Екатерина Камаева. Музей казачества

Дата: 10-06-2024 | 23:23:32

Одним из филиалов Ставропольского государственного историко-культурного и природно-ландшафтного музея-заповедника является Музей истории казачества. Я очень хотела его посетить. И в первый свободный день села в троллейбус, следующий до Вокзальной площади.

В музее меня встретила Галина Александровна Есаулова и подробно рассказала о жизни и быте одного из самых удивительных сословий российского государства. Её замечательным рассказом я хочу поделиться с нашими авторами и читателями.

 

Рада приветствовать вас в нашем музее, посвящённом истории казачества.

Общая история казачества насчитывает около четырёх веков. Представители многочисленного народа, населявшего берега Дона, Терека, Кубани с гордостью называли себя казаками. Казак в переводе с тюркского языка означает «свободный, вольный человек».

В 1577 году на правом берегу реки Терек была построена крепость. С этого года терское войско ведёт своё старшинство. А основу современного казачества на Ставрополье составляют казаки, которые в конце 18 века переводились на Северный Кавказ для строительства Азово-Моздокской оборонительной линии. Она состояла из девяти крепостей и станиц. Со временем часть из них утратили своё значение, остальные превратились в города и населённые пункты. Например, Крепость Святого Георгия – это нынешний город Георгиевск, крепость Святого Александра – село Александровское, крепость Ставропольская – наш город Ставрополь. Между этими крепостями существовал ряд более мелких укреплений в виде смотровых вышек – пикетов (высотой с 3-5 этажное здание). Их ставили на возвышенностях, на расстоянии видимости друг от друга. На верху, в шалаше, находился дозорный, и, если он замечал неприятеля – немедленно зажигал факел, сообщая таким образом об опасности. Огонь был виден на другом пикете, там тоже в ответ поджигали факел, и таким образом, по цепочке, сигнал доходил до крепости. И казаки были готовы к встрече с неприятелем. Если вдруг возникали проблемы с факелом, а также в условиях плохой видимости, производили выстрел из сигнальной пушки.

 

Крепость Ставропольскую строили два полка: Владимиро-Драгунский и Казачий Хопёрский полк. Александр Васильевич Суворов был с инспекцией при строительстве, давал много советов, исходя из своего опыта, кроме того, уделял большое внимание в установлении добрососедских отношений с горскими народами.

 

Конечно же, следует отметить, что нести службу казакам было тяжело, и за свои подвиги они регулярно представлялись к наградам. Самой почётной наградой был Георгиевский крест: 1-й и второй степени были из золота, 3-й и 4-й – из серебра. Такая награда давала ряд привилегий. Также могли наградить кубком с изображением цесаревича «за лихую молодецкую рубку»

или шашкой «за бои на двух оружиях» (были такие состязания, где у казака в каждой руке была шашка, и он ими искусно фехтовал). Эти бои были престижными, на них часто присутствовала царская семья. На ножнах одной из таких шашек – вензель Николая II.

И конечно же – невозможно представить казака без плети: «казак без плети – что монах без молитвы». Плеть также называется «нагайка» («ногайка»), поскольку переняли её у степных народов – ногайцев. И отсюда происходит название. Плеть используют не для коня, а для врага, т.е. пользуются ею как оружием. В рукоять плети часто вставлялся шип, который сам по себе мог использоваться как холодное оружие («потайной» шип).

В музее также представлено трофейное оружие – турецкая сабля «ятаган», внутренняя часть её клинка заточена, саму саблю использовали для нанесения ударов со спины, поэтому называли «подлым оружием». А казак привык встречать своего неприятеля лицом к лицу.

Ещё были капсульные ружья. Чтобы произвести выстрел из такого ружья, нужно было отмерить определённое количество пороха. Когда казаки готовились к бою, они насыпали порох в деревянные трубочки, которые носили на груди. Назывались такие трубочки «газыри». Сам порох хранили в пороховницах (изготовленных из рогов крупного рогатого скота или диких животных) чтобы он не отсыревал во влажную погоду.

 

В 1778 году, через год после основания, в станице Ставропольской насчитывалось 198 домов, две лавки, гауптвахта и пороховой погреб. Самым главным и самым высоким строением всегда была церковь. Дома были низкие, глиняные, с соломенными крышами. Церковь же всегда строили из дерева. И если казаки меняли свои границы, то дома они могли оставить, продать или поменять, церковь всегда разбирали, по брёвнышку, складывали на повоз и перевозили на новое место жительства, где и возводили её заново.

