Одолень (Рекомендованное)

Дата: 12-03-2022 | 20:54:37

В полусознанье  бредила, плыла,

истошным криком горе заметала,

искала прошлое - счастливое начало

в осколках драгоценного тепла.

 

Пока за гробом под руки вели,

невидяще глаза её смотрели

на призрачный лесок в осенней спели,

на ближний путь и облако вдали.

 

Уставшая  от боли и забот,

цепляясь за  родную пуповину,

свой взор незрячий обращала к сыну

в надежде на чудесное: вот- вот…

 

Прощание затмило горизонт,

и небо опрокинулось, а ниже

ещё дымилась огненная ниша,

роняли травы рос холодный пот.

 

И контур  алебастровой руки

ещё хранил инерцию движенья,

как антики скульптурные творенья

в осколках, в  дребезгах всё цельностью крепки.

 

 

Наутро, поднимаясь тяжело,

в молчании кормила скот и птицу

с единой мыслью – только б не свалиться,

хоть непонятно было:  для чего?

 

И где, скажи, блуждал её покой?

Железная одна необходимость

являлась, как непрошеная милость,

всегда одна и вечно под рукой.

 

Необходимость выстоять, идти

и кровью метить будние одежды,

и заходиться в боли, и , как прежде,

исходные нащупывать пути.

 

Там одолень-трава с тобой - живой:

купальницы листочек затрепещет.

Как в детстве, колыбельный голос вещий

твоих полей под слёзной пеленой.

 

Блеснёт на солнце медный зверобой

и, как ребёнок, за полу потянет

на свет и в жизнь забывчивую няню,

к руке прижавшись рыжей головой.

 

 

А ты, из жизни извлекавший смертный дым,

ты не скорбишь , не ропщешь, не тоскуешь –

один среди своих давно кочуешь:

равно отвергнут и равно любим.

 

Ты средь веселья общего иль муки

не отзовёшься сердцем ничему,

и нет предела знанью твоему,

лишь  темноту ощупывают  руки.




Вера Тугова, 2022

Сертификат Поэзия.ру: серия 2017 № 166376 от 12.03.2022

Рекомендованное | 1 | 9 | 315 | 26.06.2022. 10:35:22

Тема: Re: Одолень Вера Тугова

Автор Владимир Сытой

Дата: 14-03-2022 | 13:37:42

Страшно, больно, безысходно...Мне было всего пять лет, когда это испытал... (мама)

Тема: Re: Re: Одолень Вера Тугова

Автор Вера Тугова

Дата: 14-03-2022 | 16:15:26

Соболезную, Владимир. Да, больно, особенно на фоне современных событий. Но не безысходно, хотя и горько. Мне тоже пришлось испытать подобное. Родная земля, природа, вера дают силы для жизни. Почему текст и называется " Одолень".
В нём есть и своя философия : сопоставление живого чувства и холодного ума, который всё понимает, но бесчувствен.Ум без чувства ведёт к пустоте.
Отчаянье можно одолеть только любовью, состраданием, разумной верой.Иначе холод, равнодушие и озлобление, что мы и видим сейчас на Украине со стороны террористов.
Спасибо Вам. Всего доброго.

Тема: Re: Одолень Вера Тугова

Автор Мариян Шейхова

Дата: 17-03-2022 | 18:02:03

очень сильно, скорбно, подлинно 
В таких случаях говорят: до мурашек
С уважением

Тема: Re: Re: Одолень Вера Тугова

Автор Вера Тугова

Дата: 17-03-2022 | 22:51:47

Спасибо Вам, Мариян!

Ваше мнение, особенно после знакомства с Вашими замечательными стихами, мне особенно дорого .Почувствовала, как верно и глубоко Вы понимаете и жизнь, и поэзию.

Стихотворение моё , конечно, неоднозначно для восприятия: слишком сильная в нём экспрессия – у нас это не приветствуется. Написала текст около десятка лет тому назад под влиянием своего личного, немного переработала, но всё-таки, кмк, какая-то стилистическая неоднородность чувствуется в нём. Кроме этого, по- моему, интенция текста  несколько смазывает нарратив . По мнению Ганса Гадамера( немецкого философа) , истинная свобода реализует себя именно через многообразие нарративов : « всё,  что является человеческим, мы должны позволить себе высказать».

Мариян, если Вас впечатлил  мой текст, значит, я в какой-то мере достигла своей цели.

С глубоким уважением, Вера.

Тема: Re: Re: Re: Одолень Вера Тугова

Автор Мариян Шейхова

Дата: 17-03-2022 | 23:15:20

Вы привели очень правильную мысль Гадамера, а многообразие нарративов -признак естественности свободы, внутренней правоты слова

Тема: Re: Одолень Вера Тугова

Автор Владислав Кузнецов

Дата: 05-04-2022 | 12:07:20

Вот что важно, Вера... В исповедальности есть некоторая бестелесность, дающая чувство вознесения.
У Вас есть.
Не пишите, пожалуйста, посреди строки иль, если без него можно обойтись.
УтрАми - наверное, можно... Читается хорошо.
Благодарно, В.К.

