
Шмель. Владимир Захаров
https://poezia.ru/works/190986
Мысль о бессмысленности войны, прикровенно отображённая в эпиграфе, находит творческое развитие в пейзажно-философской зарисовке о шмеле. Шестистопный ямб, обогащённый пиррихиями, позволяет почувствовать стремление говорящего к внутренней свободе, её потенциальное колыхание в доступном читателю пространстве визуализации.
Звуковое затруднение во второй части первой строки не стоит относить к недочёту, поскольку оно идеально повторяет смысловое ядро с заключённым в нём образом сбитой кегли.
Примечательна образная двойственность контекстуального смысла «И медленно ползет по тоненькому стеблю». Концепт ползущего шмеля неотделим от ползущей капли, о которой напрямую не сказано. Но атмосфера зарождающегося утра с его мягким светом, с манящими нераскрытой силой соками подразумевает общее движение, полное неги и томительной неопределённости, полное глубокого слияния с природой.
Далее появляется сам рассказчик, обозначая свои чувства и желания, красота и гармония которых искажена хронически изнуряющей эмоциональной болью. Основная потребность здесь – в желании спрятаться от этой боли, заболтать её голосами природы, заслонить ветвями и травами. Стать подобным малышу, утыкающемуся в колени матери, чтобы она заслонила его спину своими любящими руками.
Вербальное растягивание пространства с запада на восток, вера в исконную безопасность этого пространства, смещение причины угрозы в человеческую природу и возвращение ей ответственности перекликаются с выводом о величии простых и даже примитивных с человеческой точки зрения природных процессов, о потребности в них, выраженной в гротескном желании побыть шмелём, чей мир в тот момент представляется равным наблюдаемой картине.
Лето. Елена Орлова-Хлопкина
https://poezia.ru/works/190969
Повторю свою обычную для подобного случая фразу – такие стихи сложно комментировать. Правильнее их слушать, таясь даже от собственного дыхания. И тогда они прозвучат от начала до конца в самом сердце, не утаив ни звука, ни чувства.
И тем не менее. Стиль, в котором выдержан приведённый текст, являет собой ту самую золотую середину, заключающую в себе и эстетический аспект, близкий к созерцательности; и образность, субъективность которой в данном случае не ограничена личными рамками; и, наконец, человеческую теплоту, выравнивающую тональность стиха до универсальной, близкой и понятной каждому человеческому сердцу.
Это стихотворение-обращение к маме, чья душа, наконец, освободилась от боли и тревог. Говорят, после смерти душа отправляется туда, где при жизни ей было хорошо. И главная героиня интуитивно изображает этот путь, где движение равно состоянию, где в каждый момент жизнь так или иначе продолжается…
В церквушке сельской. Александр Куликов
https://poezia.ru/works/190967
Отзыв на это чудесное стихотворение вышел необычным. Можно сказать, захлестнуло. Я решила его оставить.
В церквушке сельской тихо и темно...
Я загляну. А ты – со мной, читатель?
Раз здесь ты оказался, очень кстати
Войти тебе со мною заодно.
И тьма почти рассеялась... Взгляни –
Иконы пересчитывать лучами
Отвыкло солнце. Но пообещай мне,
Забыть о том, что луч его ленив.
Теперь не разглядеть печальных черт.
Совсем немногих здесь мы угадаем.
И оттого не вспомнить мне, когда я
Здесь прежде был, читатель…И – зачем…
Одна старуха, крестится вон там.
Уж всю родню, видать, похоронила.
И на канун – на общую могилу –
За всех – свечей… и тает темнота...
Опровергая пыль оконных рам,
Светлеет паперть – Божья авансцена.
К былому не вернёшься, но бесценно,
Что за порогом – прежний Божий Храм.
Решишься ли. Сергей Погодаев
https://poezia.ru/works/191012
Решишься ли додумать до конца,
до самой страшной ясности, до края?
И не когда-нибудь, почти уж умирая,
а вот сейчас…
Это стихотворение понравилось и технической реализацией, и богатством поэтического замысла, осуществлённого в пределах простого монолога-размышления с прекрасно выдержанным тоном и темпом. Проблему, которую поднимает автор, можно экстраполировать и на другие процессы. Но применительно к поэтическому поприщу, невозможность высказаться до конца, дойти «до края», чем бы она ни была обусловлена в первую очередь (как то: страхом, корыстью, стыдом или чем-то ещё) уподобляет происходящее сюжету мультфильма «Волшебная кисточка», где условием бытия являлась полнота воспроизведения.