 

Всё казачье поселение станицы представляло собой казачье сословие, главным органом которого был Казачий круг. Собирались собрания, где избирали атамана, решали военные и бытовые вопросы. На собрании обязательно должен был присутствовать священник, иначе решение Казачьего круга не имело законодательной силы. Женщина на таком собрании могла присутствовать только в виде просительницы за сына, отца, мужа, брата.

Тяготы семейной жизни очень рано ложились на плечи молодых казачек. С 16 лет девушка вела домашнее хозяйство, ухаживала за огородом, за скотиной, умела запрячь быка в арбу, могла оседлать коня и подать его казаку.

Бронзовая статуэтка «Прощание казака с казачкой».

Когда казак отбывал на службу, казачка становилась одной ногой в стремя (которое казак специально для неё оставлял свободным) и, обняв казака, могла с ним проскакать несколько вёрст за деревню. У терских казаков это делала жена, мать или сестра, у кубанских – жена. Она передавала повод со словами: «на этом коне, казак, уезжаешь, на нём и возвращайся домой с победой». После этого казак брал повод, обнимал жену, детей, нередко и внучат, осенял себя крестным знамением и уезжал на место сборов. Также следует отметить, что казаки уходили на службу со своим обмундированием, со своим конём и оружием, т.е. всё себе подготавливали сами. Поэтому была такая традиция: пока казачонок растёт, ему дарили жеребёнка, чтобы они вместе росли, привыкали друг к другу. И потом молодой казак уходил на поле боя со своим конём. Были случаи, когда лошадь ложилась на землю, и казак вёл из-за неё прицельную стрельбу (т.е. животное не боялось выстрелов, доверяло своему хозяину) или же уносила раненого казака с поля боя, спасая ему жизнь. Казаки любили лошадей, берегли их. Даже есть пословица: «казак сам не поест, а коня накормит». Чтобы коня не украли, его клеймили. Тавро было индивидуальным: на нём изображали первую букву имени, фамилии либо фамильный герб. Его раскаляли на углях и прижигали. Когда ожог заживал, оставался узнаваемый оттиск. Если лошадь терялась, хозяин брал тавро и отправлялся на её поиски (это был своего рода «паспорт» для лошади).

Ну и конечно же, образ казака связан с подтянутостью, с постоянной готовностью к боевым действиям. Модно было, чтобы из-под папахи чуб вился волной и усы были лихо подкручены. Поэтому их подкручивали специальными щипцами – для завивки усов и чуба (нагревая «прародителя плойки» на углях).

Пока казак был на долгой военной службе, его жена, нередко в одиночестве, вела хозяйство. В каждом доме был красный угол, где висела икона, украшенная рушником – полотенцем с ручной вышивкой.

Не было казачки, которая бы не умела шить, прясть, ткать, вышивать. В доме были прялочки. Девочек обучали с раннего возраста помогать маме по дому. В пять лет они могли пришить пуговицу, поставить заплатку. Семьи были большие. Одежду и даже обувь шили сами. Всё хранили в больших деревянных сундуках, обитых металлическими пластинами. Своему внешнему виду казачка уделяла большое внимание.

Из предметов быта – керосиновые лампы, ступки, утюги – угольные и чугунные. И – прародитель всех утюгов – рубель. При помощи него гладили бельё: на столе раскладывали предмет одежды, который нужно было погладить, наматывали его на скалку и «выкатывали» до тех пор, пока не исчезали основные заломы на ткани. Идеального результата достичь было трудно. Однако, таким образом очень хорошо смягчалось грубое домотканое бельё.

Угольные утюги появились позже: внутрь них клали уголь, ждали, пока платформа нагреется, и гладили вещи. А потом появились цельные чугунные. Их, как правило, было два: одним гладят, второй греется на печи, чтобы не ждать.

Еду готовили в печи. Использовали чугунки. Чтобы его достать, использовали ухват (рогач). Для очень больших чугунков имелись ухваты на колёсиках. В каждом доме был угольный или дровяной самовар.

У каждой казачки были ступки для измельчения зерна, крупы, пряностей. Небольшие ступки для измельчения табака казаки брали с собой в поход. Ступки были похожи, визуально их было легко перепутать. И «свою» ступку отличали по звуку (или, как ещё говорили, «по голосу»). Звучат они очень красиво – как маленькие колокола. Пестики были очень тяжёлые и могли использоваться в ближнем бою как ударное оружие.

