Белая ворона (Рекомендованное)

Дата: 09-08-2023 | 13:34:44



Неприглядная ворона
Промышляла возле окон.
Перекисью водорода
Окатили ненароком.
С перепугу стало плохо –
Думала, что околела
И ослепла, и оглохла…
Но всего лишь побелела.

Возмущалась поначалу,
Перья мокрые щеперя,
На людей взахлеб кричала:
Что, мол, делаете, звери!
Но, устав, угомонилась, –
Отдохнуть всегда полезно.
И сменила гнев на милость –
Хорошо, что не облезла.
Белый цвет, конечно, марок,
Для помоек не годится,
Но средь сереньких товарок
Гордой цацей, белой птицей
Почему б не прогуляться –
Рты разинут от сюрприза,
Даже каркнуть побоятся
Поперек ее каприза.
Под такой веселый случай
Без разбора и без спроса
И кусочек самый лучший
Можно хапнуть из-под носа.

От мечтаний сладких тая,
В околоток свой летела,
Но ее родная стая
Знаться с ней не захотела.
Там где серость, там и зависть.
Стая выскочек не терпит.
И плевались, и клевались
Птиц чужих вгоняя в трепет.
И сама лихой оравы
Перекаркать не сумела.
Еле-еле от расправы
Чуть живая улетела.

Отдышалась, отлежалась
За столяркой в куче стружек,
Но к себе, несчастной, жалость
И обида на подружек
Не исчезли вместе с болью:
Надругались вот и чудно,
Значит, не были любовью
Дальнеродственные чувства.
И решила сердцем хмурым
Век с роднею не встречаться.

Полетела в гости к курам
И не только пообщаться –
Позаботится о крове
С дармовой и сытной снедью
Надо было. Да и кроме –
Чтоб кудахтали над нею.

Ну а тем уже напели,
Им уже настрекотали,
Напищали, насвистели
Про скандал в вороньем стане.
Но она, отнюдь, не дура
И подход сумела выбрать
К сытым и наивным курам –
Пусть ворона, но не выдра.
А хозяйская кормежка,
Высота и мощь забора
И полеты «на немножко»
Не расширят кругозора.
Наплела им полон короб
Где летала, как страдала…
И ни спеси, ни укора
Курам, видевшим так мало.

Сказки плыли как на святки,
На насесте ближе к ночи:
Про хорьковые повадки
И про лисьи, и про волчьи,
Про медвежью глуповатость,
Ястребиное нахальство,
Про сорочью вороватость,
Даже про воронье хамство.

Сочиняла – только слушай.
И молодки затихали,
Перепуганные клуши,
Ей сочувствуя, вздыхали.
Пощади нас, птичий боже,
Только в страшном сне приснится,
Что такое выпасть может
На судьбу несчастной птицы.
А ведет себя, как скромно!
Не спросив, куска не тронет!
Вроде как бы и ворона,
Только масти не вороньей,
Только с выходкой иною
И полетом не похожа.
Может с перьев белизною
И душа светлеет тоже?!

И уже дивятся люди,
А особенно их детки,
Подают в широком блюде
Очень щедрые объедки.
Вроде бы и не просила,
Но разжалобить сумела.
Что там люди – злая псина
Примирилась, подобрела.
Благодарностью блистая,
Чистит клюв на песьих блохах.
Пропадай родная стая
В старых дрязгах, новых склоках.
Для нее утихли страсти
И желанья нет искать их.

Только перья прежней масти
Прорастают так некстати,
Не ко времени, крамольно
Прет проклятое наследство.
А выщипывать их больно,
Только некуда ей деться.
Надо прятаться и наспех
Дергать из живого тела,
Что б не выйти курам на смех.
Да и псина знает дело.




Сергей Кузнечихин, 2023

Сертификат Поэзия.ру: серия 3787 № 176359 от 09.08.2023

Рекомендованное | 8 | 12 | 562 | 26.11.2024. 19:46:33

Произведение оценили (+): ["Екатерина Камаева", "Надежда Буранова", "Сергей Погодаев", "Елена Ханова", "Нина Есипенко (Флейта Бутугычаг) °", "Ольга Пахомова-Скрипалёва ", "Барбара Полонская", "Светлана Ефимова"]

Произведение оценили (-): ["Алексей Борычев"]


Складно излагаете!

Cпасибо! . Как уж получается.

Может с перьев белизною
И душа светлеет тоже?!

