Янь Цзидао На мелодию «Бодхисаттва-инородец»

Дата: 02-04-2021 | 14:53:26

Нынче в Цзяннани – не снег, верно, там – 

                                     белоснежные сливы цветы…

Помню, Цзяннаньского гостя встречала

                                     цветущая слива и ты.

Помню, с тобой любовались цветеньем весны

В легком тумане, в мерцающем свете луны…

 

Яшмовой девы так долго все жду я письма,

Верно, вернусь, и с улыбкою встретит сама…

Все вспоминая, поднялся на башню, глядел,

В тучах спустившихся гусь одинокий летел.



晏几道  (1030-1106)  菩萨蛮

 

江南未雪梅花白。忆梅人是江南客。

犹记旧相逢。淡烟微月中。

玉容长有信。一笑归来近。

忆远上楼时。晚云和雁低。




Алёна Алексеева, поэтический перевод, 2021

Сертификат Поэзия.ру: серия 338 № 160856 от 02.04.2021

1 | 46 | 941 | 29.11.2024. 19:32:25

Произведение оценили (+): ["Кохан Мария"]

Произведение оценили (-): []


Алена, здравствуйте. Вопрос - гусь в тучах. Наверное, они летают ниже или выше туч - не уверен...

Владимир, спасибо за вопрос. нашла такую информацию: в ясную погоду гуси летают высоко, поднимаясь на высоту до 10 км. в пасмурную — спускаются. причем предпочитают дождливую и ветреную погоду. из чего я предполагаю, что могут лететь и в тучах (нижних слоях). но я так думаю, что здесь не совсем о природе, скорее о настроении лг. из этого я и исходила в переводе. :)

Алёна, боюсь показаться настырным, но ясно сказано,что лг поднялся на башню и увидел летящего одинокого гуся. Есть мнение, что птицы ориентируются по солнцу или земным ориентирам, или по звездам (ночью). Что они могут видеть, летя в тучах? Если так у автора, то вопрос к нему. Разумеется, я не настаиваю:)

Владимир, если ориентироваться только на мнение, что птицы ориентируются только по солнцу или звездам (земные ориентиры не берем, потому что молодые птицы и вне стаи знают куда лететь, это врожденное), то придется согласиться с тем, что в пасмурную погоду они не совершают перелетов, сидят и ждут у моря погоды, да? однако есть мнение, что и в пасмурную погоду они могут определять нужное направление — по магнитным полям.
а что такое тучи? мельчайшие капельки воды, даже не дождь. однако и в дождь наши птицы летают. не согласны? :)

По магнитным полям - согласен. Мы говорим о разном - есть отдельные тучки, а есть почти сплошная низкая облачность, даже самолёты в ней не летят, уходят выше.
А вообще, не будем сосредотачиваться на этой мелочи.:)

Помню,  цветеньем  весны любовались  с тобой,
сливы цветущей пьянили меня ароматы,
дальше не помню, от запаха в памяти сбой,
ты в этом, ну и конечно цветы виноваты...

именно так, Иван Михалыч!
:)

Если бы мы обсуждали картину Шагала «Полёт над Витебском», о какой высоте надо было бы вести речь?

считаете, искусство с реалиями не совместимо, Олег?
согласна,
но как быть с человеком в левом нижнем углу картины?
:)

Нет, Алёна, я отвечал не Вам, а Владимиру Шутову. С Вашим текстом всё прекрасно! Но, после очередного некорректного замечания господина  Бедного не нахожу возможным публиковаться на этом сайте. Не понимаю зачем уважаемой редколлегии нужны здесь такие персонажи ?(создать ажиотаж?)