 

Стоит обратить внимание на особенные стремена с подобием чаши на оборотной стороне. Когда казаки переходили через водные переправы, им было запрещено останавливаться, потому что там была большая вероятность засады. Но они могли на ходу отстегнуть такое стремя, зачерпнуть в него воды и попить. Богатые казаки опаивали дно «чаши» серебром, т.к. считалось, что серебро очищает и обеззараживает воду.

На чердаке хранилась конская упряжь.

На Ставрополье два вида войск: Терское казачье войско и Кубанское казачье войско. Форма у них одинаковая, отличается только цветом. У кубанского войска основной цвет красный, у терского – синий. Форма состоит из брюк с лампасами, рубахи-бешмета и верхней одежды – черкески, которая подпоясывается наборным ремнём (собирается путём сцепки отдельных «модулей»), на котором висит кинжал. На груди – газыри. Головной убор казака – папаха из овчины (верх, соответственно, синий или красный) или кубанка из каракуля. Также головным убором служил специальный капюшон – башлык. Зимняя одежда – бурка, очень тёплая, плотная, практически водонепроницаемая, укутавшись в которую зимой можно было переночевать под открытым небом и не заболеть.

Шашка – символ чести и достоинства казака. В любом бою казак стремится завладеть лучшим оружием. Шашку передавали по наследству. Если не было наследника, то её ломали пополам и хоронили вместе с казаком. Шашкой голосовали на Казачьем кругу, поднимая её в верх. О шашке говорят, что «она должна быть лёгкая, как перо, гибкая, как лоза и острая, как бритва». Уставной вес шашки вместе с ножнами – 700-800 г.

Кинжал – холодное оружие с коротким клинком, предназначен для рукопашного боя.

Плети украшали «козьими ножками». Это делалось для красоты: вставляли плеть в сапог, чтобы было видно «украшение».

 

Основная часть коллекции музея собрана Виктором Алексеевичем Есауловым, потомственным казаком, одним из инициаторов возрождения казачества на Ставрополье, первым атаманом города Ставрополя в 1990 г.

Казаки любили украшать оружие и писать на шашках различные лозунги, как то – «без нужды не вынимай, без славы не вкладывай», «слава нам, смерть врагам».

Когда казаки пришли на Северный Кавказ, у горцев они переняли многое: и форму одежды, и тактику ведения боя. Но остались православными. И у казаков всегда был свой полковой священник, который с крестом в руках вдохновлял их на подвиги. Для того, чтобы провести богослужение в походе, с собой брали специальные походные иконы-складни.

Во время празднования Пасхи отличившихся в бою казаков могли наградить специально украшенными яйцами – стеклянными или фарфоровыми.

Шестопёр – символ атаманской власти. Название происходит от шести ответвлений-«перьев». Он тоже мог использоваться в ближнем бою как ударно-дробящее оружие, поскольку был тяжёлым, с острыми краями.

На гербе Терского войска серебристая лента означает реку Терек и Российский флаг, пересекающий реку, говорит, что земля по обе стороны реки принадлежит России.

 

Есаулова Галина Александровна


Фото – Екатерина Камаева




Редколлегия, 2024

Сертификат Поэзия.ру: серия 339 № 183199 от 10.06.2024

3 | 2 | 172 | 27.07.2024. 03:12:19

Произведение оценили (+): ["Олег Духовный", "Владимир Старшов", "Александр Питиримов"]

Произведение оценили (-): []


Большая благодарность, Екатерина, за очень интересный и обстоятельный рассказ. Много живых подробностей из казачьей жизни, которых раньше не знал. Берущий за душу обычай проводов казака на войну на одном с ним коне, в стремени. Это великая суровая поэзия жизни, до которой тянуться и тянуться...

Владимир, и Вам моя сердечная благодарность!
У меня тоже было такое ощущение, что это поэзия жизни. Подлинная и прекрасная. Обычай провожать считался священным. Был случай в первую мировую, когда одна казачка дольше положенного задержалась в стремени, и офицер, который вёл подразделение, как-то сурово махнул ей, что, мол, хватит, иди уже. Так её муж этого офицера зарубил сразу же. И военный трибунал оправдал рядового, потому что он защищал честь женщины.