Я не знаю, что такое война (Сергеев Владимир, 7 класс)

Дата: 25-02-2023 | 23:05:18

Я не знаю,

          что такое война.

Для меня война-

          имена.

Сотни тысяч имён,

          колонны,

смертным пламенем

          опалённых.

 

Для меня война-

          это лица

тех бойцов,

кто не смог

          возвратиться.

 

Треугольники писем-

          скупые строчки-

да приветы с фронта

          сынку и дочке.

 

Бойцы хотят

голос родной слышать,

чтобы это им

дало силы выжить.

 

Для меня война –

        Освенцима дети.

Их немного осталось

на этом свете.

Им страшно вспомнить

        то время:

оно для них –

тяжкое бремя.

 

Для меня война –

это Петя Ростов,

который в самую, в самую

       главную готов.

У него молоко

на губах не обсохло,

а уже слово Родина

к гортани присохло.

 

 

Я помню строчки:

«Вставай, страна…»

Может быть,

я немного и знаю,

что такое война.




Вера Тугова, 2023

Сертификат Поэзия.ру: серия 2017 № 173505 от 25.02.2023

0 | 8 | 558 | 17.04.2024. 01:55:07

Произведение оценили (+): []

Произведение оценили (-): []


..у последнего поколения,
понимающего о войне,
есть неспешные озарения
в завоёванной тишине. (А.Д.)
До чего мы дожили, Вера.

Доброго вечера, Владислав, наконец-то добралась до Вас, в том смысле, что нашла время ответить.
Почему-то подумала, Что Ваше А. Д. означает Андрей Дементьев: стиль показался похожим на его незатейливые, популярные когда-то стихи. 
А оказался Александр Дольский.Он ведь , кажется, Ваш " однодворец",  т.е. живёт в Петербурге?
По- моему, Вы процитировали его лучшие строки, даже можно и продолжить его вполне в теперешнем духе:
Принимать бы, что дарит время нам,
Понимать бы, чего мы ждём .
А Россия опять беременна 
иль поэтом, или вождём.
Кстати, военная тема у  детей, особенно у  мальчишек, в стихах - одна из популярных. И без нажима со стороны воспитателей. Некоторые семейные истории помнят  со слов родителей, другие фильмами вдохновляются.
А до чего мы дожили?
Дожили мы до вполне ощутимого:
времени тяжкого да былинного.
Богатырём никто не рождается,
просто так уж у нас получается.
Иной раз эпоха подносит чудо:
то пророка Исаию, а то Иуду. 
Да,  из предыдущего Вашего отклика не поняла: чем же всё-таки увлечена Ваша внучка и как её зовут?

Доброго вечера, Вера.
Дольского я знаю хорошо. Не лично. Но и не только по творчеству. То, что нравится - у меня по памяти.
..Берегу я, как могу я, и храню
и почитаю, как родителей,
птицу-Жалость, птицу-Верность,
птицу-Горестную Совесть,
птицу-Честь...
От обиды улетают, от обмана умирают
эти преданные Ангелы-хранители.
Лишь они на слабых крыльях
могут жизнь мою пронесть.
В оборонке у меня был приятель, постарше возрастом.
Он ушёл из консерватории с 4-го курса из класса виолончели. А учился на струнном и знал будущую жену Дольского раньше самого Александра.
А ушёл в Ленконцерт, в ансамбль псевдоцыганщины Баглаенко. И гастролировали так - первое отделение Дольский, второе - цыганщина.
Потом мой приятель был мясником. Потом от суда спрятался в оборонку. А был он бабник, пьяница и чудесный рассказчик. Один в один - ушедший недавно режиссёр Соловьёв, только мощнее.
Так что, Питер - маленький город...
Так что, много всякой белиберды помнишь всю жизнь.
Печально, что дети возвращаются к военной теме.
Да и не только темой многих заденет.
И стратегия по-советски - побед на чужих территориях - утопия из утопий.
В глобальном мире все хлебнут из общего котла.
Внучка занята балалайкой.. Увлечена - сказать пока сложно. Данные налицо. Остальное, возможно, придёт через гармонию. Зовут Машей. Новую отдельную ссылку не найду.. С прошлого тура - https://youtu.be/qrgljPEJ0S4
С детскими стихами, по мне, получается интересно.
Добавляйте, что считаете нужным.
Спасибо, Вера.
 



Я не верю, что это мальчик 12-13 лет. Я это вижу глазами, и понимаю умом. Но причины этого вранья для меня остаются загадкой. Вот это да-а... А ещё такое впечатление, что это то письмо из мультика (в книге ещё хуже) "Трое из Простоквашино" :
"Мои папа и мама! Я живу хорошо, просто замечательно. У меня все есть, есть свой дом, он теплый. В нем одна комната и кухня. Я без вас очень скучаю, особенно по вечерам. А здоровье мое не очень. То лапы ломит, то хвост отваливается. А на днях я линять начал. Старая шерсть с меня сыпется, хоть в дом не заходи. Зато новая растет чистая, шелковистая, так что лохматость у меня повысилась.
До свидания, ваш сын, дядя Шарик."

Добрый вечер, Александр.
Может, и не мальчик. Может, вьюнош.
Седьмой класс - детство относительное.

Дорогой Владислав, вы так говорите, будто у меня не было детства, или я не читал юношеских стихов, например, Лермонтова ("Однажды женщины Енота отодрали...").