спасибо, Олег, на добром слове.
а Иван Михалыч здесь старожил, с самого начала, уже 20 лет, неотъемлемая деталь пейзажа (извините, Иван Михалыч, сама такая). бывают персонажи и менее безобидные. как известно: на каждый роток не накинешь платок. нам ли зависеть от чужих слов? пусть говорят ))

Нет. Такие, как он превращают прекрасную идею в бардак. Он же не пишет стихов, что он делает на сайте? Способствовать ещё одному проекту "Пусть говорят"  у меня нет времени. Редколлегия решает на какой уровень поднимать планку. Или уважаемые участники редколлегии не читают ту скабрезную, пошлую и противную грязь, которую позволяют себе в перебранке оппоненты. Мне стыдно было бы показать своим детям те выражения, которые там используются. Так, что без меня, думаю не все расстроятся...

не знаю, о чем Вы говорите, Олег, ОБГ пишет пародии с эпиграммами. а модератор работает на общественных началах и принимает любую помощь, если Вам что-то не понравилось, напишите ему на емейл. все просто.

Алёна, почитайте его грязные похабные комменты, где он оскорбляет авторов, (хотя он их иногда быстренько трусливо  удаляет) и если никто на этом сайте за это не отвечает, то говорить то не о чем. Вам правда интересно общаться с такими людьми. Вы действительно не видите, как он "изящно" обошёлся с моей фамилией.  При чём этот пародист у меня в чёрном списке, но его распирает влезть в чужое пространство и нагадить. Я не буду писать модераторам, это же не социальная сеть, хотя я уже и сомневаюсь. И сейчас этот ОБГ в погоне за рейтингом побежит строчить рифмованный бред и будет смаковать количество прочтений. И Вы хотите сказать в этом смысл сайта поэзии...

скорее всего, Олег, модератор и удаляет (автор может только отредактировать свой коммент). а если бы обращение было на немецком Нerr, тоже обиделись бы? строчить ОБГ уже не будет, достигнут лимит в 1000 текстов )) но на самом деле, любые комментарии, любые, привлекают читателей, это факт. Ваше право заносить неугодных в ЧС и не замечать обидчика. я думаю, это для него (обидчика) будет гораздо обиднее.

Да нет, Алёна, по поводу хера мне по хер, это всего на всего буква в старославянском алфавите. Вы знаете русских поэтов написавших 1000 стихов?

Но в этом они очень похожи — ОБГ так же херрово владеет русским языком, как и Ли Бо.

а вот это по-моему и за эпиграмму сойдет! ))
как повторяет сам ОБГ: Мы, кого обидим, того зла не помним!

Алёна, хорошо, что на сайте, такие добрые миротворцы, как Вы. А у меня было трудное детство, деревянные игрушки, девяностые годы, поэтому всегда удивляют бесстрашные ОБГи. Как они выжили, наверное тяжелей гранёного стакана ничего не держали. Чудны крестьянские дети...

- Алён, по-моему вы уже пытаетесь превзойти в клевете своего подзащитного... где это я такую глупость говорил?.. :о)bg

PS
- a propos, у В. Маяковского 758 стихов, дык он и прожил вдвое меньше моего... а ваш протеже г. Фонкац за 2 года навязал Стихире, правда без особенного успеха, уже 262 своих стишка, вот и прикиньте, что всех нас ждёт при дальнейшем его "творческом" росте... кстати. я в рулинете  уже двадцать лет... и хотя даже "порулил" кое-где, такого апломба как он, не приобрёл...... :о)))bg

Иван Михалыч, Вы хотите, чтобы я перерыла в поисках цитаты все 10 тысяч Ваших комментов? %.)...

- Алён, а вы введите эту фразу в поисковик и убедитесь, что ваш непокорный слуга так КОРЯВО не выражовывался никогда... :о))

- в вот это, Алён, отдельная тема вообще... :о))bg - в частности нынешнее его поколение...

- да не утешайте вы, Алён, этого нарцисса... если бы он не включил меня в ЧС читателей у него было гораааздо больше... не понимает человек своего счастья... впрочем, отсутствие чувства юмора - это неизлечимый недуг... 
не говоря о том, что его наглые, хоть и наивные клеветнические инсинуации о моём творчестве могут оказаться для него же палкой о двух концах... :о\bg

PS
a propos, а что касается его фамилии, мне представляется, что её какая-нить ретивая паспортистка подпортила... а я, по доброте своей, просто попытался  восстановить историческую справедливость... :о)))bg

С моей фамилией всё просто. А вот псевдоним наводит на мысли, что существо гадит, чего-то опасаясь.

