Автор: Александр Шведов
Дата: 10-12-2023 | 01:41:40
«…А я тебя, Алеша, и без коньячка люблю!» Виновен ли Алеша Карамазов в смерти отца?
..Эти Карамазовы, все, все четверо, отец и сыновья, - люди подозрительные, опасные, ненадежные, у них странные прихоти, странная совесть, странная бессовестность, один из них пьяница, другой сладострастник, один - бегущий от мира фантаст, другой - тайный создатель богохульных творений...
Герман Гессе, 1919
Совсем недавно перепрочёл «Братьев Карамазовых». Дело это неторопливое, терпеливое и ох как непростое.
Существует тысяча суждений касательно романа. И споров, кто же всё-таки убил старшего Карамазова. И диспутов, кто был соучастником, хотя бы, вернее, в первую очередь - в смысле морального соучастия в преступлении. Еще точнее – моральной соответственности.
Как правило, всё крутится вокруг Мити, Ивана и Смердякова, а Алеша вроде как бы не при делах.
А вот в мистификации Сергея Борисова, стилизовавшего под Артура Конан Дойля расследование убийства Федора Карамазова в рассказике « Смерть русского помещика», есть и такая версия:
Отвергая возможность убийства Карамазова-старшего бульонщиком Смердяковым тем, что тот на самом деле «лишь внушил себе, что убил он, внушил, находясь под сильнейшим воздействием слов Ивана Карамазова, произнесенных в их разговоре у калитки», Холмс/Дойл/Борисов подводят читателя к мысли, что и Алеша мог прикончить папашу.
Ведь Алеша знал об угрозах Дмитрия. Поэтому, либо он мол не остановил брата, либо сам и убил. Конечно, доставшиеся по наследству денежки он бы использовал исключительно на благое дело!
Какое? По свидетельству Суворина Достоевский планировал создать продолжение романа, в котором героем будет Алеша Карамазов. « Он хотел провести его через монастырь и сделать революционером. Он совершил бы политическое преступление. Его бы казнили. Он искал бы правду и в этих поисках, естественно, стал бы революционером» (Суворин А.С. Дневник. Пг., 1923. С. 16).
Ну, да чёрт с ним. Я имею в виду не Алешу, а Суворина.
А вот с Алешей-то как? Борисов устами Холмса в конце концов заматывает тему, намекая, что по отношению к Алеше он просто-де нафантазировал. Впрочем, у Дойла главный герой всегда Шерлок и его дедуктивный метод. Поэтому, кто преступник для него, собственно, и не важно.
А вот у Кристи Алеша точно мог бы стать преступником. Ведь для нее самое главное, чтобы до последней странички никто не догадался, кто убийца. Алеша для Агаты - лучшая кандидатура.
К счастью, роман писали не Кристи и не Дойл.
Думается, что независимо от нашего отношения к подобной шутке, мы можем признать – такой сюжетец, как минимум, маловероятен. Конечно, Достоевский даже и помыслить не мог о таком. Но парадокс заключается в том, что герои произведения начинают жить независимо от воли их автора.
Алеша, конечно, догадывался, что убийство отца – очень даже вероятная штука. Причем, не только со стороны Мити. И что не только Митя мечтает, что отца не станет. И вместо того, чтобы попытаться предотвратить отцеубийство, младший Карамазов, раздражая проницательного читателя, мечется по сюжету, занимая себя весьма благородными, но на тот момент второстепенными заботами. Нет, чтобы переехать к папаше и попытаться его защитить. Вот тут и возникает вопрос о его фактическом соучастии в убийстве.
Мой старинный друг прислал мне несколько соображений по поводу возможной моральной ответственности Алеши Карамазова за смерть отца: «Алеше Карамазову - 20 лет. В этом возрасте может просто не прийти в голову стать телохранителем…Тем более, учитывая отношения этих людей друг к другу… Алеша, я думаю, просто молился и положился на Бога. А это несоизмеримо надежнее, чем полагаться на человека».
Да, возраст, определенный Достоевским Алеше, серьезный аргумент в его пользу. Но тогда и Ивановы 24, и Митины 28 – также являются аргументом в их оправдание. Особенно по нашим нынешним меркам, когда, как минимум, лет до сорока ты вроде еще и не взрослый мужчина, а так, мальчонка.
Братьев Карамазовых в кино играют «великовозрастные» артисты не только потому, что такие сложные роли 20-летние не потянули бы. Вспомните, в блистательном фильме Пырьева 68 -го Ульянову, играющему Дмитрия, - за сорок, Лаврову - Ивану тоже за сорок, Валентину Никулину- Смердякову – ближе к сорока, да и Андрею Мягкову (Алеша Карамазов) все тридцать.
Это, конечно, не случайно. Герои Достоевского в действительности значительно старше обозначенного биологического возраста. Они сами - часть Достоевского и его трагического жизненного опыта, включившего в себя и отмененную в последнюю минуту казнь ( а ведь один из приговорённых к казни сошёл с ума), и каторгу, и многое другое. Поэтому и спрос с братьев, как со взрослых.
