Инжир

Дата: 30-09-2023 | 18:37:34

По сгусткам сухой осоки
До горного водопада
Взлетел серпантин дороги,
Рассеяв машинный смог.
 
...У старой татарской сакли,
Опутанной виноградом,
Старик предлагает робко
Ведёрко зелёных смокв.
 
Усталости будто нет, но
Спина не на шутку взмокла.
Напротив — застыла в свете
Прекрасная Демерджи.
 
...С улыбкой едва заметной
Старик выбирает смоквы.
«На, дочка, попробуй эти, —
И в руки суёт — держи!»




Екатерина Камаева, 2023

Сертификат Поэзия.ру: серия 3975 № 177343 от 30.09.2023

10 | 24 | 519 | 24.04.2024. 00:50:59

Произведение оценили (+): ["Ашот Наданян", "Ирина Бараль", "Самвел Арутюнян", "Виктор Гаврилин", "Ольга Пахомова-Скрипалёва ", "Николай Горячев", "Надежда Буранова", "Кохан Мария", "Владимир Мялин", "Олег Духовный"]

Произведение оценили (-): []


Тема: Re: Инжир Екатерина Камаева

Автор Игорь Белавин Песни

Дата: 30-09-2023 | 18:54:26

Естественно, Екатерина
Вы начали мощно
но, полагаю, уже пора перейти на грешную землю
вот это - уже не в гаванском стиле -
мне начинает (на самом деле) нравится больше "как стиль"
Это стиль известный со (скажем) времен возврата русской "китайской"  эмиграции
на русскую же почву (имен упоминать не буду)
Вам будет сложно (но можно) сюда вписаться
Ну скажем Перелешин написал бы так
"по стеблям густой осоки" (ну это мой домысел!)
Вам неизбежно придется найти свой ракурс
Удачи!
Ваш И.Б.

 


Тема: Re: Re: Инжир Екатерина Камаева

Автор Екатерина Камаева

Дата: 30-09-2023 | 18:57:03

Здравствуйте! Это старый стих. То, что там было, походило именно на травяные сгустки.

Мне вообще, Екатерина, нелегко объяснить
зачем я пишу комменты и что хочу
"ПО СГУСТКАМ" это ну никак
но дело не в этом, поскольку в такой трактовке содержания увиденной Вам картинки (а боюсь-таки, что придуманной) существовали многие стихи
Перелешин - русский "бразилец", но есть и другие,
в том числе, замечательно публиковавшиеся в советские времена
они все это видели и описали, всю экзотику. сложно (нам, многогрешным) за ними поспеть
Найдите свои авторские тропы, и люди Вам поверят!
Ваш И.Б.
 




Ну что сказать... чужие страхи мне неведомы) 

Увы, Екатерина,  отсутствие "страхов"
это свойство ранней молодости,
что-то вроде юношеской гордыни
А так-то неважно, что я пишу Вам
важно, что пишете Вы

Свои страхи я очень хорошо знаю)

"ПО СГУСТКАМ" это ну никак

 Игорь, а Вы когда-нибудь видели траву после сошедшего селя? А еще на седловинах бывают такие пробки из игл, листвы, песка и прочего, которые накапливают влагу, а потом все это сносит дождем, и тогда уже не только сгустки возможны, а и колтуны.
 Поэт как увидел, так и написал. ) 
 Я верю. 

Здравствуйте, Ольга!
Тут мы вступаем в зону очень тонких отношений писателя с темой, которая его волнует.
Читателю неважно, верно ли описана картинка (в поэзии средства описания пейзажно-ландшафтной среды крайне скупы, детали мизерны), читатель доверяет.
Критик обязан проверять. Но на странице автора, талантливого, это очевидно, проверять опасно, публика не поймет. нужна статья о книге, не меньше того. Поэтому я и привел для сравнение имя поэта, много колесившего по миру (Перелешин). А есть, скажем, Несмелов, Марков и другие. По их стихам видно, как выглядит картинка, которую писатель видел воочью.
А стихи Екатерины хорошие, построенные на эмоциональности, этого не отнять
Ваш И.Б. 

