С. Курёхину

Дата: 15-07-2024 | 14:35:03


Вот смычок, он поёт как в огне,

Разлагается тело эфира,

В горле клавише больно, вовне

Вместо крика – миноры клавира.

 

У гитары под тысячью ватт

Звук пронзительней, чем лебединый

Разлучающий голос, стократ

Он печальней, чем песня ундины.

 

А на сцене – как-бы-скоморох,

И танцует, и вьётся, и плачет,

И хохочет, весь мир – кабысдох -

Воспевая в запале удачи.

 

Ах, Сережа, Серёжа, Сергей,

В этом пиршестве не было силы,

Чтобы вырвать тебя из цепей,

Чтобы в зал возвратить из могилы…

 

И ни скрипка, ни бас, ни рояль,

Ни гитара, ни перст дирижёра,

Удлинённая в струны печаль,

Чистый ангельский голос из хора.




Александр Закуренко, 2024

Сертификат Поэзия.ру: серия 906 № 183768 от 15.07.2024

8 | 7 | 212 | 18.10.2024. 06:20:47

Произведение оценили (+): ["Игнат Колесник", "Челюканова Ольга", "Алёна Алексеева", "Сергей Шестаков", "Владимир Старшов", "Марк Шехтман", "Владислав Кузнецов", "Владимир Мялин"]

Произведение оценили (-): []


Добрый вечер, Александр.
Неожиданно.. Поэтично. Может быть, и похож немножко.
Мне лично общаться не приходилось.
У Стогова в техно-романе, по мне, интересно...

"Борис Гребенщиков говорил, что «Поп-механика» это совершенно особый вид искусства. Не концерт, не поэтический вечер, не эстрадное шоу. Совсем другое.

Новое искусство не было рассчитано на то, чтобы его смотрели или слушали… не на что в этом роде. Суть этого искусства – плевок в душу аудитории. Если выходя из зала зритель ощущал себя обмокнутым в унитаз – концерт удался! Курёхин не был жестоким человеком. Сперва (очень долго) он пытался быть мягким и добрым. Он хотел быть добрым, потому что он действительно был добрым. Просто потом он перестал быть.

Хорошенько размахнувшись, Курёхин влепил миру первый пендаль. Еще до падения СССР, еще в эпоху коммунистической цензуры он появился на телевизионном экране и с умным видом рассказал, что Ленин – это гриб.

Атаки с этой стороны не ждали. Все растерялись. Как это, гриб?.. Ленин же млекопитающий…

Останавливаться Курёхин не собирался. Окружающие считали, что он – милый и улыбчивый. Очень интеллигентный… Да и его «Поп-механика» – тоже миленькая. Похоже на цирк.

Это же очень забавно, говорили все как раз в тот момент, когда Курёхин разворачивал свою армию фронтом.

4

В 1989 году железный занавес треснул. В щелочку тут же просочились ленинградские художники. Первым на разведку отправили Курёхина. Он должен был съездить, посмотреть, как там, и рассказать остальным.

Журналы писали, что ни один джазмен в мире не мог рассчитывать на прием, какой устроили Курёхину на Западе.

Едва прилетев в Штаты, Сергей отправился поболтать с Фрэнком Заппой. Из Лос-Анджелеса он перелетел в Аризону, где записал альбом «Morning Exercises In The Nuthouse». Вернувшись в Калифорнию, он записывает концертный альбом с местными соулменами и улетает в Нью-Йорк. Там он выступает по клубам и едва успевает отбрыкиваться от наседающих продюсеров. Каждый его шаг снимают операторы телекомпании BBC. Из Нью-Йорка он летит в Чикаго и дает концерт с Полом Уэртико и Питом Коузи. После этого следуют концерты в Санта-Круз, Филадельфии и Вашингтоне.

