Обзор рекомендованных произведений за август-октябрь. Часть 1

Публикатор: Екатерина Камаева
Отдел (рубрика, жанр): Рецензирование
Дата и время публикации: 08.11.2025, 01:51:47
Сертификат Поэзия.ру: серия 3975 № 192660
Img 20250927 185311

Уважаемые авторы и читатели Поэзии.ру!
В силу обстоятельств планировала опубликовать единый обзор за август-октябрь. Но потом всё-таки решила разделить на периоды. Поэтому он будет в трёх частях. Произведения войдут не все, авторов постараюсь включить максимально, но без повторений. И прошу меня простить, если вдруг кого-то пропущу.
Всё опубликую с интервалом в несколько дней, для удобства ознакомления.



Шмель. Владимир Захаров

https://poezia.ru/works/190986

 

Мысль о бессмысленности войны, прикровенно отображённая в эпиграфе, находит творческое развитие в пейзажно-философской зарисовке о шмеле. Шестистопный ямб, обогащённый пиррихиями, позволяет почувствовать стремление говорящего к внутренней свободе, её потенциальное колыхание в доступном читателю пространстве визуализации.

Звуковое затруднение во второй части первой строки не стоит относить к недочёту, поскольку оно идеально повторяет смысловое ядро с заключённым в нём образом сбитой кегли.

Примечательна образная двойственность контекстуального смысла «И медленно ползет по тоненькому стеблю». Концепт ползущего шмеля неотделим от ползущей капли, о которой напрямую не сказано. Но атмосфера зарождающегося утра с его мягким светом, с манящими нераскрытой силой соками подразумевает общее движение, полное неги и томительной неопределённости, полное глубокого слияния с природой.

Далее появляется сам рассказчик, обозначая свои чувства и желания, красота и гармония которых искажена хронически изнуряющей эмоциональной болью. Основная потребность здесь – в желании спрятаться от этой боли, заболтать её голосами природы, заслонить ветвями и травами. Стать подобным малышу, утыкающемуся в колени матери, чтобы она заслонила его спину своими любящими руками.

Вербальное растягивание пространства с запада на восток, вера в исконную безопасность этого пространства, смещение причины угрозы в человеческую природу и возвращение ей ответственности перекликаются с выводом о величии простых и даже примитивных с человеческой точки зрения природных процессов, о потребности в них, выраженной в гротескном желании побыть шмелём, чей мир в тот момент представляется равным наблюдаемой картине.

 


Лето. Елена Орлова-Хлопкина

https://poezia.ru/works/190969

 

Повторю свою обычную для подобного случая фразу – такие стихи сложно комментировать. Правильнее их слушать, таясь даже от собственного дыхания. И тогда они прозвучат от начала до конца в самом сердце, не утаив ни звука, ни чувства.

И тем не менее. Стиль, в котором выдержан приведённый текст, являет собой ту самую золотую середину, заключающую в себе и эстетический аспект, близкий к созерцательности; и образность, субъективность которой в данном случае не ограничена личными рамками; и, наконец, человеческую теплоту, выравнивающую тональность стиха до универсальной, близкой и понятной каждому человеческому сердцу.

Это стихотворение-обращение к маме, чья душа, наконец, освободилась от боли и тревог. Говорят, после смерти душа отправляется туда, где при жизни ей было хорошо. И главная героиня интуитивно изображает этот путь, где движение равно состоянию, где в каждый момент жизнь так или иначе продолжается…

 


В церквушке сельской. Александр Куликов

https://poezia.ru/works/190967

 

Отзыв на это чудесное стихотворение вышел необычным. Можно сказать, захлестнуло. Я решила его оставить.

 

В церквушке сельской тихо и темно...

Я загляну. А ты – со мной, читатель?

Раз здесь ты оказался, очень кстати

Войти тебе со мною заодно.

И тьма почти рассеялась... Взгляни –

Иконы пересчитывать лучами

Отвыкло солнце. Но пообещай мне,

Забыть о том, что луч его ленив.

