Кьеркегор. Григорий Сковорода. Канатоходец Ницше. Спиноза (Рекомендованное)

Дата: 16-07-2024 | 15:17:39

Кьеркегор

 

1

 

А аптекарь всё так же стучит своим пестиком в ступке,

судомойка скоблит котелок, конюх чистит коня

и скребок выбивает. Воркуют на крыше голубки.

Эти звуки всё так же, как в детстве, волнуют меня.

 

И темна, и сыра моя комната в доме невзрачном.

Только музыке всё нипочем, проникает она

сквозь сердечко на глухо забитом оконце чердачном

и туда, где лучу преграждает дорогу стена. 

 

2

 

А в трактире напротив едят надоевшую семгу.

Был улов хоть куда, даже слугам пришлось попотеть.

Рыжий Вилфред с трудом ремешка распускает тесемку.

В жирных пальцах лоснится, как золото, жалкая медь. 

 

В переулке обжорном замызганно, чадно и пыльно.

Что ж, еще один вечер отправлю в далекий чулан,

что открою в гнетущей тоске - моем замке фамильном -

тем заветным ключом, что скрипичною музыкой дан.

 

Григорий Сковорода

 

1

 

В попутчики брал я и солнце, и ветер, и тучи.

Вопросами я и луну, и созвездия мучил.

Ответы на травах, каменьях и листьях прочел,

и кто-то незримый стоял у меня за плечом.

 

Кто первым из нас слог за слогом угадывал слово,

теперь и неважно - кому интересна полова,

когда на ладони ржаное сияет зерно?

Но солнце садилось, и вновь было в мире темно.

 

2

 

И снова впотьмах я искал не себя, так ночлега.

Случайный сарай, стог в степи, в чистом поле телега,

заброшенный двор постоялый, убогий шинок -

везде у Вселенной имеется свой уголок. 

 

В нем пахнет моченой брусникой в березовой кадке,

в нем щурится бог придремавший на пламя лампадки

и где-то в чулане, иль в подполе, иль под крыльцом

змей, собственный хвост пожирая, свернулся кольцом.

 

Канатоходец Ницше

 

1

 

Я знаю, зачем каждый вечер

они собираются тут,

как будто заняться им нечем,

как будто их дома не ждут.

 

Взяв дюжину черного пива,

садятся в кружок на лужок,

едят свои клопсы с подливой,

кричат мне: «Смелее, дружок!»

 

2

 

И вот я иду по канату.

Они ж, кулачонки к груди

прижав, что твои сурикаты,

мне шепчут: «Дружок, упади…»

 

«Не дай Бог, сардельки с капустой

остынут, как было вчера».

«К тому же пришел Заратустра».

«Ты видишь, и вправду пора».

 

Спиноза

 

1

 

Младенец всюду ищет молока,

драчун желает мести, сильный - власти,

трус убегает от любой напасти,

и всюду радость ждет весельчака.

 

За февралем всегда приходит март,

за бездорожьем следует дорога.

Познай себя - и ты познаешь Бога.

А как себя познаешь, брат Декарт?

 

2

 

Ведь мы же бесконечны, ты и я,

когда мы размышляем о свободе

избрать порядок по своей природе,

тождественной природе бытия.

 

И бесконечен разум наш, когда

блуждает он в лесу причин и следствий.

Об этом, между прочим, знают в детстве,

но забывают после навсегда.   




Александр Куликов , 2024

Сертификат Поэзия.ру: серия 3973 № 183783 от 16.07.2024

Рекомендованное | 9 | 7 | 338 | 26.11.2024. 20:32:39

Произведение оценили (+): ["Лев Бондаревский", "Ида Лабен", "Игнат Колесник", "Александр Закуренко", "Евгений Иванов", "Сергей Шестаков", "Трояновский Игорь Дмитриевич", "Владимир Старшов", "Наташа Корн"]

Произведение оценили (-): []


Александр, люблю стихи, по прочтении которых, в руках зуд от желания полистать Эфрона и Брокгауза). Ваши - из их числа.
Не берусь дискутировать по вопросам правописания и правопроизношения, но на седьмой строке Кьеркегора - сколько раз прочёл, столько же споткнулся. А может я чего-то не догоняю..?
Т.И.

Алаверды, Игорь Дмитриевич:) Сам прочел строку несколько раз и не догоняю, чего Вы не догоняете. :) Может, дело в том, что я привык читать стихи, делая паузы практически после каждого слова?

Возможно дело в ударении?
на глУхо, а не нАглухо.

В принципе я двумя руками "за" авторские и пунктуации, и интонации, и ударения. Не настаиваю ни на чём. Моя реплика - это просто ощущение от прочтения. В целом, стихи мне очень, как теперь говорят, "зашли". И не только эти, а и все многочисленные шадреши, заставившие "прогуглить" и открыть для себя этот португализм, и его шахматно-лирическое наполнение. Всё это интересно и познавательно. Удач и успехов Вам, Александр!
Т.И.

Тут так получилось: сердечко на окне, которое забито. Наглухо. получается. А меня "глухо" забито. И вообще-то сердечко должно быть на ставне. В общем. смещение смыслов. В какой-то мере оправданное всем стилем книги. Пусть остается, как написалось.

« Только музыке всё нипочем, проникает она

сквозь сердечко на глухо забитом оконце чердачном…»

Вроде бы написанное попадает в цель. Глухое, потому что глухо забитое окошко, но музыка слышна сердцем, сердечком в ставне…

Точно. Музыка и глухо коррелируются. И музыка воспринимается сердцем. Всё складывается.