Автор: Вера Тугова
Дата: 12-03-2022 | 20:54:37
В полусознанье бредила, плыла,
истошным криком горе заметала,
искала прошлое - счастливое начало
в осколках драгоценного тепла.
Пока за гробом под руки вели,
невидяще глаза её смотрели
на призрачный лесок в осенней спели,
на ближний путь и облако вдали.
Уставшая от боли и забот,
цепляясь за родную пуповину,
свой взор незрячий обращала к сыну
в надежде на чудесное: вот- вот…
Прощание затмило горизонт,
и небо опрокинулось, а ниже
ещё дымилась огненная ниша,
роняли травы рос холодный пот.
И контур алебастровой руки
ещё хранил инерцию движенья,
как антики скульптурные творенья
в осколках, в дребезгах всё цельностью крепки.
Наутро, поднимаясь тяжело,
в молчании кормила скот и птицу
с единой мыслью – только б не свалиться,
хоть непонятно было: для чего?
И где, скажи, блуждал её покой?
Железная одна необходимость
являлась, как непрошеная милость,
всегда одна и вечно под рукой.
Необходимость выстоять, идти
и кровью метить будние одежды,
и заходиться в боли, и , как прежде,
исходные нащупывать пути.
Там одолень-трава с тобой - живой:
купальницы листочек затрепещет.
Как в детстве, колыбельный голос вещий
твоих полей под слёзной пеленой.
Блеснёт на солнце медный зверобой
и, как ребёнок, за полу потянет
на свет и в жизнь забывчивую няню,
к руке прижавшись рыжей головой.
А ты, из жизни извлекавший смертный дым,
ты не скорбишь , не ропщешь, не тоскуешь –
один среди своих давно кочуешь:
равно отвергнут и равно любим.
Ты средь веселья общего иль муки
не отзовёшься сердцем ничему,
и нет предела знанью твоему,
лишь темноту ощупывают руки.
Вера Тугова, 2022
Сертификат Поэзия.ру: серия 2017 № 166376 от 12.03.2022
Рекомендованное | 0 | 9 | 897 | 17.11.2024. 16:34:51
Произведение оценили (+): ["Владислав Кузнецов"]
Произведение оценили (-): []
очень сильно, скорбно, подлинно
В таких случаях говорят: до мурашек
С уважением
Спасибо Вам, Мариян!
Ваше мнение, особенно после знакомства с Вашими замечательными стихами, мне особенно дорого .Почувствовала, как верно и глубоко Вы понимаете и жизнь, и поэзию.
Стихотворение моё , конечно, неоднозначно для восприятия: слишком сильная в нём экспрессия – у нас это не приветствуется. Написала текст около десятка лет тому назад под влиянием своего личного, немного переработала, но всё-таки, кмк, какая-то стилистическая неоднородность чувствуется в нём. Кроме этого, по- моему, интенция текста несколько смазывает нарратив . По мнению Ганса Гадамера( немецкого философа) , истинная свобода реализует себя именно через многообразие нарративов : « всё, что является человеческим, мы должны позволить себе высказать».
Мариян, если Вас впечатлил мой текст, значит, я в какой-то мере достигла своей цели.
С глубоким уважением, Вера.
Вы привели очень правильную мысль Гадамера, а многообразие нарративов -признак естественности свободы, внутренней правоты слова
Вот что важно, Вера... В исповедальности есть некоторая бестелесность, дающая чувство вознесения.
У Вас есть.
Не пишите, пожалуйста, посреди строки иль, если без него можно обойтись.
УтрАми - наверное, можно... Читается хорошо.
Благодарно, В.К.
Спасибо, Владислав. Извините, что не сразу отвечаю: время для меня не столь успешное.
Насчёт союза " иль( или)". Не совсем поняла, что Вас смущает. Этот разделительный союз " разводит" противоположные понятия.Вероятно, Вас не устраивает его стилистическая традиционно классическая принадлежность, даже некоторый архаизм.
В каком-то ответе( кажется, М. Шейховой) я писала, что текст стилистически не безупречно однороден, поэтому я и разделила его на 3 части. 3 часть- обобщённо - философская, написанная в традиционно классической манере, поэтому в этой части, на мой взгляд, союз " иль" вполне уместен.
" Утрами", конечно, не очень читабельно: сущ-ое "утро"во мн. числе употребляется нечасто. Заменила наречием " наутро".
Вообще этот текст, несмотря на некоторую переработку, меня до конца не удовлетворяет, хотя есть более-менее удачные образы, мысли.
Конечно, я хотела бы видеть на месте этого ст-ия экфрасис" Портрет", которому я отдала много души и тепла. В художественно- эстетическом, композиционном отношении, ретроспекциями в галантный век этот текст, кмк, гораздо цельнее и и выразительнее " Одолени".
Но читатели обошли его стороной, возможно, потому, что оценить текст по достоинству- значит глубоко вникнуть в идейно- художественную концепцию художников из объединения " Мир искусства", что требует немалого труда и интереса.
Ладно, это уже прошлое. Хорошего Вам настроения и благодатной весны.
Доброго времени, Вера.
Давайте обнулим тему этакого ИЛЬ.
Можно ориентироваться на безупречный вкус нашего гения. Как это делалось -
Ладно ль за морем иль худо?...
Спасибо, Владислав, заинтересовали Ваши наблюдения, особенно насчёт " нашего Гения", того, кто на одних "нье" срифмовал свой шедевр. Вы ведь имели в виду ст-ие Пушкина " Я помню чудное мгновенье..." Мне кажется, что тогда писали больше по наитию, в полёте вдохновения, меньше заботясь о формальных изысках, да и молодость сказывалась.
У Пушкина эти " нье" , кмк, возникли совершенно произвольно в силу присущей его стихам музыкальности и гармонии.
Насчёт замены стихов говорить не стоит, спасибо Вам за заботу и внимание. Тему "Портрета" , по- моему, Вы определили несколько поспешно, упростили и даже "уплостили." Тема гораздо шире, она не сводится только к личным отношениям, хотя мотив сопереживания присутствует несомненно. Ст-ие о том, как время и обстоятельства выстраивают психологический портрет героя, а в ретроспекции ( в сопоставлении с недалёким прошлым) всё это выглядит более выпукло. Там вовсю поработал Ваш ( и мой тоже) любимый Серебряный век с его новизной и катаклизмами, в том числе и в сознании людей. Я ещё многое могла бы написать об этом, но не здесь и не сейчас.
Личного в " Портрете" вовсе не много, разве что неизлечимая болезнь ЛГ. Интимного и подавно. Строка " Он играл с ней осторожно"- отсыл к тому, что художник поместил героиню в неестественный для неё антураж 18 века ( это ведь тоже своего рода игра), где ей неуютно и тесно.
Здоровья Вам и всех доступных благ. Спасибо за интересные мысли и сопоставления. Вера.
,
Тема: Re: Re: Одолень Вера Тугова
Автор Вера Тугова
Дата: 14-03-2022 | 16:15:26
Соболезную, Владимир. Да, больно, особенно на фоне современных событий. Но не безысходно, хотя и горько. Мне тоже пришлось испытать подобное. Родная земля, природа, вера дают силы для жизни. Почему текст и называется " Одолень".
В нём есть и своя философия : сопоставление живого чувства и холодного ума, который всё понимает, но бесчувствен.Ум без чувства ведёт к пустоте.
Отчаянье можно одолеть только любовью, состраданием, разумной верой.Иначе холод, равнодушие и озлобление, что мы и видим сейчас на Украине со стороны террористов.
Спасибо Вам. Всего доброго.