Теперь не разглядеть печальных черт.

Совсем немногих здесь мы угадаем.

И оттого не вспомнить мне, когда я

Здесь прежде был, читатель…И – зачем…

Одна старуха, крестится вон там.

Уж всю родню, видать, похоронила.

И на канун – на общую могилу –

За всех – свечей… и тает темнота...

Опровергая пыль оконных рам,

Светлеет паперть – Божья авансцена.

К былому не вернёшься, но бесценно,

Что за порогом – прежний Божий Храм.

 

 

Решишься ли. Сергей Погодаев

https://poezia.ru/works/191012

 

Решишься ли додумать до конца,

до самой страшной ясности, до края?

И не когда-нибудь, почти уж умирая,

а вот сейчас…

 

Это стихотворение понравилось и технической реализацией, и богатством поэтического замысла, осуществлённого в пределах простого монолога-размышления с прекрасно выдержанным тоном и темпом. Проблему, которую поднимает автор, можно экстраполировать и на другие процессы. Но применительно к поэтическому поприщу, невозможность высказаться до конца, дойти «до края», чем бы она ни была обусловлена в первую очередь (как то: страхом, корыстью, стыдом или чем-то ещё) уподобляет происходящее сюжету мультфильма «Волшебная кисточка», где условием бытия являлась полнота воспроизведения.

Однако, интересно и следующее за призывом возражение и – далее - предложение оценить качество труда. Сложные философские качели набирают амплитуду. Но финал опять же остаётся открытым. Главное – правильно задать вопрос или вообще его задать? В любом случае, полезно обозначить противоречие, благодаря которому можно будет оценить происходящее. И автор говорит об этом очень просто:

 

Ты перевёл неслышимое в звуки?

В бессмертный гимн гармонии? Ах, нет...

Невольно или вольно, а соврёшь,

как там ни сокрушайся втихомолку.

Не будет от написанного толку,

поскольку недодуманное – ложь.

 

И возникает новый вопрос: был ли в принципе кто-то избавлен от подобного условия? Об этом мало что известно. И, скорее всего, сама внутренняя постановка проблемы является признаком возможности идти по выбранному пути.

 


Над пропастью вокзала. Ольга Лебединская

https://poezia.ru/works/191008

 

Не перестаю удивляться, сколь прекрасные волны родит человеческая душа, отдавшаяся вдохновению. Читая подобные стихи, в очередной раз задумываешься о том, что и сама жизнь подобна поэзии. И недочёты, и красота нужды друг другу. Их взаимоотражение и есть суть нашего бытия.

Четыре строфы, зарифмованные по-разному, похожи на четыре дня пути в поезде. И одновременно стихотворение задано как конфликт покоя и движения.

Вокзал, написанный с заглавной буквы, можно рассматривать и как метафору, как некий вынужденно желанный итог, заключающий в себе не альтернативу, а, скорее, отсутствие. Однако, например, образ «колёсных чёток» неотделим от этого отсутствия, хотя и реализован в противоположности. И «святой чаёк из рук проводника» тоже.

Товарный состав, прошумевший среди ночи, широта тоски и сладкая узость спасительной колеи – всё это подобно нити, к которой привязан шарик. И держит его – Рука. Поэтому возвращение неизбежно.

Финальная строфа очень напоминает процесс рождения: гуськом бегущие вагоны, и пересоленная вода, подобная первородному бульону с его хаосом и бесконечной долготой формирующих процессов. И – ещё одна степень свободы в виде дополнительной строки, как возможность, или новая задача, или ещё один виток жизненной спирали.

 

 

Острова. Ирина Бараль

https://poezia.ru/works/191185

 

С первых строк читатель оказывается вовлечённым в близкую и одновременно таинственную спираль двустопного анапеста. Звучание темы, усиленное чередованием рифм, заставляет испытывать прекрасную внутреннюю тревогу, подобную вдохновению. После таких стихов может захотеться написать что-то своё, поскольку звонкоголосая волна, захватив, ещё долго не отпускает.

