Памяти упрямые ростки

Дата: 26-01-2023 | 23:27:53

Но не вмещает сознанье моё

новое страшное имя её

(А. Василевский «Март»)

 

Мы тогда ещё жили при школе

в комнатушке с огромным окном,

незаметная детская воля

ускользала в знакомый проём,

чтоб без взрослого цепкого взгляда

дать простор любопытным мечтам:

 сквозь колючки  репейной ограды

пробираться в  заброшенный храм.

Там, в таинственных сводах былого,

скрытый мир прорастал наяву,

 на стене полустёртое Слово

обретало своё дежавю.

1.

Помню зимнее в просинь окошко,

у лежанки - сырые дрова.

ночью в вёдрах морозная крошка

выплетает из льда кружева.

 

Вечерами смеркается рано,

одинокая светит звезда

в полукружье окна. Из тумана

чуть снежок порошит иногда.

 

К ночи валится чохом всё «племя»

животин и людей впопыхах ,

чтобы утром  привычное бремя

на тяжёлых баюкать руках.

 

Из игрушек припомнится мало:

 кошка Катя, телок-игрунок-

всё живое, сопит в одеяло,

спать ложась, как и мы , на бочок.

 

В дар тебе – сокровенное зренье

видеть свет на прогалинах лет.

Он рисует, шуршит хризантемой,

впечатлений слагая букет.

 

Детский день точно сон - бесконечность,

а  любовь на причуды вольна:

кошку Катю представишь невестой,

с ней гуляешь  в саду дотемна.

 

И телёнок - с буколик картинка,

как из сказки, конёк-горбунок,

на лобастой головке ложбинка,

посреди  золотой завиток.

 

А глаза изумрудно кристальны,

удивлённые взмахи ресниц,

иногда как-то странно печален,

был  глазастый ровесник-близнец.

2.

День тогда клубком остановился,

спутался и таял сгоряча-

чуждый мир глазам твоим открылся,

жизнь наотмашь била и с плеча.


Возле прясла мы вдвоём стояли

недоступны трезвому уму,

и слюны телячьей покрывало

с рук стекало в медленную тьму.

 

Как в тот день ты лаской утешала

чуткое, живое существо,

будто в бессознаньи отдавала

тёплое, надёжное, своё…

 

А лизун твой всё не унимался,

руку тёр шершавым языком,

он людей нисколько не боялся,

не познав жестокости  закон.

 

В доме появились вдруг исчужа

хмурые хмельные мужики,

хлопали дверьми, врывалась стужа,

замирало сердце от тоски.

 

Убежала – не спасти от смерти

и пещерку вырыла в снегу…

А домой ни шагу. На конверте

написала криво: не могу…

 

Скорчившись, застыла,  коченела…

Засветились в окнах огоньки.

Поплелась бездумно, ошалело

в чад чужой бездомья и тоски.

 

Занавеска синяя висела

так небрежно: всмять, наискосок,

хоть беги обратно в ту пещеру…

Где же ты, телячий добрый бог?

 

Мать, не глядя, пол скребла и мыла,

чтоб не оставалось и следов…

Только дух, молочный, рыжекрылый,

всё витал в укроминах углов.

 

В беспорядке стулья и одежда,

ты взглянуть не смеешь в уголок…

Правда жизни открывала вежды

беспощадно, вкривь, наискосок.

 

В этой смерти, явной, неизбежной,

крылась боль всех будущих утрат,

словно огрызался век железный,

издали на нас бросая взгляд.




Вера Тугова, 2023

Сертификат Поэзия.ру: серия 2017 № 172815 от 26.01.2023

0 | 11 | 443 | 18.12.2024. 15:48:28

Произведение оценили (+): []

Произведение оценили (-): []


"... полустёртое Слово
обретало своё дежавю."

Вот уже только ради этого!
Абсолютная наглядность, фотографическая. Это навсегда врезается в память, афоризмируется. 

Есть однажды прочитанные фразы, которые не выветриваются из памяти. Вот например у одной поэтессы вычитал:
"Что ты решил, юридический казус Пилата?
Знаешь, я кровью и телом твоим не питаюсь!"

Тоже вот сидит в уме безвылазно. Теперь и "дежавю полустёртого Слова" засело.

