МАКСИМИЛИАН (памяти поэта М. Волошина)

Дата: 20-07-2004 | 11:41:27

(виртуальный диалог)

Прабабушки старинная икона
Десятки лет пылилась взаперти.
Советскому служителю закона
К Всевышнему заказаны пути.

Я встал перед иконой на колени,
Смиренно долу опустил глаза:
«Прими, наш Отче, тайну сокровений,
Покуда не призвал на небеса».

Посапывает внук на мягком ложе,
Сквозь штору пробивается Луна.
Вдруг страх скользнул мурашками по коже –
Пришелец показался из окна.

С пышноволосой гривой, средний ростом,
Усы и бородища с серебром.
Геракл в плечах, во взгляде его остром
Пытливый ум под выпуклым челом.

Опешив, я спросил: «Вы кто? Спаситель?
Посланник божий? …Почему в пенсне?
Не дьявол ли, коварный искуситель?
Прочь изыди! Не дамся Сатане!»

«Пардон, коллега! В университете
Бунтовщика списали с корабля.
Засим из Туркестана знойный ветер
Унёс на Елисейские поля.

Париж: Нотр-Дам, Монмартр, Парнас, Сорбонна… (1)
И вновь Руси шальная круговерть.
Пристанище у бухты в море Чёрном,
Где вечный Дух обрёл в обмен на смерть.

Я – бледный стебель ландыша лесного. (2)
Давно истлела плоть моя в гробу.
Вы перед Богом изронили слово,
Откройте же секреты, сняв табу».

И, помогая мне принять решенье,
Подряд три раза осенил крестом.
«Известны небу ваши прегрешенья:
Вы – коммунист!» – и пригрозил перстом:

«Все партии – лошадки карусели.
Куиквэ суум – каждому своё! (3)
Политика – что дама на панели –
Вот кредо неизменное моё!

Цель бытия – процесс пищеваренья.
Мерило же культуры – чистота. (4)
Вы пели: «Бог не даст нам избавленья…»
Одумались, святая простота?»

«И «да», и «нет». В младенчестве крещёный,
Я – верующий! Внешне – атеист.
На дуализм (5) невольно обречённый:
Двуликий Янус (6) – липовый марксист».

Он возразил: «Был Янус лицемерный.
Вы – вдребезги расколотый сосуд.
В душе остались нашей вере верным,
И милосердие проявит Страшный суд».

«Ещё покаюсь: подражая Кони, (7)
Служа Фемиде, не сфальшивил дня.
Дух диктатуры властвовал в законе
И сёк его мечом несчастных – я!»

«Закона нет, есть только принужденье.
Все преступленья создаёт закон. (8)
Свои писали умопомраченья
Серп с молотом, взошедшие на трон.

Законодатель строит государство
Не на правах, а на лишеньи прав. (9)
Ваш символ веры – равенство и братство –
На деле – шарлатанский мозгоправ.

В ребёнке с детства зреет узурпатор. (10)
Карпэ диэм – срывай, лови момент. (11)
Свою диктуют волю император,
Король и царь, генсек и президент».

«Вы палку перегнули с президентом, –
Напомнил я про выборный процесс, –
Фактически – народный референдум,
Здесь исключён авторитарный пресс».

Гость: «Выборы – искусство кандидата –
Оклеветать противника. (12) Навет
Не соскребёт судейская лопата,
Начнёт скрести, а – поезда уж нет!


В известные трагические годы
Усобица и голод, и война,
Крестя мечом и пламенем народы,
Весь древний Ужас подняли со дна.

В те дни мой дом, слепой и запустелый,
Хранил права убежища как храм
И растворялся только беглецам,
Скрывавшимся от петли и расстрела.

И красный вождь, и белый офицер –
Фанатики непримиримых мер –
Искали здесь, под кровлею поэта,
Убежища, защиты и совета». (13)

Я вскрикнул: «Вас узнал! Лица подобье
В Крыму однажды видел… у горы –
Вот этот нос, ощечье и подлобье. (14)
И в доме том музей до сей поры.

Писатели, артисты, пилигримы, (15)
Простого люда ширится поток –
В одном благоговенье побратимы:
«Прав оказался наш поэт – пророк!»

Писал: «Жива распятая Россия, (16)
Поймут через страданья сыновья:
Социализм – надуманный мессия,
И всё вернётся на круги своя!»

Статей золотоносная порода,
Изящество ироний, перифраз…
Снискали Вам признательность народа –
Народной СОВЕСТЬЮ мы именуем Вас!

Полны легенд и мифов акварели!
Отнюдь не льщу, хоть я и дилетант.
Такие вызывает параллели
Ваш – живописца сказочный талант!

Носили Вы тяжёлые вериги:
Креститель-Киев – Ваша колыбель, (17)
Погост в скале посёлка Коктебель…»
«Теперь я мёртв. Я стал строками книги». (18)

«Вчера одну дал внук мне. Восхищенье!
Почувствовал, как Русь Вам дорога!
Провидец! Вновь грозит нам разрушенье.
Откуда ждать заклятого врага?