- о высоте птичьего полёта, херр фон Кац...

Алена, мне понравился перевод, но, как говорится, нет предела совершенству..
Я полностью согласна с Вашим визави Шутовым, ибо изучаю природу не только по энциклопедиям, но и путем личных наблюдений. 
Однажды оказалась в эпицентре совершенно волшебного явления: дикие гуси сели в тумане в наш сад. Они потеряли ориентацию, летали вокруг меня, хлопали крыльями. Туман и звук крыльев в нем - это было настолько иномирно..

По поводу разгоревшейся касательно Иван Михалыча дискуссии, хотелось бы уточнить для мосье Фонкаца, что слово "похер" пишут-таки слитно. На эту тему есть отличный анекдот про Вовочку. Но приводить его здесь не буду из соображений несоответствия духу китайской поэзии.
Боже, если запретят и Иван Михалыча, то это будет истинным апокалипсисом. Хотя Трикстеры должны выжить и в Апокалипсис, как мне кажется..

- спасибо, Мари, на добром слове... я действительно безобиднейший человек...:о)))bg - а вот Олег - обидчив чрезмерно... и это при том, что я о его стихах плохого не не говорил... впрочем, я никому такого не говорю...

Пожалуйста, моншер. Дааа, обидчивость - это не самое привлекательное и безобидное мужское качество. Сколько бед оно принесло миру..

- дауш, дауш... а вот и мнение компетентных специалистов -  "...при виде благополучия обидчика у обиженного вместе со злопамятностью может появиться и зависть. Часто отмечается и обратная связь: завидующие люди легко обижаются по любому поводу на того, кому завидуют. Кто завидлив, тот и обидлив, – говорят в народе.

«Когда сердце отравлено обидой и злобой, оно не способно по-христиански или во всей полноте любить близких и ближних. У других нет злобы, но есть устойчивое нежелание простить обиды или неприятности. Такие люди обычно говорят: «У меня давно всё перегорело, и я спокойно отношусь к этому человеку, но я никогда не буду иметь с ним общения». Это высшая гордыня, она хуже бурной ненависти»..."...

Амиго, Ваш оппонент, как я поняла, обиделся потому, что Вы, по его словам, глумились над его фамилией.
Его расстроенные чувства можно понять, потому что имя - это нечто намного большее, чем паспортные данные..
Кстати, я думала, что Фонкац - это псевдоним.

- ну, если я и "поглумился", то безо всякой злобы... :о))

PS
a propos, предложил я своей Моисевне написать на слух фамилию эту и она воспроизвела её,  exuse me,
раздельно...

Предполагаю, что исходя из этимологии этой фамилии, именно это когда-то и имелось в виду..

- на этом, Мари, и прекратим, пожалуй... а то и вы нарвётесь, не дай Бог... мне-то не привыкать... в отличие от вас, например, в случае с Буртяком, я остался непрощённым... :о))bg - a propos, и не только им...
благополучия не прощают...

Согласна)). Хорошо то, что хорошо кончается.

и это верно, Иван Михалыч, чем дальше, тем Ваши глумления все "младше и младше". ну что за детские дразнилки над фамилией? %.)...

п.с. а Буртяк тот еще гусь, ага, это он нас боицца ))

- моё "глумление" вызывает не фамилия, а снобизм их обладателей... кстати, на своей стр. я был сперва Чернышовым Иваном Михайловичем (О. Бедный-Горький), по чьей инициативе остался только ник, я не в курсе... а пан Буртяк - мастер историй, я согласен с ним... но и не более того... поэт он так себе и пародия моя на его стишок была вполне им заслуженной... :о)bg 