Спасибо, Владимир! Писала, конечно, с душой, даже не надеясь на понимание, просто необходимо было высказаться. А теперь как гора с плеч. Очень дорого мне такое сердечное и глубокое Ваше признание.
Как-то Вы , по- своему, очень непредвзято и с  любовью, воспринимаете поэзию.
  По- моему, сейчас это особенно необходимо. " Нужны горькие лекарства, едкие истины", чтобы высветить это необходимое, отойти от всевозможных стандартов: так надо, так удобно, так принято, так современно, так приятно для чтения и пр., пр.
Цитата, которая засела у Вас в памяти, меня тоже впечатлила какой-то пронзительной искренностью и любовью ( не явно выраженной) к Христу и неприятием уклончивости и предательства того же Пилата, который, сочувствуя Христу, всё-таки пошёл на поводу мёртвого " юридического казуса". Возможно, я не так точно поняла эти слова( для этого надо прочитать весь текст), но внутренняя сила этих слов, несомненно, высока.
Ради таких читателей, как Вы, стоит писать и быть достойной Вашего внимания.
 Благодарность моя Вам самая искренняя, как и те чувства и впечатления, которые я без всякого лукавства и стремления понравиться  вложила в это ст-ие.  Такая откровенная правда иногда пугает( зачем об этом писать), даже вызывает отторжение, а Вы вот не испугались.
С уважением, Вера.
,

Спасибо, Вера, за ту девочку, которую я увидела в Ваших воспоминаниях. Она близка мне и понятна. Каких только "цветов" не найдёшь в букете наших детских впечатлений... А взрослая жизнь составляет свои букеты, ещё круче.
Всего Вам доброго, а главное - здоровья!

Спасибо за понимание, Надежда!
Ст-ие лирическое,  даже в каком-то плане интимное, камерное, возможно, не для широкого круга читателей.
Как-то написала о любимой собаке (это было уже во взрослой жизни), которую отравили без всякого на то оправдания лихие люди. Меня всегда удивляла и поражала необъяснимая человеческая жестокость.
Обычно в произведениях такого плана меня привлекает не только сам факт смерти, но и психологические, временные , поведенческие и прочие нюансы , которые хочется воплотить в тексте.

В общем, широкий круг взаимообусловленностей. И поэтому художественная канва таких текстов всегда разная.
Как-то один из читателей этого текста о собаке мне написал : " Ну, что тут говорить: я собак хоронил, знаю". Таких текстов, конечно, немало, но ведь они, как правило, не одинаковы: разные нюансы чувств, разное освещение событий, угол зрения и т. д.   И поэтому художественная канва этих текстов очень разная.  Это надо даже не понимать, а чувствовать.
Насчёт "букета впечатлений" (кмк, не очень удачная  моя  метафора) в детстве и во взрослой жизни, возможно, Вы и правы в общем плане. Но жизнь взрослая , нмв, уже успевает выработать в нас  некоторый опыт, « противоядие» к « подаркам» судьбы, а ребёнок, только вступающий в жизнь, обычно беспомощен, незащищён от жестокости, неправды, предательства, насилия, поэтому и воспринимает всё особенно больно и остро.

Спасибо Вам за участие к девочке. По-моему, главные свойства  характера формируются именно в детстве, в том числе и сострадание. Главное - не растерять их во взрослой жизни, хотя это очень и  очень непросто. Многим приходится жертвовать, в том числе и здоровьем.

Спасибо за добрые пожелания - Вам того же.

С уважением, Вера.

Хорошо написали, Вера. И картинка зримая, и чувства искренние. Побывала у вас, с Вами.
Мне очень созвучно Ваше детское восприятие животных. Я сама у бабушки обнималась со всеми бродячими собаками. Однажды подцепила лишай размером в пять копеек. Бабушка не ругала, просто поводила вокруг иголкой девять раз против часовой стрелки, поплевала, пошептала что-то по-фински.. На следующий день там и следа уже не было.
Свобода и защита - это самые ценные дары, которые можно получить в детстве..

Спасибо, Мария! Да, это впечатление, до сих пор незабываемое, - из первых, которые поколебали    детскую уверенность  в  незыблемость мира. На какие-то бытовые неудобства, в отличие от взрослых, ребёнок обычно не обращает внимания:  он полностью погружён в своё сознание и видение, поэтому даже ледяные кружева замёрзшей за ночь воды в вёдрах кажутся необыкновенным чудом. Я ведь по гороскопу Весы, поэтому, наверное, и жизнь, и всё окружающее  долгое время воспринимала разумным, красивым и гармоничным, пока мои Весы окончательно не расстроились. Ну, на этот счёт Вы, конечно, более осведомлены: что и почему.

И родинка на правой щеке- знак склонности к литературной деятельности. Не знаю, насколько я преуспела в этом, но любовь к литературе, поэзии, живописи, музыке проявилась очень рано, даже не знала , какому из этих видов искусств отдать предпочтение.

