Похвалы и оды (Рекомендованное)

Дата: 09-04-2023 | 15:57:51

 Ода Печатной Машинке

 

О, скольких знала ты поэтов!

И сколько вдохновенных рук,

Живой поэзии отведав,

Из клавиш выбивало звук!

 

И сколько – двигало каретку,

Освобождая звон-металл...

Я достаю тебя так редко!

Я от удобств и благ устал.

 

От почитателей комфорта,

Успеха рабского, гроша…

Поэта пальцами истёрта

Твоя старинная душа.

 

А ты, как девушка, прекрасна,

И ты, как женщина, умна,

Когда стучит однообразно

Моих печалей тишина.

 

          Ода Стулу

 

Не просто стул, а с гнутой спинкой,

С сиденьем круглым венский стул!

Ты мило жёсток по старинке,

Из дома изгнан, как Катулл…

 

И дома нет давно, и стены

Сквозными окнами пусты…

Ты, родом из прекрасной Вены,

Как мог меня покинуть ты?..

 

Быть может, фалды во мгновенье

Откинув, Моцарт ввечеру

Садился на твоё сиденье

И начинал свою игру.

 

Звучала скрипка одиноко,

Клавир, под клавишами, пел;

Завистник уязвлённым оком

На профиль гения глядел…

 

И на тебе, в квартире старой,

Фанеры жёсткость не кляня,

Сидел мой дядя за гитарой,

Визе играя для меня.

 

       Ода Радиоле

 

Утёсов с дочерью Эдит

Вздохнёт из мрака по старинке:

Меня по-царски наградит,

На круге, быстрая пластинка, –

 

Иглы статический полёт

По волнам, памятным от роду…

А кто «виват» тебе споёт?

И кто тебе напишет оду?

 

Есть стихотворец тут один,

Под лёгким бременем седин;

Тебе он благодарен будет:

 

Он заведёт свой патефон

Не разбирая лет-времён,

И раструб к тишине прикрутит.

 

     Похвала Креслу

 

Гарнитур, под лаком, чешский,

Полировка-полироль…

Что диван мне мой норвежский?

Что шотландский алкоголь?

 

Снова кресло вспоминаю,

Неказистое на цвет,

Но в него я опускаю

Боль-усталость наших лет, –

 

Старость в выцветшем халате,

Сон трагического дня…

Глубины сиденья хватит

Для уставшего меня.

 

Только как потом я встану

Из него, как тени мним, –

Слушать чуткую мембрану

С тёплым голосом твоим?

 

  Похвала Троллейбусам

 

Троллейбусы завода СВАРЗ:

Сиденья, сваленные в угол…

Я в этот день пришёл для вас

И ваши дуги перепутал.

 

Не вспыхнет резвая искра

На проводах, как на канатах –

Циркачка в блёстках серебра…

 

Кондуктор – сумочке не рада,

Билетов голубых мотку,

Шиньону, гладкому платку

В нейлонных гроздьях винограда…

 

Здесь дядя делал кувырок

Под потолком, пришедши в срок

Со мной, назад полвека мглистых:

Резиной пахло, руль ребристый

Являл слоновой кости цвет…

 

О, дух таинственный и чистый,

Ты виноват, что я поэт!

Тобой дышал; как вдохновенье

Ты овевал меня порой…

 

Машин затихшие виденья

Уходят в рейс вечеровой…

 

 Ода Консерваторскому Креслу

 

Люблю ленивый бархат твой,

Оплот златых консерваторий!

Твой скрип, протяжный и живой,

Сиденье плавное, как море.

 

Скрипело громче скрипки ты,

Но звуки чудные стихали,

Когда уставшие зады

В тебе печально засыпали.

 

       Ода Тишине

 

О Тишина, насколько лучше

Ты бесконечной суеты!

Царевна Несмеяна ты:

Как летний день сгущает тучи,

И близко видится гроза, –

Теплеют влагой неминучей

Твои славянские глаза.

 

Ну как тебя мне рассмешить?

Что рассказать тебе, царевна?

Как юный смех растормошить,

Чтоб день не кончился плачевно?

 

          Похвала Столу

 

        Где стол был яств, там гроб стоит

             

                         Г.Р. Державин

 

Стол дубовый раздвижной,

Под клеёнкой, в веке дальнем

Распрощался ты со мной

Скрипом тихим и печальным.

 

Мы играли в домино:

Дядя, дед, отец – давно

Это было – и пропало:

Чёрно-белое кино,

Верблюжье одеяло…

 

На скатёрке горы блюд;

Вечер Пятницы; поют

Чуть подвыпившие гости.

