов, к чему призывали Сократ и его ученики, а - ради пользы человека. Но это так, к слову...
Мне кажется, что ненавистью сократиков к софистам управляли совсем иные вещи, нежели чисто греческий взгляд на преимущественность теоретического над практическим. Чрезмерная увлеченность метафизическим делает мыслителя нетерпимым к иным, не укладывающимся в схемы его построений взглядам. Донос Платона на Демокрита - явление ничем не менее уродливое, чем донос Анита, Мелета и Ликона на Сократа. Слишком велик соблазн метафизика быть правым. Что же говорить о тех, кто свято уверен в непоколебимости и неизменности общих идей, тем паче, что именно эта неизменность и становится критерием их истинности. Можно по пятнадцать лет не жить в стране и, вернувшись, в одночасье оседлать её накопившуюся социальную активность, придав ей совсем другое направление только лишь исходя из своей метафизической правоты. Заодно и от идейных конкурентов легче избавиться.
Выглядит несколько спорной и строчка "покинув чернь, для света я воскрес". Ведь обращенные к Критону и сохраненные Ксенофонтом слова Сократа, пожелавшего отдать Асклепию петуха - имеют иной смысл. О черни там и речи не идёт.
Не гневитесь, если разглядите в моих заметках того, чего в них нет.
С добрыми пожеланиями,
Игорь.