Игорь, прошу прощения, я совсем не знакома с творчеством Перелешина. Несмелова знаю. Но насколько эти примеры правомерны в отношении личного опыта автора?
Не могу согласиться и с Вашим тезисом "в поэзии средства описания пейзажно-ландшафтной среды крайне скупы, детали мизерны", т.к. все зависит от мастерства, яркого метафорического мышления и, разумеется, от опыта непосредственного общения, если можно так сказать, с ландшафтом и пр.
У читателя этот опыт тоже может быть достаточен и совпадать с авторским. Я, как читатель, имею такой опыт, как автор не могу сказать, что мне удалось отразить его и в какой мере - горная тема (а я занималась серьезно) для меня почти табуирована, не буду вдаваться в объяснения.. И тут , как Вы очень точно заметили, "зона очень тонких отношений писателя с темой, которая его волнует..."
Но говорю Вам со всей ответственностью, что ландшафты во всем их разнообразии я видела воочию, поскольку с рюкзаком обошла весь Кавказ, Крым и Среднюю Азию (еще в границах союза), и потратила на это не менее 10 лет жизни. Да и после определенного рубежа работала в Карадагском заповеднике Крыма, навещала родные места Нового Света - в разное время года, попадая в разные климатические условия. И видела "сгустки", что  содержали не только стебли, впрочем,  это действительно нужно видеть.
Поэтому первую строку стихотворения Елены я восприняла как  достоверную. Да и вообще с радостью читаю стихи нового на сайте автора..

Перед тем, как обращаться к конкретному опыту автора, который чем-то меня заинтересовал, я обычно изучаю авторский след (в Инете). Говоря о строке данного стихотворения, я имел в виду эти штудии, а вовсе не совпадение строки "сгусткам сухой осоки" с чьим-либо опытом путешествий, своим или Вашим, Ольга. Если я сейчас здесь буду излагать свою теорию "направлений", часть которой опубликована на "Топосе" (примерно 20 с гаком статей), то эдак мы не гончим и за год. Надоест не только Екатерине, но, боюсь, даже человечеству в целом. Я вообще не верю в то, что поэт может что-либо изобразить "точно". Вот эмоционально, это да! Мы, читатели (а критик прежде всего читатель), часто навязываем авторской картинке то, что знаем сами (видели, думали), а не то, что написано здесь и сейчас в виде читабельного текста. Я вижу в этих стихах Екатерины гораздо больше мистики чем в описаниях путешествий Перелешина, Несмелова или, допустим, кого-либо из поэтов-путешественников. Вообще в творчестве Екатерины есть много такого (я, конечно, читал далеко не все), что не всегда поддается рациональным объяснениям. А вот те же Перелешин и Несмелов - это сугубо рациональные наблюдатели за происходящим. Но разбирать мое весьма поверхностное и не.зрелое суждение дальше... Нет, это публичная площадка, а я порой говорю весьма заумные вещи. Пока поосторожничаю!
Ваш И.Б.

А вот я авторский след  в отношении хорошей поэзии не изучаю (разве что потом), доверяю своему читательскому вкусу в большей степени, наверное, чем прикладному опыту. Ибо стихи - это главное, что автор может предъявить, - независимо от возраста, регалий или отсутствия последних. В хорошей поэзии и должно быть много того, что не поддается рациональным объяснениям, лишь бы это было органично.
 Через теории тоже не смотрю. Тут уже нужно определяться с тем, что значит точно, что есть образ и какова степень ассоциативности читателя, его культурной, не скажу профессиональной подготовки - в том же прикладном значении. Эмоцио и рацио в союзе - это я понимаю, в гармоническом взаимодействии.
 Ну почему же заумные, Игорь? Я Вас очень хорошо понимаю и понимала до сих пор, даже  вторую часть Вашей статьи о информации, которую так и не сподобилась прокомментировать. Пока. 
 Но даст Бог времени и сил. Мне все, что поворачивается необычной гранью, интересно. А если - в доброжелательном ключе, то вдвойне. 
 Разумеется, читатель порой  выходит за границы текста автора, накладывая собственный ассоциативный (который шире житейского) опыт. Хороший читатель в душе поэт, даже если он и не пишет. А еще это тайна самого стихотворения, которое выводит самого автора за границы высказывания, чего он не имел в виду, но кто пишет, сам знает, как это все получается удивительно и непредсказуемо. И тут мне вспоминается недавний разговор о рифме с Олегом Духовным. Вот так не можешь сформулировать свою мысль, поскольку все это живет на уровне невербального предчувствия, а приходит человек и одной фразой - бац! и сказал.
 Так что наши разговоры о вечном ценны именно этой составляющей.
 И Вам мой поклон! 

Игорь, Вы потратили время, чтобы познакомиться с тем, что я пишу вне этого сайта. Ради этого я найду фото тех сгустков и пришлю Вам на почту.

Во-первых, Екатерина, я не потратил время, а приобрел
этой мой род занятий читать интересующих меня авторов
Во-вторых, фотографию-то Вы пришлете (присылайте, буду рад!),  но с помощью фотографий никак нельзя доказать, что фото сгустков это из строки Вашего стихотворения. Вот если бы Вы мне прислали фото Вашего мозга в момент, когда Вы эти строки писали и к тому же точно описали процесс мышления в тот момент. Но боюсь, это невозможно. А фото доказывает только то, что некое явление существует вне стихов. И не более того
Ваш И.Б. 