Вина, песни льются тут…

 

Но поскрипывают кости,

Блещет вострая коса, –

Умолкают голоса…

 

Где шипела под свининой

Жар-чугун сковорода,

Где полынным соком вина

Дружно пенились всегда;

Волновался холодец,

Стопок звон стоял хрустальный;

Где хмельной курил отец, –

Там, на скатерти печальной

Гроб явился, наконец,

Для последней ночи в доме,

И лежал в гробу мертвец,

Неподвижно, словно в дрёме…

 

С этих пор прошли года,

Наступили холода,

Растворились в мраке лица…

 

Я к тебе издалека

Сквозь года и сквозь века

Еду, в траурных петлицах.

 

Рядовой-не рядовой, –

Попрощаться, дед, с тобой.




Владимир Мялин, 2023

Сертификат Поэзия.ру: серия 1319 № 174330 от 09.04.2023

Рекомендованное | 2 | 16 | 461 | 26.04.2024. 09:01:21

Произведение оценили (+): ["Елена Йост-Есюнина"]

Произведение оценили (-): []


Увы, Моцарт не дожил до того момента, когда появился стул, известный нам сейчас как "венский" или иначе "тонетовский".  Но само собой, какие-то стулья в Вене были и тогда, хотя собственно названия "венские" не носили. :))
+

Конечно, не носили. Представьте себе стул "московский", названный каким-нибудь москвичом. Это должен быть человек (или группа людей)отдалённый по времени и месту, наверное.
А какие-то стулья были, и Мялин, отдалённый по времени и месту пожелал назвать их венскими).

Не-етушки, это несколько иное. "Московский стул" не говорили даже в России, а вот "венский стул" — это конкретика не по географии, а по стилю. Это как "саратовский калач". Его можно купить не только в Саратове, но называть его будут всё равно саратовским.  ))) Или "тамбовски окорок" — он и на Сахалине "тамбовский окорок".
Мне немного резануло глаз, потому что я немного интересуюсь вопросами мебели и антиквариата вообще. Конечно, человек, не вникавший в этот вопрос (мебель, антиквариат), не запнётся за это сочетание "венский стул" — ну стул и стул в Вене, где творил Моцарт... )))
Теперь вопрос из интереса и бытовой: А Вы работаете именно на пишущей машинке? Если да, то где берёте ленту? Давно хочу приобрести пишущую машинку, но останавливает опасение, что ленты не найду. )))

Нет, я сто лет не печатал на машинке; где-то она у меня пылится...Не знаю, где сейчас можно достать ленту. Попробуйте задать вопрос в интернете.
  Понимаю, что венский стул это бренд прежде всего. Но как-то вышло, что формально связался он у меня с композитором из вены, это можно понять и, надеюсь, простить.

Владимир, спасибо за подсказку — что-то про интернет и не подумала, хотя ищу и нахожу в нём ВСЁ! ))
Я не "кровожадная", я понимаю вашу задумку. И этот случай — наша короткая дискуссия — дал повод задуматься, взять на заметку для себя. ))

Рад быть полезен хоть чем-то) Спасибо и Вам!

Владимир, доброго дня!
Только собралась написать комментарий на Ваше стихотворение "Пожилая актриса", а Вы его сняли....
 Хорошие стихи, зачем?
 Вчера хотела откликнуться, вспомнив  известный анекдот-быль с Буниным в такси. )
И мне тоже припомнились его "Окаянные дни", да и невозможно забыть.
Не реагируйте Вы так, прошу Вас, это же не литстудия, в конце концов. Понимание сутевых вещей читателем крайне субъективна. делайте скидку...

 Вы - один из самых ярких поэтов здесь. А иные комментарии относятся непосредственно не к стихотворению, а к одобрению поэта.

О, дух таинственный и чистый,

Ты виноват, что я поэт!


Поэт - "вестник из глубины времён". 

 Ваш "Троллейбус" - это просто живое кино.  Сколько достоверных деталей... Пишите, у Вас есть Ваш читатель.

 Светлой радости на Светлой!

С Праздниками, дорогая Ольга!
Спасибо за поддержку.
Я не очень бы обратил внимание на порицания, на критику, отчасти справедливую, но тон, в  котором она написана, для меня порой играет решающую роль. В этом случае у меня пропадает всякая лояльность к автору. Вы понимаете, что интонация - это очень важная составляющая, без неё не бывает поэзии, как и других видов искусства. Интонация для меня та же нравственность,  то же благо или зло.  Это стихотворение сам я отношу к  середнячкам, в нём мне не всё нравится, оно скроено, а не рождено... Но тон вечного критика заставил меня упереться, так же как первая рецензия, где автор начинает сразу с критики, будто у стихотворение совсем уж нет никаких достоинств. (таблетка меховая, например, букет цветов в руках, пристальный взгляд соседки составляют уже какое-то понятие о эпохе и проч.) 
С публикациями надо мне взять перерыв. Может быть, чуть позже созрею для общения с авторами, не принимающими мои стихи такими как есть, с лицом человеческим, а не в праздничной  маске  буквализма. 
Спасибо, Ольга,  рад Вашему отклику искренне.   
 

