Автор: Игорь Лукшт
Дата: 14-05-2004 | 15:30:18
в лучах софитов белою свечой
как дар Творца
горит горит вседневный ангел мой
натур-щица
поводит алебастровым плечом
и краснотца
от тёплых струй чуть розовит под завитком
овал лица
по хохолку стекает ливень – золотой
как хохлома
на маковках груди о бог ты мой
светов волшба
и перламутр сосков её лепных
вина хмельней
когда колдуют в глубях голубых
крыла теней
о дуралей пред плотью трепетать
извечна страсть
скорби душа моя с Кем споришь ты опять
что за напасть
с забвеньем ли веков глухим где всё уснёт
в конце концов
Творца ль гневишь в садах срывая терпкий плод
его трудов
текучей глины бег и стеки борозду
не торопи
под кровлей мастерской ту тонкую черту
не преступи,
где зыблется бедро округлой белизной
не для слепца
в луче кружит мой ангел золотой
натур-щица.
Игорь Лукшт, 2004
Сертификат Поэзия.ру: серия 655 № 24475 от 14.05.2004
2 | 13 | 4474 | 17.11.2024. 19:19:15
Произведение оценили (+): ["Владимир Корман"]
Произведение оценили (-): []
Великолепно!!
Писалось, видимо, с натуры:
Объёмно, выпукло... скульптурно!
Натурщицей, увы, уже не стать!
(досады горький в горло ком...)
Коряв овал лица, корява стать...
Попробую натур-щиком!
Вот это - живописание. По-скульптурному! ЗдОрово, Игорь!
Сударь, я в восторге! Действительно, блестящий текст, вкусный на звук, особенно концовка! И любый взгляду. Хотела написать раньше, но компьютер говорил, что я в вашем черном списке - какая глупость.
спасибо за бедро округлой белизны (я все еще не могу отойти от Майоля под открытым небом), и за золотого ангела - так все это мне близко
Игорь, волшебное послевкусие распробованной грамонии!
Фонемы потрясающие. И сами стихи, право, светятся.
Без аптекарского грана лукавинки,
Олег
творец неравнодушный к натурщице, равнодушен к натуре...
О. Бедный-Горький
PS
Не творец - короче...
:о)))bg
Волшебная звукопись! Красочная объёмная движущаяся и горячо живая...
Спасибо за уроки Слова.
Обнаружил тут в анналах след любопытного посещения этой страницы небезызвестным автором - Натальей Воронцовой-Юрьевой , несколько времени назад, к сожалению, покинувшей сайт. Показался любопытным текст диалога, возникшего вследствии этого волнующего события, т.е. посещения, и я решил реставрировть его для придания многомерности и многоцветности отражению "Натурщицы" в сердцах любезного читателя :)))
Re: Натурщица
Наталья Воронцова-Юрьева 2004-05-27 20:06:17 [Произведение: Натурщица (Игорь Лукшт)]
Этот стих прочли многие поэты. И восхитились. Правда, кто-то нашел и… ну как бы недостатки. Впрочем, как бы мелкие.
Из обнаруженных как бы недостатков:
«Здесь настолько неожиданно отсутствие пунктуации, что кажется отнимает многое».
Больше никто никаких недостатков не нашел. Но зато обнаружилась масса достоинств. И как бы крупных.
Из достоинств:
«блестящий текст, вкусный на звук, особенно концовка»;
«волшебное послевкусие распробованной гармонии!».
А теперь к тексту.
*
Вот первая строфа:
в лучах софитов белою свечой
как дар Творца
горит горит вседневный ангел мой
натур-щица
поводит алебастровым плечом
и краснотца
от теплых струй чуть розовит за завитком
овал лица
Краснотца розовит – употребление суффикса «ц» в слове «краснотца» уже само говорит о некой малой части рассматриваемого предмета. Так что конструкция могла бы выглядеть как ошибка. Однако автор из статуса всего лишь оттенка возвел краснотцу в ранг персонажа, дав ей тем самым право на степень своего воздействия.
Теперь о недостатках:
1.Зачем в слове «натурщица» дефис? Облегчить жизнь глуховатому читателю?
2. Поводит плечом – это такой лексический кирпич, без которого и не обойдешься.
Это не штамп, это основа. Но вот «алебастровое плечо» - это, извините, типичнейшая штамповка.