Повсюду его принимают в почетные члены музыкальных обществ, просят выступить, предлагают контракты. Газеты сюсюкали:

Сергей Курёхин производит РЕАЛЬНО приятное впечатление. 35-летний ленинградец со скромной улыбкой, теплыми глазами косули и дружелюбной манерой поведения, скрывающей охватывающую его временами грусть…

У этого мужчины действительно была очень располагающая внешность. Открытое лицо. Добрая улыбка. Но не было ничего доброго в нем, кроме этой улыбки и по ту сторону располагающей внешности скрывался Терминатор.

Было время – и он представлял свою будущую жизнь так: все те же друзья, все те же разговоры, все тот же кофе в «Сайгоне»… и так на годы вперед: болтая, играя, редко трезвея, без конца слушая и читая, опять играя.

Эти планы давно устарели. Уже очень давно его интересовало другое: найти что-нибудь святое и уничтожить. Наступить и почувствовать, как оно там хрустит под подошвой." И т.д.

Спасибо, Владислав. Я тоже Курехина не знал лично, но он мне симпатичен был по-человечески, а его музыка (настоящая) просто нравится. Он прекрасный композитор, пианист хороший. Что касается цитат из романа - впервые от вас услышал об этом авторе. То, что он пишет о Курехине - кажется мне совсем неверным. Причем независимо от того, знал ли он Курехина лично. Потому что писать о личности человека - совсем не значит понимать его творчество. Скорее, это мешает. Я бы сказал, что это ход или лентяя, или глупца - не понимая творчества, начинать говорить, что автор глуп или бездарен. Это такой прием ниже пояса. А главное - не по существу.

Добрый день, Александр.
Курёхину в таланте никто не отказывает.
И Стогов написал живую книгу с живыми героями.
В этом никакого противоречия нет. Автор - в теме.
Книга о поколении питерского андеграунда, в смутное время оседлавшем волну развала Союза...
Там много кого и чего. Книжка - слепок. Слепок верный.
Курёхин, как талантливый музыкант - одна история.
Как фронтмен андеграундной тусовки - совсем другая. Как полпред в дальнем зарубежье - третья...
Сложный молодой человек. Мог часами наигрывать режиссёру псевдовариации Шопена. 
 Сам неплохо снялся в кино. Его западные альбомы не пошли... Они изначально были не нужны. А главное -никто не верил, что это живое исполнение. Что в таком темпе можно импровизировать. А Курёхин просто хотел показать класс. Не суть.
Что сказал Курёхин по возвращении?...
- Готовы. Можно брать тёплыми.
Т.е. не их Запад берёт. Они его. Сверхнаглость. И сверхцинизм. И всё это в нём было.
Можно и не читать, конечно. Но странно ведь, когда портрет интереснее того, с кого он написан...
Спасибо, Александр.
Я так сразу и сказал - неожиданное такое.

Добрый, Владислав. А тут нет предмета для дискуссии. Стогов пишет из своего опыта, я из своего - слушая его музыку и видя лишь изображения на экране. Какой Курехин настоящий? У Вас, думаю. он тоже другой. как-то меня задел его взгляд - грустный и лукавый одновременно. И полная свобода на сцене..

Александр, я мало что знаю о Курёхине. Но ведь портрет в музее представляет больший интерес в плане художественном, чем информативно-историческом. Мне важен и интересен в этих стихах прежде всего поэтический образ, написанный ярко, нетривиально, неожиданными и броскими мазками... Очень хорошие стихи!

Спсибо,Марк. Соглашусь с Вами - тут важно, как автор воспринимает того, кому посвящает стихотворение. Ассоциации, место в мире, воображение, уже чуть от себя.
https://www.youtube.com/watch?v=Qgjtl0ttxH8&t=34s
https://www.youtube.com/watch?v=6AlScnBZOrY&t=2s
https://www.youtube.com/watch?v=k441E9C3fGE

тут с19 минуты - двадцать минут радости, свободы, улыбок --https://www.youtube.com/watch?v=Zg2o7CChwcU 

- был пианист и педагог,
Сергей Натольевич Курёхин,
играл он кажется не плохо,
жаль только, выиграть
не смог...
его переиграло время,
а может сам он был
не в теме...