"Интонация для меня та же нравственность, то же благо или зло..." Как это верно, Владимир!
Благодаря некоторым интонациям один замечательный автор обнулил страницу, Вы стихи снимаете. А всякие сомнительные  тексты  за себя стоят горой.
 
 Стихотворение (Владислав дал ссылку) очень хорошо передает атмосферу времени начала роковых событий. И дама в цигейковой "таблетке"  мне представилась из семьи Фортунатовых или Надеждиных, хотя среди них и не было актрис. Типаж из тех, кто потом придет в общину на Маросейке. Но это читательская ассоциация.
У Вас, возможно (чугун оград), Петербург.
В любом случае художественное обобщение не предполагает буквализма, в поэзии другая мера достоверности. Версификаторские ошибки я сейчас в виду не имею.
 
 Пристальный взгляд соседки считывается, да и многое на месте - "прожигают вьюгу", "снуют томительно и странно" - точные штрихи. Разве что не сад "периною" покрывает фонтан...

 Плодотворной творческой паузы! Да и погоды стоят дивные...

Да, листочки распускаются, всё салатовое на улице. Я всегда отбрасываю всё плохое и тёмное, воображение не мирится, отбрасывает: эту апрельскую свежую пору я называю золотой.  Даже в городе острых углов и выровненных по линейке мнений.
Спасибо, рад участию Вашему, Ольга.

Цитата:
"Я не очень бы обратил внимание на порицания, на критику, отчасти справедливую, но тон, в котором она написана, для меня порой играет решающую роль"
Многоуважаемый автор, позвольте высказаться насчет тона - я ведь далеко не всегда его себе позволяю.
А как Вам такой тон - Ваши пояснения: "рушили храмы (Тряпкин), сжигали людей в паровозной топке (Бунин)"?
Не говорю уже о том, что это не имеет никакого отношения к тексту, а просто выражает желание (извиняюсь) плюнуть в советскую власть.
Но Вы пишете так, будто читатели ОБЯЗАНЫ понять Вас с полуслова: моментально вспомнить какой-то рассказ Тряпкина и "Окаянные дни". А я, например, этот последний феноменальный текст пытался осилить несколько раз и не смог. Вы демонстрируете пренебрежение и к читателям, не заботясь, чтобы они Вас поняли, и к иному мнению - Вы его просто не допускаете. Подумайте лучше над этим.

Владимир, т.к. вы отвечаете на комментарий, где высказано сожаление по поводу удаления вами стихотворения "Пожилая актриса", я поняла, что камень в мой огород, но не поняла, что именно крамольного вы увидели в интонации моего комментария к этому стхотворению? К сожалению, не знала, что комментарии здесь удаляются и что после этого они исчезают и у написавшего их, поэтому сам комментарий у меня, увы, не сохранился. По-моему, я очень аккуратно выразила своё мнение по поводу всего лишь двух строчек, и чей тон (вернее интонация)  — мой или ваш в ответе мне — был менее корректен, ещё вопрос. В вашем понимании, я должна была сначала похвалить, а потом написать : "Но..."
Я написала  о том, что бросилось в глаза. Но даже несмотря на ваш отсыл к "кровавому режиму", думаю, я всё-таки права, и при чём здесь уничтожение храмов и сжигание в топках — непонятно. Тем более в контексте вашего стихотворения.
Я не стала бы писать здесь, но на мой е-мейл пришло сообщение о вашем мне ответе. Хотела ответить вам там, но, увы, стихотворение исчезло, но дискуссия о нём возникла уже здесь, чем я и воспользовалась.

Елена, не переживайте, я ничего лично против Вас не имел, не имею и иметь, вероятно, не буду. Разговор об интонации прямо касался г-на Фроли.  
Да, я считаю, что начинать критику надо с выявления положительного. Поэт зачастую воспринимает всё гипертрофированно, отсюда и мой Вам ответ, во многом неоправданно резкий и жёсткий. Не держите зла. Я никогда не держу камня за пазухой. 
С уважением, В.М. 

Да, еще. Я считаю золотым правилом поэта: удалять! удалять! удалять!
Даже классика не пострадала бы от этого, а уж остальное - и подавно.

Вот Вы куда! Ну, коли Вы приписываете мне (по вашему собственному уразумению) плевки в советскую власть, при которой я родился, рос, учился и ещё много чего видел от неё хорошего, то мне остаётся только откланяться.  Всего наилучшего.

Многие видели хорошее от советской власти, но это не удержало их от ее оплевания.
А как еще назвать упоминание всуе всяких бесчинств и ужасов, о которых в стишке ничего не сказано? Вы тем самым восхваляете советскую власть?
Ответа не требуется. Вам также всех благ. Комментировать больше не буду, мне всё ясно.