Тема: Re: Re: Одолень Вера Тугова

Автор Вера Тугова

Дата: 06-04-2022 | 14:19:18

Спасибо, Владислав. Извините, что не сразу отвечаю:  время для меня не столь успешное.
Насчёт союза " иль( или)". Не совсем поняла, что Вас смущает. Этот разделительный союз " разводит" противоположные понятия.Вероятно, Вас не устраивает его стилистическая традиционно классическая принадлежность, даже некоторый архаизм.
В каком-то ответе( кажется, М. Шейховой) я писала, что текст стилистически не безупречно однороден, поэтому я и разделила его на 3 части.  3 часть- обобщённо - философская, написанная в традиционно классической манере, поэтому в этой части, на мой взгляд, союз " иль" вполне уместен.
" Утрами", конечно, не очень читабельно: сущ-ое  "утро"во мн. числе употребляется  нечасто. Заменила наречием " наутро".
Вообще этот текст, несмотря на некоторую переработку, меня до конца не удовлетворяет, хотя есть более-менее удачные образы, мысли.
Конечно, я хотела бы видеть на месте этого ст-ия   экфрасис" Портрет", которому я отдала много души и тепла. В художественно- эстетическом, композиционном отношении, ретроспекциями в галантный век этот текст, кмк, гораздо цельнее и  и выразительнее " Одолени".
Но читатели обошли его стороной, возможно, потому, что оценить текст по достоинству- значит глубоко вникнуть в идейно- художественную концепцию художников из объединения " Мир искусства", что требует немалого труда и интереса.
Ладно, это уже прошлое. Хорошего Вам настроения и благодатной весны.




Тема: Re: Re: Re: Одолень Вера Тугова

Автор Владислав Кузнецов

Дата: 07-04-2022 | 00:47:58

Доброго времени, Вера.
Давайте обнулим тему этакого ИЛЬ.
Можно ориентироваться на безупречный вкус нашего гения. Как это делалось -
Ладно ль за морем иль худо?...

Гармония абсолютная. Зеркально чистая строка.
При том, что это - прямая речь. Приветственное слово справедливого правителя.
Когда автор или переводчик использует Иль для сохранения ритмического ряда (что, кстати, совсем не обязательно - многие грешили аритмией) - подобного эффекта добиться крайне сложно.
Понятно, что Гений - явление уникальное.
Наш мог на одних НЬЕ рифмовать любовное признание. Это не значит, что так сможет всякий.
Но мы же ориентируемся на тех, кому абсолютно доверяем.
Портрет- да, я видел. Сложная тема, которой Вы глубоко прониклись. Тема художника и модели (Музы). Тема раннего ухода и чистого искусства.
На мой взгляд, там ещё много личного. Интимного.
Того, что мы не знаем и - слава богу.
Возможно, есть смысл в том, чтобы доверить Автору 
право замены стихотворения в Рекомендациях.
В Избранном прежде такая опция, кажется, была...
Спасибо Вам за внимание. За добрые пожелания.
И Вам, непременно, скорого весеннего оживления.
Бодрости. И терпения.
Благодарно, В.К.

Тема: Re: Re: Re: Re: Одолень Вера Тугова

Автор Вера Тугова

Дата: 08-04-2022 | 14:03:16

Спасибо, Владислав, заинтересовали Ваши наблюдения, особенно насчёт " нашего Гения", того, кто на одних  "нье" срифмовал свой шедевр. Вы ведь имели в виду  ст-ие Пушкина " Я помню чудное мгновенье..." Мне кажется, что тогда писали больше по наитию, в полёте вдохновения, меньше заботясь о формальных изысках, да и молодость сказывалась.
У Пушкина эти " нье" , кмк, возникли совершенно произвольно в силу присущей его стихам музыкальности и гармонии.
Насчёт замены стихов говорить не стоит, спасибо Вам за заботу и внимание. Тему "Портрета" , по- моему, Вы определили несколько поспешно, упростили и даже "уплостили." Тема гораздо шире, она не сводится только к личным отношениям, хотя мотив сопереживания присутствует несомненно. Ст-ие о том, как время и обстоятельства выстраивают психологический портрет героя, а в ретроспекции ( в сопоставлении с недалёким прошлым) всё это выглядит более выпукло. Там вовсю поработал Ваш ( и мой тоже) любимый Серебряный век с его новизной и катаклизмами, в том числе и в сознании людей. Я ещё многое могла бы написать об этом, но не здесь и не сейчас.
Личного в " Портрете" вовсе не много, разве что неизлечимая болезнь ЛГ. Интимного и подавно. Строка " Он играл с ней осторожно"- отсыл  к тому, что художник поместил героиню в неестественный для неё антураж 18 века ( это ведь тоже своего рода игра), где ей неуютно и тесно.
Здоровья Вам и всех  доступных благ. Спасибо за интересные мысли и сопоставления. Вера.
 ,