Метафоричность лексики и некоторых образов, однако, не подталкивают к полному отрыву от реальности. Напротив, появляется диалог между прошлым и будущим, между внешним и внутренним, между переживаниями автора и откликом читателя.

Особый интерес представляет основная фабула, выбросившая первый бутон в самом начале. Она мистична, но и наглядна, недостижима и в то же время близка. Речь идёт о памяти, обратное течение которой настолько сильно, что можно говорить и об одновременном существовании событий в любой момент времени.

Помутненные лица

Выявляют черты

Эта довольно тонкая, богатая смыслами амфиболия, устроена по принципу стереокартинки. Лица, которые память уже стёрла, вдруг уточняются. И в то же время – в памяти остаются смысловые контуры, благодаря которым в определённый момент восстанавливается полная картина. Это и есть отправная точка, согласованная с чёткими линиями метафорического перекрёстка. В данном случае перед читателем наглядный пример того, как с помощью поэтических средств в малом объёме достигается смысловая реализация, характерная для большого пространства. В этом, на мой взгляд, главный смысл и ценность поэзии.

В финале идея раскрывается полностью, потенциальность бытия уступает место реальной эмоциональной форме. Однако сам финал остаётся открытым, подобным начавшемуся полёту, продолжительность которого неизвестна и не связана непреодолимыми ограничениями.

 

 

Ваби-саби. Александр Чекалов

https://poezia.ru/works/191247

 

Для начала хочется сказать несколько слов о загадочном понятии ваби-саби, тихую мудрость которого можно почувствовать, уйдя от внутренней суеты. Нужно быть достаточно открытым, не оценивать и не додумывать, не объяснять детали. Просто чувствовать. А если всё-таки нужно объяснить, это тоже можно сделать, погрузившись в удивительный мир подобного восприятия. Однако физических характеристик здесь недостаточно. Ваби-саби – это уход от предметного любования к любованию самой жизненной природой. Красота окружающего мира не бывает далека от совершенства и постоянства. Как если бы она не была завершена и в каждый момент времени и приближалась, и удалялась от потенциального итога. Ваби-саби – это любовь к тому, что есть, с полным принятием его текущего состояния, без желания что-либо изменить. Это состояние души того, кто смотрит.

Но вернёмся к стихотворению, к его захватывающему сюжету, звонкому ритму, удивительным внешним и внутренним рифмам, к эксклюзивной графике самого текста, обусловленной особенностям авторского почерка.

Исходя из объяснения, можно сказать, что автор досконально перевёл понятие на язык обычной жизни, местами простоватой и грубой, не чурающейся сленга и прочих прекрасных шероховатостей с элементами архаики. Образы, что называется, сами идут в руки, настолько они близки и понятны.

Безусловно, можно говорить и об интеллектуализации. Поэтому ряд затронутых конфликтов человек-мир выглядит достаточно нейтрально. При этом читателю не нужно проверять реальность со стороны. Можно довериться и погрузиться. На этом фоне заключительная реплика представляется неофициальным, но узнаваемым гимном ваби-саби.

 

 

Всё это будет снесено. Ольга Шеметова

https://poezia.ru/works/191004

 

Сила этого стихотворения в сердечной простоте авторской мысли. Мы видим, что боль переживаемой картины не вызвала привыкания. И кажется, что прошлое, настоящее и будущее вот-вот сойдутся в той самой угольной точке. Образ эпохи, кричащей подобно птице и одновременно натягивающей вожжи, перекликается с упомянутым «неоспоримым законом», который есть часть бытия, одна из его реализаций. Но важно, что не единственная.

Бесконечность противопоставляется быстротечности, любовь снова рифмуется с кровью, ночь, а точнее – завершение дня, выглядит избавлением. И это жизнь, звучащая довольно пронзительно. Или даже кричащая, чтобы её услышали. И слышат. Только услышать и получается.