3. Почему плечо алебастровое?
Существует краснотца, которая розовит. Что она может розовить, т.е. оказывать уменьшающееся воздействие? Она может розовить предмет, доступ к которому чем-то в определенной степени ограничен – это предмет, либо перекрытый другим предметом, либо отстоящий от источника краснотцы достаточно далеко. Овал лица и плечо – предметы соседствующие, и если краснотца розовит овал лица (за завитком), то почему плечо остается по-прежнему белым – алебастровым? Почему на плечо краснотца никоим образом не распространилась? Откуда вообще взялась краснотца?
Автором сказано: «в лучах софитов белою свечой». То есть изначально натурщица все-таки белая. Поэтому и плечо у нее алебастровое. Как бы даже немножечко в синеву плечо, насколько я помню цветовую гамму алебастра. Ну или, скажем. В интересную бледность. Хорошо, согласна. Но краснотца-то есть? Есть. И даже розовит – пусть всего лишь «чуть» розовит, но не забывайте, что дело происходит «в лучах софитов», т.е. воздействие белого тут очень активно. Почему белого? Потому что автор сам сказал: «в лучах софитов белою свечой». Однако краснотца тем не менее себя проявляет – розовит овал лица за завитком. Вопрос: почему белый цвет не уничтожил краснотцу? Почему он ее пропустил? Что ему помешало? А если все-таки пропустил, то почему у краснотцы такое странное точечное воздействие?
«Краснотца от теплых струй»… Что это? Жар от софитов? Когда кожа распаривается и, таким образом, краснеет? Натурщице жарковато от софитов, она на минуточку отвернулась, и автор мгновенно увидел за завитком (практически на шее?) розоватость? Возможно… Но тогда почему он еще раньше не увидел ее на щеках? Я почему спрашиваю: если эта розоватость от жара софитов, то щеки, лоб краснеют в первую очередь, и тогда уже какая-то там мелкая розоватость за завитком просто не замечается – неожиданность ее появления исчезает.
Но если эти теплые струи что-то другое, а не жар от софитов, тогда… почему плечи все-таки алебастровые?
*
Вторая строфа:
по хохолку стекает студень – золотой
как хохлома
на маковках груди о бог ты мой
светов волшба
и перламутр сосков ее лепных
вина хмельней
когда колдуют в глубях голубых
крыла теней
4. Что за студень стекает по хохолку? Звучит ужасно. Прямо отвратительно звучит.
5. «Маковки груди» – это соски, если я правильно припоминаю оставшиеся пять миллионов этого же сравнения у других авторов? Отрадно, что «перламутр сосков» встречается все-таки реже.
*
Третья и четвертая части:
о дуралей пред плотью трепетать
извечна страсть
скорби душа моя с Кем споришь ты опять
что за напасть
с забвеньем ли веков глухим где все уснет
в конце концов
Творца ль гневишь в садах срывая терпкий плод
его трудов
текучей глины бег и стеки борозду
не торопи
под кровлей мастерской ту тонкую черту
не преступи,
где зыблется бедро округлой белизной
не для слепца
в луче кружит мой ангел золотой
натур-щица.
Ну, конечно, напыщенно и туманно, ну да ладно. У меня остался последний вопрос:
6. почему ангел-натурщица кружит? Зачем она это делает? Или это два разных ангела, одним из которых названа натурщица, а другой сам по себе? Или это один и тот же ангел - натурщица, а в луче кружит как бы не она, а как бы мысли о ней? Те есть она как бы мысленно кружит?
Теперь о препинаках. Мне тоже непонятно, почему их нет. Потому что если бы они были, то ничего бы от этого не изменилось. Они бы ничему не помешали и ничего бы не трансформировали в восприятии.