Повсюду смерть прокладывает тропы.
Уже почти на всех материках
Звереют террористы-мизантропы,
И россиян коснулся этот страх.

Наркотики, безнравственность, коварство…
Чем защитить от них родимый кров?
Каким должно быть наше государство,
Скажите, прорицатель-богослов?

Политики толкуют – правовое.
На их щите из Кенигсберга Кант».- (19)
«Россия не склонится головою
Перед чужой одеждой напрокат. (16)

Иной простак, сумняшеся ничтоже,
Сам неизвестно из каких племён,
Не ведает: единственно – Град Божий (16)
От супостатских выстоит знамён.

Монаршее всё воздано монарху.
Не годен чинодрал – партийный гусь.
Навеки власть отдайте Патриарху, (16)
Он воедино соберёт всю Русь!

Глаголет старописная икона,
Перед которой встали вы сейчас:
«В единстве сила Божьего Закона,
Ступайте к Богу, люди, в трудный час!»

…Мерси – за память обо мне поныне.
Молитесь и не попадёте в ад.
Мой голос вопиющего в пустыне (20)
Душила власть – я создал «Самиздат».

И вы смените ложные оценки.
Лишь Царство Божие не ведает конца.
Вернитесь в лоно православной церкви,
По глупости заблудшая овца».

…«Реальность или плод воображенья?» –
Крутилось в голове веретено.
Исчез мой собеседник-приведенье.
Взметнулась штора, хлопнуло окно.

…«В священники ты, дед, рукоположен?» –
Внук разбудил: «Вставай, проспишь обед.
В руке иконка, на груди «Волошин».
Всю ночь читал и Богу дал обет?

А я прочёл на лекции, и лектор
Наябедничал сразу в деканат.
Таким сухим казался прежде ректор,
Взяв томик, прослезился ретроград:

«Мои студенты чтят Его творенья!
Прав Гераклит: «Течёт времён река». (21)
Волошин славный вышел из забвенья,
Войдя в историю России на века!

Акварелист, поэт-философ, классик!
Болтали интриганы – бонвиван. (22)
В сравненье с ним все – «мини», Он же – «МАКСИ»,
Великий М А К С И М И Л И А Н!!!»

Примечания:

(1) Туркестан – место ссылки М. Волошина; Нотр-Дам-де-Пари – Собор Парижской Богоматери; Момартр – место обитания артистической богемы. «Взойти на Парнас» – стать поэтом; Сорбонна – второе название парижского университета.
Фрагменты стихов М.А. Волошина приводятся со ссылками на страницы из книги «Максимилиан Волошин». Стихотворения. Поэзия ХХ века. Москва, Информационно-издательский дом. «Профиздат», 2000 г.
(2) Строка из стихотворения «Портрет», стр. 33.
(3) Куиквэ суум (CUIQUE SUUM) (лат.) – Каждому – своё.
(4) Из стихотворения «Государство», стр. 231.
(5) Дуализм (лат.) – философское учение, исходящее из двух начал: духа и материи. Двойственность.
(6) Янус – божество дверей в римской мифологии, в переносном смысле – лицемерный человек.
(7) А.Ф. Кони – (1844-1927) – юрист, Почётный Академик С. - Пет. АН.
(8) Из стихотворения «Бунтовщик», стр. 205.
(9) Там же, стр. 207.
(10) Из стихотворения «Государство», стр. 232.
(11) Карпэ диэм (CARPE DIEM) (лат.) – Срывай день, лови момент.
(12) Из стихотворения «Государство», стр. 233.
(13) Из стихотворения «Дом поэта», стр. 246.
(14) Перефразировка из того же стихотворения, стр. 244.
(15) Пилигримы (итал-лат.) – паломники, странники.
(16) По статье М. Волошина «Россия распятая», «Юность», №10, 1990 г.
(17) В г. Киеве в 988-989 г.г. крещение Руси в христианскую веру.
(18) Из стихотворения «Блуждания», стр. 82.
(19) Кант Иммануил (1724-1804) – нем. философ, сторонник идеи правового государства, профессор Кенигсбергского университета, член С. – Пет. АН.
(20) Из стихотворения «Бунтовщик», стр. 203.
(21) Гераклит Эфесский (6-5 в.в. до н. э.) – древнегреческий философ, высказавший идею непрерывного изменения.
В данной строке перефразировка его выражения: «В одну реку нельзя войти дважды».
(22) Бонвиван (фр.) – человек, любящий пожить в своё удовольствие, кутила, весельчак.
Использованы также: статья М. Волошина «Гражданская война» («Урал» №3, 1990 г.); очерк о М. Волошине «Совесть народа – поэт…». Авторы: З. Давыдов, В. Купченко. Журнал «Костёр»: www.kostyor.ru/student?n=171&PHPSESSID=88cd840be058c798e97650cb8e24d9b...



Серьезный, отлично выполненный, исследовательский труд Ваш, Николай, прочла с большим интересом. Я мало знаю творчество и судьбу Волошина и благодарна Вам за это эссе по мотивам его стихов. Также всегда преклоняюсь перед крупной формой произведения.

С уважением,

Серьёзная фундаментальная работа.
С уважением,