Наверное, такие стихи могли бы на что-то влиять. Хотя бы иногда.

 

 

Ползи и царствуй. Наталья Дроздова.

https://poezia.ru/works/191003

 

Пронзительная, очень качественная, умная лирика. Сейчас развить подобную тему в нейтральном ключе вряд ли получится. Но общие черты преисполнены мощью и красотой.

Безусловно, каждый читатель составит свою картину. От диссонанса до созвучия. Но мудрость и глубина финала, как мне кажется, предполагает переход каждого впечатления на объективный уровень.

 

 

Воспари над городом. Гориславская Оксана.

https://poezia.ru/works/191065

 

Прежде всего здесь хочется отметить тонкость и глубину восхитительной звукописи. Она сама есть образ, рождающий все остальные.

То, к чему призывает автор с первых строк, в итоге пронизывает всю ткань стиха, делая её лёгкой, стремительной и мелодично-прекрасной.

По сюжетной линии мы вновь сталкиваемся с пограничьем. Смена ритмического акцента в третьей строфе соответствует временному витку, позволяющему проникнуть в прошлое, к истокам, внешним и внутренним и там переоценить отправные точки. Но опять же, всё это в условиях естественного хода событий. Не то что бы нельзя было повлиять на реальность, просто не всегда в этом есть смысл. Но иногда его стоит поискать, задать ключевые вопросы и прислушаться к сердцу.

И мыши, подточившие колос, одновременно способствуют переосмыслению бытия, на контрасте подталкивают к упомянутому парению.

 


Перекрёстное. Владимир Белозерский.

https://poezia.ru/works/191387

 

Узнаваемый мотив четырёхстопного дактиля несёт в себе оттенок поэтического волнения. Однако в данном случае правильно будет оттолкнуться от диалога стихотворения и иллюстрации. Очевидно, что они не только прекрасно дополняют друг друга, но и практически полностью повторяют. Вербальная спираль стремится к графической, вытягивая читателя за пределы полуметафорического мегаполиса полюбоваться видом, открывающимся с высоты. Мозаичность образной цепочки позволяет перегибать её и самостоятельно задавать эмоциональные апексы и плато.

Все «подручные средства» здесь оправданы и полезны. Автор прекрасно передаёт урбанистическую романтику, оживотворяя камень и металл, и делится с читателем самобытной философией города, его мелодиями и путями к простому человеческому счастью

 

 

Схож август к вечеру тверёзый. Борис Лазарев

https://poezia.ru/works/191354

 

Это стихотворение похоже на чарующий танец сравнений, эпитетов, олицетворений, метафор. Смешение стилей речи, от книжного с его возвышенной лексикой до просторечных форм разговорного, случайный старославянизм, подобно лунному серпу разрезающий чистые воды метонимии – всё это выливается в довольно чувственную картину, которая удивляет и восхищает читателя. Образный ряд кинематографичен. Динамика и интенсивность позволяют прочувствовать не просто смену кадров, но и цветовые и атмосферные колебания, оставляя читателю глубокие волнующие переживания.




Екатерина Камаева, публикация, 2025
Автор произведения, 2025
Сертификат Поэзия.ру: серия 3975 № 192660 от 08.11.2025
15 | 2 | 233 | 05.12.2025. 08:08:28
Произведение оценили (+): ["Ева Михайлова", "Николай Горячев", "Александр Закуренко", "Пахомов Сергей Станиславович", "Наташа Корнеева", "Сергей Шестаков", "Надежда Буранова", "Сергей Красиков", "Барбара Полонская", "Алёна Алексеева", "Владимир Старшов", "Аркадий Шляпинтох", "Светлана Ефимова", "Ирина Бараль", "Евгений Иванов"]
Произведение оценили (-): []


Здорово, очень интересно.
Рецензии сами получаются как литературные произвеления. 

Спасибо, Евгений!
Это потому что вдохновляет вдохновение наших замечательных авторов)