Однако, интересно и следующее за призывом возражение и – далее - предложение оценить качество труда. Сложные философские качели набирают амплитуду. Но финал опять же остаётся открытым. Главное – правильно задать вопрос или вообще его задать? В любом случае, полезно обозначить противоречие, благодаря которому можно будет оценить происходящее. И автор говорит об этом очень просто:
Ты перевёл неслышимое в звуки?
В бессмертный гимн гармонии? Ах, нет...
Невольно или вольно, а соврёшь,
как там ни сокрушайся втихомолку.
Не будет от написанного толку,
поскольку недодуманное – ложь.
И возникает новый вопрос: был ли в принципе кто-то избавлен от подобного условия? Об этом мало что известно. И, скорее всего, сама внутренняя постановка проблемы является признаком возможности идти по выбранному пути.
Над пропастью вокзала. Ольга Лебединская
https://poezia.ru/works/191008
Не перестаю удивляться, сколь прекрасные волны родит человеческая душа, отдавшаяся вдохновению. Читая подобные стихи, в очередной раз задумываешься о том, что и сама жизнь подобна поэзии. И недочёты, и красота нужды друг другу. Их взаимоотражение и есть суть нашего бытия.
Четыре строфы, зарифмованные по-разному, похожи на четыре дня пути в поезде. И одновременно стихотворение задано как конфликт покоя и движения.
Вокзал, написанный с заглавной буквы, можно рассматривать и как метафору, как некий вынужденно желанный итог, заключающий в себе не альтернативу, а, скорее, отсутствие. Однако, например, образ «колёсных чёток» неотделим от этого отсутствия, хотя и реализован в противоположности. И «святой чаёк из рук проводника» тоже.
Товарный состав, прошумевший среди ночи, широта тоски и сладкая узость спасительной колеи – всё это подобно нити, к которой привязан шарик. И держит его – Рука. Поэтому возвращение неизбежно.
Финальная строфа очень напоминает процесс рождения: гуськом бегущие вагоны, и пересоленная вода, подобная первородному бульону с его хаосом и бесконечной долготой формирующих процессов. И – ещё одна степень свободы в виде дополнительной строки, как возможность, или новая задача, или ещё один виток жизненной спирали.
Острова. Ирина Бараль
https://poezia.ru/works/191185
С первых строк читатель оказывается вовлечённым в близкую и одновременно таинственную спираль двустопного анапеста. Звучание темы, усиленное чередованием рифм, заставляет испытывать прекрасную внутреннюю тревогу, подобную вдохновению. После таких стихов может захотеться написать что-то своё, поскольку звонкоголосая волна, захватив, ещё долго не отпускает.
Метафоричность лексики и некоторых образов, однако, не подталкивают к полному отрыву от реальности. Напротив, появляется диалог между прошлым и будущим, между внешним и внутренним, между переживаниями автора и откликом читателя.
Особый интерес представляет основная фабула, выбросившая первый бутон в самом начале. Она мистична, но и наглядна, недостижима и в то же время близка. Речь идёт о памяти, обратное течение которой настолько сильно, что можно говорить и об одновременном существовании событий в любой момент времени.
Помутненные лица
Выявляют черты
Эта довольно тонкая, богатая смыслами амфиболия, устроена по принципу стереокартинки. Лица, которые память уже стёрла, вдруг уточняются. И в то же время – в памяти остаются смысловые контуры, благодаря которым в определённый момент восстанавливается полная картина. Это и есть отправная точка, согласованная с чёткими линиями метафорического перекрёстка. В данном случае перед читателем наглядный пример того, как с помощью поэтических средств в малом объёме достигается смысловая реализация, характерная для большого пространства. В этом, на мой взгляд, главный смысл и ценность поэзии.
В финале идея раскрывается полностью, потенциальность бытия уступает место реальной эмоциональной форме. Однако сам финал остаётся открытым, подобным начавшемуся полёту, продолжительность которого неизвестна и не связана непреодолимыми ограничениями.
Ваби-саби. Александр Чекалов
https://poezia.ru/works/191247
Для начала хочется сказать несколько слов о загадочном понятии ваби-саби, тихую мудрость которого можно почувствовать, уйдя от внутренней суеты. Нужно быть достаточно открытым, не оценивать и не додумывать, не объяснять детали. Просто чувствовать. А если всё-таки нужно объяснить, это тоже можно сделать, погрузившись в удивительный мир подобного восприятия. Однако физических характеристик здесь недостаточно. Ваби-саби – это уход от предметного любования к любованию самой жизненной природой. Красота окружающего мира не бывает далека от совершенства и постоянства. Как если бы она не была завершена и в каждый момент времени и приближалась, и удалялась от потенциального итога. Ваби-саби – это любовь к тому, что есть, с полным принятием его текущего состояния, без желания что-либо изменить. Это состояние души того, кто смотрит.