Здравствуйте, Наташа. Хотел бы я Вас спросить, сударыня, что это Вы со мной таким тоном разговариваете, как будто война идет, и Вы ворвались на сайт на тачанке прямо из гущи сражений за мировую победу пролетариата? :))) Или Я Вас жестоко обидел? Когда, не припомню что-то: денег, вроде, не занимал, не насильничал, литературных достоинств Ваших не умолял? Да и вообще, я Вас первый раз вижу, откуда же такой надрыв? Очень знакомая, заложенная ещё Вольтером, подхваченная большевистской критикой и процветавшая в советском искусствознании, интонация: “Враг жив, добей его без пощады!” Или Вам, действительно, кажется уместным для поэтического сайта имидж “тётки с револьвером в волосатой руке”? :)))
Речь в стихах идёт о скульптурной мастерской, на это есть весьма недвусмысленные намёки в тексте. То, что Вы не всё понимаете в этом процессе, естественно. Спросите, если что-то не ясно – я объясню, что ж так раздражаться. Вы же себя высекаете ёрничеством, как унтер-офицерская вдова, Да и потом, что за беда, если несколько человек отозвались “положительными” рецензиями, остальные семьдесят ведь промолчали – вполне возможно, что им, как и Вам, впрочем, стихи не понравились. И это нормально, я уважаю мнение читателя.
Теперь по существу реплики.
1. Я не думаю, что мой читатель глуховат. Дефис в слове “натур-щица” сигнализирует о необходимости паузы, придыхания на середине говорения, чтобы создать возможность появления второго ударения в конце слова, что даст ему - этому слову – право на существование в ритмованном и рифмованном стихе.
2. Вам надо писать, сударыня, я имею в виду живопись, сколько неутолённой страсти в Ваших рассуждениях о цвете, залюбуешься изощрённостью и неутомимостью конструктивной мысли Вашей. Но сначала об “алебастровом плече”. Судя по реплике, Вы не очень понимаете этот образ, хотя и часто встречали его на своём многотрудном пути. Наташа, речь идёт не о строительном материале - порошке, продукте обжига гипса (который, кстати, имеет довольно широкую палитру цвета от тёмно-серого через голубоватые до охристых и розовых оттенков), я говорю о том, что форма плеча столь ясна и совершенна, как будто выточена из минерала алебастра, ранее весьма популярного материала для производства камерной скульптуры. Полированные поверхности его как бы светятся – верхние слои полупрозрачны, цвет его, подобно разновидностям белого мрамора, имеет достаточно богатую гамму тёплых оттенков. Ещё важный момент – это уже о скульптуре – форма в изваяниях подаётся более отобрано, ярко, если хотите, структурируется для ввода её в архитектурные пространства, и в этом смысле более отточена, более совершена, чем кожаный её оригинал. Но бывают оригиналы уже настолько очищенные от невнятицы примесей самой природой, что кажется, что они выточены из камня, в данном случае – алебастра. В этом суть сравнения.
3. Теперь по поводу живописного раздела Вашей реплики. Когда я
говорю о белой свече, то имею в виду основной цвет, который, конечно
же, обогащён палитрой нюансных цветов и рефлексов, зачем же его
доводить до абсурда – абстрактной мёртвой белости и затем осмеивать? При освещении модели софиты дают золотистый свет. Есть ощущение стекания этого сияющего потока по обнажённому телу с замиранием его на горизонтальных поверхностях, затеканием в ложбинки и впадины. Золотой студень – тонкий слой драгоценной вязкой, застывающей в покое золотистой жидкости. Не знаю, почему это “отвратительно звучит”, возможно, это у Вас очень личное. Кроме софитов, есть ещё рефлекторы, обогревающие натурщицу, поток тепла от них активней воздействует на те участки тела, которые повёрнуты к ним, поэтому возникают зоны неравномерного “окраса”. Краснотца – прилив крови к согретым зонам, что придаёт коже нежный розовый оттенок
4. Теперь об очень интимном, можно сказать, сокровенном. Женская грудь – одна из самых совершенных и волнующих форм в мире – мало изменяется с течением веков. Подобрать словесный эквивалент этой форме, описать её пытались, действительно миллионы, и тут только не ленись – ищи предшественников. Я не собирался писать панегирик этой вершине формотворчества – не об этом стихи, мне не нужно было заострять внимание на этой детали, а то бы я поразвлекал Вас “свёколками”, “луковками” да “репушками”. Уж простите меня за тривиальность, Ваше Гурманство.
5. “Кружит мой ангел золотой”…Во время сеанса с моделью скульпторы поворачивают натурщицу на поворотном станке, иначе объём не слепить, он требует кругового осмотра, и свой глиняный этюд, соответственно, тоже вращают. Т.е. модель кружится, вращается .
