Когда-то у меня был лучший друг

Отдел (рубрика, жанр): Лирика
Дата и время публикации: 03.05.2025, 15:35:04
Сертификат Поэзия.ру: серия 4161 № 189475
2. %d0%94%d0%b2%d0%be%d1%80%d0%b5%d1%86 %d0%9a%d1%83%d0%bb%d1%8c%d1%82%d1%83%d1%80%d1%8b  %d0%b2%d0%b8%d0%b4 %d0%bd%d0%b0 %d1%82%d0%b0%d0%bd%d1%86%d0%bf%d0%bb%d0%be%d1%89%d0%b0%d0%b4%d0%ba%d1%83

* * *

Когда-то у меня был лучший друг.

Мы жили в деревянной двухэтажке,

В одной квартире тридцать лет назад.

В том доме пахло кошками, подвалом.

Текла вода холодной струйкой. Время

Текло гораздо медленней воды.

Висел на стенке Брежнева портрет,

Еще картины – акварели мамы.

Стояло фото дедушки без рамы

На тумбочке. Мне было восемь лет.

Их почему-то восемь всякий раз,

Когда смотрю в тот дом я, как сейчас.

 

Наш двор был и не очень-то на двор

Похож: росла дворовая культура,

Как злой неокультуренный сорняк

В далеких городах, а наш поселок

Был мал и не делился на дворы.

Помойный бак, колючие кусты,

Чертополох, цветущий оголтело.

С судейской вышкой скромная площадка

Для волейбола. Те, кто приходили

Забросить мяч, натягивали сетку,

И забирали, уходя, с собой.

Белье уныло меж столбов висело.

 

Мы воровали вяленую рыбу

У алкашей, что жили подо мной.

Они на кухне протянули лески,

Как для белья, и вешали на них

Вкуснейший из трофеев. Как могли мы,

Учуяв запах, в кухню не залезть?  

В окно ныряла я, мой друг держал,

Сопя, мои увертливые ляжки,

Прижав их к подоконнику. А я,

Как кошка, совершив всего один

Бросок точнейший, схватывала леску

И выдирала из стены с гвоздем!

 

Там было озеро и лодок ряд.

Они у полосы прибрежной сохли.

Мы залезали в лодки, спички жгли.

Боялись, но густой травы стена

Скрывала нас. И вдруг в сухой камыш

Упала спичка. Побежал огонь

Сначала тоненькой дорожкой, вскоре

Взметнулся к небу, затрещал, завыл!

Мы, выпрыгнув из лодки, убежали.

Был тихий берег в пепле и в дыму.

Нас посельчане до утра искали,

Растаскивая обгорелый хлам…

 

Был в детстве том щемящий аромат.

Мы были бесприютны, безнадзорны,

Но счастливы, и в маленьком порту,

Где катера и баржи разгружались,

Катались на плоту… Я уезжала.

Стоял контейнер с мебелью, посудой

Среди двора, громоздкий, как сарай.

Он разделил нас с другом навсегда,

Вобрав в себя его поделки, игры,

Все безделушки, что он мне дарил.

Мы не могли об этом говорить –

Не говорили. И не попрощались.

 

Потом был город строгий и чужой.

Меня водили в Кировский театр

И в Эрмитаж. На катерке катали

По рекам и каналам. Я была,

Как барышня, причесана, одета.

Терзала пианино каждый день

По два часа и с мальчиком домашним

Дружила по субботам. Время шло,

Я позабыла крошечный поселок,

Убожество и роскошь детских лет,

И то, как лодки факелом горели

И плыл над побережьем черный дым.

 

Но вот недавно написал мужчина,

Немолодой и хмурый. Он в Перми

Работает охранником на складе.

Писал: здоровья нет и нет семьи,

Но помнит он всю жизнь, как мы детьми

Сожгли те лодки. Помнит и меня,

Чумазую девчонку-заводилу.

Он помнит многое, что я забыла:

Как волновался он, когда на плечи

К нему я забиралась, чтоб в окно

Залезть, как пахли волосы мои –  

Золой и ветром, рыбой и полынью.