Мария, спасибо, что высказались, и поделились необыкновенной историей, оч. интересно.
а то я натыкаюсь все время на менее чудесные, охотничьи рассказы типа: "Погода была гусиная: холодный ветер, небольшой дождь, начинающийся время от времени, и низкая облачность с туманом, висящим под облаками.... новые и новые птицы выныривали из низких облаков и опускались к нашей присаде..."
однако, Вы точно почувствовали настроение — никто не обратил внимание, что здесь гусь одинокий, скорее всего отбившийся от стаи, потерявшийся (как Ваши гуси). и скорее всего поэт отождествляет его с собой...
хотя сначала я восприняла концовку оптимистично, поскольку в кит. поэзии гусь часто вестник, символ письма. однако носители пишут, что видят в концовке неожиданно печальный поворот, что, очевидно, и объясняется потерянностью, одинокостью лг среди спустившихся (сгустившихся) вокруг (башни) туч (только представьте). да, об этом прямо не говорится (каждый может додумывать образы по-своему), но прямоговорение вообще не принято у китайцев, в поэзии тем более.

(и да здравствуют трикстеры (не знала, что это так называется (похоже на Ли Бо)))

Алена, возможно, туман и тучи - это не одно и то же, все же...  В природе столько ньюансов. Туман вообще очень странная субстанция - какая-то пограничная, что ли. Может, именно это и сбивает гусей с курса, они попадают как бы в "межмирье".
Наверное, охотникам виднее..

Гусь настолько многогранный символ! Я знакома с Великим Гоготуном и солярной трактовкой. А вот сейчас прочитала, что гуси в китайской мифологии перевозят души умерших в загробный мир. Кстати, сказка про Иванушку, которого унесли гуси-лебеди, тоже на это намекает.

Про символ одиночества не слышала, но это кажется логичным - когда же человек еще более одинок, чем при переходе в мир иной...



Мария, весь этот символизм происходит, очевидно, из легенд, преданий, верований. гусь стал ассоциироваться с вестью после истории, когда во времена империи Хань (конец старой — начало новой эры) Су У, посол императора, долгое время провел в плену у гуннов и считался погибшим. он привязал свое послание к лапке гуся, летевшего на родину.
Гоготун это у египтян, но у разных народов свои представления, в Европейских странах часто связан с брачной символикой (как и лебеди, гуси выбирают пару на всю жизнь). в китайской поэзии символ одиночества, оторванности от стаи связан прежде всего с образом жизни китайских чиновников (в большинстве своем поэтов), которых каждые три года посылали на новое место службы, зачастую довольно далеко от родных мест.
кроме того, есть история с Ду Фу: за критические высказывания в адрес императора его понизили в должности и сослали на юг, и он написал:
Одинокий гусь не ест, не пьет,
только летает, кричит, думая о стае;
кто посочувствует ничтожной тени,
потерявшейся (оторванной от других)
в тысячеслойных облаках?
всматривается до предела, словно еще видит (стаю),
горюет бесконечно, словно еще слышит;
дикие вороны (образ черни) не понимают, что чувствует,
кричат, галдят, перебивая друг друга.

с загробным миром сложнее. до Ханьских времен (до появления буддизма) в народных верованиях, возможно под влиянием даосизма (появившегося в 6 в до н. э.), существовали представления о душе, остающейся жить после смерти человека, состоящей из двух частей: духовной хунь (отвечающей за сознание) и телесной по (отвечающей за состояние тела), соответственно светлое и темное начала, ян и инь, куда без них. после смерти по отправлялась в подземный загробный мир, царство мертвых, Желтый источник, хунь возносилась на небо ("Эфир хунь возвращается на небо, а по (в виде тени) возвращается в землю" ).
однако, согласно даосам, человек при жизни с помощью опред. практик мог достичь бессмертия и стать святым (сянем (бывают разных типов: небесные бессмертные (тянь сянъ), земные бессмертные (ди сянъ) и бессмертные, освободившиеся от трупа (ши цзе сянъ)), которые были небожителями и летали (возносились в небеса) на журавлях, вкратце ))
про Иванушку пишут, что он был инициирован, Аленушка были жрицей, которая ему в этом помогала, не поняла только, куда инициирован ))

Алена, спасибо за интересный рассказ о представлениях китайцев о строении микрокосма. Оно близко к шаманизму, как мне видится.