6. Завершающие строфы…Многотрудность и серьёзность работы с моделью подразумевает состояние трепета перед совершенством шедевра Создателя, дерзости в попытке повторить гармонию Его и скорби, при ясном понимании, что самые “вечные” материалы все равно бренны, и все твое радение обратится когда-нибудь в ничто. Там, за незримой стеной на подиуме находится некий феномен, любование которым лежит в иной плоскости, чем обычный плотский биологический взгляд мужчина-женщина. Преступание этой черты ведет к потере чуда и чревато скатыванием в порно. ”Ну, конечно, напыщенно и туманно, ну да ладно”…Это Вы меня, вроде бы как, прощаете, что ли? ;))) Верно, Наташа, этот язык, действительно, не очень подходит для передачи сплетен с поэтических тусовок и внутрисайтовых драчек, ну, да впрочем и образ жизнедеятельности здесь несколько иной..
7. По поводу знаков препинания, я уже дал развернутое объяснение Шрайку. Он меня понял, объяснением удовлетворился и весьма поэтично подтвердил это. Если Вы не захотели его принять, это Ваши внутренние проблемы, связанные с предыдущими классовыми боями на сайте и к данным стихам отношения не имеющие. ”Теперь о препинаках. Мне тоже не понятно, почему их нет. Потому что если бы они были, то ничего бы от этого не изменилось. Они бы ничему не помешали и ничего бы не трансформировали в восприятии”- это Ваши слова? Ну, так если ничего не меняется в данном случае от применения “препинаков”, что же Вы тогда за них с такою силой сражаетесь? Пожалуй, все.
Напоследок хотел бы Вам сказать следующее. Мастерская художника, так же, как келья поэта – строгое место, и входить туда нельзя, выбивая дверь ногой, уж на что сантехники и служители ЖЭКов беспардонный народ, но и они себе этого не позволяют. Когда я читаю Ваше послание, у меня возникает ощущение, что Вы всё время оглядываетесь на зрителей - до того речь актёрски форсирована - призывно трубя: “Ещё одного извращенца нашла, без препинаков пишет! Ату его, ребята!” :))) Хотел бы Вас предупредить, если Вы еще раз, вломитесь на мою страницу, вытирая зазубренную шашку, я выведу Вас за ухо, как дрянную девчонку и возбраню появляться на моей странице. :))) Засим остаюсь с уважением, впрочем, к Вам и Вашим литературным способностям, Искренно желаю творческих успехов в стихосложении - Лукшт.
Что радует - в полемике ничего личного, исключительно тактичный и заинтересованный разговор о литературных достоинствах и смысле стиха :))))
великолепные стихи, помню первое ошеломительное впечатление,
и сейчас оно не меньше! мастер-класс!
(и за улыбку) спасибо, Игорь.
:)
Спасибо, Алёна, тронут теплотой Вашего отклика. Вдвойне приятно, что вспомнили первое впечатление от этого небольшого стиха. Время прошло, но и сегодня могу подписаться под каждой его строчкой :) С приязнью
Здравствуйте, Игорь!
так хорошо, что Вы вновь на сайте, да ещё со стихотворением на
такую близкую Вам - профессиональную тему.
Стихотворение получилось, с одной стороны, как блестящее
воплощение образа "натур-щицы" и скульптора, с другой - едва ли не первое в моей долгой жизни - описание самого процесса ваяния. Мне Ваше стихотворение напомнило впечатление от книги
Стивена Найфи и Грегори Уайт-Смита "Ван Гог. Жизнь". Но я думала, что подобное сочетание - профессиональное исследование и интересное повествование - невозможно в стихотворении. А Вам - удалось!
Спасибо!
Будьте благополучны.
Ася Михайловна Сапир.
Здравствуйте, дорогая Ася Михайловна! Действительно, наши пути давненько не пересекались под радушными сводами сайта. Благодарю Вас сердечно за внимание и сочувствие к моим старым строкам. Работа с моделью - это красивая, серьёзная и светлая часть художественного процесса. И я не мог не написать этого улыбчивого стиха. Рад, что чтение его отозвалось в Вашей памяти воспоминанием о встрече с понравившейся книгой о гениальном голландском художнике. С уважением и теплом
Тема: Re: Натурщица Игорь Лукшт
Автор Воловик Александр
Дата: 14-05-2004 | 22:47:33
Ах, было б пишущим стихи
весьма к лицу
иметь для верности строки
натур-щицу!
:))
Отличное стихотворение, Игорь!
Успеха Вам.
Саша.