Дата: 11-04-2006 | 00:50:01
Осень 1956 года. Ещё в околоземном пространстве не было ни одного искусственного спутника, ещё Сталин лежал в одном мавзолее с Лениным, ещё не начался рост цен, но уже и не проводились их ежегодные снижения. Уже Тито снова стал "товарищем", а не "палачом югославского народа", уже прошёл ХХ съезд КПСС, и началось повальное брожение умов. В воздухе ощущалось движение, так и не ставшее ветром перемен.
Я работал на заводе. Наш цех был небольшим, человек около семидесяти: три бригады слесарей-сборщиков, да станочники. Каждое утро мы поднимались на третий этаж, где нас встречал плакат: "Все 480 минут - производству!" Надо сказать, этот девиз выполнялся автоматически. Всего три года назад умер Сталин, и созданная им система продолжала работать по инерции. Да и почти все рабочие - бывшие солдаты, пацанами пришедшие на войну и, по счастию, уцелевшие. Всем им было по 30 - 35 лет, мастера - чуть постарше. И были ещё мы: мальчишки, кто - после "ремеслухи", кто - после школы. Нас насчитывалось пять или шесть человек, мы дружили, и к нам необыкновенно тепло относились рабочие. Я до сих пор точно не знаю, почему! Все рабочие имели семьи, у них были дети, так что трудно объяснить это отношение простым чадолюбием. Да и по возрасту мы им в дети не годились. Возможно, сказалось то, что сами они, мальчишками придя на фронт, попали под опеку старших бойцов, старавшихся даже в той обстановке уберечь их, помочь им, научить... Ведь тогда в русском языке не было слова "дедовщина"...
Так или иначе, нас любили, и мы это чувствовали. Нам много рассказывали о войне, причём зачастую о вещах, никогда не звучавших ни в газетах, ни на радио или в кино. Например, о том, как допрашивали пленных немцев, как расстреливали эсэсовцев, как в конце войны "уговаривали автоматом" немецких девушек. За такие разговоры можно было схлопотать неприятности, но нам доверяли.
Вообще, цех был дружным, серьёзных ссор, на моей памяти, не возникало, а вот дружелюбие было нормой поведения.
Бригадиры, высококвалифицированные мастера, имели довоенный опыт работы. Среди них выделялся Коля Бабкин, коренной питерец, невысокого роста, русоволосый, с умными, пронзительно голубыми глазами. Его сухощавое лицо было очень живым, да и сам он был подвижным, всегда не то что бы ходил, а как бы бегал. При этом был неизменно ровным в общении.
Жил Бабкин недалеко от завода, на набережной реки Карповки, в подвальном помещении. В пятнадцатиметровой комнате сосуществовало то ли восемь, то ли девять человек, ибо, помимо его жены и двоих детей, с ним вместе ютились родственники, приехавшие после войны из сожжённой дотла деревни. Каждую осень, как только в Неве, (и, естественно, в Карповке) начинались подъёмы воды, комната затапливалась примерно на пол-метра выше пола. А в знаменитое наводнение 1955 года вода дошла почти до потолка. И каждый раз, как только холодный, порывистый западный ветер предвещал очередное буйство стихии, Бабкин быстро писал заявление с просьбой предоставить два или три часа за свой счёт, и бежал спасать домашнее имущество. А ведь потом надо было всё просушивать!.. А отопление - печное!.. А дрова - лимитированы!..
Так он жил более десяти лет, с тех пор как, придя с войны, увидел на месте своего довоенного дома руины. Среди работавших в цехе ни у кого не было отдельной квартиры, все жили в коммуналках или в общежитиях, но такого кошмарного жилья не было ни у кого. Бабкину сочувствовали, его жалели, но помочь было невозможно.
В бригаде Бабкина работал один из моих сверстников, Вовка, - недавний выпускник "ремеслухи", слесарь-сборщик. Парень был весёлый, любивший побалагурить, поговорить о девчонках. С ним всегда было приятно поболтать. И лишь однажды я увидел его хмурым и расстроенным. Естественно, последовал вопрос: "Что случилось?"
"Да так, Бабкин отругал", - сквозь зубы ответил Вовка. И, не дожидаясь дальнейших расспросов, добавил: "В обед сел я на верстак, а тут, откуда ни возьмись, Бабкин. Орёт: "А ну, шалопай, слазь немедля! Верстак тебя хлебом кормит, а ты на него жопой садишься!"
*****
Через пол-года я поступил в институт, где преподаватели доверительно сообщили мне, что "бытие определяет сознание".
