
* * *
Когда-то у меня был лучший друг.
Мы жили в деревянной двухэтажке,
В одной квартире тридцать лет назад.
В том доме пахло кошками, подвалом.
Текла вода холодной струйкой. Время
Текло гораздо медленней воды.
Висел на стенке Брежнева портрет,
Еще картины – акварели мамы.
Стояло фото дедушки без рамы
На тумбочке. Мне было восемь лет.
Их почему-то восемь всякий раз,
Когда смотрю в тот дом я, как сейчас.
Наш двор был и не очень-то на двор
Похож: росла дворовая культура,
Как злой неокультуренный сорняк
В далеких городах, а наш поселок
Был мал и не делился на дворы.
Помойный бак, колючие кусты,
Чертополох, цветущий оголтело.
С судейской вышкой скромная площадка
Для волейбола. Те, кто приходили
Забросить мяч, натягивали сетку,
И забирали, уходя, с собой.
Белье уныло меж столбов висело.
Мы воровали вяленую рыбу
У алкашей, что жили подо мной.
Они на кухне протянули лески,
Как для белья, и вешали на них
Вкуснейший из трофеев. Как могли мы,
Учуяв запах, в кухню не залезть?
В окно ныряла я, мой друг держал,
Сопя, мои увертливые ляжки,
Прижав их к подоконнику. А я,
Как кошка, совершив всего один
Бросок точнейший, схватывала леску
И выдирала из стены с гвоздем!
Там было озеро и лодок ряд.
Они у полосы прибрежной сохли.
Мы залезали в лодки, спички жгли.
Боялись, но густой травы стена
Скрывала нас. И вдруг в сухой камыш
Упала спичка. Побежал огонь
Сначала тоненькой дорожкой, вскоре
Взметнулся к небу, затрещал, завыл!
Мы, выпрыгнув из лодки, убежали.
Был тихий берег в пепле и в дыму.
Нас посельчане до утра искали,
Растаскивая обгорелый хлам…
Был в детстве том щемящий аромат.
Мы были бесприютны, безнадзорны,
Но счастливы, и в маленьком порту,
Где катера и баржи разгружались,
Катались на плоту… Я уезжала.
Стоял контейнер с мебелью, посудой
Среди двора, громоздкий, как сарай.
Он разделил нас с другом навсегда,
Вобрав в себя его поделки, игры,
Все безделушки, что он мне дарил.
Мы не могли об этом говорить –
Не говорили. И не попрощались.
Потом был город строгий и чужой.
Меня водили в Кировский театр
И в Эрмитаж. На катерке катали
По рекам и каналам. Я была,
Как барышня, причесана, одета.
Терзала пианино каждый день
По два часа и с мальчиком домашним
Дружила по субботам. Время шло,
Я позабыла крошечный поселок,
Убожество и роскошь детских лет,
И то, как лодки факелом горели
И плыл над побережьем черный дым.
Но вот недавно написал мужчина,
Немолодой и хмурый. Он в Перми
Работает охранником на складе.
Писал: здоровья нет и нет семьи,
Но помнит он всю жизнь, как мы детьми
Сожгли те лодки. Помнит и меня,
Чумазую девчонку-заводилу.
Он помнит многое, что я забыла:
Как волновался он, когда на плечи
К нему я забиралась, чтоб в окно
Залезть, как пахли волосы мои –
Золой и ветром, рыбой и полынью.
Меня не отпускает вопрос, во что играли марокканцы. После Ваших слов засомневалась. С виду - футбол. Ворота условные - были. Лошади, я так поняла, для катания туристов. Но одновременно и в игре участвовали, поскольку турист ленив да скуп. Жаль, не засняла сам процесс.
Понимаю, что вас как спортсмена это позабавило. Я не спортсмен. И первоначально в стихотворении стояло: "Мяч погонять, натягивали сетку..."
На литразборе коллега-поэтесса, спортсменка, как и Вы, указала. что "гонять мяч" - это про футбол. Она же и посоветовала "забросить мяч". Я, кстати, заметила тогда: "забросить" - это больше про баскетбол...
В общем, что-то делали с мячом командированные инженеры. До сих пор помню это волейбол - единственное развлечение для взрослых в нашем закрытом рабочем посёлке.
это был пионербол
ага, а "гонять лысого" это про Ленина :-)
Странно мне Вас слышать. Слово "оголтелый" в русском языке может использоваться в значении "разнузданный". "Голое тело" тут ни при чём, так же, как к "Беломору" не имеет отношения голодомор. Докопаться до мяча (видимо, это и есть то, в чём Вы сильны - даже на аватарке с мячом), проигнорировав весь смысл стихотворения - не лучшее, чего можно достигнуть в критике поэзии. Слово "манкировать", на мой взгляд, не вполне поэтично, но дело даже не в этом, - здесь оно не проходит, не вяжется. Оставлю всё-таки "забросить", пусть волейболисты приходят, критикуют. Хотя стихи - они как-то больше для штучных ценителей поэзии, а не командных видов спорта.
"...с чего вы решили, что к этому тексту нужно подходить, как к поэтическому?"
Я Вас удивлю: это белый стих, пятистопный ямб.
"Физическая культура - неотъемлемая часть культуры..."
А Вы занятный!
Во-первых, это - поэзия. По всем критериям, от объема (рассказ занял бы минимум четыре страницы) до формы подачи. В тексте присутствует декоративная поэтическая техника, наличие которое нехарактерно для прозы. Стихи могут быть разными: с короткой и длинной строкой, силлабо-тонические, акцентные, белый стих, верлибр и пр. Они могут содержать повествовательный нарратив. Это стихотворение - повествовательное метрическое. Почитайте самостоятельно про повествовательную поэзию. А то категорично выносите заключение, руководствуясь, видимо, одним источником: "ящитаю".
Во-вторых, я не уловила в Ваших комментариях уважения. Странно: люди, допускающие пренебрежительные слова и интонации в адрес других, так щепетильны, когда речь идет о собственной персоне! Отреагировали и Вы. Поразмыслите на досуге, что и Вашим собеседникам может быть неприятно хамоватое панибратство. "Авторка старалась", когда участвовала в конкурсе детского рисунка в начальной школе.
В-третьих, попрошу обращаться ко мне по имени, иначе разговора не получится, ни о культуре, и о поэзии.
"...Как спортсмена меня позабавило" - здесь запятой не нужно.
Увы, автор не в ладу с грамматикой. Но зато со спортом дружит :)).
Екатерина, благодарю Вас от души! Ну, вот в редакции "Звезды" не сочли что необходимо обособить запятыми. И мне тоже кажется, что не надо...