Рождество Пресвятой Богородицы (Рекомендованное)

Дата: 21-09-2023 | 20:38:13

В центре Вены, в саду возле ратуши
Мелкий дождь, и не видно людей.
В одиночестве редкостном - надо же! -
Мы кормили из рук лебедей.

Наши зонтики - кроны спасения -
Целовались у кромки пруда.
Франца Шуберта песня осенняя
Зазывала в свои невода.

И в космической той необъятности
В сад пожаловал, чужд и нелеп,
Воробей, что с назойливой жадностью
Стал таскать наш раскрошенный хлеб.

Вечерело, пора было к ужину.
Мы ругались на серого: «Кыш!»,
Вдруг голубка, белее жемчужины,
Опустилась с невидимых крыш.

Все последние крошки батонные
Мы насыпали ей на скамью,
Но она к той еде не притронулась,
Уступая её воробью.

Всё закончилось скоро, как водится,
Но запомнилось, видно, не зря:
Рождество Пресвятой Богородицы,
Двадцать первое сентября.





Константин Вихляев, 2023

Сертификат Поэзия.ру: серия 2344 № 177167 от 21.09.2023

Рекомендованное | 3 | 10 | 562 | 27.11.2024. 04:32:17

Произведение оценили (+): ["Александр Куликов ", "Ольга Пахомова-Скрипалёва "]

Произведение оценили (-): []


Здравствуйте, Константин. Стихи мне понравились, Ваши пейзажи вообще замечательные.
 В этом стихотворении отмечу два момента.
"Батонные" крошки, по-моему, искусственное и неблагозвучное определение. Но это замечание можно игнорировать, как вкусовое.
 А вот упоминание Рождества Богородицы мне показалось более искусственным, поскольку оно, на мой взгляд, здесь случайно (это мог быть любой праздник, даже светский) и не поддержано контекстом.

Ни упоминание Эдема (вроде бы параллель - дева согрешившая и Дева искупившая), который в данном контексте скорее всего понимается как земной рай, ни белая голубка (которая, если говорить о Богородице, то отсылает, скорее, к Благовещению) не объясняют упоминания в финале стихотворения Рождества Бцы. То есть этот день - просто совпадение.

Невольно вспоминается образ Преображения в стихотворении  "Август" Пастернака, которое мало того, что было связано с биографическим событием, но еще имело и подоплеку осмысления поэтом собственной смерти и преображения, а кроме того - цветовое решение образов было само по себе иконописным.


В последнее время я довольно часто встречаю упоминание в стихах христианских образов, которые появляются, наверное, для весомости сказанного, для «красоты». Еще печальнее (и глупее, о чем автор не подозревает, иначе бы остерегся) это выглядит, когда такие образы и слова используются в некотором профанном контексте.

 Но Вас в этом заподозрить нельзя, Вы, что называется, в теме, и в Вашем стихотворении, возможно, что-то недосказано или выражено несколько иначе, чем предполагалось в некоторой интенции, предшествующей созданию стихотворения.

 С уважением и интересом к Вашему творчеству.

Согласен со всеми замечаниями. От "батонных" избавиться не сумел, но два катрена убрал совсем (про Эдем). Что касается праздника, то это быль, случай действительно произошел в тот самый день и в том самом месте. Извините, что покоробил текстом.

Нет-нет, Вы меня совсем не "покоробили". ) И не Вас я имела в виду, просто немного обобщила наблюдения. Хотелось понять, раз уж такой  заголовок.
 Ну и хорошо, что убрали эдем, стало емче...

Ольга и Константин, здравствуйте.
Название поддерживает основную идею стихотворения. Восприятие людьми лебедей и совсем другое восприятие воробья. Пример отношения к воробью подаёт голубка, которая опустилась с невидимых крыш. Провидение? У читателя появляется смысловой и ценностный ряд, связанный с Праздником. Неявная "дидактика" (в позитивных коннотациях). 

Барбара, здравствуйте.
Отношение людей к лебедю связано с традиционными проекциями верности, белого цвета, чистоты, в то же время в христианской традиции нет никаких явных отсылок к этой птице. В Библии лебедь встречается редко, да и то отнесен к нечистым птицам, которых надлежит гнушаться.

 Что касается расхожих ссылок на христианскую символику, то они часто не верны, поскольку христианские символы основаны на других принципах, чем мифологические, языческие или какие-либо иные.

ЛГ не создает здесь никаких аллюзий к факту Рождества Богородицы - так случилось, что день встречи двух людей выпал на праздник, вот ему и запомнилось, и, видимо, не зря (т.е. еще одна зарубочка). Что Константин и сам подтвердил.  Могу повторить, что голубка могла бы еще ассоциироваться с праздником Благовещения, но и это поздняя традиция - выпускать птиц (не обязательно голубей) на волю в это день. А вот с Богоявлением белый голубь связан напрямую.

Таким образом, никакого смыслового и ценностного ряда, связанного с праздником, я здесь не увидела. И какая тут дидактика? Голубка, которая подает пример отношения к воробью… - жертвенности что ли? И провидение - это не к христианскому сознанию, скорее, к языческому.

Я успела прочитать Ваш комментарий под полетами разборов до того, как его аннулировали. Человек с христианским сознанием (по памяти) тут тоже же бы не увидел каких-либо отсылок к истории рождения Богородицы, имеющей апокрифический источник. Человек с таким сознанием может написать очень хорошие стихи без подоплеки. Стоит только поменять название. ) Мало кому заметная строчка «Всё закончилось скоро, как водится» - и есть некая идея, оттеняющая легкой нотой боли этот до мелочей, до крошек врезавшийся в память день.

 А вот в стихотворении Александра Закуренко человеку, понимающему христианские аллюзии его метафор, ничего не нужно домысливать - все ему ясно. Не понимающий же поспешит со своей предвзятой оценкой. Никакого универсализма в поэзии нет. Есть субкультурные пространства. Так было и так будет. И даже (процитирую, коли и часть моего комментария там процитировали) «научная степень по филологии… не гарантирует, что человек не совершит какую-нибудь ошибку…»

Крошки были "напрасными"? Возможно. Предлагаю остановиться на многомерности восприятия. 

Заголовок уже настраивает на определенное восприятие. Разве нет?   Разумеется, восприятие каждого человека ассоциативно  и многомерно, что в отношении общего впечатления от текста упраздняет всякие оценки.. Человеку свойственно искать знамения в простых событиях и придавать значение неким явлениям, за которым (как подсказывает его ассоциативны ряд) стоит образ явления. А читателю, возможно, еще в большей степени, чем самому автору, если он доброжелательно настроен к тексту и автору. Только не стоит забывать, что здесь были еще две строфы (про Эдем), которые автор снял сам... И я писала свой первый отклик на полный текст.
И Пастернака вспомнила не случайно...

ps. Вот если снять название, заменить звездочками, тогда появится логика стихотворения - и две строки в конце  будут оправданы в изв. мере. И крошки (только не батонные, что уводит от ценностного ряда куда-то в сторону) окажутся не напрасными. 

Вот не знаю, но Модератор точно появится, поскольку одни звёздочки в названии запрещены.
Многомерность восприятия.)

Но Вы же поняли, что имелись в виду легитимные звездочки, как в стихах без названия. Понятно, что на своей странице автор вынесет в заголовок первую строку, ну или какую-нибудь из текста (правда, я не нашла ключевой). 
Я бы сказала в ином случае не многомерность, а разные измерения. Это понятие ширше. )