И потом, посмотрите на другого, может быть, самого светлого героя романа - маленького Илюшу Снегирева, который в 12-летнем возрасте с перочинным ножичком защищает честь отца. Вон он-то точно готов стать его «телохранителем».
А что, если бы Достоевский прожил на несколько лет дольше и все-таки написал вторую часть романа, в которой Алеша стал бы революционером и цареубийцей?
В этом случае часть читателей, особенно те, кто веруют, просто отказали бы Достоевскому в праве так менять судьбу их любимого героя, божьего человека. Ну, объяснили бы, что и Достоевский тронулся разумом, поэтому эта часть книжки не считается. И, по-своему, были бы правы. Повторюсь, литературные герои начинают жить собственной жизнью, и тогда даже их создатели могут потерять на них право.
Александр Шведов, 2023
Сертификат Поэзия.ру: серия 924 № 178954 от 10.12.2023
2 | 4 | 336 | 15.11.2024. 22:13:28
Произведение оценили (+): ["Александр Питиримов", "Олег Духовный"]
Произведение оценили (-): []
Тема: Re: Re: Виновен ли Алеша Карамазов Александр Шведов
Автор Александр Шведов
Дата: 11-12-2023 | 16:22:55
Тема: Re: Re: Re: Виновен ли Алеша Карамазов Александр Шведов
Автор Александр Питиримов
Дата: 12-12-2023 | 00:22:31
История с Шерлоком Холмсом известна. Но не упускай из виду, что это был вполне себе успешный коммерческий издательский проект, и когда Дойл отправил Холмса на дно Рейхенбахского водопада, издатель мог инициировать сотни и тысячи гневных читательских писем в адрес писателя, а, если бы потребовалось, то и сплетни насчет опечаленности судьбою Холмса Её Величества, и озабоченности епископа Кентерберийского.
Что касается Остапа - есть весьма характерное свидетельство его авторов, вложенное в предисловие к "Золотому Теленку":
"Обычно по поводу нашего обобществленного литературного хозяйства к нам обращаются с вопросами вполне законными, но весьма однообразными: "Как это вы пишете вдвоем?" Сначала мы отвечали подробно, вдавались в детали, рассказывали даже о крупной ссоре, возникшей по следующему поводу: убить ли героя романа "12 стульев" Остапа Бендера или оставить в живых? Не забывали упомянуть о том, что участь героя решилась жребием. В сахарницу были положены две бумажки, на одной из которых дрожащей рукой был изображен череп и две куриные косточки. Вынулся череп и через полчаса великого комбинатора не стало. Он был прирезан бритвой".
Всё просто, Саш, представь, что ты автор "Остапа". Берёшь сахарницу и... туда ему, любимцу читающей публики, дряни этакой и дорога.
Тема: Re: Re: Re: Re: Виновен ли Алеша Карамазов Александр Шведов
Автор Александр Шведов
Дата: 12-12-2023 | 16:15:48
Жребий Ильф с Петровым, если не приврали, тянули 😇 И значит, вроде это они самостоятельно решили судьбу Бендера, зарезав на последних страничках «Двенадцати стульев».
На ведь затем воскресили в «Золотом теленке». Потому что читатели требовали новых приключений. Да и ни чему было отказываться ни от дополнительных ассигнаций, ни от растущей славы.
Значит, от них мало что зависело в этом контексте!
Но есть и другой, не менее важный аспект. Например, герой пьесы (и фильма) «Давным-давно» поручик Ржевский давно живет своей жизнью В АНЕКДОТАХ, которые знают и пересказывают все, таким образом прочно заняв место в культурном ландшафте страны именно в этой роли. То же самое произошло и со Штирлицем и многими другими литературными или киношными героями.
А их первоначальные «родители» ничего не могли с этим поделать…
Тема: Re: Виновен ли Алеша Карамазов Александр Шведов
Автор Александр Питиримов
Дата: 11-12-2023 | 11:52:34
Саша, «перепрочитав» (в третий, кажется, раз, потому что у твоего «Алёши» сложная судьба — всё время куда-то исчезает с сайта это твоё эссе), я всё же позволю себе не согласиться. «Собственная жизнь» литературных героев — иллюзия. В таком случае что же тогда автор — перефразируя того же Ф.М. — тварь дрожащая или право имеет? «Жизнь» персонажей подвластна создателю-демиургу и законам жанра. Я давно вывел для себя простую (в шутку, конечно) истину: хотите написать классический роман — нет ничего проще. Возьмите молодую женщину с трудной судьбой, влюбите в неё читателя и бросьте её под поезд. Успех у издателей и кинематографистов обеспечен. Алёше (герою) не хватило трагического финала, вот и осталась тема с продолжением открытой, как незакрытый гештальт.