Да, пользуясь случаем, хочу поблагодарить Вас за знакомство с современными и не очень художниками- сюрреалистами,экспрессионистами, авангардистами, постмодернистами и прочими «- истами». Некоторые их  имена  Вы называли в беседе с В. Башировым по поводу его ст-ия «  Тревожит нас автопортрет…» по картине Оскара Кокошки « Автопортрет художника- дегенерата». Я не хотела тогда вмешиваться в Вашу беседу,  но  впечатления остались.    Заинтересовали меня  и Шиле, и Климт, но особенно  испанский художник- сюрреалист Дино Вольс, изумительно совместивший в своём эклектичном стиле и Средние Века, и Ренессанс. Так была очарована его портретами из цикла «Умолчание», что долго  не могла успокоиться : эти выразительные , ускользающие, неуловимые , всегда такие живые и разные лица его картин даже сейчас стоят перед глазами. Хотела даже написать ст-ие по впечатлениям от его портретов, но для этой, почти невыполнимой ,работы нужен и соответствующий настрой и время, а у меня сейчас нет ни того, ни другого.

Муж- художник ( немалый скептик), к удивлению, разделил моё восхищение. Он когда-то всерьёз увлекался живописью, весь дом завешан его картинами,  пробовал разные техники и жанры, но потом пришлось переключиться на административную работу, т.к. нужны были деньги, поэтому пришлось  « наступить на горло собственной песне». Да и у меня с поэзией  произошло   почти то же самое: профессионально заниматься  эти делом было некогда, писала урывками, а навёрстывать сейчас уже поздно.

Заключение Вашего отклика на моё ст-ие многое определяет в пространстве текста о детстве : свобода и защищённость. Насчёт свободы согласна полностью, а защищённость? Смотря какая… Иногда эта защищённость  становится преградой,  невольным грузом. Тогда она , видимо, превращается в опеку.

Привет Вам от всей нашей живности : от  кота Черныша,  необыкновенно умного и чуткого, но очень разборчивого в еде; козы Лизы, спокойной и рассудительной; козлика Чубчика, нрава, никогда не унывающего, и прочих мелких дворовых обитателей, так что скучать с ними нам не приходится.

Всего Вам доброго, впечатлений и людей только приятных.

Благодарю Вас за такой душевный ответ, Вера. Настоящее письмо!
Знаете, отнюдь не все дети так видят и чувствуют. Дети, как и взрослые, бывают очень даже приземленными, не замечают волшебства.
Спасибо, что повспоминали вместе со мной (морозные узоры забыть абсолютно невозможно)). Размышляю теперь над концепцией бабушкиного ритуала.. Думаю, даже не будучи целителем, можно извлечь из него некую пользу: например, мысленно отмотать время назад (движение противосолонь), попробовать найти то, что "разбалансировало Весы", и подключиться к тому, что было до этого. Сознание, настроенное особым образом, способно творить чудеса и на физическом плане.
Если в следующий раз Вам покажется занимательным мой диалог с кем-нибудь, пожалуйста, подключайтесь). Самые интересное общение - спонтанное.)
Замечательно, что Ваш дом украшают мужнины картины. В нашей семье все "орудуют по художественной части"(с), поэтому за погонные метры стен порой возникает конкуренция)).

Привет Чернышу от нашего Сампо - кота редкой душевной утонченности, деликатности и воздушности).
Людей только приятных - эх, хорошо бы... Но для этого, наверное, самой надо как-то необыкновенно просветлиться и возвыситься, чтоб неприятные не притягивались). Буду над этим работать).
Вера, равновесия Вашим Весам, здоровья и неиссякаемых чудес. Хоть и железный век на дворе.

Спасибо Вам за неравнодушие и чуткость, Мария! Вы чувствуете человека даже на расстоянии. Помню, как Вы писали, кажется, Игнату Колеснику, что ощущаете потребность спасать. Как-то так. Дословно не помню. Вот и мне советуете, как я поняла, вернуться к тому моменту, когда мои Весы разладились, и оттуда  начать новый отсчёт времени и жизни. Это так трогательно. Но таких моментов было немало, продолжаются они и по сей день. Чувствую , что мои Весы неисправимы и  «наладке»  не подлежат.

Благодарю Вас искренне: Ваши  отзывчивость  и понимание для меня удивительны.

Жаль, что люди, подобные Вам, не встретились мне прежде.

С благодарностью, Вера.

Благодарю Вас за добрые слова. Да, помню тот разговор у Игната.. Но тогда прозвучала, скорее, самоирония) Действительно, порой мое желание позаботиться и защитить может быть даже чрезмерным. Акцентирован знак Льва в натальной карте).
Пока человек жив, все может измениться. У меня самой был период в жизни (не так и давно), когда подобная фраза показалась бы издевкой. Все выглядело абсолютно безнадежным, и я держалась чисто из упрямства. И, тем не менее, неожиданно Колесо Фортуны повернулось в благом для меня направлении.
Оптимизма Вам и удачи, Вера!

