Судьба Мандельштама (венок сонетов)

Дата: 01-11-2007 | 09:04:40

1

Пришел поэт, и встрепенулся мир –
Какую тяжесть водрузит на плечи?
Кто будет он – изгой или кумир?
Что ждет его – разлуки или встречи?

На дрожках жизни – новый пассажир.
Какой печатью будет он отмечен?
Падет ли темь, иль возгорятся свечи?
Как прозвучит задуманный клавир?

«Мне стало страшно жизнь отжить –
И с дерева, как лист, отпрянуть
И ничего не полюбить,
И безымянным камнем кануть».*

С самим собой поэт порой в разладе –
Автографы разбросаны в тетради.

--------------------------------------------------
*«Мне стало страшно жизнь отжить…», 1910

2

Автографы разбросаны в тетради,
Всевышний явно отпустил талант –
На сцену в поэтическом наряде
Взошел без режиссера юный гранд.

Где ж режиссер? Скажите, Бога ради!
Над зыбкой рампой высится Атлант.
«Один, как прежде», кто его гарант?
Какое назначенье в ценном кладе?

«Как облаком сердце одето
И камнем прикинулась плоть,
Пока назначенье поэта
Ему не откроет Господь…» *

Пока не прозвучит на весь эфир
Могучий голос, ниспосланье лир.

------------------------------------------
* «Как облаком сердце одето…»,1910

3

Могучий голос, ниспосланье лир,
В такой ранимой, тонкой оболочке
Под острыми ударами рапир,
Не знающих пощады и отсрочки.

И этот затянувшийся турнир,
Где щит один – мятущиеся строчки,
И сердце, доведенное до точки,
И надвое разбит ориентир.

«Я счастлив жестокой обидою,
И в жизни, похожей на сон,
Я каждому тайно завидую
И в каждого тайно влюблен». *

Опять поэт в раздвоенной тираде
Явил себя блистательной плеяде.

-----------------------------------------
* «Из омута злого и вязкого…», 1910

4

Явил себя блистательной плеяде
Поэтов, музыкантов, мудрецов,
А также затаившихся в засаде
Презренных негодяев-подлецов.

Земле, что в упоительной прохладе
Когда-то породила праотцов,
Которую навек любить готов
Заблудшей одиночкой в общем стаде.

«Я от жизни смертельно устал,
Ничего от нее не приемлю.
Но люблю мою бедную землю
Оттого, что иной не видал».*

Художник на земле богат и сир,
Талант поэта – чуткий балансир.

----------------------------------------------
* «Только детские книги читать…», 1908

5

Талант поэта – чуткий балансир.
Надеть вериги? Царственную тогу?
Попасть на званый королевский пир
Или продолжить нищего дорогу?

Придти с сумой в заброшенный трактир?
В старинном замке выпить с лордом грогу?
Казалось бы, свободен – слава Богу!
Да жаль, свобода – слабый капонир!

« Я так же беден, как природа,
И так же прост, как небеса,
И призрачна моя свобода,
Как птиц полночных голоса».*

Где б ни было – в селе, столичном граде,
Искусство не нуждается в награде.

---------------------------------------------------
* «Слух чуткий парус напрягает…», 1910

6

Искусство не нуждается в награде,
Ему наградой служат небеса.
В серебряном и золотом окладе
Глядят стихов печальные глаза.

В колючкой замороженной ограде
Запретной зоной стынет полоса,
Где замирают мысль и голоса,
Где вышки часовых, как на параде.

«Как кони медленно ступают,
Как мало в фонарях огня!
Чужие люди, верно, знают,
Куда везут они меня».*

И кончат путь отнюдь не в райском саде,
Москва и Чердынь – жизнь опять в догляде.

-------------------------------------------------
* «Как кони медленно ступают…», 1911

7

Москва и Чердынь – жизнь опять в догляде,
Повсюду ощущаешь цепкий взгляд.
И нет, увы, пока противоядий –
Растет, бурлит доносов водопад.

Как хочется забыться в этом аде,
И время повернуть чуть-чуть назад,
Как бдительно они за ним следят,
Глаза конвойных – слева, справа, сзади.

«Так я плыл по реке с занавеской в окне,
С занавеской в окне, с головою в огне.
А со мною жена пять ночей не спала,
Пять ночей не спала, трех конвойных везла».*

Взирает сверху мрачный Альтаир,
Уймется ли всевидящий вампир?

-------------------
* «Кама», 1935

8

Уймется ли всевидящий вампир?
От этих глаз ничто не может скрыться.
Над всей страной усатый конвоир –
В решетках и деревня, и столица.

И липкий страх из всех дверей, квартир,
Что долго над державой будет виться.
О, эти перепуганные лица,
На всех нацелен подлости визир.

«Мы живем, под собою не чуя страны,
Наши речи за десять шагов не слышны,
А где хватит на полразговорца,
Там припомнят кремлевского горца».*

Какая вновь привяжется напасть,
Что уготовит для поэта власть?

------------------------------------------------------
* «Мы живем, под собою не чуя страны…», 1933

9

Что уготовит для поэта власть?
Есть варианты в жутком арсенале:
«Загнуться» в ссылке, в Колыме пропасть,
«Отдать концы» на Беломорканале,

От истощенья замертво упасть,
В конце ли срока, или же в начале,
На дальних рудниках, лесоповале –
Кому какая подвернется масть.

