Зимнему Петербургу

Я, будто невесте, Неве обручён,

Я городом этим дышать обречён,

И связь, что меня с Петербургом роднит,

Тверда, как заснеженный невский гранит.


Мой город – плывущий в веках исполин,

Громада мостами изогнутых спин,

А голос его – хрипловатый клаксон,

Когда он сквозь ночь проплывает, как сон.


Он – недруг и самый мой преданный друг,

Пожизненный неисцелимый недуг,

И, словно чахоткою, я нездоров

Колодцами питерских гулких дворов.

 

Отсюда сбежать я пытался туда,

Где южного солнца полны города,

Но снова, как прежде, бреду наугад

Вдоль стылых решёток знакомых оград.


К свинцовому небу и граю ворон

Я кем-то безжалостно приговорён,

Но, словно на месте застигнутый вор,

Приемлю безропотно свой приговор.




Александр Воробьёв (Шурале) , 2022

Сертификат Поэзия.ру: серия 2270 № 171536 от 30.11.2022

0 | 12 | 617 | 21.11.2024. 22:48:45

Произведение оценили (+): ["Игнат Колесник"]

Произведение оценили (-): []


Я, будто невесте, Неве обручён
Александр, просветите: откуда это -- обручен кому?
обычно, вроде, с кем? так можно, вообще?

а рифмы понравились :)

Церковная форма. Как мне кажется, для вящего драматизьму – можно.
Обручён с кем-то – значит заключил договор, на равных и взаимно. Обручён кому-то – значит назначен, обречён. 

Обручён кому-то - значит посвящен, обещан, но никак не обречён. Это  по созвучию возникает такая ассоциация. 

 И отнюдь не церковная форма.  Кстати, в Ц. -  только обряд венчания, а обручение - старинный обычай и не только  в России, и сейчас бытует - это некое соглашение, скрепленное вещественным знаком - кольцами..
 Вот недавно вышла книга (уже тираж иссяк) https://www.chitai-gorod.ru/catalog/book/2840850/ 
Употребление формы "обручен кому-то" - архаичное, но вполне легитимное для современного языка, а для поэтической речи - так самое то. )

Мне слова "обещан", "назначен" и "обречён" кажутся смыслово близкими, когда применяютя ко мне любимому. Но не спорю с Вами – это всё личные ассоциации. 

Я только уточнила значение слова. В принципе Ваше стихотворение этому и посвящено. Присмотритесь к строчке "Громада мостами изогнутых спин" - кроме тяжеловесной инверсии мне видится неточность -  громада изогнутых спин мостов или все-таки неких спин, изогнутых мостами?

Мне эта строчка показалась довольно удачной... Пускай пока остаётся в том виде, в котором она пришла в голову. Если разочаруюсь в ней, то переделаю.

Сдается мне, что вряд ли разочаруетесь... )

ps. Погуглите, сколько раз стихотворцы употребили рифму обручен - обречен, это лежит на поверхности, поэтому ассоциация всплывает сразу.

Да, порядочно, конечно. Но меня больше заботят другие строчки:

Но снова, как прежде, бреду наугад
Вдоль стылых решёток знакомых оград.

Не могу отделаться от чувства, что где-то, у кого-то я это или похожее уже встречал... Вам эти строки ничего не напоминают? 

Думаю, отчасти ритмически, отчасти эмоционально Вы попали сюда:

Я вернулся в мой город, знакомый до слез,
До прожилок, до детских припухлых желез.

Ты вернулся сюда, — так глотай же скорей
Рыбий жир ленинградских речных фонарей.

Узнавай же скорее декабрьский денек,
Где к зловещему дегтю подмешан желток.

Петербург, я еще не хочу умирать:
У тебя телефонов моих номера.

Петербург, у меня еще есть адреса,
По которым найду мертвецов голоса.

Я на лестнице черной живу, и в висок
Ударяет мне вырванный с мясом звонок.

И всю ночь напролет жду гостей дорогих,
Шевеля кандалами цепочек дверных. (с)

Да, это очевидно. Я это ещё в процессе написания осознал, но что-то менять было опасно, – процесс мог остановиться так же внезапно, как начался :)

Здравствуйте, Александр).
Питер и мой город тоже, с интересом прочитала Ваши стихи. Понравились).
Дааа, от Питера трудно убежать) Если он кого поймает, то, как спрут, вряд ли выпустит. Мне удалось, хотя и не совсем. Город все равно где-то на молекулярном уровне застрял.. Не излечивается сия чахотка полностью, но бессимптомности добиться можно).

- дома на болоте построил сатрап,
согнав по Руси мужичишек и баб,
а я будто в куче навозной  червяк,
живу в этом городе, глупый чудак...