Будет ли время ещё после смерти, чтоб (Рекомендованное)

Будет ли время ещё после смерти, чтоб

Вырастить почву, испечь чечевичный хлеб,

Мрамор пройти сквозь его сетевину, лоб

Не повредив о холодное нёбо неб?

 

Будет ли поле, чтоб выйти, когда умру,

Светлой слезой окропляя полей росу,

Сквозь невесомое ушко земли поутру

Трелью протечь, звёздной совестью на весу.

 

Там ожидают – отец рядом с матерью, дед,

Бабушкин борщ, в золотистом наваре лещ.

Нити прозрачней и тоньше посмертных лет,

Имени выше, не-сущего сущая вещь..




Александр Закуренко, 2023

Сертификат Поэзия.ру: серия 906 № 177170 от 21.09.2023

Рекомендованное | 8 | 10 | 617 | 27.11.2024. 04:38:55

Произведение оценили (+): ["Надежда Буранова", "Игнат Колесник", "Ольга Пахомова-Скрипалёва ", "Алёна Алексеева", "Владимир Мялин", "Владимир Старшов", "Нина Есипенко (Флейта Бутугычаг) °", "Виктор Гаврилин"]

Произведение оценили (-): ["Александр Владимирович Флоря"]


оказывается, для того, чтобы прозревать тонкие миры, нужно всего-навсего быть поэтом.
не-сущего сущая вещь -- !!
Александр, спасибо,

В сложной поэзии  есть свои коды, которые не всеми читаются. Разному читателю нужны разные стихи. Важно контекстуально совпадать, то есть мыслить теми же категориями. Разность этих категорий и рождает недоразумения и непонимание. Простая, почти прозаическая  сюжетность порой утомляет необязательностью поэтической формы выражения, но если кому по сердцу, то и пусть.
 Вообще поэзия - литургическое действо, это приглашение, но никак не требование и не зазывание, в участии или неучастии - свобода. 
Мне в этих стихах все ясно, может быть, и по-своему (читатель может выйти за границы высказывания поэта - это и предполагается): и сетевина мрамора (двойной образ - и предметный, и философский -  уловленность собственным монументом при жизни), и ушкО земли, в которое не продёрнуться после смерти  со всем нажитым скарбом барахла, в том числе и регалийного, статусно-земного, знаменно-обелискового... Только совесть, творчество и бескорыстное служение. И вера, что их питает. И вот эта связь с ушедшими, как с живыми.
 Лаконично - о важном, сущем, вечном.
 Спасибо, Александр, и за стихи, и за возможность поразмышлять!

Спасибо, Ольга за развернутый отзыв. Всегда читаю Ваши вдумчивые комментарии. независимо от того, критикуете Вы или хвалите, поскольку Вы именно вчитываетесь в текст, подходите к стихотворению, как к многоуровневому метафизическому единству. Такой читатель и критик всегда радует автора. Но я бы с Вами вот в чем не согласился, хотя понимаю, что, скорее, Вы употребили понятие "сложная поэзия", как некий маркер, без развернутого описания: что такое сложная, что такое простая  итд - поэзия? Мое твердое убеждение, что сложной позии нет. Мир и человек сложнее любого их описания. И для меня синомим "простая"  - плохая поэзия. Писать стихи, чтобы сказать о том, что осенью грустно, что человек одинок, или что война - отвратительна - стоит ли? Не может сложное описываться просто. Сложны Пушкин, Лермонтов, Есенин.  И формально, и содержательно. Есть простота формы, кототрая сложна, как у Пушкина или Батюшкова. И есть сложная форма, в которой ноль содержания, скажем, некотрые стихи Хлебникова, часто Маяковский, Крученых, Гнедов  и др. футуристы. Иногда простота есть прием передачи сложного - у Хармса в детских стихах, например. Гомер или Данте разве просты? Но их учат с младшей школы и знают как воздух. 

Мне почти нечего добавить к тому, что Вы написали, Александр,  и я соглашусь с Вами в том, что мне нужно было бы снабдить свои слова о сложной поэзии ремаркой "условно сложная поэзия". Да, это определенный маркер - условно сложная для читателя, который не обладает определенным уровнем даже не эрудиции, а культуры.
Остается только сожалеть, что изучаемое в младшей школе не для всех становится "воздухом", идет мимо душ и часто забивается какофоническим шумом субкультур, всякой ширпотребной (той же эстрадной) безвкусицей.
 Разумеется  "простые" стихи, в весификационном смысле безупречные, могут быть плохими в силу банальности мыслей, общих мест, пустой описательности (даже с замысловатыми эпитетами)  и пр.
Под плохими стихами я подразумеваю те, которые могли бы и вовсе не рифмоваться, ибо все сказанное в таком тексте - та же проза, или публицистика (газетная, часто в духе передовиц прошлого), или какие-нибудь прописи с косой линеечкой морали...
 Спасибо за уточнения, Александр!

ps. Держу в руках малотиражную книжечку "На Страстной"  - там и Ваше стихотворение! А еще букв. на днях вышла книга писем (и стихотворений) Фуделя,  объемная, безумно дорогая (хотя по нынешним меркам, м.б., и нормально), но сметут ее быстро - 1500 экз. всего.. Мне досталась даром, т.к. я принимала участие в подготовке издания. На Пятницкой есть.

Спасиб за наводку. о За Фуделем побегу, если хоть минутка появится времени при моих нагрузках. А книга "На Страстной" - для меня большая честь. Оказаться рядом с Пастернаком и Тарковским... Что тут скажешь.

Да, это большая честь, рада за Вас. Много авторов, некоторых знаю... Жизнь нас поляризует, даже очень больно подчас, но главное - это книга о нашем общем Отечестве, и в этом единство.

Поражаюсь издательству ПСТГУ, на самом высоком уровне книги - и с т.з. полиграфии, и с т.з. академичности - комментарии, именной указатель. А дизайн! Любовью движимое - всегда таково.  "Весенний воздух вечности" (строчка из письма С.И.) - в основном это письма из первого тома давно изданного трехтомника, который теперь раритет. Читала и ловила себя на мысли, что многие письма - целые фразы - помню дословно… Еще и потому, что мы к конференции во Владимире в 15 году готовили брошюрку, а я отбирала важные фрагменты. Саша Воловик тогда аж 50 экз. на принтере сделал и сам переплел - как в старые добрые самиздатовские времена. )

Наверняка скоро будет презентация, скорее всего, в "Покровских воротах" - там можно будет купить дешевле (я Вам маякну). Так случилось с последней книгой Непомнящего на презентации уже его памяти, я чуть ли не вполцены там купила, а сама встреча - просто веха, редчайшее событие. И в этом незыблемость, и она очень держит.

- ставши покойником я преступивши закон,
в прошлое смело сую разложившийся палец,
как говорится вступаю в контакт, и вот он,
вот же он, предок далёкий мой
неандерталец...