Вера, здравствуйте,

я, наверное, ничего не скажу нового, чего бы Вы не знали о себе и своём поэтическом даре, как и об этом стихотворении. Но попробую выразить словами, что трудно поддаётся описанию. Ваше стихотворение надо читать, видеть всё как наяву и чувствовать. Я давно обратила внимание на Ваше умение филигранно запечатлевать детали, будь то пейзажные зарисовки или жанровые. По этому стихотворению можно снимать сцену из фильма. Не знаю, правомерны ли мои ассоциации, но читая Вас, я почему-то вспомнила свои первые впечатления от фильма А. Тарковского «Зеркало», при повторных просмотрах такого эффекта не было. Впервые я посмотрела его в студенческие годы, был единственный сеанс, последний девятичасовой. Это был малый зал кинотеатра, и он был наполовину пуст, во время показа некоторые зрители вставали и уходили. От сцен, которые герой видит глазами ребёнка, невозможно было оторваться. В тот момент, конечно же, ни о каком анализе фильма не могло идти речи, было потрясение.

Пронести через столько лет память и суметь выразить с такой исповедальностью, действительно редкий дар

В дар тебе – сокровенное зренье

 

Точнее не скажешь. А дети действительно разные, некоторые уже приходят в этот мир с недетской мудростью и способностью видеть то, что не каждому дано.

Спасибо Вам, Вера!

Ниночка, дорогая, извините, что не сразу отвечаю: сейчас постоянно связана с больницей: приехали только во второй половине дня, а впереди поездки ещё и ещё. Прошло 2года после сложнейшей операции( онкология), а теперь периодический контроль со всякими « сюрпризами».

Ничего нового о моём « поэтическом даре» и говорить не надо, да и дар-то не так  уж велик. Мне гораздо приятнее просто слышать Вас, говорить с Вами, читать Ваши мысли. Ведь я Вас ещё с первой нашей встречи здесь, на сайте, уважаю и люблю, замечательный Вы человек.

Спасибо за такой интересный и обстоятельный рассказ о Сервисе: теперь я более отчётливо представляю этого близкого мне по некоторым взглядам и ощущениям большого поэта. Хотела тут же после прочтения  сказать Вам спасибо, но как раз пришло время поездки.

Ниночка, я ведь понимаю, что у Вас сейчас тоже дел немало: дети, внуки , семейные заботы,  но Вы такой щедрый человек, чуткий, откликающийся на все зовы и бытийного, и человеческого. Вероятно, мы с Вами похожи, поэтому так хорошо и понимаем друг друга даже без слов.

Не знаю, как насчёт таланта, а впечатлительность какая-то особенная  сопровождает меня с самого детства. Удивление перед  жизнью, природой – тоже. Поэтому, наверное,  ощущаю многое малозаметное, вглядываюсь, вслушиваюсь, наблюдаю, изучаю  , иногда до мельчайших подробностей. Но взрослая жизнь нас основательно обтёсывает. А впечатления детства, вероятно, - самые яркие. Дети гораздо интереснее взрослых. Я ведь всю жизнь жила и работала с ними. Иной раз такие истории случались, с такой изумительной стороны открывалась эта детская душа, что боязно было « притронуться», чтобы не спугнуть эти впечатления. Дети – открытая книга, умей только бережно читать её и перечитывать.

Вы чудесно написали о своём первом впечатлении о фильме А. Тарковского «Зеркало».У Тарковского вообще свой особый почерк: замедленное прочтение со значащими промежутками, повторами с  вглядыванием в глубь времени, души, сознания.

А на меня подобное впечатление произвёл уже во взрослости фильм  венгерского режиссёра Бела Тарра , Туринская лошадь». Главная героиня этого фильма- Апокалипсиса- обыкновенная лошадь. Там и отсылка  к Достоевскому, к его Родиону Раскольникову, к  сну  семилетнего мальчика, когда он обнимает и целует, обливаясь слезами,  мёртвую голову забитой извозчиком лошади; и случай с философом Ф. Ницше в том же духе в русле его психической болезни.

И тот , и другой герой объединены чувством сострадания к  страдающему животному.

Но фильм , конечно, не о гуманном отношении к лошадям( животным).Его  смысл гораздо глубже и безысходнее. Частично о сходстве человеческой участи с судьбой животного.

А отклики на этот необыкновенный фильм подобны тому, что Вы рассказали о реакции зала: скучно, затянуто, муторно и пр., пр.

Если не видели, советую посмотреть, тем более в свете происходящих сейчас в мире событий.

Берегите себя,  не болейте! Спасибо Вам от всей души! Вера.