 Думали, что блондинка, а она "птичка крашена"...
Много аллюзий!

Вообще этот жанр мало кто разрабатывает в современной поэзии.
И у Вас хорошо получается, Сергей. "Утки" Ваши тоже памятны.

Как написались эти стихи  -- сам не понял. Сочинитель я спонтанный. Да и рос вдали от больших городов. Первого живого поэта увидел в 20 лет и он мне не понравился. Бродский повлиять на меня не успел. Взрослел, не подозревая о его существовании. К современной поэзии отношение сложное.

Акцент я как раз хотела сделать не на современной поэзии, а на редкости в наши дни жанра, который восходит к Лафонтену.
 Басня и притча столь редки сейчас среди лирической саморефлексии, которая пронизала некую коллективную душу современного стихотворца (тут я обобщаю, может быть, излишне, от них же первый есмь Аз), что Ваши читаются с интересом, а иное и поставить можно - в смысле драматургическом. Это дает какую-то очень здоровую разрядку, это вообще функция смеха - упразднять излишний  философский пафос и ложную многозначительность... 
 Мне почему-то кажется, что Вы, Сергей, любите Зощенко (любите ли Вы его так, как люблю я?).
 
 В других Ваших стихах я также замечаю и эпическое начало, исторические ретроспекции, тоже требующие не просто дарования, но и опыта определенного осмысления действительности.
 Бродский - такой один, и вся масса эпигонов приносят себя в жертву приемам, которые без наличия собственного уникального голоса чреваты формалистическими изысками.
 Может быть, и хорошо, что не было такого влияния, кроме классической литературы. Тут я сошлюсь на слова из статьи Игоря Меламеда, правда, написанной более 20 лет назад, впрочем ситуация только усугубилась: "При небывалом напоре ничем не сдерживаемого новаторства, пропагандируемого во всех областях искусства респектабельными, буржуазного склада идеологами, следовать традициям – значит плыть против течения, и для этого тоже требуется дерзание почти героическое..."
 

К Зощенко отношусь очень хорошо. В 14 году у меня выходила книга прозы "Бич-рыба", на обложке Максим Лаврентьев определил мою генеалогию: Гоголь - Лесков - Зощенко. Может он и прав.
Полностью согласен с Вашим мнением о ложной многозначительности. Когда-то сам писал: "Многозначительность наивна и недосказанность пуста"(может и погорячился).
Из поэтов старшего поколения люблю Владимира Корнилова (аж с 74года).

Максим человек высокообразованный, его чутью можно доверять. О книге Вашей не знала, поищу.
И хотя пока  я ее не читала, но в этот ряд перед Зощенко я бы вставила еще и Чехова. 
 Рада своим догадкам. А вот творчество Владимира Корнилова совсем не знаю, надо бы восполнить пробел. В отличие от его тезки -  поэта Бориса Корнилова (мужа Ольги Берггольц, расстрелянного в 1938 году)... 

 ps. Книжку нашла, анонс Максима Лавреньтева прочитала, куплю. На Литресе уже закончилась...
Какая замечательная там фотография на задней стороне обложки! 

Чехов для меня эталон прозаика. Влюблялся во многих, но остывал (случалось и более чем) Чехова и теперь перечитываю.
О Борисе Корнилове и Павле Васильеве есть замечательные стихи у Смелякова. Васильевым в своё время переболел. 
 Владимира Корнилова в 70-е не печатали, случайно купил залежавшийся сборник в рудничном киоске. В перестройку выпустили несколько книг. У него замечательные стихи о Гумилеве и жене Достоевского.
 "Бич-рыбу" в 20 году переиздало "Вече" под названием "Где наша не пропадала", там полный вариант книги. За неё дали премию Фазиля Искандера.
Вы интересуетесь сидельцами. Я выложил ст. "Лауреат" об одном из них. Довелось вместе работать.
Человек отсидел десять лет за анекдот. После освобождения работал в Норильске на ТЭЦ, потом пригласили в Красноярск. Сильно пил, но начальство прощало.Нужный специалист. И отличный мужик.