Я нахожу много точек пересечения смыслов в мифологиях различных культур. И у египтян, и у финнов микрокосм состоит из девяти составляющих. И все эти части имеют свое "посмертие".
Гусь и другие водоплавающих (утки, например) у многих народов связаны с космогонией. Великий Гоготун и уточка, достающая землю из Океана, по сути, творители нашего проявленного мира, упорядующие космос из хаоса. 

Ужасно разговаривать об этом с материалистами.. Одной знакомой даме, орнитологу, рассказала о том, что исландская утка-погоныш может закапываться в землю, превращаясь в червя. Она меня отругала за дремучесть. Мол, погоныш - не утка, у него нет перепонок на лапках, да и в землю он не закапывается. Темный, невежественный народ, кто такое сочиняет и в это верит))).

Русские народные сказки - это отдельная сокровищница. Хочу набрать себе в библиотеке книжек необработанного фольклора и, как Шерлок Холмс или утка-погоныш, закопаться в них в поисках зерен мудрости).

По поводу толкования сказки "Гуси-лебеди". В принципе, может быть и так истолковано. Инициация - это всегда смерть старого и рождение в новом качестве. Это могут быть самые разные вещи. Даже замужество для женщины как смерть в своем роду и рождение в роду мужа.
Иванушка улетел с гусями-лебедями, то есть погиб, дезинтегрировался как личность, и потом возродился, благодаря Аленушке, которая его "отыскала и вернула". Вполне адекватное толкование.
Аленушка может быть и жрицей, и просто другом или близким человеком, который помог пережить герою глубинную трансформацию и не погибнуть в ней. А потерять себя можно ох как легко, знаю не понаслышке..

К сожалению, у меня нет никакого адаптера к китайской традиции.. Хотя есть. Как-то давно в Эрмитаже я видела небольшую скльптурку из слоновой кости, которая меня просто потрясла. Там был изображен череп, а на него карабкались лягушки. Много лягушек. Что бы это могло значить.. Может, тоже смерть и возрождение? 
Интересно было бы поизучать китайскую мифологию, но невозможно объять необъятное. Это целая вселенная, а я душой, все же, на Севере, а там тоже своя вселенная..

лягушка как символ трансформации: из икринки в головастика и затем в земноводное, к тому же живущее в двух разных средах (мирах)?
между прочим, Мария, если считать Бабу-Ягу существом загробного мира, посредником между царством мертвых и живых, а гусей-лебедей ее помощниками, то вполне можно представить реальную подоплеку этой сказки: возвращение мальчика из потустороннего мира. 
подобная подоплека есть и у китайцев, представления которых о загробном мире складывались из воспоминаний "воскресших после смерти", когда человек на грани, во сне или болезни, или бессознательном состоянии, похожем на смерть, "вернувшись", рассказывал о виденном "там". такие воспоминания запечатлены в древних китайских сборниках прозы сяошо. и часто описывается встреча с вестниками из загробного управления, которые забирают души с собой и т.д. 
наверное, я рассуждаю как материалист ))
спасибо за тему,

О, значит и у китайцев так же)). Я одно время много путешествовала по Скандинавии и Финляндии и как-то в Турку мне рассказали одну интересность: при реставрации собора в каменной кладке находили крошечные гробики, а в них - завернутые в какие-то тряпки кости жаб или лягушек.
Спросила у одной знакомой из тамошнего универа - что это может быть? Объяснила, что для лечения и порч пользовались такими артефактами.. Так что да, тема смерти и возрождения или трансформации всплывает. Но плотно не занималась этим вопросом. Хотя интересно.
Я сама побывала в потустороннем мире. Причем, довольно долго там находилась. Так что, миф об Иштар, о том, как она спускается в нижний мир, и сначала с нее снимают амулеты, потом одежду, а потом голой вешают за ребро на крюк - очень точное описание (символически, конечно), как это происходит.

Алена, открыли бы тему в салоне о символизме). Вы не как материалист рассуждаете, и это очень приятно)).