Ps
Ай, какая хитрюга эта Вера Тугова! Наобзывалась на меня и спряталась в кусты за Чорным-пречорным списком. Вы, Вера, своим текстом выдали себя с потрохами, написав кучу невежественной глупости. Помните, куда пуля попала Пете Ростову? Такое впечатление, что вам отрекошетило.

Да если бы только Енота, Александр..
Бывает так, что надо верить... 
Как в детстве.

Дорогой наш ниспровергатель, знаю и очень хорошо знаю вашу особенность - выражаться сильно. Враньё и точка, без всяких обиняков. Ваши глаза и ваш ум, к сожалению ,видят и понимают только то, что Вам хочется. Вероятно, когда-то Вас сильно обидели, и Вы теперь раздражены на весь белый свет. Даже прекрасная повесть Глеба Успенского " Дядя Фёдор, пёс и кот"попала под огонь вашей сокрушительной критики. Это говорит только о том, что Вы ярый формалист, скептик, без элементарного чувства юмора , без живых человеческих чувств, без понимания детской и иной психологии, тонкости языка и пр. особенностей хорошей литературы.

Вы не знаете и не можете знать всей предварительной работы , которая предшествовала созданию этого конкурсного стихотворения, чтобы создать ту  атмосферу, в которой детям захотелось бы написать об этом без нажима( я уже писала об этом) со стороны взрослых.

Да и потом  в 7-ом классе детей уже только условно можно назвать детьми, в песочнице они уже не играют .Их волнуют иногда такие проблемы, которые, вероятно, и Вам недоступны. Их любознательность и желание высказаться, поделиться с кем-то порой просто удивляют. Но открывают свои чувства они далеко не каждому- только тем, в ком уверены , что их поймут правильно и не будут огорошивать такими вот  скоропалительными выпадами.

Мы вместе посещали наш местный музей, где очень богатая выставка, посвящённая войне 1812года. Моё детское ст-ие о клинке оттуда. Там и  знаменитая карета, в которой везли  Багратиона , смертельно раненного на Бородинском поле, везли прямо из боя в имение его друга и родственника, князя Голицына, в село Симу. Карету эту  дети  видели, могли даже тронуть  рукой. Дом Голицыных , в котором  умер Багратион, сохранился до сих пор, и голицынский парк тоже. И всё это в нескольких км от нашей школы. Живая память и история.

Мы много говорили об Отечественной войне 1812года, так как программный материал по литературе содержал  замечательные произведения об этом времени. Это и знаменитое лермонтовское  "Бородино", и отрывок из романа Толстого " Война и мир". Петя Ростов , характер  мальчика , его гибель в сражении, так пронзительно больно описанная Л. Н. Толстым , а потом вспыхнувшая в сознании семиклассника, -всё это оттуда. Уроков нам всегда не хватало, говорили об этом и на классных часах, которые обычно в школе превращаются в унылую обязаловку  с вечными назиданиями. Классные часы кончались, а дети не хотели идти домой. Помню:их очень впечатлила картина художника- баталиста Н. С Самокиша" Подвиг солдат Раевского под Салтановкой". Вместе с генералом в бой шли и двое его  сыновей 16 и 11 лет. Старший, Александр, шёл с отцом рядом" в первом ряду в штыки". Этот подвиг воспевали и В. Жуковский,  и С. Глинка , и многие другие художники, поэты, композиторы.

Знаменитая картина художника Кившенко " Военный совет в Филях"  дала детям возможность зримо представить этих легендарных героев войны, по их позам, выражениям лиц почувствовать их внутреннее состояние души. Там и Кутузов, и Барклай де Толли, и Ермолов,и  Кутайсов, и многие другие герои этой славной эпопеи.

И ещё о многом - многом мы говорили , и сами дети рассказывали мне о подвигах своих дедов уже во время Великой Отечественной войны, писали об этом в своих сочинениях.

Если бы Вы хоть немного знали детскую психологию, понимали образ мыслей детей, их принципы отбора  фактов, лексики, особенности стиля, то поняли бы , что их вдохновляло то, что им ближе: треугольники  писем с фронта( в некоторых семьях они сохранились), приветы сыну и дочке, боль за детей Освенцима, тот же Петя Ростов - почти их ровесник - всё это они слышали, изучали и запомнили. Не ради формы и оценки - для души.

Бойцы хотят

 голос родной слышать,

 чтобы это им

дало силы выжить.

Это же совершенно детское восприятие и несколько неуклюжее выражение своих эмоций.

Несколько раз Володя переделывал свой текст , каждый раз я писала ему и объясняла, как лучше и почему, но никогда не имела привычки писать за детей, да это опытному человеку сразу же было бы заметно.  А детям важно было увидеть  именно СВОЁ - иначе они потеряли бы интерес к этой чужой писанине.  И мне самой было бы от этого скучно и грустно. Ведь всегда интересно видеть, как растёт личность, формируется характер. А мы ведь только участники, помощники этого процесса.  Окончательное редактирование текста( с этим обычно  сталкиваются и  состоявшиеся авторы), конечно, нужно, но в самом минимальном объёме.

Пожалуй, мне больше нечего Вам сказать. Торговцев даже Христос изгонял из храма, несмотря на свою кротость.