Игорь, тогда я Вас попрошу сказать, когда у Вас сложится так называемая "фотография мозга" с образом в стихотворении. Я для себя сопоставлю. Это интересный момент.

Тема: Re: Инжир Екатерина Камаева

Автор Владимир Мялин

Дата: 30-09-2023 | 19:45:28

Прекрасно, Екатерина).
"И в руки суёт..."  Доброжелательно совать может только старческая рука.

Тема: Re: Re: Инжир Екатерина Камаева

Автор Екатерина Камаева

Дата: 30-09-2023 | 19:51:33

Владимир, спасибо) Совсем старенький крымский дедушка был, 89 лет, но бодрый духом и да, добрый очень.

Тема: Re: Инжир Екатерина Камаева

Автор Кохан Мария

Дата: 30-09-2023 | 20:07:47

Чудесный сюжет.. Похоже, мифологический.
Понять бы, кто за ним стоит).

Недавно писала Алене Алексеевой в комментариях:

"Расскажу Вам один необычный случай, который произошел в Монополи два года назад. Было время сиесты, жара. Мы припарковались в центре на какой-то площади, муж пошел оплачивать парковку, а я осталась в машине. Перед его уходом посетовала, что магазины закрыты на сиесту, а так хочется инжиру.

Сижу, глазею на площадь. Она совершенно пуста, и вдруг на ней появляется синьор средних лет и направляется прямо ко мне. В руках у него полиэтиленовый пакет. Подошел, улыбаясь, раскрыл пакет и протянул его мне: Prego!
И да, Алена, там был инжир. Зеленый. А я представляла красный. Я поблагодарила и взяла одну штучку. Синьор жестами подбодрил: мол, бери, не стесняйся. Взяла еще парочку. Представьте удивление мужа, когда по возвращению я его угостила инжиром))"

Тема: Re: Re: Инжир Екатерина Камаева

Автор Екатерина Камаева

Дата: 30-09-2023 | 21:06:56

Спасибо, Мария! И за доброе впечатление, и за чудесный итальянский эпизод. Тоже очень люблю инжир, такой, растресканный от спелости. И мне в тот день очень его хотелось. Думала, по возвращении в город сразу же куплю. А тут дедушка. После Ваших слов задумалась)  Непростой это плод)

Тема: Re: Re: Re: Инжир Екатерина Камаева

Автор Кохан Мария

Дата: 30-09-2023 | 21:09:01

И я задумалась) Ваши стихи очень хороши, поэтому закралась мысль о надчеловеческом сюжете..
Авось, разгадаем)

Тема: Re: Инжир Екатерина Камаева

Автор Александр Ивашнёв

Дата: 02-10-2023 | 21:34:14

Потому, что г-н Белавин - не прав. Никакой это не стиль. Это "поджанр", назовём его "старик и Море". И г-н Мялин тоже не прав. Если бы старик "совал" в одну руку - была бы мнимая пошлость, а в две - как и сказано - правильно. В московских магазинах одна штучка инжира 30 рублей стоит. На рынке дешевле, рублей за 150/кг можно взять.

Тема: Re: Re: Инжир Екатерина Камаева

Автор Екатерина Камаева

Дата: 02-10-2023 | 21:37:43

Да? Вам встречался вкусный? Я где ни куплю, весь пустой, по сравнению с крымским. Хотя есть менее пустой по сравнению с тем, который более, но всё равно не то...

Я его не ем. Жена товарища годовалому человеку зачем-то даёт.

Тема: Re: Инжир Екатерина Камаева

Автор Самвел Арутюнян

Дата: 03-10-2023 | 07:00:33

Екатерина,стихи очень даже  очень,но то что я сейчас читаю не имеет отношения к стихам.Игорь устроил Вам партийный разнос и готов добивать Вас любой ценой. Учитесь замечать с первого слова кто стихи обсуждает  а кто себя утверждает  . Лучшее-  с первого слова согласитесь с ним .Это все равно что поставить его в угол. 

Тема: Re: Re: Инжир Екатерина Камаева

Автор Екатерина Камаева

Дата: 03-10-2023 | 08:54:25

Самвел, здравствуйте! Спасибо Вам за доброе участие. Как говорил Марк Твен, «правду следует подавать так, как подают пальто, а не швырять в лицо, как мокрое полотенце». Поэтому любое замечание, которое выходит за рамки т.н. «пальто», для меня уже не о моём тексте, а о внутренних процессах человека. Люди хотят быть понятыми и принятыми. Контекст, в который выливается внутренний запрос, вторичен. Что поделать. Да и «святых меж нами нет») Ещё раз спасибо)