Сертификат Поэзия.ру: серия 4161 № 189475 от 03.05.2025
10 | 16 | 265 | 19.05.2025. 21:32:59
Произведение оценили (+): ["Елена Ланге", "Аркадий Шляпинтох", "Пахомов Сергей Станиславович", "Владимир Мялин", "Александр Питиримов", "Алёна Алексеева", "Виктор Гаврилин", "Елена Орлова/Хлопкина", "Нина Есипенко (Флейта Бутугычаг) °", "Екатерина Камаева"]
Произведение оценили (-): []


Прекрасное произведение, Кира. Такое образно мощное и потрясающее, что, пока читаешь, всё как будто оказывается там. И настолько полностью, что по окончании пришлось бороться с инерцией, дабы вернуться в реальность.
Спасибо!

(Единственное, в девятой строке без рамы лучше как-то обособить, чтобы исключить варианты; без рамки тоже упразднило бы амфиболию, но там рифма)

А в прошлом тексте не заметили? Там тоже есть про раму, и тоже с ошибками. Да и здесь их достаточно, например, как спортсмена, меня позабавило:

Для волейбола. Те, кто приходили
Забросить мяч, натягивали сетку

Ну, можно бы оправдать, мол, "забросить за сетку". Но в волейболе нет такого приёма "бросок". Такие погрешности часто всплывают, недавно выяснилось, что многие поэты думают, что в боксе удар "хук" — это крюк снизу, логично ведь, тем более, что удар "апперкот" (с которым путают) такой эффектный. Но это — удар сбоку.

Меня не отпускает вопрос, во что играли марокканцы. После Ваших слов засомневалась. С виду - футбол. Ворота условные - были. Лошади, я так поняла, для катания туристов. Но одновременно и в игре участвовали, поскольку турист ленив да скуп. Жаль, не засняла сам процесс.

Я к футболу отношусь философски, вы, наверное, заметили. Сама рефлексия восходит к общей для развитых культур народов мира расположенности к игре с шарами. В математике это называется динамической вероятностью. За знание, куда отлетит мяч, платят миллионы сольдо. Но в антропологии неоднократно пытались понять, почему у индейцев майя не было колёс. И действительно, статистическую связь выявили: некоторые народы предпочитают кубики, другие — шарики. Любимые вами казаки только отличились. Раньше они шашкой рубили шарообразные арбузы, а теперь им выращивают кубические (в народе — квадратные), типа, они вкуснее. А вот дыня, тоже бахчевая культура, часто имеет форму ровно того мяча, каким играют в регби (наоборот, конечно), или даже —  в т.н. американский футбол! По существу, игры с шарами не сильно различаются, всего несколько групп, вроде столкновений с другими равновеликими шарами, или придания дополнительной инерции человеком либо механизмом (как в пинболе).
Но вернемся к нашим лошадям. Игра "поло", производную каковой вам привелось наблюдать на искусственных пляжах Касабланки, согласно мнению учёных людей, родом из персидских краёв. Не знаю, зачем умалчивается, но в анамнезе там отрубленная человеческая голова.

Понимаю, что вас как спортсмена это позабавило. Я не спортсмен. И первоначально в стихотворении стояло: "Мяч погонять, натягивали сетку..."
 На литразборе коллега-поэтесса, спортсменка, как и Вы, указала. что "гонять мяч" - это про футбол. Она же и посоветовала "забросить мяч". Я, кстати, заметила тогда: "забросить" - это больше про баскетбол...
В общем, что-то делали с мячом командированные инженеры. До сих пор помню это волейбол - единственное развлечение для взрослых в нашем закрытом рабочем посёлке. 