Но вернёмся к стихотворению, к его захватывающему сюжету, звонкому ритму, удивительным внешним и внутренним рифмам, к эксклюзивной графике самого текста, обусловленной особенностям авторского почерка.
Исходя из объяснения, можно сказать, что автор досконально перевёл понятие на язык обычной жизни, местами простоватой и грубой, не чурающейся сленга и прочих прекрасных шероховатостей с элементами архаики. Образы, что называется, сами идут в руки, настолько они близки и понятны.
Безусловно, можно говорить и об интеллектуализации. Поэтому ряд затронутых конфликтов человек-мир выглядит достаточно нейтрально. При этом читателю не нужно проверять реальность со стороны. Можно довериться и погрузиться. На этом фоне заключительная реплика представляется неофициальным, но узнаваемым гимном ваби-саби.
Всё это будет снесено. Ольга Шеметова
https://poezia.ru/works/191004
Сила этого стихотворения в сердечной простоте авторской мысли. Мы видим, что боль переживаемой картины не вызвала привыкания. И кажется, что прошлое, настоящее и будущее вот-вот сойдутся в той самой угольной точке. Образ эпохи, кричащей подобно птице и одновременно натягивающей вожжи, перекликается с упомянутым «неоспоримым законом», который есть часть бытия, одна из его реализаций. Но важно, что не единственная.
Бесконечность противопоставляется быстротечности, любовь снова рифмуется с кровью, ночь, а точнее – завершение дня, выглядит избавлением. И это жизнь, звучащая довольно пронзительно. Или даже кричащая, чтобы её услышали. И слышат. Только услышать и получается.
Наверное, такие стихи могли бы на что-то влиять. Хотя бы иногда.
Ползи и царствуй. Наталья Дроздова.
https://poezia.ru/works/191003
Пронзительная, очень качественная, умная лирика. Сейчас развить подобную тему в нейтральном ключе вряд ли получится. Но общие черты преисполнены мощью и красотой.
Безусловно, каждый читатель составит свою картину. От диссонанса до созвучия. Но мудрость и глубина финала, как мне кажется, предполагает переход каждого впечатления на объективный уровень.
Воспари над городом. Гориславская Оксана.
https://poezia.ru/works/191065
Прежде всего здесь хочется отметить тонкость и глубину восхитительной звукописи. Она сама есть образ, рождающий все остальные.
То, к чему призывает автор с первых строк, в итоге пронизывает всю ткань стиха, делая её лёгкой, стремительной и мелодично-прекрасной.
По сюжетной линии мы вновь сталкиваемся с пограничьем. Смена ритмического акцента в третьей строфе соответствует временному витку, позволяющему проникнуть в прошлое, к истокам, внешним и внутренним и там переоценить отправные точки. Но опять же, всё это в условиях естественного хода событий. Не то что бы нельзя было повлиять на реальность, просто не всегда в этом есть смысл. Но иногда его стоит поискать, задать ключевые вопросы и прислушаться к сердцу.
И мыши, подточившие колос, одновременно способствуют переосмыслению бытия, на контрасте подталкивают к упомянутому парению.
Перекрёстное. Владимир Белозерский.
https://poezia.ru/works/191387
Узнаваемый мотив четырёхстопного дактиля несёт в себе оттенок поэтического волнения. Однако в данном случае правильно будет оттолкнуться от диалога стихотворения и иллюстрации. Очевидно, что они не только прекрасно дополняют друг друга, но и практически полностью повторяют. Вербальная спираль стремится к графической, вытягивая читателя за пределы полуметафорического мегаполиса полюбоваться видом, открывающимся с высоты. Мозаичность образной цепочки позволяет перегибать её и самостоятельно задавать эмоциональные апексы и плато.
Все «подручные средства» здесь оправданы и полезны. Автор прекрасно передаёт урбанистическую романтику, оживотворяя камень и металл, и делится с читателем самобытной философией города, его мелодиями и путями к простому человеческому счастью
Схож август к вечеру тверёзый. Борис Лазарев
https://poezia.ru/works/191354
Это стихотворение похоже на чарующий танец сравнений, эпитетов, олицетворений, метафор. Смешение стилей речи, от книжного с его возвышенной лексикой до просторечных форм разговорного, случайный старославянизм, подобно лунному серпу разрезающий чистые воды метонимии – всё это выливается в довольно чувственную картину, которая удивляет и восхищает читателя. Образный ряд кинематографичен. Динамика и интенсивность позволяют прочувствовать не просто смену кадров, но и цветовые и атмосферные колебания, оставляя читателю глубокие волнующие переживания.
Спасибо, Евгений!
Это потому что вдохновляет вдохновение наших замечательных авторов)
Здорово, очень интересно.
Рецензии сами получаются как литературные произвеления.