
И в небе, и в окне одна и та же мгла.
Стоит понуро ель в наряде синеватом.
Я открываю дом, увитый виноградом,
где лишь позавчера ты, мама, умерла.
В камине твой платок и белая зола,
вон чашка на столе, и яркий фантик рядом,
и пятнышко муки на фартуке измятом –
тут всё кричит о том, что ты была, была.
Под скорбью всякий стих беспомощен и груб.
Зачем же доверять какому-то сонету
и зёрна мёртвых слов бросать на пустыри?
Но если просто жить, не разжимая губ,
и не писать про боль прожорливую эту,
она меня, как червь, изгложет изнутри.
Дорогая Вера, большое спасибо за Ваш отзыв и за тёплые, как всегда, слова. Надеюсь, Вы чувствуете себя лучше. Так получилось, что я значительную часть своей жизни занимаюсь сонетом - но это такое бездонное явление, что, сколько им ни занимайся, всегда будут оставаться загадки. Я теперь заканчиваю большую книгу (примерно 1000 страниц) о методике, если можно так сказать, понимания и написания русского петраркианского сонета. Я считаю, что главной проблемой является то, что сонет часто считают некоей разновидностью лирического стихотворения и, соответственно, пишут его как лирическое стихотворение. Это, по-моему, очень серьёзная ошибка, которая и приводит ко всевозможным промахам. Сонет - это не разновидность лирики, но совершенно отдельное явление, которое можно назвать лирикой лишь с большой натяжкой, как, например, иконопись можно лишь с большой натяжкой назвать живописью. Но это долгий разговор, и тут ему не место. Я в книге пытаюсь обосновать мои взгляды. Ничего нет страшного в том, что кто-то не любит и не понимает сонетов. Это нормально. Я, например, отрицательно отношусь к венку сонетов и выдвигаю против него целых 17 возражений, пытаясь доказать, что это порочное явление) Своих взглядов я, впрочем, никому не навязываю. Пусть каждый решает за себя. Спасибо Вам ещё раз за Ваш прекрасный отзыв и за интерес к моей работе. С уважением, Вланес
Дорогой Вланес, давно Вам не писала, хотя читала по возможности всё Ваше в промежутках между болезнями.
Ваши изумительные сонеты полны мыслей и чувств неподдельных. Они, нмв,послужили бы образцом и для начинающих авторов,и для опытных " сонетистов" или " сонетчиков", хотя нередко слышу запальчивое: " Не люблю сонеты" . Есть такие нелюбители и здесь на сайте.По- моему, прежде чем что-то категорично утверждать, надо основательно изучить проблему.
Форма только на вид кажется простой, к тому же представляет прекрасную возможность избежать пустословия :был бы вес каждому слову и смыслу.
Ваш сонет лёгок, как дыхание, но вместе с тем глубок. Терцеты подтверждают мысль, которая меня давно мучила. А Вы глубоко и естественно выразили свою(и мою тоже) дилемму: писать или не писать в определённых обстоятельствах( говоря упрощённо).
" Под скорбью всякий стих беспомощен и груб..."Как это точно и верно сказано: как будто открываешь своё , сокровенное, боль души и чувствуешь при этом беспомощность и неловкость, поэтому очень часто откровенные, искренние стихи о печальном часто подменяют сентиментальностью или лицемерием в угоду общему вкусу.
Сейчас после трагических событий в семье я почти не пишу, но от этого только загоняешь боль внутрь и поэтому чувствуешь,
"Что она меня, как червь, изгложет изнутри"...
Извините за излишнюю, может быть, откровенность и сумбурность.
Добра Вам,здоровья, соучастия, хороших друзей! Вера.