«Куда мне деться в этом январе?
Открытый город сумасбродно цепок…
От замкнутых я, что ли пьян дверей? –
И хочется мычать от всех замков и скрепок».*

И пусть поэтом много пережито,
Его досье пока еще открыто.

-------------------------------------------------
* «Куда мне деться в этом январе?..», 1937

10

Его досье пока еще открыто,
Ведь действует команда: «Сохранить!» -
До времени. Клевреты деловито
Везут в Воронеж – здесь придется жить…

Наветы, донесенья – все подшито,
Вновь стукачей навязчивая прыть.
Поэта Мандельштама позабыть!
Зловонной грязью творчество облито.

«А я за ними ахаю, крича
В какой-то мерзкий деревянный короб:
- Читателя! Советчика! Врача!
На лестнице колючей разговора б!»*

Что ж, утолит его к общенью страсть
Ночных дозоров гибельная пасть.

-------------------------------------------------
* «Куда мне деться в этом январе?..», 1937

11

Ночных допросов гибельная пасть,
Набор чекистов самых разных званий,
Неправедная следственная часть,
Решения особых совещаний.

Здесь могут все – судьбу твою украсть,
Создать маршрут страдальческих скитаний,
И разума лишить, воспоминаний,
И сбросить в яму, ухватясь за пясть.

«Флейты свищут, клевещут и злятся,
Что беда на твоем ободу
Черно-красном – и некому взяться
За тебя, чтоб поправить беду».*

…Здесь лагерь. Урки. Чифиря пол-литра.
И вшивых нар убогая палитра.

---------------------
* «Кувшин», 1937

12

И вшивых нар убогая палитра,
Вонючая баланда на обед,
И «кумовья», расставленные хитро,
И «шмон», и часового силуэт.

Здесь музыканту ночью снится цитра,
Маститому художнику – мольберт,
Архиерею – бархатная митра,
Поэту – напечатанный сонет.

«Мне вспомнился старинный апокриф –
Марию Лев преследовал в пустыне
По той простой, по той святой причине,
Что был Иосиф долго терпелив».*

В небытие уходят все до срока.
Короток век, и смерть твоя жестока.

------------------
* «Сонет», 1933

13

Короток век, и смерть твоя жестока.
Ну кто бы смог предвидеть этот день.
На «пересылке» близ Владивостока
Уйдет в могилу призрачная тень.

Взамен оркестра – шумная сорока,
Взамен венка – былой березы пень,
Над головой – приморских сосен сень,
Вторая речка вьется одиноко.

«Я с дымящей лучиной вхожу
К шестипалой неправде в избу:
- Дай-ка я на тебя погляжу,
Ведь лежать мне в сосновом гробу».*

Ушел поэт – закончилась морока.
Ах, снова нет в своей стране Пророка.

----------------------
* «Неправда»,1931

14

Ах, снова нет в своей стране Пророка,
В родных краях Пророки не живут.
Прослежен путь от устья до истока
И вновь вернулся в лагерный уют.

Координаты смертного потока,
Тираном предначертанный маршрут.
Заупокойных песен не поют,
Здесь все под властью горестного рока.

«Не кладите же мне, не кладите
Остроласковый лавр на виски.
Лучше сердце мое разорвите
Вы на синего моря куски…» *

Все… Вычеркнул из списка бригадир.
… Пришел поэт, и встрепенулся мир.

---------------------------------------------------
* «Заблудился я в небе – что делать?..»,1937


МАГИСТРАЛ
(акростих)

Пришел поэт, и встрепенулся мир,
Автографы разбросаны в тетради.
Могучий голос, ниспосланье лир,
Явил себя блистательной плеяде.

Талант поэта – чуткий балансир.
Искусство не нуждается в награде.
Москва и Чердынь – жизнь опять в догляде,
Уймется ли всевидящий вампир?

Что уготовит для поэта власть?
Его досье пока еще открыто.
Ночных допросов гибельная пасть
И вшивых нар убогая палитра.

Короток век, и смерть твоя жестока.
Ах, снова нет в своей земле Пророка!

Блестяще. Какой труд труднический. Обнимаю.

Вот это РАБОТА! Спасибо за Вам за прекрасные мгновения, спасибо, что пробуждаете МЫСЛЬ и заставляете сильнее биться СЕРДЦЕ, соучаствуя ВО ВСЕМ. Спасибо за ПРИЧАЩЕНИЕ. Одновременно это и УРОК, требующий МОЛЧАНИЯ и ОСМЫСЛЕНИЯ собственного бытия...


Замечательная работа. Стих чёткий, рифмы хорошие, не банальные при всей сложности формы. Но есть небольщое замечание. Весь венок у вас написан как и должно, 5-стопным ямбом. Но эти две строки (я не имею ввиду цитаты из мандельштама) написаны 4-стопным ямбом.

И кончат путь не в райском саде,
Москва и Чердынь – жизнь в догляде.

И потому у Вас дальше идёт сбой, в следующем сонете и в магистрале тоже этот сбой размера. Хотя исправить его пара пустяков :)))

Успеха,

С БУ
АЛ

Это - венок сонетов.
И акростих - тоже.

Прекрасная работа.
Марк, но у меня есть вопрос. Я плохо знаю теорию построения венков сонетов. Поясните, пожалуйста, Ваше построение.
В каждом Вашем сонете третий катрен - цитата - написан по-разному с точки зрения рифмовки, количества слогов, ударности и.д.
Это допустимо в венках сонетов? Если это допустимо, то в венках каких сонетов именно?

С теплом,