 Чехов - многоипостасный писатель, давняя и вечная моя любовь. Всегда поражала зрелость его (и писательская, и человеческая), какие глубокие вещи написаны им, когда ему еще не было тридцати...
 И Васильевым переболела в юности, как и многие, думаю. "Да здравствуют наездники пустынь, взнуздавшие коней неукрощенных!" (по памяти).
Книгу Вашу обязательно найду, с поэзией Корнилова познакомлюсь, стихи Ваши читаю с живым интересом.
 Да, сидельцы - тема моих проектов на радио "Благовещение"... Не только литераторов вспоминаем..
Астрофизика Козырева закрыли на 10 лет (а потом и к расстрелу приговорили, но отменили приговор) - за научное открытие, которое впоследствии принесло славу отечественной науке. А еще за то, что он не согласен с высказыванием Энгельса о том, что "Ньютон - индуктивный осёл", и считает Гумилева хорошим поэтом. А кому-то и не отменили..

Надо же, Сергей, сколько точек соприкосновения! Ничего, что я без отчества, без протокола (в дипломатическом смысле)? Это же наши творческие имена.
Если Вы еще скажете, что знали Николая Шипилова - Вашего ровесника, к слову, прозаика и поэта, это будет уже полное попадание. )

ps. Прочитала стихотворение Смелякова, не знала раньше:

три мальчика,
три козыря бубновых,
три витязя российского стиха...

Спасибо, Сергей!

Осенью 82 г. в Новосибирске проводили зональное совещание молодых. От Красноярска было 6 человек (3 прозаика и 3 поэта). Семинар прозы вел Володя Бондаренко, будущий скандальный критик. Поэтов судил Валентин Устинов. Я привез повесть "Ноль пять" о старательской артели. Шипилов тоже был на совещании, но в другом семинаре. Приняли его очень хорошо и быстро издали сборник в приложении к "Молодой гвардии". Меня тоже хвалили. Бондаренко забрал повесть для этой же библиотечки, но меня забодали. В те годы писать о старателях было непринято. На совещании мы с Шипиловым разминулись. Моя старшая сестра жила в Рыбинске в одном подъезде с Серёжей Хомутовым. Шипилов какое-то время обитал где-то рядом с Ярославлем. Они дружили с Хомутовым. Серёжа очень любил его песни. Я читал рассказы Шипилова  лёгкие ( в хорошем смысле) со своей интонацией. Кто-то говорил, что у него выходил роман "Псаломщик", но я не видел. А мою "Ноль пять" сначала обещал напечатать Баруздин в 83 году, но получил втык за можаевские"Полтора квадратных метра"и рисковать из-за меня не стал. Потом обещал "Север"...Вышла в 90 году в "Совпие", но людям было уже не до неё. Читали Солженицина.

Отчество, разумеется, не обязательно

Значит, полное попадание, Сергей! Хотя и догадаться было нетрудно. Одного поколения,  трудовой биогеографии… И тоже рассыпали некогда набор его повести за отказ от компромиссных редакционных правок.

   Вас с Шипиловым, полагаю, роднит вампиловская линия в творчестве (как я для себя ее определяю), очищающая нравственные категории от идиологем. По стихам заметно.

Будучи первокурсницей, прочитала в «Литучебе» повесть неизвестного мне тогда автора Николая Шипилова «Литконсультант». Мощно, причем целительное действие этой вещи с годами не меняется. Я ее перечитываю, как некоторые прозаические вершины, с точной диагностикой времени и характеров. До сих пор памятен эпиграф из амбарной книги героя повести Анатолия Тетерева: «Можно дать бедному человеку нужную вещь и отнять ее позже, но дать бедному сердцу надежду, а потом отнять ее - это уголовщина..» Это вектор жизни.
Позднее, ради этой повести и купила сборник «Пятый ассистент», - вот он, в чуть истрепанной мягкой синей обложке, стоит на полке у меня перед глазами. Но рассказы впечатлили меньше (юность, увлечение битовской интеллигентской прозой меня испортило). И даже узнав и полюбив песни Шипилова, я не сразу осознала, что автор той повести и этих стихов - одно лицо.

Такой полифоничный оказался человек, живой, грешный, любящий и любимый... Жизненная позиция (не люблю слово «гражданская») - глубоко укоренена в традиции - родовой, а не поколенческой. Вот его песня, посвященная кровавым событиям 1993 года, в которых и он, участвовал, рискуя жизнью.  Запись любительская, обстановка неформальная, собеседник - Андрей Эшпай, композитор, фронтовик. https://youtu.be/KnMlZoc59as

 Светлая память этим людям.

 «Псаломщик» у меня есть, но не дочитан пока.

 Всё в свое время дойдет до читателя. Ничто из настоящего не пропадает, и столько тому подтверждений...

Спасибо за разговор,  Сергей, пусть сбудется сокровенное!