это был пионербол

ага, а "гонять лысого" это про Ленина :-)

Дело то вот в чём. Если поэт не знает точного слова, но представляет отчётливо образ, он может воспользоваться обширным инструментарием версификации — применяет тропы всякие (сравнения, метафоры тд). Например, слово манкировать. В футболе "манкировать мячом" означало бы плохую игру, мол, игрок пренебрегает мячом, легко теряет, слишком быстро отдаёт неточный пас. Но вот в волейболе (сейчас это чаще в женском, мужской слишком силовой стал) в т.ч. дворовом, меня всегда восхищал момент подачи, когда изящная девушка волнообразным движением руки над головой — словно небрежно! — посылает мяч по удивительной траектории на сторону соперников. То есть игроки приходят как-бы понебрежничать с мячом, побить его и потолкать. В этом можно найти и эротический подтекст, если обратить внимание на технику паса.
Или — другой пример — "чертополох, цветущий оголтело". Здесь употреблено слово, не имеющее однозначной этимологии. Видимо, подразумевается густота и хаотичность зарослей. Но при чтении мы считываем "голое тело". А оно у данного растения не голое! Даже у самого соцветия. Оно всё в хищных шипах и волосках.
Надеюсь, авторка, в итоге, найдёт нужные слова, не манкируя замечанием.

Странно мне Вас слышать. Слово "оголтелый" в русском языке может использоваться в значении "разнузданный". "Голое тело" тут ни при чём, так же, как к "Беломору" не имеет отношения голодомор. Докопаться до мяча (видимо, это и есть то, в чём Вы сильны - даже на аватарке с мячом), проигнорировав весь смысл стихотворения - не лучшее, чего можно достигнуть в критике поэзии. Слово "манкировать", на мой взгляд, не вполне поэтично, но дело даже не в этом, - здесь оно не проходит, не вяжется. Оставлю всё-таки "забросить", пусть волейболисты приходят, критикуют. Хотя стихи - они как-то больше для штучных ценителей поэзии, а не командных видов спорта. 

к "Беломору" не имеет отношения голодомор

Во-первых, конечно же, имеет. Масса примеров в русской поэзии.
Во-вторых, с чего вы решили, что к этому тексту нужно подходить, как к поэтическому? Это обычный прозаический ритмизованный текст, для меня вообще комический. Но я уже — немолодой и хмурый — мне не хочется сильно огорчать авторку, она же старалась. И если мы здесь обсуждаем культуру, то физическая культура —  её неотъемлемая часть.


ps Аватарку (то бишь фото на страничке) я заменил несколько дней назад. Была другая много лет.

"...с чего вы решили, что к этому тексту нужно подходить, как к поэтическому?"
Я Вас удивлю: это белый стих, пятистопный ямб.
"Физическая культура - неотъемлемая часть культуры..."
А Вы занятный!

Татьяна, я вам не выносил никаких личных определений, очень прошу - и вы воздержитесь.
Проза может быть записана любым размером, от этого она не становится объектом поэзии. За культуру всегда рад поговорить.

Во-первых, это - поэзия. По всем критериям, от объема (рассказ занял бы минимум четыре страницы) до формы подачи. В тексте присутствует декоративная поэтическая техника, наличие которое нехарактерно для прозы.  Стихи могут быть разными: с короткой и длинной строкой, силлабо-тонические, акцентные, белый стих, верлибр и пр. Они могут содержать повествовательный нарратив. Это стихотворение - повествовательное метрическое. Почитайте самостоятельно про повествовательную поэзию. А то категорично выносите заключение, руководствуясь, видимо, одним источником: "ящитаю".
Во-вторых, я не уловила в Ваших комментариях уважения. Странно: люди, допускающие пренебрежительные слова и интонации в адрес других, так щепетильны, когда речь идет о собственной персоне! Отреагировали и Вы. Поразмыслите на досуге, что и Вашим собеседникам может быть неприятно хамоватое панибратство. "Авторка старалась", когда участвовала в конкурсе детского рисунка в начальной школе.
В-третьих, попрошу обращаться ко мне по имени, иначе разговора не получится, ни о культуре, и о поэзии.  

"...Как спортсмена меня позабавило" - здесь запятой не нужно.

Увы, автор не в ладу с грамматикой. Но зато со спортом дружит :)).  

Екатерина, благодарю Вас от души! Ну, вот в редакции "Звезды" не сочли что необходимо обособить запятыми. И мне тоже кажется, что не надо...