В церквушке сельской тихо и темно,
алтарь сосновый в полукруглой нише
уже давно, лет сто, на ладан дышит.
Вечерний луч сквозь пыльное окно
бросает блики на иконостас,
в котором ровно тридцать три иконы.
Писал их, соблюдая все каноны,
быть может, самый первый богомаз -
не разобрать. Давно сошел на нет
фон золотой, и словно отголоски
веселых песен, стали эти доски,
утратившие красок первоцвет.
Лишь присмотревшись, можно угадать
лик Гавриила или Михаила,
скорбящих херувимов над могилой,
скорбящую по мертвом сыне мать.
Старуха с самодельной клюкой,
набрав свечей, крестясь тремя перстами,
за здравие всего одну поставит,
все остальные же - за упокой.
На паперть выйдешь – тихо и светло,
лес до небес, до окоема – дали,
как будто в храм, каким он был вначале,
попал, разбив незримое стекло.
Здравствуйте, Евгений! Сам удивлен, что так многопланово и многослойно получилось. Когда писал, полностью доверился логике текста, его образности. И это сработало! Перечитываю и сам нахожу новые смыслы. То, что назвали Вы, безусловно есть в стихотворении, и что-то еще, и еще...
Да, соглашусь с Евгением, стихотворение замечательное и очень органичное!
Замечательное стихотворение, за бунинской изобразительностью, прекрасными деталями, есть последнее четверостишие, умножающее смыслы. Например, я сначала увидел соответствие темной сельской церкви древним катакомбам, «храм, каким он был в начале». Потом подумалось, когда разглядел «тихо и темно- тихо и светло», что это противопоставление рукотворного ветхого храма огромному миру, как главному доказательству Творца. Потом все-таки понял, что скорее всего это относится к прошедшей молодости сельской церкви, когда она была новой.