Господа философы! Может быть, вы шутите?!
Сэр Хрюклик(Михаил Резницкий), 2006
Сертификат Поэзия.ру: серия 348 № 43722 от 11.04.2006
0 | 6 | 3290 | 24.11.2024. 22:33:36
Произведение оценили (+): []
Произведение оценили (-): []
Тема: Re: Критика марксистcкой догмы Сэр Хрюклик(Михаил Резницкий)
Автор Виктор Калитин
Дата: 11-04-2006 | 11:15:58
Миша,
конечно, ОНИ шутили, как шутили потом и другие: Питие определяет...
А таких работяг я тоже встречал, были когда-то знаменитые на завод
мастера, которые на допотопных ДИП200 (Догнать И Перегнать!) делали чудеса и оберегали как ребёнка "чудо" техники.
А память о тех годах - это война и Победа над чужим фашизмом.
Твой Витя.
Тема: Re: Критика марксистcкой догмы Сэр Хрюклик(Михаил Резницкий)
Автор Ильина Ирина
Дата: 11-04-2006 | 13:43:12
Очень интересно. Я тоже не сразу поступила в ВУЗ, и мне пришлось поработать на заводе. На рабочей сетке. Должна сказать, что отношение к детям у рабочих осталось таким же. Малолеток оберегали, как могли, и жалели. Это были времена развитого застоя... Может, сейчас уже и не так, не знаю.
Спасибо, пробудили воспоминания...
Ирина.
Тема: Re: Критика марксистcкой догмы Сэр Хрюклик(Михаил Резницкий)
Автор Игорь Крюков
Дата: 16-04-2006 | 18:52:17
Миша, привет! С опозданием отвечаю на твой призыв. Мысль о бытии, определяющем сознание, принадлежит Марксу, но у него речь идёт об общественном бытии и общественном сознании. Твоя "критика" всё же имеет отношение к бытию (быту) отдельного человека, причём, имеющего прямое отношение к традиционной русской культуре, предполагающей первичность духовно-нравственных основ. Так было и во времена большевизма, кстати, построенного целиком на гегелевской основе, где абсолютная идея безуспешно претендовала на власть над бытием общества.Уваровское "православие-самодержавие-народность" в действительности было воплощено именно ими, где под православием понимался извращённый марксизм. Ленинские слова из словаря Брокгауза-Ефрона о том, что учение Маркса всесильно, потому что оно верно - нефальсифицируемы, т.е. по Попперу, имеют отношение к религии. Власть в СССР и позже всегда тяготела к абсолютизму. С соборностью и коллективизмом не повезло - нет сейчас в мире нации более разобщённой, чем русская.
Твой рассказ интересен именно своей реальностью, хорошим языком и подробностями навсегда ушедшей натуры.
Будь здоров!
И.
Тема: Re: Критика марксистcкой догмы Сэр Хрюклик(Михаил Резницкий)
Автор Сергей Шестаков
Дата: 18-04-2006 | 17:34:48
А у меня отец, когда брал ремешок, шутил по-другому: "Битие определяет сознание!":-)
Другой шутник (не помню кто) сказал следующее: "Мудрость Сократа состояла в том, что он не думал, что знал то, чего не знал". А сейчас мне мои пацаны ответствуют (когда я пытаюсь заводить философские споры "за жисть"): "Пап, не парься!". Может, действительно не париться?..:-)
Миш, поправь, плиз, "дивиз". Чтобы хороший рассказ стал ещё лучше!
Успехов!
С БУ,
СШ
Тема: Re: Критика марксистcкой догмы Сэр Хрюклик(Михаил Резницкий)
Автор Имануил Глейзер
Дата: 20-04-2006 | 04:26:10
Миша, когда ты говоришь, что сознание определяется свыше, что ты реально имеешь в виду?
Иными словами, как в твоё понимание укладываются такие вещи как генетика, воспитание, социальная доминанта и вплоть до национальных черт и особенностей?
Как понять, например, такое совпадение, как пьяный богатый финн, водка-турист в Питере, и пьяный в стельку от бормотухи работяга?
Чем объясняется ксенофобия французов, антиамериканизм россиян и благодушная приветливость американцев? Дело ведь не в марксистской догме и не в советской философии, а в реально существующих феноменах, верно?
Тема: Re: Критика марксисткой догмы Сэр Хрюклик(Михаил Резницкий)
Автор Василий Пригодич
Дата: 11-04-2006 | 01:44:43
Исключительно интересно...